Обобщение опыта по теме «Проектная деятельность как средство формирования УУД»
Оценка 4.9

Обобщение опыта по теме «Проектная деятельность как средство формирования УУД»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
14.02.2018
Обобщение опыта по теме «Проектная деятельность как средство формирования УУД»
опыт «Проектная деятельность как средство формирования УУД».docx

Обобщение опыта по теме «Проектная деятельность как средство формирования УУД»

 

Подумайте, что произошло бы, если  вы посадили молодое деревце в оранжерее и вырастили его там, а  потом пересадили на вершину высокой горы.

Да оно  не пережило бы и одной зимы.

Если дерево крепнет с первыми зимами своей жизни,  то оно вырастает сильным и  жизнестойким.

То же самое и с человеком. Мы растем, сталкиваясь с проблемами преодолеваем их.

И особенно важно это в отношении наших детей.

 

  Если мы защищаем их от трудностей, если мы постоянно облегчаем их задачи, они упускают возможность узнать секрет тяжелой и длительной работы, секрет обучения и приобретения опыта.

Как же правильно организовать обучение в школе так, чтобы наши ученики не сгибались от тяжести проблем, а становились только сильнее?

Мы учителя начальных классов, каждые 4года встаем перед выбором

 

 Как учить? С помощью чего учить? Как освоить новый метод обучения?

Как добиться, чтобы ученики умели преодолевать преграды,решать возникающие проблемы самостоятельно?

По результатам диагностики  в сентябре 2011года ко мне в класс пришли дети с завышенной самооценкой, у 60% учащихся отсутствовала мотивация к получению знаний  и практически отсутствовали коммуникативные способности.

Как сохранив здоровье  и детскую любознательность качественно сформировать УУД?

 

         Изучая   работы  В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова  я пришла к выводу о том, что

 

познавательная активность, оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается  в учебной деятельности, имеющей  проектную направленность, а работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит развивать и коммуникативные способности.

 

Возможно, проектная деятельность поможет моим ученикам не только в формировании УУД, но и поможет научить их быть стойкими.

А кроме  этого в основе проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход, как раз  то что предлагает ФГОС,

Поэтому я разработала проект

 

 

Проектная деятельность, как средство формирования УУД

 

Гипотезой проекта стала — проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.

 

Я определила  такую цель : организация проектной  деятельности младших школьников.

 

Объектом исследования стал   процесс развития универсальных  учебных действий учащихся

 

Для достижения цели  я поставила такие  задачи:

 

ü изучить теоретический материал о формировании и развитии универсальных  учебных  действий младших школьников;

ü разработать  материалы для организации проектной деятельности;

Но главное:

ü исследовать влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий;

 В успешной реализации  проектной деятельности заинтересованы  все участники образовательных отношений:

ü учителя основной школы, потому что повысится  мотивация к учению в среднем звене;

ü родители, потому что успешная  работа окажет влияние на развитие  самостоятельности детей.

ü образовательная организация, потому что участие в исследовательской деятельности благотворно отразится на повышении качества знаний учащихся. А это актуально для школы, так как методическая тема школы «Совершенствование системы качества знаний учащихся»

ü сами учащиеся, потому что проектная деятельность разовьет их самостоятельность  в добывании знаний.

 

Участниками проекта стали учащиеся   и их родители.

 

Предположим, что  в результате работы возможно   формирование  у учащихся следующих универсальных учебных действий:

ü Добывание знаний непосредственно из окружающей среды;

ü Владение приёмами  действий в нестандартной ситуации;

ü Владение современными средствами информации;

ü Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать;

ü Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;

ü Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;

ü Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;

ü Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;

ü Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

ü изучение и анализ  методической литературы и документальных материалов;

ü обобщение педагогического опыта;

ü педагогическое наблюдение;

ü анализ результатов ученической деятельности;

ü устный и письменный опрос учащихся;

ü тестирование;

ü анализ результатов исследования.

 

Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.

 

Работа велась в 4 этапа

 Этапы реализации проекта:

1.     Подготовительный этап

сентябрь, октябрь 1 класс

2.     Стартовый этап

ноябрь-май 1 класс

3.     Апробационный этап 

2 класс

4.     Внедренческий этап

3 класс  4 класс                       

 

 

Подготовительный этап -  Изучение теоретической базы.

Диагностика, анкетирование учащихся, родителей.

Наверняка вы много раз слышали и  читали  о  проектном методе, я не буду вновь об этом говорить. Скажу лишь ..Главная идея метода проектов – направленность деятельности на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы.

