Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"
Оценка 4.6

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +3
pdf
физическая культура
5 кл—11 кл
11.12.2019
Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"
Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе". Учитель высшей категории по физической культуре МБОУ гимназии №45 Циклаури Нугзар Павлович. Упражнения в метании, принадлежа вместе с бегом к самым древним физическим упражнениям, вполне соответствуют строению тех конечностей, которыми главным образом производятся эти упражнения. Верхняя конечность при верхней опоре (в стоячем положении человека) отличается большой подвижностью во всех своих суставах. В одном плечевом суставе дуга движений равняется 65° (а повороты — 85—88°), а вместе с движениями, существующими между плечевым поясом и туловищем, дуги эти превышают 200°; в локтевом, луче-локтевом и кистевом суставах дуги движений равняются около 140°. Нигде, ни в какой другой части человеческого тела нет таких больших дуг движений, как именно в верхней конечности.
Обобщение педагогического опыта-техника мяча.pdf

Обобщение педагогического опыта,

Обучение техники метания мяча в

ШКОЛе,

Автор: учитель высшей категории по физической культуре МБОУ гимназии №45

Циклаури Нугзар Павлович,

г, Владикавказ, 2016га

Упражнения в метании, принадлежа вместе с бегом к самым древним физическим упражнениям, вполне соответствуют строению тех конечностей, которыми главным образом производятся эти упражнения. Верхняя конечность при верхней опоре (в стоячем положении человека) отличается большой подвижностью во всех своих суставах. В одном плечевом суставе дуга движений равняется 65 0 (а повороты — 85—88 0 ), а вместе с движениями, существующими между плечевым поясом и туловищем, дуги эти превышают 200 0 ' в локтевом, лучелоктевом и кистевом суставах дуги движений равняются около 140 0 . Нигде, ни в какой другой части человеческого тела нет таких больших дуг движений, как именно в верхней конечности. При этих движениях в плечевом суставе сгибатели почти равны разгибателям по проявляемой ими силе (сгибатели: поперечник — 24,0 кв. см, опора — 49,60 кв. см, поверхность приложения сил— 13,74 кв. см; разгибатели: поперечник— 23,5 кв. см, опора — 82,63 кв. см, поверхность приложения сил — 9,31 кв. см); мышцы, поворачивающие конечность внутрь, гораздо сильнее мышц, поворачивающих ее наружу (поворачивающие внутрь: поперечник — 38.2 кв. см, опора— 193,32 кв. см, поверхность приложения сил— 14,41 кв. см; у поворачивающих наружу: поперечник— 22,3 кв. см, опора — 97,61 кв. см, поверхность приложения сил — 7,65 кв. см). В локтевом суставе разгибатели сильнее сгибателей (разгибатели: поперечник — 31,8 кв. см, опора — 63,39 кв. см, поверхность приложения сил—14,ОЗ кв. см; у сгибателей: поперечник — 20.3 кв. см, опора — 69,7 кв. см, поверхность приложения сил — 7,14 кв. см); точно так же и мышцы, поворачивающие предплечье наружу, сильнее развиты, чем поворачивающие его внутрь

(поворачивающие наружу: поперечник— 17,51 кв. см, опора — 36,92 кв. см, поверхность приложения сил — 46,09 кв. см; поворачивающие внутрь: поперечник —8,1 кв. см, опора —24,84 кв. см, поверхность приложения сил — 20,77 кв. см). В кистевом суставе сгибатели сильнее разгибателей (сгибатели: поперечник — 10,3 кв. см, опора — 31,92 кв. см, поверхность приложения 1,06 кв. см; разгибатели: поперечник — 9,6 кв. см, опора 20,13 кв.см, поверхность приложения сил — 1,35 кв. см.

