Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».
Оценка 4.9

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
26.02.2019
Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решение которого продолжает оставаться познавательная активность. Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения. Все шире входит в лексикон понятие «компетенция». Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен имеет практический опыт работы*. Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии. Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».
работа.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г.Серафимовича Волгоградской области    Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».   Автор работы: Мячина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ  школа №1 г.Серафимовича Волгоградской обл. Контактные телефоны: сот. 8­902­651­50­21 Серафимович 2019        I. Справочно­информационные сведения об опыте. Тема опыта: «Развитие познавательных компетенций учащихся через  интерактивные формы обучения на уроках русского языка».   Автор опыта: Мячина Елена Анатольевна Должность автора: учитель русского языка и литературы. Степень новизны опыта: проблемно – изобретательский. Длительность функционирования опыта: с 2010 года.   II. Технологические сведения об опыте. 1.Актуальность опыта.       В Концепции модернизма Российского образования до 2020 года  определен постепенный переход от учебно­предметной деятельности,  основанной на формировании знаний, умений и навыков, к ориентации на  овладение каждым учащимся универсальными умениями, позволяющими  самостоятельно добывать знания и применять на практике.      Проблема развития познавательной компетенции учащихся подросткового  возраста изучено недостаточно, особенно в условиях предпрофильной  подготовки на II ступени образования. Актуальность проблемы развития познавательных компетенций через  интерактивные формы обучения учащихся общеобразовательной школы при  обучении русскому языку обусловлена:   противоречием, вызванным ростом информационной среды в  образовании и необходимостью сохранить индивидуальность ребенка;  социальной значимостью ценностного опыта, который приобретают  школьники в процессе изучения русского языка;  необходимостью совершенствования коммуникативной,  информационной, учебно­познавательной компетенций учащихся. 2. Цель опыта: Формирование познавательных компетенций учащихся на  уроках русского языка через интерактивные формы обучения. 3.  Задачи, решаемые в опыте:  Создать эмоциональную и благоприятную атмосферу для каждого  ученика, располагающую к раскрытию личностных качеств.  Способствовать развитию мотивации учащихся к изучению русского  языка.  Разработать систему работы с использованием интерактивных форм  обучения. 4. Педагогические средства, представленные в опыте:  Задания, применяемые в нетрадиционных формах учебных занятий.  Задания, способствующие созданию «ситуации успеха».  Разноуровневые  задания.  Задания, используемые на этапе обобщения и систематизации  изученного. 5. Педагогический результат, полученный в опыте.  Представлена система работы с использованием интерактивных форм  обучения на различных этапах урока.  Деятельность обучающихся более продуктивна.  подобранные задания активизируют работу учащихся, вызывают  интерес, заставляют думать, искать, находить правильный ответ.  Ученики свободно высказывают свои мнения, пишут творческие работы.  Сформирован устойчивый интерес к урокам русского языка. III. Технология опыта.    1. В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не  только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке  школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же  остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и  развитие личности, основным средством решение которого продолжает  оставаться познавательная активность.      Современный этап развития методики преподавания русского языка  характеризует новые подходы к определению целей обучения. Все шире  входит в лексикон понятие «компетенция».      Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в  которых человек должен быть осведомлен имеет практический опыт работы*.      Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и  навыков. Компетентный подход выдвигает на первое место не  информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии.  Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не  «готовое знание», кем­то предложенное к усвоению, а «прослеживаются  условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам  формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе  учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный  подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим»  знаниям; следует «учить учиться». * Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,  2004 год. Различают следующие виды компетенции:     1.Информационная компетенция – это способность самостоятельно искать,  анализировать, отбирать, отрабатывать и передавать необходимую  информацию.      2. Коммуникативная компетенция – это владение навыками  взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе.  Знакомство с различными социальными ролями.     3. Учебно­познавательная компетенция – это совокупность умений и  навыков познавательно деятельности. Владение механизмами целеполагания,  планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной  деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях,  эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными  навыками, использование статистических и иных методов познания.      К этой компетенции можно отнести способность видеть и решать  проблемы. Развитость этой компетенции означает не только умение ученика  справляться с предложенным тестом, но и то, что ученик любит решать  проблемы, ему это нравится, и он делает это охотно, с удовольствием.  Именно этим компетенция и отличается от просто способности, здесь акцент  делается на стабильность мотивации, на наличие определенной ценностной  установки, которая работает в разных областях приложения. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей  функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятных, статистических и иных  методов познания.       Апробируя различные формы и методы обучения, я пришла к выводу, что  развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы  обучения на уроках русского языка, являются одним из сильных мотивов в  овладении учащимися русским языком, они способствуют развитию  творческой активности.        Многие основные методические инновации связаны сегодня с  применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само  понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова  «interact». «Inter» ­ это «взаимный», «act» ­ действовать. Интерактивный –  означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы,  диалога с чем­либо (например, компьютером) или кем­либо (человеком).  Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего диалоговое  обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и  ученика.       Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что  интерактивное обучение – это специальная форма организации  познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и  прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных  условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность,  свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам  процесс обучения.      Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс  организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются  вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и  рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала  означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен  знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в  атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не  только получать новые знания, но и развивает саму познавательную  деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и  сотрудничества.        Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию  диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к  совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.  Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и  одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся  критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа  обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные  мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях,  общаться с другими людьми.        Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая  работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа  с документами и различными источниками информации, используются  творческие работы.       Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее  время методистами и учителями – практиками разработано немало форм  групповой работы. Наиболее известные из них – «большой круг», «вертушка»,  «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты».       При работе с учениками среднего звена уместнее начинать  с наиболее  простых форм групповой работы («вертушка», «большой круг», «аквариум»).  Ценное в этих формах в том, что они позволяют ребенку не только выразить  свое мнение, взгляд и оценку, но и , услышав аргументы партнера по игре,  подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг».  Работа происходить в три этапа.       Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большой круг. Учитель  формулирует проблему.       Второй этап. В течение определенного времени (10 мин.) каждый ученик  индивидуально, на своем месте записывает предлагаемые меры для решения  проблемы.        Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения,  группа, молча, выслушивает (не критикует) и проводит голосование по  каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере  разговора фиксируется на доске.        «Аквариум» ­ форма диалога, когда ребята предлагают обсудить  проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому  она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли  зрителей. Отсюда и название «Аквариум».        Что дает этот организационный прием школьникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как  реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как  аргументируют свою мысль и так далее.         Как же на практике осуществлять интерактивное обучение? Заметим, что важнейшее условие для этого – личный опыт участия в тренинговых занятиях  по интерактиву. Другими словами, освоение учителя активных методов и  приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те  или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах  обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре,  мозговом штурме или дискуссии. Тем педагогам, кто решился работать в  интерактивной технологии, предлагаю помнить о некоторых правилах  организации интерактивного обучения на уроках русского языка. Правило первое. В работу должны вовлечены в той или иной мере все  участники (ученики) . С этой целью полезно использовать технологии,  позволяющие включить всех участников в процесс.     Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке  участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически  готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.  Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность  поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников  за активное участие в работе, предоставление возможности для  самореализации ученика.       Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива  не должно быть  много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более тридцати человек.  Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.  Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена  возможность выступить по проблеме.       Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для  работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс  должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко  пересаживаться для работы в больших и малых группах. Ведь важно, чтобы  каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить  по проблеме.      Плохо, если кому­то на занятии придется сидеть, «вывернув» шею.  Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел в  вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой  группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые  для творческой работы. Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на  группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем Уместно воспользоваться принципом случайного выбора.        Интерактивное обучение позволяет решить одновременно несколько  задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает  установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает  воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде,  прислушиваться к мнению своих товарищей.       Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика,  снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их  деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.       Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные  задачи:  познавательную;  коммуникативно­развивающую;  социально­ориентационную.      И позволяет:  реализовать субъект – субъективный подход в организации учебной  деятельности;  формировать активно – познавательную и мыслительную деятельность  учащихся;  усилить мотивацию к изучению предмета;  создать благоприятную атмосферу на уроке;  исключить монологическое преподнесение учебного материала и  дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;  самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;  отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции  учащихся.      Что же позволяет достигать активизации познавательной компетенции  учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно – методические  основы, на которых базируется интерактив. Это:   обучение через опыт и сотрудничество;  учет различий в стилях познания;  поисковые и исследовательские методы;  игровые методы.      Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется  какими­то своими профессиональными и личностными принципами.  Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:  задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);  в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра –  неотъемлемая часть жизни любого человека);  учитывала бы личностные особенности: темперамент, готовность к  импровизации, творчеству. Задания, применяемые в  нетрадиционных формах учебных занятий.      Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее  распространенные из них: уроки – «погружения»; уроки – деловые игры;  уроки – соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки  консультации; уроки – аукционы; уроки творчества; уроки – зачеты; уроки – конкурсы; уроки – конференции; уроки – игры; уроки – экскурсии;  межпредметные уроки.                                                                                       Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации,  методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные  занятия со строгой структурной и установленным режимом работы.       Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что  играть легко. Игра – трудная и не предсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходиться быть и взрослым и ребенком,  незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и …  ошибке.       Да, именно к ошибке так как иногда не все получается, как задумывается,  всегда есть элемент риска, что что­то пойдет не так. Поэтому учитель, зная  класс в котором будет проходить игра, должен составить риск – анализ и  продумывать заранее пути выхода из возможных не запланированных  ситуаций:      Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную. завершить обсуждение;  Концентрация внимания на тему обсуждения;  изменить ситуацию сменой постановке вопроса;   фиксировать тему и цель урока на доске. Нет навыка игровой деятельности.  Более подробно объяснять условия;  постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным. Затягивание дискуссии, обсуждения.  Ввести и выполнять специальные правила;  установить временный барьер. Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя.  Дать индивидуальное задание;  определить роль наблюдателя, члена жюри. Нет активности.  Ввести проблемный вопрос или противоречие;  смена деятельности;  если от недопонимания, то уточнение. Повышенная физическая активность .(например, после уроков физической  культуры или активной большой перемены).  Аутотренинг;  упражнения для глаз, против ОРЗ;  элемент неожиданности. Боязнь публичного выступления. Нарушение речи (заикание, дефекты)  задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний,  помощь в организации, жюри);  при работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги,  тесты, анкеты). Речь не развита.  Стимулировать к дополнению ответа, но какое­то время не давать  выступления;  короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);  рассказ по готовой схеме.     Барьером к применению может стать системность интерактивного  обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от  случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя.  Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А  еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил.       Трудно задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону,  быть только участником, наблюдателем, а не лектором. И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое  направление нашей педагогики. Задания, способствующие созданию «ситуации успеха».     Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. С  чего следует начать урок? Это установка на деятельность. Поэтому я ставлю  перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного  задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств» , чтобы ему  захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы;  другими словами, формируется мотив достижения результата.       На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:   стремление самостоятельно решать интересные задачи;  попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;  рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для самого  ученика, для других людей.      Иначе говоря, в первых минут урока формируется ситуация успеха:  активизируется для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются  (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие).       Виды ситуаций:  ситуация – выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе, и  не правильных, и необходимо выбрать правильное;  ситуация – неопределенность, когда возникают неоднозначные решения  в виду недостатка данных;  ситуация – конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и  единство противоположности, что, кстати, часто встречается на  практике;  ситуация – неожиданности, вызывающая удивление у обучаемых своей  парадоксальностью и необычностью;  ситуация – предложение, когда преподаватель высказывает  предложение о возможности новой закономерности, новой или  оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;  ситуация – опровержение, если необходимо доказать не  состоятельность какой­либо идеи, какого­либо проекта, решения;  ситуация – несоответствия, когда она не «вписывается» в уже  имеющийся  опыт и представления, и многие другие.     Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в  организатора и консультанта, не навязывающего свою точку зрения, знания,  убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником,  поддерживающего инициативу. Ученик не зажат на уроке принципом «от сих  и до сих, ни шагу в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность  творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе  приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска,  решения.                                                                 Если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики  почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.       А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности  (в данном случае познавательной). Но нельзя забывать, что процесс  удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким  образом, следующим важным моментом активизации познавательной  деятельности учащихся является формирование у них целеполагания.       До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и,  естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать  творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям.  Тогда они четко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному  результату придти.       Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставления,  группировка, нахождение общего и различий, классификация) с  предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к  формулированию темы и целей урока.        И на этом этапе возможно использование разных видом мыслительных  операций и, соответственно, упражнений.        В 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание» возможно такое  задание:        На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице,  сер…це, вс…гда.       Задание:   соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая  орфограмма;  определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные  вами слова;  сформулируйте тему урока.     Как видим, знания здесь проходят через поиск, гипотезу, исследование,  рассуждения, приложение на практике. А основной тезис метода проектов,  выдвинутый еще Дж.Дьюи, звучит так: «Все, что я познаю, я знаю, для чего  это мне надо и где и как я смогу это применить» . При такой форме работы на уроке учащиеся получают большую свободу при исследовании того или  другого явления, поскольку главное – не сама истина, а путь к истине.  Отрицательный результат – это тоже результат. Источником информации  становится не учебник, а первоисточник.  Разноуровневые задания. Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных  учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их  общеучебных умений и навыков .        