Обобщение знаний по биологии в виде таблиц и работа с ними
Оценка 4.9

Обобщение знаний по биологии в виде таблиц и работа с ними

Оценка 4.9
docx
01.04.2020
Обобщение знаний по биологии в виде таблиц и работа с ними
Обобщение знаний по биологии в виде таблиц и работа с ними.docx

Учитель биологии и химии филиала МБОУ Аркинская сош в с. Лубошево Смирнова Лариса Анатольевна

Обобщение знаний по биологии в виде таблиц и работа с ними.                             (Моя личная технология)

Человек не компьютер, и «загрузив в него информацию», без регулярного использования прежних знаний, всё забудется. Проявляется естественное свойство памяти: не используется, значит и незачем помнить.  Как же добиться прочных знаний? Один из моих способов составление обобщающих таблиц. Например, во время изучения зоологии составим обобщающие таблицы по всем основным типам животных. В этих таблицах отражены все главные признаки разных классов животных. Используя таблицы,  школьники могут сравнивать животных разных классов, находить общие признаки и различия. Во время изучения общей биологии  помогают  понять,  как происходила эволюция животных, проследить усложнение организмов, органов и систем органов,  разобраться с понятиями  ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Благодаря использованию обобщающих таблиц у школьников формируются прочные знания и по зоологии и по общей биологии. Это позволяет не только становиться призерами олимпиад, хорошо сдавать ОГЭ, но и уходить из школы образованными людьми.

Основные признаки классов простейших

 

Корненожки

Инфузории

Жгутиковые

Споровики

Представители

Амёбы, фораминиферы

Туфелька, трубач

Эвглена, хламидомонада, трипаносома

Малярийный плазмодий

Особенности строения

Одноклеточные, непостоянная форма тела. Фораминиферы покрыты известковой раковиной

Одноклеточные, постоянная форма тела

Одноклеточные или колониальные, постоянная форма тела

Одноклеточные, постоянная форма тела

Органоиды движения

Ложноножки

Реснички

Жгутики

Нет  или 1 жгутик

Ядро

Одно

Два

Одно

Одно

Питание

Пища захватывается ложноножками в любом месте клетки

Пища поступает через «рот» в «глотку», непереваренные остатки удаляются через «порошицу»

«Растительные»  имеют хлорофилл, на свету питаются как растения, в темноте как животные

Пища поступает через оболочку клетки, определенного места нет

Органы выделения

Сократительная вакуоль

2 сократительных вакуоли

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Среда обитания и образ жизни

Свободноживущие в воде (морской и пресной), почве. Паразиты животных и человека

Свободноживущие  в воде, прикрепленные на подводных предметах и теле водных животных. Паразиты животных и человека.

Свободноживущие  в воде («растительные» и др.). Паразиты животных и человека.

Паразиты животных и человека.

Размноже-ние

Бесполое

Бесполое, половое

Бесполое, половое

Бесполое, половое

Способ перенесения неблагоприятных условий жизни

Превращаются в цисту

Превращаются в цисту

Превращаются в цисту

Превращаются в цисту

 

Сравнительная характеристика типов червей.

 

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Представители

Планария, печеночный сосальщик

Острица, аскарида

Дождевой червь, пиявки

Пищеварительная система

Ветвистая, без задней кишки и анального отверстия или отсутствует

Сквозная, в виде трубки

Сквозная, с передней, средней и задней кишкой

Нервная система

Мозговой узел и продольные стволы

Окологлоточное кольцо и несколько  продольных стволов

Брюшная нервная цепочка и система окологлоточных узлов

Кровеносная система

отсутствует

отсутствует

замкнутая

Половая система

Гермафродитная

раздельнополая

Гермафродитная или раздельнополая

Полость тела

Заполнена паренхимой

первичная

вторичная

 

Сравнительная характеристика классов членистоногих

   Общее признаки типа членистоногие: двусторонне-симметричное тело, расчлененное    на отделы, хитиновых покров, членистые конечности, сложная голова с ротовыми органами, поперечная мускулатура, хорошо развитая нервная система и органы чувств, незамкнутая кровеносная система.

 

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Представители

Речной рак, краб, мокрица

Пауки, клещи, скорпионы

Бабочки, жуки, мухи

Расчленение тела

Головогрудь, брюшко (реже не расчленено)

Головогрудь, брюшко (реже не расчленено)

Голова, грудь, брюшко

Количество конечностей

разное

Четыре пары

Три пары

Количество усиков

Две пары

Нет

Одна пара

крылья

Нет

Нет

Две пары, реже одна пара или нет

Органы дыхания

Жабры

Легкие и трахеи

Трахеи

Оплодотворение

Наружное

Внутреннее

Внутреннее

Развитие

Наружное (внешнее), без превращения

Наружное (внешнее), без превращения

Наружное (внешнее), без превращения (кузнечики, тараканы, вши) и с превращением (мухи, бабочки, жуки)

 


 

Учитель биологии и химии филиала

Учитель биологии и химии филиала

Среда обитания и образ жизни

Среда обитания и образ жизни

Представители Речной рак, краб, мокрица

Представители Речной рак, краб, мокрица
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020