Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности"
Оценка 4.9

Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности"

Оценка 4.9
Документация
docx
окружающий мир
5 кл—6 кл
26.11.2020
Обобщение опыта работы по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности"
опыт работы по теме:"Развитие познавательных способностей детей старшего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности"
Обобщение опыта работы для Знанио.ру.docx

Обобщение опыта работы

по теме:

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

 

 

IАктуальность опыта работы

 

      Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши  дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Хочется, чтобы  наши воспитанники выросли любознательными, самостоятельными, общительными, творческими личностями, которые сумеют разобраться в окружающей обстановке, решить разные проблемы, которые могут возникнуть у них на пути.

В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров стоит именно любознательность. Ребёнок - дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей,  склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём.

       ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.        

Зачастую ребёнок открывает окружающий мир через личные ощущения, действия, переживания. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Развивающемуся уму ребёнка необходимо постоянное взаимодействие с творческими познавательно-исследовательскими задачами.                                                                                                                      

Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию.

На практике взрослые больше всего используют в своей деятельности с дошкольниками  форму прямого обучения, ведь гораздо проще самим рассказать детям определенные сведения по занятию, чем спроектировать и организовать процесс, направленный на самостоятельное обследование объекта и постепенное получение дошкольником  положительного или отрицательного результата. Такое обучение можно назвать пассивным, во время которого ребенок просто слушает, запоминает, но сам в  изучении и непосредственном обследовании объекта не участвует. Если использовать  способ пассивного обучения, то  у детей не имеется шансов повысить  познавательную самостоятельность. Следовательно, в дальнейшем у них будет слабо развита  познавательная активность.

Наряду с этим, наблюдается противоречие между объективной потребностью в развитии познавательной активности дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной теоретической и практической разработанностью, доступной для применения в детском саду, экспериментальной деятельности.

Содержание опыта работы по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» поможет преодолеть вышеназванное противоречие.    

 

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством  широкого внедрения в образовательный процесс детского сада экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

 

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2017-2020 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, формулировалась тема опыта работы, изучались и анализировались педагогические источники по выбранной проблеме. Осуществлялся подбор диагностического материала для выявления уровня сформированности познавательной активности детей.

На формирующем этапе была проведена  проверка эффективности использования метода экспериментирования в процессе развития познавательной активности дошкольников.

На заключительном этапе проводился анализ и обработка полученных результатов работы.  Диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

 

Теоретическая база опыта

 

       Формирование  познавательной активности дошкольников, как один из главных факторов всестороннего развития постоянно привлекает внимание учёных и исследователей - практиков. 

В процессе работы над опытом были  изучены следующие понятия:

  1. «познавательная активность»
  2. «экспериментальная деятельность».

Раскрытие понятия «познавательная активность» начинается с научного изучения термина «активность».  В толковом словаре С. И. Ожегова, активный -  обозначает энергичный, деятельный.

В содержании понятия «познавательная активность» включается несколько направлений.  Так, например, педагоги прошлого, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо, целостно рассматривали познавательную активность как развитие ребёнка и определяли её как естественное стремление детей к познанию.  А современные учёные, такие как Г.И.Щукина, Н.Н., Л.А. Венгер определяют «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление к познанию, но при этом качеством личности «познавательная активность» становится при проявлении устойчивого стремления к познанию.

Исследования, отражённые в педагогической литературе, показывают,  что познавательная деятельность - главная деятельность дошкольников, в ходе  которой происходит  процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений.

Исследования учёных показывают, что познавательная активность не является врождённой,  а формируется у человека на протяжении всей его сознательной жизни. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуальными особенностями и  созданной развивающей предметно- пространственной средой для всестороннего развития и воспитания. Таким образом, познавательное развитие детей может быть только лишь при условиях формирования у них познавательного отношения к окружающему миру и умений хорошо ориентироваться в разнообразии  окружающих предметов, благодаря которым,  дети получают возможность стать субъектом индивидуальной  познавательной деятельности.

Большое значение имеет способность ребёнка самостоятельно находить для себя объект познания, реализовать свой замысел, выработать своё суждение, отстаивать свою точку зрения, проявляя при этом изобретательность и творчество. Познавательная активность ребёнка старшего дошкольного возраста  может проявляться в его желании что-то самостоятельно сделать, изменить, открыть, узнать что- то новое для себя.

        Понятие «экспериментальная деятельность»  состоит из:

1.       Детское экспериментирование.

2.       Деятельность.

Детское экспериментирование  Н.Н. Поддъяков рассматривал, как активно – преобразующую деятельность детей, существенно изменяющую исследуемые объекты: «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам». По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями».