По этим отношениям видно, что наибольшие и движений в плечевом суставе вместе с плечевым поясом (здесь существуют все движения: сгибание, отведение, поворот и круговые движения) производятся длинным рычагом в виде всей конечности, которая может передвигаться с большим размахом. сравнительно с другими суставами верхней конечности движения здесь более грубые и по большей дуге, поэтому метания через большое расстояние или на большую высоту производятся в этом суставе. Более тонкие движения, которые можно направлять с большей точностью и сильно видоизменять, будут в кистевом суставе, а также в локтелучевом; в первом круговые движения, а во втором повороты допускают очень ловкие действия с точными оттенками и переходами. Все закручивания и завинчивания производятся поворотом наружу в локтелучевом суставе, ибо при этом повороте можно проявить большую силу, нежели при повороте внутрь. Разгибанием предплечья и сгибанием кисти можно также проявить большую силу, чем противоположными движениями, как это видно из приведенных чисел; при пилении главное активное действие производится разгибанием в локтевом суставе, соответственно этому направлены и зубцы пилы. При сгибании в локтевом суставе возможно проявить большую силу, если при этом движении направлять предплечье несколько наружу. Последнее явление зависит от того, что жолоб, находящийся на блоковидной поверхности головки локтевого сустава, направлен винтообразно внутрь, следовательно, при передвижении локтевой ямки с отклонением наружу суставные хрящевые поверхности тесно сжимаются, усиленное вследствие этого трение увеличивает опору и делает возможным проявление большей силы. Кисть укрепляется на предплечье всего тверже тогда, когда вследствие поворота предплечья внутрь ладонная ее поверхность направлена кпереди; при этом кости предплечья перекрещиваются и в таком положении сильнее укрепляются. Твердая опора сдаваемая в последнем случае для кисти, позволяет хорошо управлять ею, производить движения с большей точностью и определенностью, по строго намеченному направлению и с точно определенной силой. Все эти механические данные хорошо выясняют различные способы, применяемые при метании.

При метании можно различать: 1) метание вверх, 2) вперед, в стороны и назад и З) метание с размахом. Толчок метаемому телу всегда дается в кистевом суставе, размах же, который может предшествовать этому толчку, производится либо в локтевом или плечевом суставе, либо

последовательно и в том, и в другом.

1.                При метании вверх предплечье устанавливается в горизонтальном положении, образуя прямой угол с плечом и направляя ладонную поверхность кверху, а тыльную вниз. Чем более укреплено предплечье, тем точнее, определеннее и сильнее можно произвести кистью толчок, которым отталкивается метаемое тело. Размах, предшествующий толчку кистью, увеличивает быстроту и силу производимого действия. При метании вверх проявляется относительно меньше силы, ибо кисть менее выгодно укреплена на горизонтально расположенном предплечье, да и воздушный столб сопротивляется подымающемуся телу вертикально под прямым углом, что значительно уменьшает силу его полета. Бросить камень в полфунта весом на высоту от 18,28 (60 фут.) до 21,33 м (70 фут.) не должно потребовать особенного напряжения у молодого человека под конец школьного возраста.

2.                При метании вперед предплечье устанавливается вертикально, оно образует более или менее острый угол с плечом; кисть обращена ладонью вперед. В этом положении, как уже сказано, предплечье всего выгоднее укрепляется вследствие перекрещивания расположенных здесь костей. При метании в стороны (вправо, влево) кисть с предплечьем направляется в соответственную сторону, кости раскручиваются, и поэтому опора для кисти становится менее твердой, а самое упражнение требует большего напряжения. При метании назад ладонная поверхность кисти и предплечье направляются назад, кости предплечья располагаются параллельно; подпора будет всего менее твердой, поэтому это движение требует еще большего напряжения. При метании вперед метаемое тело описывает параболическую линию; оно направлялось бы по прямой линии, если бы тяжесть метаемого тела не приближала его к почве. Наибольшее расстояние тело пролетит, если его направить под углом в 45 0 , но при этом не берется в расчет вес тела: вместе с увеличением веса последнего угол, под которым его следует метать, несколько увеличивается.

При метании с размахом быстрота и сила увеличиваются. Всего точнее и более соответственно намеченной цели производится метание вперед, ибо при этом всего лучше можно укрепить кисть, движением которой направляется метаемое тело; труднее метать в стороны и всего труднее назад. В последнем случае метание производится без контроля зрительных впечатлений, а только руководствуясь МЬШјечНЫМ ощущением и запоминанием расстояния, через которое предмет перебрасывается; все это затрудняет метание назад.

