Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: В лабиринте синтаксиса и пунктуации
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного
Цель урока: обобщение изученного средствами ИКТ
Задачи:
Образовательная:
1) Систематизировать знания о синтаксисе
2) Повторить основные пунктуационные правила
Развивающая:
1) Развивать навыки лингвистического анализа.
2) Совершенствовать навыки работы с ЭОР
Воспитательная:
1) Воспитывать интерес к урокам русского языка
2) Формировать навыки самообразования
Компетенции:
Предметные (лингвистическую …
Метапредметные (литература, география, информатика)
Планируемые образовательные результаты :
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимать богатство языка
Метапредметные: применение приобретённых ЗУН в новой ситуации; способность использовать родной язык как средство получения знаний; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Предметные: знание признаков имени существительного, умение правильно писать существительные, выполнение морфологического разбора.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер
Технологии:
Информационно-коммуникационные
Игровые
Формы и методы:
Метод обучающей игры,
видеометод,
интерактивные упражнения.
Сценарий урока
1. Интрига
Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, классная работа.
Начать урок мне хочется с небольшого ролика. Я прошу вас записывать ключевые слова или ассоциации (3-4 слова).
· Просмотр ролика.
Итак, вы выписали ключевые слова. Попробуйте связать их с русским языком в целом, а может быть, с темой нашего итогового повторения в частности.
· Самостоятельная работа. Чтение получившихся ассоциаций.
Объявление темы урока – В лабиринте синтаксиса и пунктуации.
Лабиринты
- Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается.
В Древней Греции лабиринтом называли большое здание со сложно расположенными переходами, в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом.
В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле.
- Вы, возможно, знаете, что выбраться из лабиринта довольно сложно. Древнегреческому герою Тесею выбраться из лабиринта помогла нить, которую дала ему Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает – путеводная нить. А что будет нашей путеводной нитью при прохождении лабиринта?
- Знания правил.
- Да, знания, умения и практические навыки.
- А вот тот лабиринт, который мы должны будем пройти. Здесь вы видите препятствия – задания. Каждая остановка предполагает выполнение практического задания, где нам будут помогать герои-проводники
- Итак, сначала войдем в лабиринт знаний. Это смогут сделать только те, кто хорошо усвоил терминологию нашей темы. Готовы к проверке?
2. Разминка. Терминологический диктант
- Открываем планшеты. Первое задание – кроссворд. Разгадав его, вы вспомните основные термины темы сегодняшнего урока.
· Работа с кроссвордом (помощь консультантов).
· На какие группы вы разделили термины (1 – относятся к характеристике предложения, 2 – к членам предложения, 3 – части речи.
- Задайте вопросы мне или своим одноклассникам.
Свой результат занесите в наш маршрутный лист.
-Кто выполнил задание 100%? 90?
Молодцы! Двери нашего лабиринта открываются. Добро пожаловать в лабиринт!
3. Составление схемы.
На нашем пути встретиться много трудностей, но у нас есть помощники. Это мультипликационные и сказочные герои. А вот и один из них. Угадайте его, и он поможет нам выполнить второе задание.
Девочка взяла веник да так и села на пол - до того испугалась. Под
веником кто-то был! Небольшой, лохматый, в красной рубахе, блестит глазами и
молчит. Девочка тоже молчит и думает: "Может, это ежик? А почему он одет и
обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь
заводные игрушки не умеют кашлять и так громко чихать".
-- Будьте здоровы! -- вежливо сказала девочка.
-- Ага, -- басом ответили из-под растрепанного веника. -- Ладно. А-апчхи!
- Вы узнали героя?
- Домовенок Кузя! Очень обаятельный мультипликационный герой.
Можно ли сказать, что данные предложения – это текст (да, связаны по смыслу и грамматически).
- Приведите пример вопросительного предложения. Повествовательного. Побудительного.
- Восклицательного – невосклицательного.
- распространенного-нераспространенного.
- Есть ли в нем сложные предложения?
Мы повторили характеристику простого предложения.
