Обобщение педагогического опыта работы.
Здоровье – главная ценность.
По данным статистики в России за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Увеличивается число близоруких с 3,5% до 18 %, с нарушениями осанки – с 19% до 46 %, с нервно-психическими расстройствами – с 1,6% до 2,8 %.
Одной из приоритетных задач реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья школьников.
Учитель начальных классов Корниенко А. Н. использует в образовательном процессе здоровьесберегающий подход - систему мер, направленную на сохранение здоровья и поддержание высокой работоспособности обучающихся, а именно:
- контролирует в учебном кабинете оптимальные санитарно-гигиенические условия;
- воспитывает правильную рабочую позу у обучающихся во время уроков в целях профилактики нарушения их осанки;
- поддерживает благоприятный психологический климат на занятиях;
- применяет рациональное чередование видов деятельности обучающихся на уроке (опрос, работа с текстом учебника, работа в паре, обсуждение, самостоятельная работа в рабочей тетради и др.); каждый новый вид деятельности превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью (И. М. Сеченов);
- использует щадящий режим подачи информации на уроке; оптимально дозированная информация не вызывает утомления и лучше усваивается обучающимися;
- для профилактики общего утомления использует физкультминутки на уроках (особенно эффективны музыкальные физкультминутки);
- после заданий, связанных со зрительной нагрузкой, организует гимнастику для глаз (Например: часто поморгай несколько раз. Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.);
- проводит инструктажи по правилам техники безопасности при выполнении практических работ, поведения на экскурсии;
- для снятия физического напряжения вместе с другими учителями организует для детей подвижные игры на переменах;
- во внеурочной деятельности для формирования ОЗОЖ организует беседы и инструктажи для детей и их родителей;
- привлекает ребят к участию в спортивных мероприятиях, подвижных конкурсах;
- привлекает ребят к занятиям в спортивных кружках и секциях (футбол, корригирующая гимнастика, настольный теннис).
Комплексное использование и умелое применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, по мнению педагога Корниенко А. Н., способствует наилучшим результатам сохранения здоровья обучающихся.
Частое утомление, особенно переутомление, могут вызывать различные расстройства в организме. Оптимальное чередование видов деятельности обучающихся на занятиях, подбор методов преподавания являются эффективной профилактикой утомляемости, способствуют поддержанию познавательного интереса, сохранению работоспособности, творческой активности.
Игровые паузы и физкультминутки снимают накапливаемое двигательное напряжение, улучшают психо-эмоциональное состояние, что позволяет использовать оставшееся время занятия гораздо эффективнее.
Создание и поддержание доброжелательной атмосферы на занятии вызывает положительные эмоции у воспитанников, что стимулирует их деятельность. Не секрет, что положительные эмоции – это одно из основных условий сохранения здоровья.
Профилактике травматизма, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций (последствий, связанных с ними) способствуют инструктажи по правилам техники безопасности, тематические беседы.
Задача по сбережению
здоровья школьников будет выполнена тогда,
когда дети будут не только знать и осознавать необходимость сохранения своего
здоровья, а когда они начнут самостоятельно применять полученные знания о
здоровьесбережении на практике.
Результаты применения учителем Корниенко А. Н. здоровьесберегающего подхода в образовательном процессе.
1. Дети следят за своей осанкой, а также напоминают друг другу о правильной осанке. У обучающихся нет выявленных форм нарушения осанки.
2. Проявляют друг другу доброжелательное отношение, взаимопомощь.
3. Учатся самостоятельно рационально строить свою работу в классе и дома.
4. Предлагают свои физкультминутки, найденные с родителями в сети Internet, используют их также при выполнении домашних заданий.
5. Участвуют при проведении бесед и инструктажей по ОЗОЖ, делятся личным опытом, обсуждают.
6. Ходят с родителями в походы на природу, участвуют в подвижных мероприятиях и праздниках.
7. Посещают спортивные кружки и секции.
Главное: дети учатся выполнять поставленные задачи, проявляют хорошие умственные способности, любознательность, творческий подход, здоровы, активны, коммуникабельны, уравновешены, значит, учитель делает всё, чтобы образовательный процесс не наносил ущерба здоровью его ученикам.
Использованные литература и ресурсы
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / Сост. С.А Цабыбин. – Волгоград, Учитель, 2009.
2. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139с.
3. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10
5. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208с.
6. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе – М.: «Перспектива», 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.