Ребенок – дошкольник, по своей сути, является исследователем, проявляя активный интерес к познавательно- исследовательской деятельности, а именно к экспериментальной.

 В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «деятельность»  обозначается как  специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Аакадемик Н.Н. Поддьяков считал, что «….в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружение его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Практика показывает, что в повседневной жизни дети самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Малыши разбирают игрушки, наблюдают за брошенными в воду предметами (тонет - не тонет), нюхают, трогают, даже пробуют языком различные  предметы, но ведь это очень опасно. Опасность такой самостоятельности состоит в том, что ребёнок еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент, который организует педагог, безопасен для ребенка, но, в то же время, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их применения в собственной жизни. Первоначально, дети экспериментируют в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем нужные материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного проведения опытов и экспериментов ребенком, если это безопасно для его здоровья. Именно поэтому, в детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям: доступность приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в проведении эксперимента.

        В ходе экспериментирования ребенку нужно ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать и, что получится в результате.  Экспериментальная деятельность, зачастую, всегда вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), повышает познавательную активность и развивает любознательность ребенка, активизирует и усиливает восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с правилами жизни в обществе и т.п.

        В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

        Все исследователи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста   определяют основную особенность этой познавательной деятельности: малыш обследует и  познает объект в ходе непосредственной  деятельности с ним, при этом все выполняемые им действия выполняют познавательную и исследовательскую функцию, где создаются условия, в которых  действенно открываются свойства изучаемого объекта. Практика показывает, что запоминается все надолго и прочно, когда человек это услышал, увидел и сделал сам. Участие в исследованиях и экспериментах дают ребенку - дошкольнику реальную  возможность самому ответить на вопросы «как?» и «почему?».

        Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно сделать вывод  о том, что необходимо расширить  знания и изучить методики экспериментальной деятельности  в детском саду более углубленно. Ведь в наше время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Отсюда вытекает необходимость расширять и обогащать знания о данном методе обучения для развития познавательной активности, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

 

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы  применения методов и приёмов экспериментальной деятельности, нацеленной на развитие познавательной активности дошкольников.

 

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми старших групп, при организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности по познавательному развитию, независимо от определенного учебно - методического комплекта.

 

II. Описание опыта

 

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).

 

          Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под ред. Вераксы, изучив новинки методической литературы, провела диагностику. Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

 

 После проведенной диагностики сделала вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Составила дополнительную программу по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» на основе программы «Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбиной, разработала перспективный план работы (приложение1), конспекты НООД и развлечений (приложение 2),  составила картотеку опытов и экспериментов (приложение 3), разработала план мероприятий по взаимодействию с родителями.  (Приложение 5) и педагогами ДОУ (Приложение 6)

 

        Целью педагогической деятельности по реализации данного опыта является развитие познавательной активности детей  дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством  экспериментирования.

2. Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

3. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации экспериментирования.

4. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, выдвигать гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

5.Создание условий для проведения экспериментов, нацеленных на развитие познавательной активности дошкольников.

 

Свою работу строила на основе следующих принципов:

Принцип научности:

 предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии  и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Формы работы

Содержание работы реализуется в трех блоках педагогического процесса:

Ø специально организованная образовательная деятельность образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ребенок открывает мир природы», с включенными опытами по заданной теме (НОД);

Ø совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

Ø свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?»

А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее представления.

        Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

        В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

       Важнейшим условием при проведении НООД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и обеспечить содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

       Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

При проведении опытов соблюдается следующая структура:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов.

Такая система работы помогает  активизировать мыслительную           деятельность дошкольников, направляет детей к самостоятельным исследованиям.

 

        Формы работы по опытно – экспериментальной деятельности с детьми.

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, проектная деятельность, исследовательские лаборатории, досуги и праздники с привлечением родителей.

В условиях детского сада использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, они практически безопасны;

в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

Ø внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

Ø тайна, сюрприз;

Ø мотив помощи;

Ø  познавательный момент (почему так?);

Ø  ситуация выбора.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: «Волшебница - Вода» проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Делаем фонтан», «Очистим воду», «Цветные льдинки» и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Давала время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.

В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например: фиксирование результатов, графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач осуществляла в 2 вариантах:

Ø дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

Ø дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончании дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (помыть и убрать оборудование, протереть столы, собрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

Ø особенностями изучаемого явления;

Ø наличием свободного времени;

Ø состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности;

Ø если дети устали, эксперимент прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

 

Методы и приемы работы

 

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников использую комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове, тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают

ощущать связь природы с жизнью, с собой.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

Ø наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; - за изменением и преобразованием объектов;

Ø словесные (использование проблемных и познавательных вопросов, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);

Ø практические (разнообразное обследование предмета, игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ).

Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные методы:

Ø использование элементов ТРИЗ (при проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды использовала прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды);

Ø метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы;

Ø использование метода моделирования и конструирования.

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Большое значение придаю игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто тебя позвал?», «Ходит, плавает, летает» и другие.

Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо - плохо», «Это кто к нам пришёл?») развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты , игры-эксперименты, такие как «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.) побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Для наиболее полного изучения, какого – либо явления или предмета, использую метод проектов. Данный метод позволяет делить информацию на мелкие части, проводить серии опытов, устанавливать связи между условиями и результатами деятельности. Та были реализованы проекты: «Лаборатория  Почемучкина», «Почемучки – исследователи». (Приложение №4).

 

Предметно-пространственная среда

 

Одним из главных условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно – пространственной развивающей среды. ППС окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В своей группе организовала центр «Наука и природа», в который входила мини – лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях и уголок экспериментирования, для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы 

Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещала коллекцию полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочную литературу. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями.

Помимо подвижного уголка экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводилась детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:  «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Пластмасса», «Резина».

При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:

Ø безопасность для жизни и здоровья детей;

Ø достаточность;

Ø доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования менялся в соответствии с планом работы.

 

 

Свою работу по развитию  экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

 

1. живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости  от измерения температуры.

 

2. неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные  опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее

замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

 

3.  человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) .  Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

           Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

 3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.   В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.

 Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В -  третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

Постановка проблемы;

Поиск путей решения проблемы;

Проверка гипотез, предположений;

Обсуждение увиденных полученных результатов;

Формулировка выводов;

 Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

 

Результативность

         В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

        Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

        Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

       Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

       Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

 

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

Ø во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

Ø во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

Ø в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

Ø в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме; оформлена серия наглядной информации для родителей; проведены индивидуальные и групповые консультации; использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций; совместные досуги;  обмен опытом.

 

III. Результативность опыта

На завершающем этапе с детьми старшей и подготовительной к школе группы проводилась диагностика для того, чтобы выявить полученный результат, итог целенаправленной и систематической работы по развитию познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности.

Результаты диагностики (за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования А.И. Иванова «Живая экология»)  показывают, что познавательная активность у детей  подготовительной группы значительно повысилась:

        Результаты диагностики по развитию познавательной активности детей представлены в таблице:

 

Годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2018-2019уч. г.

0 %

37.5 %

62.5%

2019-2020уч. г.

81.2%

18.8%

0%

 

Итоги данной диагностики свидетельствуют о развитии у детей познавательной активности. У дошкольников развиты такие качества, как любознательность, сформированы познавательные интересы, познавательная потребность, большинство детей могут выделять существенные признаки предметов и явлений, делать самостоятельно выводы и умозаключения, выдвигать гипотезы.

Таким образом, положительные результаты по итогам диагностики свидетельствуют об эффективности организации экспериментальной деятельности дошкольников: разработанная и апробированная на практике система доказала свою эффективность в  развитии познавательной активности дошкольников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

        Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов;    речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

        Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

         Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

 

Литература

1.  ДыбинаО.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

3.  Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»

 

4. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

 

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

 

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

 

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-128с.

 

8.  Бостельман А., Финк М. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. «Экспериментируем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду.

9. интернет сайты.

 

 

 


 

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию

Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию

Формирование познавательной активности дошкольников, как один из главных факторов всестороннего развития постоянно привлекает внимание учёных и исследователей - практиков

Формирование познавательной активности дошкольников, как один из главных факторов всестороннего развития постоянно привлекает внимание учёных и исследователей - практиков

По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями»

По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями»

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В

Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и…

Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и…

Познавательное развитие» в разделе «Ребенок открывает мир природы», с включенными опытами по заданной теме (НОД); Ø совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со…

Познавательное развитие» в разделе «Ребенок открывает мир природы», с включенными опытами по заданной теме (НОД); Ø совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со…

Такая система работы помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, направляет детей к самостоятельным исследованиям

Такая система работы помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, направляет детей к самостоятельным исследованиям

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать

В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и…

В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и…

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и…

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и…

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал

Литература 1. ДыбинаО.В. Ребёнок и окружающий мир

Литература 1. ДыбинаО.В. Ребёнок и окружающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020