З. Размах при метании может быть малый и большой; малый размах производится в локтевом суставе, большой — в плечевом суставе и между плечевым поясом и туловищем. В последнем случае размах опять же может быть двух родов: в одном случае рука проводится снизу и сзади вверх и над головой вперед, в другом — рука располагается сзади спины, причем тыльная поверхность кисти направлена к спине; из последнего положения рука дугообразно передвигается вперед, обращая ладонную поверхность кисти вперед и кверху. Из всех этих трех форм малый размах в локтевом суставе производится только при метании в цель на небольшом расстоянии; большой размах сверху производится при метании вперед, в особенности при метании в цель на большом расстоянии; большой размах снизу применяется при метании вверх или на далекое расстояние. Размах еще увеличивается разбегом в несколько шагов и небольшим поворотом туловища вперед. во всех случаях направление метаемому телу дается движением в кистевом суставе под конец размаха. Размах снизу производится мышцами сгибающими, поворачивающими внутрь и приводящими в плечевом суставе и в плечевом поясе; они отличаются наибольшей длиной своих волокон и в совокупности очень большой опорой, так что могут проявить большую силу и действовать по большой дуге. При всех метаниях с большим размахом необходимо, чтобы вся конечность действовала как один цельный рычаг, так что во время размаха не допускаются никакие движения между отдельными частями конечности, а только в плечевом суставе и между плечевым поясом и туловищем.

во время метания следует приучиться укреплять центр тяжести тела на одной ноге, так, чтобы другой возможно бЫЛО быстро изменять занимаемое положение и тем увеличить ловкость действий. Нога, на которой тело укрепляется, устанавливается назад, а другая нога, не отягощенная весом тела, располагается спереди. Поэтому для укрепления центра тяжести посредине между метающей рукой и ногой, готовой к перемещению, тело устанавливается над ногой одной стороны с метающей рукой. При упражнениях необходимо приучить занимающегося опираться на одной и на другой ноге, а также и на обеих ногах, чтобы сравнением оценить на опыте значение каждого из применяемых способов метания, а вместе с тем содействовать возможно более гармоническому развитию тела и умению владеть им при самых разнообразных условиях.

Самым выгодным предметом для упражнения в метании будет мяч, ибо, как телом сферическим, им удобно можно действовать и направлять в определенную цель. Употребляются при упражнениях каучуковые мячи или приготовленные из шерсти. Для школьного возраста берется черный каучуковый мяч средней величины (поперечник — 6 см), окружность — 20,5 см, вес —78,75 грамма (2 унции 5 драхм аптекарского веса). Их нельзя держать в таком месте, где бывает холодно или сильный жар (на ярком солнце они становятся хрупкими), ибо они тогда теряют свою упругость. Можно мяч еще приготовить следующим образом: грубые шерстяные нитки кладут на ночь в воду, наматывают их затем чрезвычайно плотно на круглый кусок пробки; таким образом полученный клубок завертывают в бумагу, связывают его веревкой и помещают в духовую печь; в печи его оставляют до тех пор, пока бумага примет темно-желтый цвет. После этого бумагу удаляют, и клубок туго обтягивают мягкой мокрой кожей. Высохший мяч должен иметь около 9 дюймов (23 см) в окружности, вес его будет равняться около 5,5 унции (165 г). Вместо шерсти можно взять и пеньку, а кусок пробки заменить сухой сердцевиной бузины; такой мяч будет несколько менее упругим.

Упражнения в метании должны производиться как одной, так и другой рукой совершенно равномерно, как и все упражнения, производимые различными частями органов движений. Все органы движений парны, и только при полной гармонии их развития возможно точное сравнение ПРОИЗВОДИМЫХ ими движений. Чем точнее сравнение производимых ими действий, тем тоньше оценка и тем вернее определение степени и качества производимой ими работы. Самыми элементарными формами метания будут: метание вверх, вниз, вперед (в стену), вправо, влево и назад. Первоначально занимающийся приучается к приемам, а затем он производит различные формы метания в определенном порядке, называемые обыкновенно школой мяча. После ознакомления со школой мяча упражнения эти повторяются с более строгим распределением их по времени. Для этого применяется метроном; начинаются упражнения со скоростью от 30 до 40 движений в минуту и доходят постепенно до скорости 80 движений в минуту. Упражнения эти по метроному требуют уже умения сосредоточивать свое внимание над производимым действием и первоначально довольно скоро утомляют занимающихся.

Рассмотрим последовательно: 1) школу мяча, П) метание рядами, Ш) метание в цель. Ш) метание в круге и V) метание на расстояние (вперед, в стороны и назад).

