Обобщение по теме «Имя прилагательное
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Обобщение по теме «Имя прилагательное

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
doc
15.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Технологическая карта урока.doc

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Дата

06.03.2017

Учитель

Михалап О.В.

 

 

 

 

Тип урока

Открытие новых знаний   

Раздел

Я и мои друзья

Тема

Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»

Цель урока

познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

 

Задачи урока

 

Образовательные: учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;

Развивающие: способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость

Методы, используемые на уроке

- словесный

- дедуктивный

- наглядный

- практический

- аналитический

Технологии, используемые на уроке

- обучения в сотрудничестве,

- здоровьесберегающие,

- проблемно-поисковое обучение;

- развития критического мышления

Формы работы, используемые на уроке

- фронтальная работа

- групповая работа

- индивидуальная работа

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- научатся  воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера;

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Условия реализации урока

 

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

 

Оборудование

 

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс ( 2-я часть).

ТСО (мультимедийный проектор, нетбук, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, глобус, портрет писателя, 6 шляп; тюльпаны

Форма проведения урока

урок - диалог

 

 

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)

Продолжительность:

2 мин.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

 

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Повернитесь поскорей

Поприветствуем гостей:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Уж  команду дал звонок:

Начинаем наш урок!

- Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо, монотонно

  Я начинаю работать, чтобы узнать новое.

  Буду внимателен и активен.

  У меня все получится

  Если мне будет трудно, попрошу помочь

  Я не один, мы все - дружная команда.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают вполголоса

Личностные: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Речевая разминка

Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; 

 

Продолжительность:

5 мин.

Проводит дыхательную гимнастику с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением

 

Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе

 

Работает над выразительным чтением

1)    Дыхательная гимнастика (одуванчик)

- Наступила весна, совсем скоро станет все зеленым, и расцветут маленькие весенние «солнышки» - одуванчики. Закройте глазки и представьте, что перед вами одуванчик.  Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые парашютики.

- А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков

2) Речевая разминка

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме. (слайд 2  )

- Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.

-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).

- Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)

- Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.

Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают скороговорку в разном темпе

 

 

 

 

 

 

 

Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова

 

Самооценка

Личностные: проявление интереса к выполнению задания

Регулятивные: умение оценивать выполнения действия.

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

III.    Актуализация опорных знаний

Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

 

Продолжительность:

5 мин

 

Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала.                             

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-ность.

 

- Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).

- Какое произведение читали дома? Кто автор?

- А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.

Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.

-У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета

Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.

Слушают и отвечают на вопросы учителя

 

Выполняют тест самостоятельно

 

Проверяют правильность выполнения задания

 

Самооценка

 

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Регулятивные: контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

IV.    Формулирование темы и целей урока

Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель

 

Продолжительность:

4 мин.

 

Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.

 

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.

А название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки.

 - А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете!  

 ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ

(правильный ответ вывесить на доске)

- Назовите тему урока. СЛАЙД 5. («Два пирожных»)

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных".

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

·         Познакомиться с автором и его произведением

·         Дать характеристику главным  героям произведения

·         Определить главную мысль рассказа

Совершенствовать читательские навыки

·      Развивать речь

Слушают и выполняют задания учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему урока

 

 

 

 

Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

 

V.   Первичное усвоение новых знаний

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 

Продолжительность:

10 мин.

Знакомит детей с автором

 

 

 

 

Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушивает предположения детей

 

Читает текст

 

 

Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися.

Задает вопросы по содержанию

1.    Знакомство с Ю.И.Ермолаевым

2.    Словарная работа

- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?

Словарно-лексическая работа.

Вдогонку - вслед за убегающим, водящим.

Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Река Конго- название реки в Африке.

Долина реки — это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

3.    Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)

- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.

- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?

Проверка первичного восприятия текста:

- Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

- Почему Оля съела два пирожных?

- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя

 

 

 

 

Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения

Внимательно слушают учителя

 

 

 

Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения

Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному

Личностные: Имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы

Регулятивные: умение прогнозировать

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

VI.    Физминутка

Цель: снять утомляемость

 

Продолжительность:

1 мин.

 

Читает текст и выполняет движения

- Вы немножечко устали.

И теперь все ровно встали.

Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два),

Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два),

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, 2, 3, 4, .5

Глазки открываем.

Ими поморгаем.

И урок мы продолжаем.

Выполняют действия, повторяя за учителем

 

VII. Закрепление знаний и способов действий

Цель:  организация деятельности  с применением новых знаний.

 

Продолжительность:

12 мин.

Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами

 

 

 

 

Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками

 

Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывает работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания

 

 

Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания.

 

 

1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов

-Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами

Пу-те-ше-стви-е  - путешествие

Крен-дель-ки – крендельки

Рас-сме-я-лась –рассмеялась

По-хва-ста-лась –похвасталась

Пи-рож-но-е- пирожное

2) Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)

Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

- О чем была эта книга? (о путешествиях  по Африке)

- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)

- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)

- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)

- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)

- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

Чтение 3 части.

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

- Сколько пирожных съела Оля? (два)

- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)

- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

 -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).

3. Характеристика героев

Работа в группах

- У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Олю, а 2 ряд – Наташу. (ответы вывешиваются на доске)

4. Осмысление содержания прочитанного

Работа в парах

- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.

1-белая – шляпа информации

-Как называется произведение?

-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?

2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)

- Необходимо продолжить предложение.

Плохо……что старшая дочь не помогла.

Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что…    (Оля помогла маме.  Съесть два пирожных. Читать интересную книгу.  Побывать в Африке.)

4-красная-шляпа эмоций

Что вы чувствуете к герою

5-зелёная-шляпа идей

-Сейчас я не….., а Наташа.

-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?

6-синяя-шляпа

Дайте совет герою или читателю

- Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.

 

 

Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами

 

 

 

 

 

Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками»

 

Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах

 

 

 

 

Работают в парах

 

 

 

 

 

 

Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:  проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные: развитие умений работать в парах и группах, распределять роли

 

VIII.        Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности

 

Продолжительность:

5 мин.

 

Организует фиксирование темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

 

Организует самооценку учебной деят- ности

- Давайте подведём итог.

- Как называется произведение, которое мы сегодня читали? 

- В каком большом разделе находится это произведение?

- Чем вам  понравилось это произведение?

- А кто автор этого произведения?

- А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?

- Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.

- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные.

- Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке.

- Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник - международный женский день, я предлагаю Вам подарить букет нашим гостям.

-У вас на партах лежат тюльпаны трех цветов. Вы должны выбрать один тюльпан и поставить его в нашу вазу.

Желтый - я усвоил материал урока, у меня всё получилось

Белый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы

Красный - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия

 

 

 

 

 

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

IX.    Домашнее задание

Цель: умение осуществлять свой выбор.

Продолжительность: 1 мин

Даёт разноуровневое домашнее задание, объясняет

С.85-86, по ролям

Задание на выбор:

– Составить рассказ о том, как вы помогаете маме.
– Подобрать 5 пословиц о маме

 

Дети получают листочки с домашним заданием вкладывают в дневники.

 

 

скачать по прямой ссылке