Урок географии в 8 классе
Тема: Обобщение раздела «Россия в мире»
Цели урока: Усвоение и закрепление ведущих идей темы: выявить особенности жизненного пространства России, роль России в экологическом будущем планеты; размеры запасов полезных ископаемых и водных ресурсов; Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний; Формирование географической культуры учащихся, чувства патриотизма. Развитие толерантности и коммуникативных навыков. Формирование целостной картины мира. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников через формирование информационно-коммуникативной компетентности. Развитие экологической культуры учащихся.
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ресурсное обеспечение |
1. Оргмомент |
Проверяет готовность класса к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха |
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочие места для урока, настраивается на урок. |
Компьютер, настенная карта, учебники, рабочие тетради |
2. Опрос домашнего задания |
Тест по теме «Географическое положение России» |
|
|
3. Актуализация |
Зачитывает стихотворение о России: – Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? |
Отвечают на вопрос учителя Записывают тему урока в тетрадь |
Учебник, вводная часть параграфа |
4. Мотивация |
Предлагает ответить на вопросы рубрики “Вспомните” стр.16. – Какова площадь территории России? – Чем характеризуется территория России?
- Что вам известно о природных богатствах России
|
17,1 млн. км2
- Большая площадь страны; - огромная протяженность с севера на юг и с запада на восток; - северное положение страны; - 70 % территории – зона Севера; - суровость природы; - 2/3 территории не освоено, не нарушено человеком. - самая большая площадь лесов; - много рек, озер; - различные виды полезных ископаемых; - огромная территория и т.д. |
|
5. Целеполагание |
Учитель предлагает прочитать вводную часть параграфа - Над чем мы сегодня будем работать? |
Формулируют цель урока, способы деятельности, способы выполнения заданий. (Определить, по каким показателям Россия занимает ведущие позиции и по каким еще может занять) |
Учебник рубрика “Вы узнаете” |
6. Изучение нового материала |
1. Учитель объясняет формы работы на уроке: Четыре проблемные группы. Задача: подготовить в течение ограниченного времени информацию (факты, цифровые показатели, данные карт, диаграмм) по проблемному вопросу группы. По истечении времени представители группы выступают у доски и с помощью полученной информации решают проблему. По ходу выступления одной из групп остальные ученики записывают информацию в тетрадь в виде таблицы. |
1 группа – эксперты пространства России; 2 группа – эксперты экологического будущего России; 3 группа – эксперты недр России; 4 групп - эксперты водных запасов России Затем обмениваются информацией. |
|
7. Закрепление |
По ходу выступления групп делается вывод |
Выводы по группам |
Рабочая тетрадь |
8. Рефлексия |
Предлагает определить уровень решения поставленной задачи урока: решили задачу урока? (По каким показателям Россия занимает ведущее положение в мире, а по каким еще помет занять?). - Какие этапы урока вызвали затруднение? - Какие вопросы оказались самыми сложными? - Какие вопросы заинтересовали? Выставить оценки за работу на уроке в оценочный лист |
Самоанализ выполненных способов деятельности, самопроверка, самооценка
|
Рабочая тетрадь, таблица |
9. Домашнее задание |
|
|
|
Группа № 1
Численность – 142 млн. чел. – 17, 1 млн. км2 – 500 млн. человек 6 млн. км2 – благоприятные условия
Анализ карты «Использование земель России»
Большая часть – лесные угодья и малоиспользуемые земли (пастбища)
пашня – 122 млн.га
750 км Население: 8- % - русские 500 км 98 % - граждане России
сплошная полоса заселения |
Группа № 3 20 тыс. месторождений полезных ископаемых
40 % - в разработке
1 место – газ (Западная Сибирь, Сахалин)
2 место – уголь (юг Западной Сибири, Сахалин (бурый уголь))
железная руда (юг Сибири)
золото (Дальний Восток, Якутия)
30 трлн. долл. – 1 место в мире по стоимости |
|||
Группа № 2 Суровый климат неосвоенные земли 60 % - ненарушенные ПК человеком 1 место по площади лесов – 45 % ¼ - нетронутые леса 9 % - всех видов растений 8 % - птицы, млекопитающие, насекомые и т.д. Огромная роль в сохранении природы Земли
Основа для развития туризма и отдыха людей.
Большая часть территории России – леса с небольшими участками с/х угодий, болота, оленьи пастбища, неудобья.
Большая часть территории – более 5 % степень нарушения природных ландшафтов
|
Группа № 4 4,5 тыс. км3 – 2 место в мире
внутреннее мировой обеспечение рынок
10 000 и более м3 на человека в год
Max потребление воды: промышленность
сельское хозяйство бытовые нужды |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.