1) Школа мяча *. Упражнения и игры в мяч известны с самых древних времен. В греческих играх уже применялись мячи различного вида и формы. Эти игры и упражнения можно разнообразить до бесконечности, и дети, освоившись немного с мячом, всегда с удовольствием и с большой пользой для себя будут им заниматься. Все упражнения и игры с мячом сводятся, главным образом, к тому, чтобы бросать мяч в различных направлениях и ловить различными способами. Давая ребенку мяч в руки, необходимо сообщить ему и некоторые правила, которые должны быть соблюдаемы, чтобы быстрее достигнуть изустного результата. Так, необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок, бросая мяч, как можно более изолировал движения руки, т. е. чтобы при бросании мяча не участвовало все туловище, что мы большей частью наблюдаем у детей; ребенок, прежде чем бросить мяч, сам согнется или бросит его и сам прыгнет вслед за ним или ... сделает какое-нибудь прибавочное движение ногой и т. д. Все эти движения совершенно лишни, нужно только, чтобы бросала одна рука, а туловище, голова и ноги оставались совершенно спокойны. Кроме метания мяча всей рукой, мы еще можем различать метание мяча, производимое движением только в локтевом суставе и кисти, и, наконец, метание мяча одной кистью, причем вся рука остается неподвижной. Также необходимо научить ловить мяч сначала обеими руками, но при этом мяч должен быть пойман только кистями рук. С этой целью кисти рук прикладываются одна к другой, образуя как бы чашечку, и с обеих сторон захватывают летящий мяч, или мяч ловится одной кистью, а другая в это же время сверху прикрывает его, не допуская выпасть из рук. Вначале дети обыкновенно ловят не кистями рук, а обхватывают мяч обеими руками и стараются прижать его к туловищу и уже затем только постепенно начинают ловить кистями рук. Потом необходимо научить ловить и каждой рукой отдельно; в этом случае главное участие принимают пальцы рук. Мяч можно ловить одной кистью, когда ладонь обращена прямо кверху, или же, сделав поворот в лучелоктевом суставе, можно ловить кистью, причем ладонь обращена прямо вперед. В последнем случае всего удобнее применяться ко всевозможным направлениям летящего мяча. Если мяч отскакивает от полу, то его можно ловить подведя руку под мяч, причем ладонь обращена кверху, или же можно ловить прямо сверху, причем ладонь обращена вниз; в последнем случае выигрывается быстрота движений, так как при этом избегается лишнее движение — поворот в локте. Когда ребенок уже может несколько справляться с мячом, то ему можно показать и отбивание.

Отбивание можно произвести только тогда, когда движения руки и кисти несколько изолировались. Отбивать можно также в различных направлениях, и смотря по направлению изменяется и положение ладони: то она обращается кверху, то книзу, то вперед и т. д.

Все эти упражнения в бросании, отбивании и ловле мяча собираются в группы, называемые школой мяча. Каждое видоизменение в направлении бросаемого мяча называется классом.

Разберем сначала самую простую школу по классам, а затем уже познакомимся со всеми остальными. В этих последних способ бросания мяча и направление остается в той же группировке, к ним присоединяются только различные осложнения. Мы различаем три главных направления, по которым мы можем бросать мяч:

1-е - вертикальное: прямо вниз и прямо вверх.

2-е - косое: вперед и вниз, вперед и вверх, назад и вниз, назад и вверх.

3-е - дугообразное: когда мяч, падая, описывает дугу.

Сообразуясь с этими направлениями, мы различаем следующие классы:

Вертикальное направление

Первый класс; бросить мяч прямо вниз и поймать.

Второй - бросить мяч прямо вверх и поймать.

Третий - бросить мяч прямо вверх, дать ему упасть на пол и потом снизу, когда он отскочит от полу, поймать.

Косое направление

Четвертый класс: встав на расстоянии нескольких шагов перед стеной, бросить мяч вперед и вверх по направлению к стене, дать ему упасть на пол и потом уже снизу, когда он отскочит от полу, поймать. Пятый класс: бросить мяч в том же направлении и поймать прямо от стены, не давая ему падать на пол.

Шестой класс: бросить мяч косо вниз и вперед по направлению к стене и после того, как он, ударившись об стену, упадет на пол и отскочит от него, поймать.

Седьмой класс: бросить мяч в том же направлении и поймать, когда он, ударившись об стену, отскочит от стены, не давая падать ему на пол.

Восьмой класс: встав к стене спиной, бросить мячик косо назад и вверх, чтобы он, ударившись об стену, упал на пол, и потом уже поймать, когда он отскочит от полу.

