Формы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся :
классно-урочная
(работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания);
консультирование по возникшей проблеме;
научные кружки, общества;
дискуссия;
игры.
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный.
Наиболее эффективными, формами организации совместной деятельности
педагогов и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются:
• научно-практические
конференции;
• консультации;
• практикумы;
• лектории;
• спецкурсы.
Постепенно в процессе написания творческих работ и участия в конференциях происходит формирование разносторонних связей между учащимися.
Возможность для развития познавательных потребностей ребёнка возможно осуществлять в рамках индивидуальной работы и дополнительного образования, которое строится на основе таких принципов :
создание условий для духовного и личностного роста учащихся;
всемерное поощрение всех форм исследовательской активности учащихся;
применение междисциплинарного подхода к изучению содержания;
интеграция тем и проблем при изучении содержания;
высокий уровень насыщенности содержания обучения;
открытый характер проблем и вопросов для изучения;
активные, проблемно-диалогические методы обучения;
направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка;
совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися;
высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей
Составной частью творческих способностей является
Теоретическое
мышление и
познавательная активность.
Вся работа учителя в указанных направлениях создает базу для:
• развития творческих способностей учащихся,
• развитию их интереса к учению,
• к выделению группы наиболее перспективных детей.
Модель творчески активной
личности учащегося:
1.С высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками;2. С развитым социальным интеллектом;3. С познавательной Я – концепцией;4. С формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;5. Обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора;6. Умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;7. Умеющего рисковать;8. Способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;9. С богатым воображением;10. С развитой интуицией;11. Воспринимающего неоднозначность вещей;12. С высокими эстетическими ценностями.
Модель учителя,
развивающего творческую активность учащихся
1. Доброжелателен и чуток.2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.3. Имеет высокий уровень интеллекта.4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.5. Широкий круг интересов и умений.6. Имеет живой и активный характер.7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.9. Имеет творческое мировоззрение.10. Обладает жизнестойкостью.11. Имеет позитивную Я – концепцию.
12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью.13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.14. Эмоциональная стабильность.15. Коммуникабельность.16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
Развитие творческих способностей возможно только при:
■ реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании;
■ интеграции содержания и подходов;
■ использование новых технологий развивающего обучения;
■ специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении;
■ создании постоянных и проблемных творческих групп для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.
Этапы и ступени развития учащихся
I Диагностическая работа.
Выявление одаренных детей на ранних этапах
(тестовая психодиагностика).
II Коррекционная работа.
(Подбор творческих заданий с учётом индивидуального развития ребёнка)
III Организация системы научно - исследовательской деятельности учащихся
(Выбор темы, подбор и систематизация материала, оформление продукта проектной деятельности).
IV Индивидуальный и дифференцированный подход в планировании выполнения творческой работы
V Проведение выставок детского творчества.
VI Работа с родителями учащихся (обсуждение индивидуального плана мероприятий для развития творческих способностей детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.