«Обобщение и систематизация изученного по теме «Синтаксис»
Оценка 4.9

«Обобщение и систематизация изученного по теме «Синтаксис»

Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
docx
русский язык
5 кл
27.10.2019
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Синтаксис»
Публикация является частью публикации:
конспект Обобщение и систематизация изученного по теме Синтаксис.docx

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: В лабиринте синтаксиса и пунктуации

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного

Цель урока: обобщение изученного средствами ИКТ

Задачи:

Образовательная:

1)      Систематизировать знания о синтаксисе

2)      Повторить основные пунктуационные правила

Развивающая:

1)      Развивать навыки лингвистического анализа.

2)      Совершенствовать навыки работы с ЭОР

Воспитательная:

1)      Воспитывать интерес к урокам русского языка

2)      Формировать навыки самообразования

Компетенции:

Предметные (лингвистическую …

Метапредметные (литература, география, информатика)

 

Планируемые образовательные результаты :

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимать богатство языка

Метапредметные: применение приобретённых ЗУН в новой ситуации; способность использовать родной язык как средство получения знаний; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Предметные: знание признаков имени существительного,  умение правильно писать существительные, выполнение  морфологического разбора.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер

Технологии:

Информационно-коммуникационные

Игровые

Формы и методы:

Метод обучающей игры,

видеометод,

интерактивные упражнения.

 

 

 

 

Сценарий урока

1.      Интрига

Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, классная работа.

Начать урок мне хочется с небольшого ролика. Я прошу вас записывать ключевые слова или ассоциации (3-4 слова).

·         Просмотр ролика.

Итак, вы выписали ключевые слова. Попробуйте связать их с русским языком в целом, а может быть, с темой нашего итогового повторения в частности.

·         Самостоятельная работа. Чтение получившихся ассоциаций.

Объявление темы урока – В лабиринте синтаксиса и пунктуации.

Лабиринты

- Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается.

   В Древней Греции лабиринтом называли большое здание со сложно расположенными переходами, в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом.

   В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле.

- Вы, возможно,  знаете, что выбраться из лабиринта довольно сложно. Древнегреческому герою Тесею выбраться из лабиринта помогла нить, которую дала ему Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает – путеводная нить. А что будет нашей путеводной нитью при прохождении лабиринта?

- Знания правил.

 - Да, знания, умения и практические навыки.

- А вот тот лабиринт, который мы должны будем пройти. Здесь вы видите препятствия – задания. Каждая остановка предполагает выполнение практического задания, где нам будут помогать герои-проводники

  - Итак, сначала войдем в лабиринт знаний. Это смогут сделать только те, кто хорошо усвоил терминологию нашей темы. Готовы к проверке?

 

2.      Разминка. Терминологический диктант

- Открываем планшеты. Первое задание – кроссворд. Разгадав его,  вы вспомните основные термины темы сегодняшнего урока.

·         Работа с кроссвордом (помощь консультантов).

·         На какие группы вы разделили термины (1 – относятся к характеристике предложения, 2 – к членам предложения, 3 – части речи.

- Задайте вопросы мне или своим одноклассникам.

Свой результат занесите в наш маршрутный лист.

-Кто выполнил задание 100%? 90?

Молодцы! Двери нашего лабиринта открываются. Добро пожаловать в лабиринт!

 

3.      Составление схемы.

На нашем пути встретиться много трудностей, но у нас есть помощники. Это мультипликационные и сказочные герои. А вот и один из них. Угадайте его, и он поможет нам выполнить второе задание.

Девочка взяла веник  да так и  села на пол - до того  испугалась.  Под

веником кто-то был! Небольшой, лохматый, в красной рубахе, блестит глазами и

молчит. Девочка тоже молчит и думает: "Может, это ежик? А почему он  одет  и

обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь

заводные игрушки не умеют кашлять и так громко чихать".

     -- Будьте здоровы! -- вежливо сказала девочка.

     -- Ага, -- басом ответили из-под растрепанного веника. -- Ладно. А-апчхи!

- Вы узнали героя?

- Домовенок Кузя! Очень обаятельный мультипликационный герой.

Можно ли сказать, что данные предложения – это текст (да, связаны по смыслу и грамматически).

- Приведите пример вопросительного предложения. Повествовательного. Побудительного.

- Восклицательного – невосклицательного.

- распространенного-нераспространенного.

- Есть ли в нем сложные предложения?

Мы повторили характеристику простого предложения.

- А еще  Кузя - очень хозяйственный, любит порядок. Поэтому он поможет нам навести порядок в наших знаниях.  А игра, в которую он хочет с вами поиграть называется искалочка. Помните ее?