девятый класс; бросить мяч в том же направлении и поймать его прямо в руки, не давая падать на пол.

Десятый класс: бросить мяч вниз и назад по направлению к стене, чтобы мяч, ударившись об стену опять упал на пол, и тогда уже снизу поймать его.

Одиннадцатый класс: бросить мяч в том же направили и поймать его, когда он отскочит от стены не давая падать ему на пол. Дугообразное направление

Двенадцатый класс: приложить левую руку ладонью к стене и, подведя другую руку под левую бросить мяч с левой стороны левой руки (слева направо) так, чтобы он летел дугообразно и чтобы его можно было поймать с правой стороны левой руки.

Тринадцатый класс: правой рукой бросить мяч с правой стороны левой руки (справа налево) так, чтобы его можно было поймать, подведя руку под левую, с левой стороны последней.

Четырнадцатый класс: приставив одну из ног (положим, правую) подошвой к стене, бросить мяч правой рукой, подведя ее под ногу с левой стороны (слева направо) так, чтобы можно было поймать с правой стороны.

Пятнадцатый класс: бросить мяч правой рукой около правой стороны ноги так, чтобы он летел дугообразно налево, где и поймать его, подведя руку под ногу.

для того чтобы воспроизвести всю эту школу, нужно мяч бросить и поймать условленное число раз (3, 4, 5, и т. д.), переходя от одного класса к другому. Перейти в следующий класс можно только в таком случае, если предыдущий класс был исполнен без ошибки, т. е. если мяч ни разу не упал на пол в тот момент, как он должен был быть пойман. Притом сначала, пока занимающийся еще не умеет справляться с мячом, он бросает его условленное число раз правой рукой и ловит обеими руками, затем не ранее переходит в следующий класс, как сделает то же самое левой рукой. Если же занимающийся уже может ловить мяч одной рукой, то он кончает класс только тогда, когда бросит и поймает известное число раз левой и правой рукой. В восьмом, девятом, десятом и одиннадцатом классах необходимо следить, чтобы занимающийся стоял прямо; он может только поднимать голову несколько кверху, когда мяч падает сверху, или поворачивать в сторону, если мяч бросается в пол и в стену и летит с одной стороны. В двенадцатом классе тот, кто ловит мяч еще обеими руками, может, бросив мяч правой рукой через левую, отнять левую руку от стены и обеими руками уже поймать мяч. Когда же занимающийся уже умеет ловить одной рукой, то он не имеет права отнимать руку, приложенную к стене. В четырнадцатом и пятнадцатом классе бросают мяч правой рукой около одной из ног, правой или левой — все равно, а левой рукой бросают около противоположной ноги.

Вначале также не обращается внимания на то, как ребенок стоит; он может сходить с места, если мяч был брошен немного в сторону, а не в определенном направит если он брошен с недостаточной или, напротив, слишком большой силой, то занимающийся может подбегать к нему или отбегать от него, смотря по необходимости. Если же он уже освоился с мячом, то ему как одно из правил ставится при воспроизведении всех этих классов не сходить с места, в противном же случае это считается такой же ошибкой, как и падение мяча в тот момент когда он должен быть пойман. Затем можно требовать чтобы вся эта школа производилась с известной скоростью, причем для определения скорости ставится метроном.

Когда вся эта школа будет пройдена, тогда можно проделывать ее уже с каким-либо осложнением. Осложнения эти будут состоять:

во-первых, в прибавочных движениях, присоединяемых к каждому классу; во-вторых, в прибавлении мячей; в-третьих, в воспроизведении всей школы совместно двумя, тремя и т. д. лицами; в-четвертых, в отбивании мяча по тем же направлениям, по которым различаются классы; и, в-пятых, в одновременных комбинациях различных классов, отбивании и числа лиц.

Рассмотрим теперь каждое из этих осложнений.

1) К прибавочным движениям, присоединяемым сюда, принадлежит, главным образом, хлопанье в ладони в то время, пока брошенный мяч летит; при этом первый класс, а затем и все остальные производятся таким образом:

а) Первый класс. Мяч бросают в пол и, пока он еще не успел отскочить от полу, нужно успеть хлопнуть в ладоши один, два и т. д. условленное число раз. И так то же самое повторяется во всех остальных классах.

