Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Дюймовочка»
Курского муниципального района
Ставропольского края
dskanovo5@mail.ru – электронный адрес
mdou5kanovo.ucoz.ru – сайт
Проектная деятельность
по физическому развитию
в средней группе
нестандартное оборудование
«Осьминожки здоровья».
Мастер – класс.
Зайцева Людмила Михайловна
воспитатель средней группы без категории
Ставропольский край, Курский район, с. Каново,
ул.Школьная, 35
тел. дом. 887964 7-11-31
тел. Раб.887964 7-12-58
2021г
Проект на тему:
ЗОЖ в средней группе детского сада
Проект по теме: Формирование здорового образа жизни в детском саду (Средняя группа)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: Формирование здорового образа жизни. Нестандартное оборудование
«Осьминожки здоровья»
2. Проект реализован: воспитателем средней группы – Зайцевой Л.М..
3. Вид проекта: познавательно-игровой
по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети средней группы
воспитатель группы, родители воспитанников.
5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один месяц).
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов,
медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей –
подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего,
потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных
регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех
болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С
раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,
заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом,
добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и
активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители
воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более
легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о
пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима
питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими
лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать
жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без
активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала
детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением
уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения
дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства,
когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При
профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка
укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить
и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на
сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные
жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои
физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать
ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у
детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости,
что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в
воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ
ПРОЕКТА.
В течении месяца с детьми средней группы проводились тематические беседы о
здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух
на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.
Одним из важнейших критериев здорового образа жизни является правильное
питание!
Во время ознакомления с художественной литературой
обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ
жизни.
В образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные,
дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по оздоровлению ребят: умывание,
полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем
воздухе.
Для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового
образа жизни детей среднего возраста, оформлялся наглядный материал в
родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта:
сохранение и укрепление здоровья детей, способствовать формированию
сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников
проекта.
Задачи проекта:
повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и
методы физкультурно-оздоровительной работы;
продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных
мероприятий;
повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
воспитание нравственного поведения;
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.;
организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического развития
детей.
Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной
нагрузки.
3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном
учреждении.
4. Совершенствование системы физического воспитания.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного
процесса.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования,
ориентированного на укрепление здоровья детей.
9. Проведение мониторинга здоровья.
Предполагаемые результаты проекта:
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной
физкультурно-оздоровительной работы;
Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей
эффективность оздоровительной работы;
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
План
работы над проектом:
Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной
направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с
методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по
темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная
гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем
воздухе, полоскание горла , умывание , воздушные ванны, хождение по дорожке здоровья
.
Самостоятельная
деятельность:
подготовка и изготовление нестандартного оборудования «Осьминожки здоровья».
Работа с родителями: выставка познавательной литературы по
физическому
развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации по темам:
«О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,
«Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам», изготовление нестандартного
оборудования для дыхательных путей « Осьминожки здоровья» .
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Поставленные задачи реализуются через применение
здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру
воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению
состояния переутомления;
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой
педагога с детьми;
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе
о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Тематические беседы с детьми:
«Как нужно заботиться о своем здоровье».
«Чистота — залог здоровья».
«Полезно – не полезно».
«Личная гигиена».
«О здоровой пище».
Ознакомление с литературой:
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Стихотворения о здоровье
А. Барто «Девочка чумазая»
К. Чуковский «Мойдодыр»
Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
Игровая деятельность:
Название игры, цель
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
2. «Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3. «Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4. Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек»,
«Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5. «Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
6. Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7. «Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
8. «Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных
движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять
равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9. «Развитие движения у детей дошкольного возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции,
формировать умение правильной осанки.
10. «В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем
здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Самостоятельная
и совместная художественно-продуктивная деятельность:
Рисование карандашами, фломастерами, мелками.
Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
Оздоровительные мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны,
хождение босиком по дорожке здоровья;
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Наблюдения, экскурсии:
Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к
играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в
себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в
зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в
групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и
целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать
спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – в любое свободное время в зависимости от интенсивности
зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ
педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об
обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Формы
организации здоровьесберегающей работы:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика под музыку (традиционная, дыхательная)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
спортивные досуги, развлечения.
оздоровительные процедуры и т.д.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были
получены следующие результаты:
У детей средней группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья, самостоятельно овладели
методикой полоскания рта, охотно использую дидактическую игру на развитие и
укрепление дыхательных путей «Осьминожки» изготовленные совместно с детьми,
испытывая при этом удовольствие, вдыхать и выдыхать воздух на щупальца
осьминожек, изображать движения осьминожки в пространстве группы( океана); так
же умывание рук по локоть, полоскание рта, играют с водой.
Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с
мячом, ползают, лазают по спортивному турнику не только в группе, но и на улице.
Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная
ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой,
физкультурой, принимать участие в оздоровительных процедурах.
Познавательная
ценность проекта:
У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
Расширилось представление о оздоровительных мероприятиях.
Проявилось творчество и фантазия при изготовлении нестандартного проекта «
Осьминожки».
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать
систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых
совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в
этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику
здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья
дошкольников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.