 

Для организации проектной деятельности необходимо сформировать у учащихся умение:

Ø видеть проблему;

Ø задавать вопросы;

Ø выдвигать гипотезы;

Ø давать определения понятий;

Ø классифицировать;

Ø наблюдать;

Ø проводить эксперименты;

Ø аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

 

 

Проектная деятельность в начальной школе осуществляется под руководством учителя или родителей. А дети, реализуют собственные идеи, проводят исследования.  

Для того  чтобы родители были моими помощниками в проектной работе, вовлекать их в процесс я начала в 1классе.  Провела   родительское собрание 

 

 

«Проект?! Есть желание – будет и результат», на котором познакомила  родителей  с теоретическими основами проектной деятельности.  По итогам собрания договорились о практическом взаимодействии, а родители  получили памятки “Родителям, чьи дети выполняют проект”. В конце собрания  было проведено анкетирование родителей с целью определения значимости проектной деятельности детей и готовности родителей к сотрудничеству.

Результаты анкетирования показали: 5 родителей (50%), разделяют мнение о необходимости формирования в начальной школе основ проектной деятельности учащихся и выступают «за апробирование проектной деятельности в классе»;  2 родителя (20%) придерживаются мнения «мне всё равно»; 3 человека (30 %) считают, что «это не нужно  для моего  ребёнка».

Можно было сделать вывод: если продумать формы сотрудничества, можно рассчитывать на помощь родителей. Ведь они так же заинтересованы, чтобы их дети, выйдя из школы, были готовы к решению проблем.

 

Далее были  проведены  наблюдения, беседы, анкетирование учащихся с целью выявления уровня сформированности УУД

 

 

     Ориентироваться  в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя,

       Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

       Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Результаты показали низкий уровень сформированности УУД

 

Поэтому на 2 этапе  я поставила задачи, которые позволят решить выявленные проблемы, а именно

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

-  развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

На этом этапе  я начала использовать задания по формированию необходимых умений на уроках  и во внеурочной деятельности.

 

Например, упражнение на развитие умений видеть проблемы.

 «Тема одна – сюжетов много»

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Зима», «Библиотека», «Лес»…»Школа». Можно нарисовать лес зимой, птиц у кормушки,  отдельные деревья в инее,  школьников, играющих в снежки и т. д.)

 

Упражнение на развитие умения задавать вопросы

Ведь часто дети, пришедшие  в школу, не умеют давать правильно ответ на вопрос,  а задавать вопросы, правильно их формулировать еще сложнее

Упражнение «Какой был вопрос?»

Карточки с вопросами лежат на столе, вышедший ученик, не озвучивая вопроса, дает ответ, а другие пытаются угадать какой был вопрос.

Примеры вопросов: Почему совы охотятся ночью?

Зачем космонавту скафандр? Какой окрас у тигра?

Упражнение можно использовать на уроке окружающего мира или на занятиях внеурочной деятельностью.

 

Упражнение на развитие умений выдвигать гипотезы.

 Задания типа «Найди возможную причину события».

Упражнение можно использовать на разных занятиях, все будет зависеть от предложенного события.

На занятии внеурочной деятельностью « разговор о правильном  питании»

Событие  «Молоко прокисло.»

А на уроке окружающего мира событие  «Снег растаял.» 

Причины (Весна пришла, солнышко пригрело, домой зашли и т.д.)

На 2этапе в соответствии с возрастными особенностями учеников и с помощью подобранных упражнений развивались уже сформированные на 1этапеуменя и формировались новые:

 

- Подбор литературы по заданной теме

- Ориентировка в словаре, справочной литературе

- Учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проекты выполняются в начальной школе разных видов, но лучше начинать с творческих.

Одним из первых проектов выполненных на 2этапе был проект «Зачем нам алфавит?

 

Идея создать проект возникла по окончании букварного периода при подготовке к празднику «Прощание с Азбукой». Проект стал не просто творческим, а творческо-информационным. Во время работы над проектом ребята узнали о том, как используют алфавит в жизни и рассказали родителям на празднике.

 

По окончании 2 этапа было проведено исследование, которое показало отсутствии изменений в формировании УУД. Но ведь это только конец 1класса, только начало. Результат меня не напугал, и работу я продолжила, поставив перед собой новые задачи с учетом полученного результата.

 

 

На 3 этапе  моя работа была ориентирована на создание условий для        приобретения учениками новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Я начала подбирать задания исследовательского характера и использовала их на уроках.

 

Упражнение   на умение давать определения понятиям:

Упражнение «Отгадай»

-            Педагог загадывает предмет, даёт его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передаётся детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету. Возможны разные варианты этого задания: учитель может выставить несколько предметов и загадывать один из них; более сложные варианты – загадать один из предметов, находящихся в этой комнате, или предмет, которого здесь нет.

 

Задание «Сочините сказку» на уроке литературного чтения способствует формированию разных точек зрения.