б) Второе видоизменение этих прибавочных движений будет состоять в хлопанье руками назади, причем обе руки должны быть сначала отведены назад за спину, где нужно хлопнуть положенное число раз, а потом привести руки вперед и поймать брошенный мяч. Следовательно здесь, кроме хлопанья руками, еще присоединяется движение руками назад и вперед.

в) затем можно соединить хлопанье назади и хлопанье впереди. Пока мяч летит, нужно сначала отвести руки назад и хлопнуть, затем привести руки вперед и опять хлопнуть и тогда уже поймать мяч.

г) В предыдущем случае движение руками повторялось два раза и хлопанье два раза; если же хлопнуть сначала спереди, а потом сзади, то хлопанье будет повторяться тоже два раза, но зато движение руками спереди назад и сзади наперед повторится три раза.

Увеличивая таким образом число движений руками и число хлопаний, мы можем осложнять эту школу до бесконечности. В этом случае увеличивается быстрота движений, причем, конечно, будет увеличиваться и ловкость движений. Нет надобности сильно хлопать, так как иначе можно отбить себе руки. Необходимо только, чтобы руки каждый раз приходили во взаимное соприкосновение. 2) Прибавление мячей. Когда занимающийся может ловить мяч одной рукой отдельно, то ему можно дать по мячу в каждую руку, и он воспроизводит всю школу одновременно двумя мячами или же проходит все классы, играя одной рукой двумя мячами или тремя мячами и т. д., при этом в числе осложнений могут считаться и различные размеры и тяжесть мячей, которыми занимающийся играет одновременно.

З) Воспроизведение всей школы несколькими лицами. В этом случае, конечно, несколько изменяется направление мячей, так как вертикального направления прямо вверх и прямо вниз не будет, а будет преобладать косое направление. При воспроизведении первого класса играющие становятся друг против друга и одновременно по счету бросают мячи в пол по направлению друг к другу; так же и во ”втором классе они бросают кверху и по направлению друг к другу; в третьем классе бросают мячи кверху по направлению друг к другу и ловят уже после того, как мячи упадут на пол и отскочат от него. При исполнении 4, 5, 6 и 7-го класса становятся рядом против стены, причем мяч должен быть брошен в стену не прямо против стоящего, а немного в сторону, т. е. вправо или влево, смотря по тому, где стоит товарищ, для того чтобы мяч мог отскочить так, чтобы играющие товарищи могли, не сходя с места, поймать его. В 8-м и 9-м классах занимающиеся или становятся рядом спиной к стене и бросают мяч назад вверх немного в сторону, или же они становятся спинами друг к другу и бросают мяч так чтобы он летел назад через головы бросающего и его товарища, и в 8-м классе он должен сначала упасть впереди того, кто его должен ловить, а потом, после того, как отскочит от полу, должен быть пойман, в 9-м же классе он должен лететь назад так, чтобы товарищ мог поймать его прямо в руки. В 10-м и 11-м классах играющие становятся рядом и бросают мяч назад, вниз и несколько в сторону, т. е. немного вправо или влево. В 12-м и 13-м классах оба прикладывают руки к стене и затем, в то время, пока один бросает слева направо (12-й класс), другой бросает справа налево (13-й класс), мячи должны быть пойманы в середине между приложенными К стене руками, и затем наоборот. то же самое можно сказать и относительно 14-го и 15-го классов.

Эти упражнения ведутся так же и в том случае, если играющих будет З, 4, 5 и т. д.; трудность исполнения увеличивается, главным образом, для первого и последнего. При воспроизведении первых трех классов все становятся в кружок и бросают мячи все зараз, по счету 1-й —2-му, 2-й —3-му, 3-й 4-му и т. д., а последний снова первому. Во всех же остальных классах они становятся против стены и бросают мяч в том же порядке.

4) Отбивание мяча. При этом осложнении вместо того, чтобы мяч бросать и ловить в известном направлении условное число раз, он отбивается в том же направлении известное число раз и потом уже ловится. Тут особенные затруднения встречаются при отбивании мяча назад, особенно вниз и назад, т. е. 10-й и 11-й классы; 12-й и 14-й классы воспроизводятся так, что мяч из-под руки или изпод ноги отбивается известное число раз прямо кверху, и последний раз он отбивается в сторону, чтобы летел дугой и мог быть пойман с противоположной стороны; в 13-м же и 15-м классах мяч отбивается прямо кверху, около приставленной к стене руки или ноги, и только последний раз в сторону так, чтобы летел дугой и мог быть пойман из-под руки или ноги. все эти классы отбивания могут осложняться, как и простая школа, прибавочными движениями, увеличением числа ячей и увеличением числа лиц участвующих. Число мячей и лиц здесь более ограничено, чем в простой школе. Наконец, последним осложнением будет комбинация всех классов и школ вместе. Здесь каждый волен выбирать, что ему хочется, так как подобных комбинаций может быть бесконечное число.