- А еще Кузя - очень хозяйственный, любит порядок. Поэтому он поможет нам навести порядок в наших знаниях. А игра, в которую он хочет с вами поиграть называется искалочка. Помните ее?
«Искалочка»
Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
В работе я использовала сервис bubble.us.
· Составление схемы в презентации. Учащиеся заполняют недостающие части схемы.
· Проверка. Выставление оценок.
- Эту часть лабиринта мы успешно преодолели, давайте двигаться дальше.
4. Физминутка
-А вот и наш следующий герой-проводник. Его любимую поговорку вы знаете: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто это?
- Кот Леопольд!
· Разминка
5. Распределительный диктант
- Задание, которое вам предстоит сейчас выполнить, потребует от вас общих, дружных усилий.
- Перед вами сочетания слов (см. слайд).
Девочка взяла, взяла веник, села на пол, под веником, в красной рубахе, одет и обут, завели ключом, ежик игрушечный, заводные игрушки, громко чихать, ответили из-под веника, из-под растрепанного веника, лохматый мальчик.
Но все здесь перемешалось! Давайте распутывать! Вы должны распределить эти сочетания в 3 группы. Кто догадается, какие?
глагольные |
именные |
Не являются словосочетаниями |
1 вариант |
2 |
3 |
- Если вам нужна помощь, воспользуйтесь подсказкой Леопольда, который не только добрый, но и мудрый (гиперссылка).
- Выполните сначала это задания на планшетах (+), затем запишите в тетради. По 1 человеку работают у доски.
· Проверка. Какая команда была самой дружной?
· Выставление оценок.
- Еще одна часть коварного лабиринта позади, но благодаря нашим совместным усилиям мы ее преодолели.
6. Главные члены предложения. Диктовка.
- Давайте познакомимся со следующим героем-проводником.
Запись предложений на доске и в тетрадях. Задание: подчеркнуть основы.
Этот мальчик – герой произведения Э. Успенского. Он очень серьезный и самостоятельный. (первые два предложения записываем в тетрадь)
Мальчик в четыре года читать научился, а в шесть себе суп варил. И все было бы хорошо, только мама его зверей не любила. А он зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.
- Вы узнали героя? Дядя Федор!
· Самостоятельная работа. Главные и второстепенные члены.
· Запись 1-3 предложений в тетрадь.
Можно воспользоваться помощью товарищей (консультантов).
· Дополнительное задание: тестовая работа
7. Совместное составление схем.
8. Физминутка для глаз.
9. Самостоятельная работа.
Давайте познакомимся с нашим последним проводником. Это …
Он носил яркую голубую шляпу, желтые, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому малышки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам.
…
- Незнайка! Вас, ребята, ничего не смущает?
- Да, полагаться на Незнайку, наверное, нельзя. А что же делать? Полагаться на себя! Проверьте свои знания и умения, пройдя последнюю часть лабиринта. Задания этой части созданы по тексту сказки Н.Носова «Незнайка и его друзья». По пути вам будут встречаться ключевые слова. Советую записывать их в тетрадь, чтобы потом прочитать все предложение. Желаю вам успехов!
· Итоговая работа.
· Проверка. Выставление оценок за урок.
- Какое предложение у вас получилось?
Кто получил в подарок книгу (выучить правила!)
Лупу? (быть внимательней!)
Ручку? (не забывать ставить запятые!)
10. Стадия рефлексии.
- Ребята, вот мы с вами и прошли весь лабиринт. Какими качествами надо обладать, чтобы преодолеть препятствия?
- Скажите, что дал вам сегодняшний урок?
(Используя игровые моменты, мы вспомнили и обобщили некоторые сведения о синтаксисе и пунктуации).
- Выберите смайлик, который наиболее точно отражает ваше состояние.
- Я думаю, ребята, что вы понимаете, что постижение наук – это своего рода лабиринт, и путеводная нить для прохождения этого лабиринта должна быть прочной. Кто- то уже почти готов пройти это испытание, а кому-то еще много нужно заниматься.
11. Инструктаж по домашнему заданию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.