Дети разбиваются на группы, каждая группа получает карточку на которой написана концовка сказки. Ребята должны сочинить сказку и записать на большом листе.

 

Упражнение на развитие способности видеть проблемы:

-         Задание «Изменение точки зрения на объект»

-         А) «Летнее небо покрылось чёрными тучами, и пошёл дождь. Крупные капли падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

-         Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению луж на дорогах?  Затем представь, что ты – водитель грузовика, едущего по мокрому асфальту; или  лётчик, отправляющийся в полёт;  взъерошенный воробей, сидящий на ветке; лягушка в болоте.

 

В  соответствии с возрастными особенностями учащихся развивались сформированные на 1 и 2 этапах и формировались такие как:

 

Умение осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Умение планировать деятельность с помощью учителя и действовать по плану;

 

Одно из главных умений в работе над проектами это умение работать с информацией, а для этого нужно привить детям любовь к чтению. Поэтому главным проектом 3этапа стал коллективный, познавательный проект «Учимся успешному чтению»

Для работы над проектом был составлен «Читательский дневник» в который вошли: тренировочные упражнения, тренировочные тексты, контрольные тексты, список литературы для чтения, примерный план отзыва о прочитанной книге, памятка по ведению дневника. Проект продолжался 4 месяца, после чего был проведен конкурс на лучший «Читательский дневник»

Проект так заинтересовал детей, что в 3классе они предложили его продолжить. Я дополнила дневник списком литературы для чтения в 3классе и проект был продолжен.

С помощью этого проекта мне удалось привлечь детей к чтению, в 4классе они регулярно посещали самостоятельно библиотеку.

 

Из результатов диагностики видно, что произошли изменения  произошли в формировании ЛУУД, ПУУД,КУУД,  Но снизился уровень сформированности РУУД.

На это необходимо обратить внимание на 4этапе.

 

Но кроме этого на внедренческом этапе приходило время вводить усложнение деятельности школьников, а точнее формировать умение самостоятельно ставить решать задачи проекта.

 

Формирование ПУУД выводилось на новый уровень, прибавились задания связанные с информационными технологиями.

 

 В работе использовались упражнения на развитие умения высказывать суждения и делать выводы.

«Проверь правильность утверждений»;

Все деревья имеют ствол и ветви. Клён имеет ствол и ветви. Следовательно, клён – дерево.

Все ёжики колючие. Кактус колючий. Значит кактус ёжик?

Все деревья зеленые. Лягушка зеленая. Лягушка-дерево.

 

Задание на  развитие умения задавать вопросы:

 «Найди причину события с помощью вопроса».

Педагог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» ( «Серёжа готовился к уроку,  но, когда учительница вызвала его к доске,  он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?»

На 4этапе ребята уже сами порой предлагали темы для проектов.

 

Например, творческий проект «Эти удивительные ладошки» дети предложили организовать для украшения классной комнаты,

 

а дополнили елочкой к новому году. Даже показали мастер-класс для учеников начальной школы  «Елка из ладошек»

Работа по ФГОС дает нам возможность реализоваться во внеурочной деятельности. Так курс внеурочной деятельности «Я гражданин России»

 

мы завершили в 3классе проектом «Моя малая Родина» и представили его на родительском собрании.

 

На 4этапе  продолжала развивать уже сформированные умении, а так же учила определять последовательность высказываний с учетом конечного результата, учились фиксировать информацию с помощью ИКТ.

 

 

Проведя, диагностику я увидела, что произошло повышение уровня сформированности ЛУУД, ПУУД, КУУД. А в формировании РУУД произошли изменения лишь  высокого и среднего уровней, а  низкий  без изменений.

 

В 4классе мы продолжили работать над проектами. Учащиеся уже научились работать в коллективе и в  группе, находить информацию в книгах, газетах, журналах, словарях, в сети Интернет, выдвигать гипотезу, задавать вопросы.

 

Поэтому главным направлением в 4классе стала работа над умением планировать и работать по плану, больше внимания уделялось формированию умения выступать перед аудиторией, строить монологические высказывания, умение владеть диалогической речью.

 

Ребята уже самостоятельно работали над  предложенными проектами. Для урока окружающего мира  по теме «Заочное путешествие по республикам  РФ»

 

было предложено приготовить презентацию об одной из республик, самостоятельно они разделили республики и каждый приготовил работу, кто не имел дома компьютера, работал в классе, помогали друг другу и для урока приготовили все учащиеся презентации.

Более активными ребята были все же при выполнении групповых проектов

 

«Что мы знаем о Земле» был выполнен в 4классе и представлена презентация проекта на семинаре учителей начальной школы.

 

Порой проекты появлялись не запланировано. Мне нужно было провести собрание для родителей, будущих первоклассников и в разговоре  с учащимися я  сказала, что ограничена во времени.

