Урок географии в 5 классе
Тема: Обобщение раздела «План и карта»
Цель урока: закрепить и обобщить знания по пройденной теме, определить уровень умений и навыков обучающихся.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Мотивация и целеполагание учебной деятельности
Проведение игры
Заморочка из горшочка
Ученики достают из горшочка вопросы и отвечают на них
1. Что такое план местности?
2. Что такое глобус?
3. Что такое карта?
4. Что такое компас?
5. Что такое параллель?
6. Что такое меридиан?
7. Что такое нивелир?
8. Что такое азимут?
9. Что такое легенда карты?
10. Что такое атлас?
12. Эта точка интересна тем, что её географические координаты равны 0.Что это за точка?
Практическая работа (работа с картой)
1. « Сектор SMS»
Я сейчас нахожусь на замечательном объекте, который открыл всему миру американский пилот Джимми Эйнджел, всю свою жизнь мечтавший найти Золотую реку. Американский искатель приключений так и не нашел золота, но вместо этого открыл одну из наиболее известных природных достопримечательностей нашей планеты. "Увидев водопад, я едва не потерял управление самолетом. Каскад воды прямо с неба!"- рассказывал лётчик. Так где я, ребята? Координаты 6 с.ш 61 з.д. ( водопад Анхель)
2. Остров сокровищ
Клад зарыт в координатах 8 с. ш. 81 в. д. ( о. Шри-Ланка)
3. SOS. Наше рыболовецкое судно потерпело крушение в координатах: 8. с.ш 127. в.д. мы сейчас находимся на небольшом островке. Окажите нам помощь! Спасите нас!
( Филиппинские острова).
4. В этой точке: 79 ю.ш и 103 в.д зафиксированы самые низкие температуры на Земле – 98 С. Где и на какой станции находится эта точка?
А. «Географические загадки» (Фронтальная работа.)
1. Иди, иди, а конца не найдешь. (Земной шар.)
2. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.)
3. Дробью пишусь, поверхность земную на карте уменьшаю. (Масштаб.)
4.
По горочке линией гуляю, ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,
Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю. (Горизонталь.)
5.
Невидимкой по земле бегу от одного брата к другому.
Дорогу путнику «север-юг» показываю. (Меридиан.)
6.
Невидимкой бегу по земному шару,
В восходе Солнце встречаю, а в закате – провожаю. (Параллель.)
7.
Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу,
Со мной пойдешь – дорогу найдешь. (Компас.)
8.
Дороги имеются – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя, в реках и морях воды нет. (Географическая
карта.)
9. Шар велик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажешь весь свет. (Глобус.)
10. Карты в нем одна к другой сшиты в типографии, он теперь всегда с тобой – гид по географии. (Атлас.)
Б. «Условные знаки», «Топографический диктант» (Работа в паре на время, игра – соревнование.) (луг, мост, болото, просека, овраг, кустарник, вырубка, лес, озеро, плотина, сад, река, электростанция)
Учащиеся узнают условные знаки, разгадывают чайнворд, можно по этим знакам составить топографический диктант.
В. «Важные теоретические вопросы» (Групповая работа у доски, «ответ взаимодействие», по три ученика.)
1. Сравнить топографическую и географическую карту (найти черты сходства и отличия.)
Признаки для сравнения |
Топографическая карта |
Географическая карта |
Форма изображения |
Плоское |
Плоское |
Величина изображенной территории |
Небольшие участки земной поверхности |
Вся поверхность земли, ее большие части |
Масштаб изображения |
Крупный |
Мелкий |
Изображение направления сторон горизонта |
Стрелка С-Ю, рамка карты |
Меридианы и параллели |
Как изображен рельеф |
Горизонталями и отметками высот |
Горизонталями, послойной окраской, отметками высот |
2. Рассказать о линиях направлений на географической карте.
Задания по физической карте полушарий (Определение взаиморасположения объектов: севернее, западнее.)
1) Какой остров - Н. Гвинея или Шри-Ланка - расположен ближе к экватору? (Новая Гвинея.)
3) В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Гибралтарский пролив? (С востока на запад.)
4) В каком направлении от Москвы находится Каспийское море? (В юго-восточном направлении.)
В. Задание по глобусу (Определение географических координат, определение точки по географическим координатам.)
1) Какие материки пересекает 0° меридиан? (Африка, Евразия, Антарктида.)
2) Если вы плывете на восток от точки с координатами 20° ю. ш., 100° в. д., берегов, какого материка вы достигните? (Австралии.)
3) Если вы отправляетесь из точки с координатами 30° ю. ш., 17° в.д. на запад, то какой океан вы пересечете? (Атлантический.)
4) Какой вулкан имеет одну из координат 15° в. д. в Северном полушарии? (влк. Этна.)
5) Герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» увидели удивительное явление и назвали его «там гремит дым» в точке с координатами 17º ю. ш., 25º в. д. (Водопад Виктория.)
6) Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите её, если координаты горы 3º ю. ш., 38º в. д. (Вулкан Килиманджаро.)
Г. Задание по физической карте России (Определение абсолютной высоты и глубины отдельных объектов и территорий.)
1) Какой город находится выше над уровнем моря – Москва или Магнитогорск? (Магнитогорск.)
2) Какое море глубже – Черное или Японское? (Японское.)
3) Какие горы выше – Кавказ или Урал? (Кавказ.)
4) Какую информацию о стране, мире можно еще получить, читая, анализируя карту?
Подведение итогов урока
Домашнее задание: Мини-сочинение «Зачем нужна карта?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.