Обобщение опыта работы по использованию современных образовательных технологий и методик, и эффективное их применение в практической профессиональной деятельности учителем начальных классов
Канишевой Марианной Александровной
Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современном учебном заведении. Исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
· школа является важнейшим фактором развития личности;
· школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
· систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии школы мы сегодня будем говорить о педагогических (образовательных) технологиях . В педагогике всегда возникали вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование -производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
* диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
* экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
* алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
* корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
* применение различной техники и разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
* традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
* игровые технологии;
* тестовые технологии;
* модульно-блочные технологии;
* интегральные технологии и т.п.;
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?
Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.
Ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.
Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
· ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
· самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
· самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.
Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:
1. обучение в сотрудничестве
2. метод проектов
3. игровые технологии
4. дифференцированный подход к обучению.
Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать
индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к
профессиональному и социальному самоопределению.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник
в самом начале XX века. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к
определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и
умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять
свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее
решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения
индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых
методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В
отличие от игры вообще педагогические
игры обладают
существенным признаком - четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Обучение в сотрудничестве (командная,
групповая работа). Сотрудничество
трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть
индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка
к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять
психолого-педагогические диагностики личности.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
· Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
· Актуализируются полученные опыт и знания;
· Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
· Повышается ответственность за результат коллективной работы;
· Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Информационно-коммуникационные технологии. Изменение
и неограниченное обогащение содержания образования, использование
интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно
во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную
деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала,
выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО,
что дает положительные результаты в обучении.
Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности
учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок
способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и
творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения. В
условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классно-урочная система)
В перспективе я планирую продолжать работу по использованию современных
образовательных технологий в воспитании и образовании студентов. Хочется
отметить, что все образовательные технологии взаимосвязаны между
собой. И только та технология даст необходимый результат, которая
одухотворена её главным автором – Педагогом! Каждый педагог –
творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога,
научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным
ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Как я указывала выше, изучив современных образовательных технологий и методики, я остановилась на самых актуальных и эффективных, на мой взгляд, технологиях и методиках, которые использую в своей практической профессиональной деятельности учителя начальных классов. Но сначала я изучила теорию и методику их применения.
В своей работе использую следующие современные образовательные технологий и методики
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.