 

Они предложили помощь и приготовили выступление на собрание  «Помоги будущему первокласснику»

 

Самые сложные исследовательские проекты и я долго не решалась предложить учащимся такой проект.

В 2015году мы отмечали 70летие Победы в войне над фашизмом.

Я предложила ребятам тему

«Мы помним их имена

Цель работы:

познакомиться с боевым прошлым земляков

Задачи:

собрать материал о земляках участниках войны;

рассказать о воинах ученикам школы;

пополнить фонд школьного музея.

 

Мы посетили школьный и районный музеи, встретились с родственниками ветеранов, которые в настоящее время живут в поселке, а так же связались по  сети Интернет.

В результате длительной работы мы создали «Книгу памяти»

 

После завершения работы учащиеся прошли по всем классам школы продемонстрировали результат и рассказали что узнали.

Эта работа сплотила не только детей, но и родителей. Ведь родители были активными участниками проекта. Именно они  связывались с работниками райвоенкомата, ездили туда, выбирали необходимый материал. Налаживали интернет переписку с родственниками ветеранов.

Лучшим ученицам класса, была предоставлена возможность  выступить  с работой на исследовательской конференции. В школе заняли 1место и приняли участие в районной.

Высокую оценку данной работе дал зам.директора научно-исследовательской работой областного краеведческого музея Антипин Николай Александрович, которому мы направили свою работу.

 

Книгу Памяти преподнесли в подарок жителям поселка

 

1экземпляр  хранится в администрации поселения.

 

2экземпляр  в сельской библиотеке

3экземпляр в школьном музее

 

 

Но главным результатом этой работы мы считаем организацию и проведение акции «Память» в поселке 9мая.

 

 

И вновь нам помогали родители,  даже привлекли  будущих первоклассников и их родителей.

 

Результаты работы показывают. что к концу обучения в начальной школе у учащихся произошло повышение уровня сформированности УУД.

Изменилось и отношение родителей к проектной деятельности

 

Изменилось  время подготовки к проекту

 

На вопрос «Вырос ли ребенок? родители отвечают:

 

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем.

Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД.

 

Выдвинутая гипотеза о влиянии проектной деятельности на формирование УУД, полностью подтвердилась.

 

Собранный материал по проектному методу может быть полезен учителям начальной школы, которые хотят преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения.

 

Педагоги, заинтересовавшиеся моим опытом, могут использовать в своей работе разработки проектов, рабочих программ по внеурочной деятельности.

Опытом работы я делилась с коллегами своей школы, выступая на ШМО учителей начальных классов, педсоветах, на семинаре для учителей района в 2014году.

 

Все разработанные и составленные материалы вы сможете найти на моем сайте.

Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования проектной деятельности. В этом году у меня вновь 1класс и мы уже  начинаем работать над проектами. Какие бы проблемы не возникали, мы их обязательно преодолеем, вместе с учащимися и родителями. Родители всегда для  меня помощники, у нас одна цель: вырастить деревце не в оранжерее, а готовым к сильному урагану.

Ведь рост человеческой личности достигается только при жизни открытой трудностям, только в том случае если ни что не дается легко.

 

 

Только жизнь, открытая трудностям становится настоящей жизнью!

 

Атмановская Н.Н.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Обобщение опыта по теме «Проектная деятельность как средство формирования

Обобщение опыта по теме «Проектная деятельность как средство формирования

Гипотезой проекта стала — проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников

Гипотезой проекта стала — проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников

Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий

Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий

Проектная деятельность в начальной школе осуществляется под руководством учителя или родителей

Проектная деятельность в начальной школе осуществляется под руководством учителя или родителей

Например, упражнение на развитие умений видеть проблемы

Например, упражнение на развитие умений видеть проблемы

Результат меня не напугал, и работу я продолжила, поставив перед собой новые задачи с учетом полученного результата

Результат меня не напугал, и работу я продолжила, поставив перед собой новые задачи с учетом полученного результата

Для работы над проектом был составлен «Читательский дневник» в который вошли: тренировочные упражнения, тренировочные тексты, контрольные тексты, список литературы для чтения, примерный план отзыва о…

Для работы над проектом был составлен «Читательский дневник» в который вошли: тренировочные упражнения, тренировочные тексты, контрольные тексты, список литературы для чтения, примерный план отзыва о…

Моя малая Родина» и представили его на родительском собрании

Моя малая Родина» и представили его на родительском собрании

Задачи: собрать материал о земляках участниках войны; рассказать о воинах ученикам школы; пополнить фонд школьного музея

Задачи: собрать материал о земляках участниках войны; рассказать о воинах ученикам школы; пополнить фонд школьного музея

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018