Возьмем для примера одну или две комбинации.

Например: 1) бросить мяч кверху (2-й класс), затем, не ловя, отбить вниз (1-й класс), затем так же отбить в пол и в стену (7-й класс) и, не дав ему упасть на пол, отбить прямо в стену (5-й класс) и поймать прямо от стены; 2) стать к стене спиной и бросить мяч назад и кверху (8-й класс) и после того, как он упадет на пол, отбить кверху (2-й класс) несколько раз; затем, повернувшись во время отбивания, отбить вниз и в стену (6-й класс), потом, дав упасть на пол, отбить несколько раз вниз и, подойдя к стене, приложить другую руку к стене и последним ударом перебросить мяч дугой так, чтобы его можно было поймать с противоположной стороны. Конечно, сначала можно давать более легкие комбинации.

Если будет один занимающийся, то, конечно, нет необходимости пройти всю школу сразу, можно брать из нее те классы, которые идут плохо, и только уже после того, как достаточно освоились с мячом, можно предложить проделать всю школу подряд. Если же занимающихся несколько человек, то они делятся на группы по 2, З и 4 человека, и каждый по очереди бросает и ловит мяч. Как только он кончил один класс или ошибся в нем, то передает мяч следующему по- очереди, если и следующий кончил, то мяч передается дальше. Когда очередь доходит вновь до первого, то он переходит во второй класс, если только он исполнил первый класс без ошибки, в противном случае он начинает снова первый. Те же, которые исполнили без ошибки, переходят в следующий класс; или же можно позволить каждому переходить из одного класса в следующий до тех пор, пока не будет сделана ошибка, тогда мяч берет следующий и играет им до тех пор, пока не пройдет всю школу или пока не сделает ошибки. Когда же приходит вновь очередь первому, то он начинает с того класса, где была сделана ошибка, и т. д.

П) Метание рядами. Все эти упражнения, как и предыдущие, должны содействовать развитию большой целесообразности в действиях, гармонии деятельности парных конечностей и возможно точному распределению производимых действий по времени. для производства этих упражнений занимающиеся становятся в два ряда, друг против друга на расстоянии 2,5 или З м. Метание начинается с перекидывания мяча противостоящему, причем метать неопределенной рукой и ловить обеими руками, метать определенной рукой (правой, левой) и ловить обеими руками, затем ловить определенной рукой (правой, левой). Ряд начинающего бросает мяч прямо, а противоположный ряд вправо от противостоящего начинают с одним мячом и постепенно увеличивают количество перебрасываемых мячей, раздавая мячи одному ряду, четвертому из здесь стоящих, третьему, а затем второму по очереди. Далее раздают мячи стоящим с одного конца обоих рядов; один ряд получает прямо и бросает вправо, а другой получает прямо и бросает влево; мячи раздаются четырем крайним, одна половина ряда получает прямо и бросает вправо, другая половина получает прямо и бросает влево; во втором ряду каждая из противостоящих половин поступает наоборот. При всех этих упражнениях бросают и ловят определенной рукой, как правой, так и левой. все эти упражнения в той же последовательности и с теми же видоизменениями производятся метанием мяча как спереди назад (ладонной поверхностью кисти вперед), так и снизу вверх (ладонной поверхностью кисти кверху). После этих упражнений производится отбивание мяча о пол с такой же последовательностью и с теми же видоизменениями, как в первом случае; кистью приходится действовать только книзу, и самое упражнение требует проявления большой силы. Первоначально все эти упражнения производятся по счету, а затем по метроному, со скоростью 30 — 60 движений в минуту.