 

 

«Искалочка»

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?

 

В работе я использовала сервис bubble.us.

·         Составление схемы в презентации. Учащиеся заполняют недостающие части схемы.

·         Проверка. Выставление оценок.

- Эту часть лабиринта мы успешно преодолели, давайте двигаться дальше.

 

4.      Физминутка

-А вот и наш следующий герой-проводник. Его любимую поговорку вы знаете: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто это?

- Кот Леопольд!

·         Разминка

 

5.      Распределительный диктант

- Задание, которое вам предстоит сейчас выполнить, потребует от вас общих, дружных  усилий.

- Перед вами сочетания слов  (см. слайд).

 

Девочка взяла, взяла веник, села на пол, под веником, в красной рубахе, одет и обут, завели ключом, ежик игрушечный, заводные игрушки, громко чихать, ответили из-под веника, из-под растрепанного веника, лохматый мальчик.

 

Но все здесь перемешалось! Давайте распутывать! Вы должны распределить эти сочетания в 3 группы. Кто догадается, какие?

глагольные

именные

Не являются словосочетаниями

1 вариант

2

3

 

- Если вам нужна помощь, воспользуйтесь подсказкой Леопольда, который не только добрый, но и мудрый (гиперссылка).

 

- Выполните сначала это задания на планшетах (+), затем запишите в тетради. По 1 человеку работают у доски.

·         Проверка. Какая команда была самой дружной?

·         Выставление оценок.

- Еще одна часть коварного лабиринта позади, но благодаря нашим совместным усилиям мы ее преодолели.

 

6.      Главные члены предложения. Диктовка.

- Давайте познакомимся со следующим героем-проводником.

Запись предложений на доске и в тетрадях. Задание: подчеркнуть основы.

Этот мальчик – герой произведения Э. Успенского. Он очень серьезный и самостоятельный. (первые два предложения записываем в тетрадь)

Мальчик  в четыре года читать научился, а в шесть себе суп варил.  И все было бы хорошо, только мама его зверей не любила. А он зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.

- Вы узнали героя? Дядя Федор!

·         Самостоятельная работа. Главные и второстепенные члены.

·         Запись 1-3 предложений в тетрадь.

Можно воспользоваться помощью товарищей (консультантов).

·         Дополнительное задание: тестовая работа

 

7.      Совместное составление схем.

8.      Физминутка для глаз.

9.      Самостоятельная работа.

Давайте познакомимся с нашим последним проводником. Это …

Он носил  яркую  голубую шляпу, желтые, брюки и оранжевую рубашку  с  зеленым  галстуком.  Он  вообще  любил  яркие  краски. Нарядившись  таким  попугаем,  он  по  целым  дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно  обижал малышек.  Поэтому  малышки,  завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам.

- Незнайка! Вас, ребята, ничего не смущает?

- Да, полагаться на Незнайку, наверное, нельзя. А что же делать? Полагаться на себя! Проверьте свои знания и умения, пройдя последнюю часть лабиринта.  Задания этой части созданы по тексту сказки Н.Носова «Незнайка и его друзья».  По пути вам будут встречаться ключевые слова. Советую записывать их в тетрадь, чтобы потом прочитать все предложение. Желаю вам успехов!

·         Итоговая работа.

·         Проверка. Выставление оценок за урок.

- Какое предложение у вас получилось?

Кто получил в подарок книгу (выучить правила!)

Лупу? (быть внимательней!)

Ручку? (не забывать ставить запятые!)

 

10.  Стадия рефлексии.

- Ребята, вот мы с вами и прошли весь лабиринт.  Какими качествами надо обладать, чтобы преодолеть препятствия?

- Скажите, что дал вам сегодняшний урок?

(Используя игровые моменты, мы вспомнили и обобщили некоторые сведения о синтаксисе и пунктуации).

- Выберите смайлик, который наиболее точно отражает ваше состояние.

- Я думаю, ребята, что вы понимаете, что постижение наук – это своего рода лабиринт,  и путеводная нить для прохождения этого лабиринта должна быть прочной. Кто- то уже почти готов пройти это испытание, а кому-то еще много нужно заниматься.

11.  Инструктаж по домашнему заданию.


 

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

В Древней Греции лабиринтом называли большое здание со сложно расположенными переходами, в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь…

В Древней Греции лабиринтом называли большое здание со сложно расположенными переходами, в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь…

А еще Кузя - очень хозяйственный, любит порядок

А еще Кузя - очень хозяйственный, любит порядок

Этот мальчик – герой произведения

Этот мальчик – герой произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2019