III) Метание в цель. Это метание производится также вперед, но не другому лицу, а в определенную цель; при этом зрительные впечатления приводятся в соотношение с мышечным ощущением. Для этого на стенах, приблизительно на уровне глаз занимающихся, укрепляются цветные или белые бумажки, и пред каждой такой целью, на расстоянии одного метра, устанавливают занимающихся в затылок от З и до 5 человек. Каждый занимающийся бросает в цель по три раза и каждый раз ловит отскочивший от цели мяч; не попавший в цель или не поймавший мяча становится назад, а остальные передвигаются вперед; попавший в цель три раза также становится назад. Далее, оставаясь в том же положении, занимающиеся мечут в цель следующим образом: первый бросает в цель, второй ловит; второй бросает — третий ловит и т. д.; каждый бросает с возрастающей силой, чтобы мяч долетел до позади его стоящего; мяч, брошенный последним, должен быть пойман первым, который остается на месте, если он мяча не поймал; кто не поймает, становится вперед. В первом случае не попавшие и не поймавшие мяча становятся назад, чтобы оправиться и отдохнуть, а при метании по очереди не попавший, а затем и не поймавший становятся вперед, чтобы облегчить его действие. Упражнения эти

производятся как правой, так и левой рукой; первоначально для изучения приема с поднятой кистью, ладонью, обращенной вперед; затем по счету, далее увеличивается расстояние по 1/4 и по 1/2 м; наконец, метание в цель производится по метроному со скоростью от 30 до 60 движений в минуту. Постепенно требуют от занимающегося, чтобы метание производилось движением в кистевом суставе над укрепленным предплечьем.

IV)             Метание в круге. Это упражнение в метании в сторону, по способу расположения кисти, направленной ладонной своей поверхностью в правую на левой руке и в левую сторону на правой руке; это метание несколько труднее, ибо кисть менее твердо укреплена на предплечье, и потому для такого укрепления требуется большее мышечное напряжение. Для этого упражнения занимающиеся образуют круг, в котором, однако, не должно участвовать более 10—12 занимающихся, иначе будут большие промежутки между очередью каждого, что утомляет присутствующих вследствие однообразного бездеятельного их положения... Метание начинается через одного в правую сторону от мечущего, неопределенной рукой, определенной рукой (правой, левой); то же самое производится в левую сторону; затем бросают через двух, через трех и даже через четырех. Упражнение также назначается неопределенной рукой, определенной (правой, левой), по счету, с увеличением числа мячей; затем один мяч в одну сторону, другой — в другую. То же упражнение двумя мячами каждому по метроному со скоростью от 30 до 60 движений в минуту.

V)               Метание на расстояние. При этой форме упражнений происходит, кроме метания в стороны, еще и метание назад; следовательно, последняя форма производится без зрительных впечатлений, а занимающиеся руководятся только уже знакомым им мышечным ощущением и поэтому действуют с различным напряжением, смотря по расстоянию, через которое им приходится метать. Это некоторая проверка уже усвоенной деятельности, но только без зрительных впечатлений.

Упражнения эти затруднены еще самым положением кисти, которая при направлении ладонной поверхностью назад всего менее укреплена над предплечьем и поэтому требует тем большего мышечного напряжения для своего укрепления. Для этого упражнения все участвующие расстанавливаются в помещении на одинаковом друг от друга расстоянии как относительно поперечного, так и продольного направления. Расстояние берется в каждую сторону вперед и назад от шага до метра и, если помещение это допускает, до 1 1/2 м; все становятся лицом в одну сторону. Все, стоящие по левому краю, получают по мячу и по счету бросают мяч соседу вправо, эти — дальше, до крайних правого ряда и затем обратно; мечут они то неопределенной рукой, то определенной (правой, левой), так же и ловят. Затем мячи передаются стоящим в последнем ряду; каждый из них мечет свой мяч впереди его стоящему, который его получает через свою голову; этот ряд бросает далее вперед и так до переднего ряда. После этого мячи возвращают тем же порядком, перебрасывая их обратно через голову назад. Это упражнение требует большого внимания; производится по счету, так что получающий из спереди стоящих знает момент, когда мяч брошен, и получает его, смотря по расстоянию. Эти упражнения производятся затем также и по метроному, со скоростью от 30 до 60 движений в минуту. После того как мячи прошли в одну сторону и обратно, занимающиеся делают полуоборот и проделывают то же самое. Все эти различные виды метания применяются в виде игр: зеваки, подвижная цель, помощники, отбивание мяча в круге и т. д. Игры эти описаны во второй части, вместе с другими формами игр.

все метания с отягощением и осложнениями принадлежат уже к более сложным упражнениям, которые описаны во второй части.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Обучение техники метания мяча в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019