Систематическое применение таких заданий позволит ученикам  впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в  типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новых  условиях. При этом развитие навыков самостоятельной работы  осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в  этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.          Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь  развитие познавательной компетенции учащихся  происходит через  исполнение таких приемов как, например,  структурирование материала:  составить план, тезисы, схему, таблицу, выписать ключевые слова или  понятия. Но хороший результат дает использование приема инсерт, при  котором ученики самостоятельно производят анализ теоретического  материала: что я знаю, что узнал нового, с чем согласен или не согласен, что  не понятно, вызывает вопросы. Для этого используется определенная система  помет:  «V» ­ такая пометка ставится на полях, если то, что вычитаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете; « ­ »  ­ такая отметка ставится на полях, если то, что вы читаете,  противоречит тому, что вы знаете или думаете, что знаете; « + » ­ такая отметка ставится на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; « ?  » ­ такая пометка ставится на полях, если то, что вы читаете, непонятно  или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.         После такого прочтения материала, возможно использование таблицы:                     Знаю                               Узнал                           Хочу узнать Урок в 5 классе по теме: «Главные члены предложения».      Ребятам уже знакомы понятия подлежащее и сказуемое. И , конечно,  можно провести повторение в традиционной форме фронтального опроса, но  поскольку учителю важно узнать не только то, что помнит и знает класс в  целом, но и каждый отдельно взятый ученик, то предлагаю детям  самостоятельно заполнить первую графу таблицы. Это позволяет ученику  провести самодиагностику своих знаний, а значит, нацеливает на результат,  поскольку следующим этапом работы является заполнение этой графы  совместными усилиями и ученик получает возможность сравнить свой  уровень образования с уровнем одноклассников, что тоже, с нашей точки  зрения, является стимулирующим умственную деятельность моментом.         Далее в сильном классе  можно предложить самостоятельно прочитать  материал учебника и заполнить вторую графу  «Узнал», а в слабом сначала  поработать вместе над конкретными примерами, затем предлагается  прочитать учебник и озвучить,  что же нового сказано по этой теме, и только  после этого предполагается заполнить графу самостоятельно. А к последней  графе обращаемся в конце урока. И ответы на записанные вопросы могут быть домашним заданием.      Такие формы работы значительно повышают уровень теоретических знаний учащихся развивают интеллект, учат логически мыслить, делают знания  действенными, позволяют, как говорят психологи,  «входить в активное  взаимодействие с учебным материалом».      Помогают и задания типа:  дать обоснованную оценку ответа товарища;  различные творческие задания;  публичные выступления (презентация полученных результатов). Это развивает внимание к тому, о чем говорится, формирует социальную  смелость, заставляет быстро ориентироваться в материале и самостоятельно  мыслить.     Также целесообразно использовать разноуровневые задания, но нельзя  забывать, что решающее слово в выборе уровня за учеником, а не учителем,  как бы нам этого не хотелось. Главное здесь не само задание, а процесс  выбора, поскольку в этом случае ребенок производит самоанализ своих  знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться,  изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его. Задания, используемые на этапе  обобщения и систематизации изученного.     Но есть еще один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатом деятельности учащихся (оценочный этап). И на  современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким  образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в  осознанный мотив для следующего задания. И здесь очень важно знать  индивидуальные особенности каждого ученика, чтобы оценка  ( а именно к  ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых  учеников можно использовать прием «даю шанс»: сейчас надо сдать работу,  но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать ее  (однако учащиеся должны быть готовы  к тому, что получат дополнительное  задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у  одноклассников).         На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат  учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока,  посмотреть, что выполнили, а что нет и почему. Таким образом, происходит  формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе, динамике познания), в результате чего становится все больше учащихся,  которые осознано, с понимание относятся к результатам своего труда. А это  не может не сказаться на развитии познавательной компетенции. На это же  направлена и диалогическая работа. Но и здесь учитель только организует,  консультирует, контролирует. А вот сама работа ведется учеником. Для этого возможно использование диагностической тетради, которую заносятся после  каждой контрольной работы все ошибки, допущенные учеником, и  классифицируются по орфограммам и пунктограммам. Затем дома учащийся  получает возможность проработать правила и закрепить их, используя для  этого упражнения из справочников или отрывки из художественных,   публицистических произведений, где нужные правила отражены.        Современное состояние общества: рыночные отношения, кризис  обновления, разрушение прежней системы образования, большой объем  информации, быстрое обновление знаний, интеграция в мировое пространство – заставляет переходить на новое мышление – творческое и диалектическое.       Развить творческое мышление можно, только умело организовав активную  самостоятельную деятельность учащихся.      Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:  разработать систему игровых уроков, направленных на развитие  творческих особенностей детей;  использовать имеющуюся систему самостоятельных работ учащихся на  уроках русского языка;  использовать и накапливать интерактивные методы в обучении  учащихся;  устанавливать тесную связь (привести в систему) внеклассной и  урочной работы по активизации познавательной деятельности.      В течение последних четырех лет я занималась поиском и созданием  копилки разнообразных интерактивных форм обучения. Начала с разработки  нестандартных игровых уроков, которые развивают познавательный интерес, заставляют работать с научной литературой, формируют навыки  самостоятельной работы учащихся.       Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность  учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий  подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке.      Чаще всего нетрадиционный урок – это урок обобщения и систематизации  знаний.                                                                                 2.Условия эффективного применения опыта.            Кабинет русского языка приобретен в рамках КПМО. В нем имеется  магнитофон,  телевизор, компьютер, мультимедийные программы,  аудиокассеты, диски, дидактические материалы, научно­методическая  литература по проблеме обучения, библиотечка для учащихся, портфолио  класса и каждого ученика, творческие и исследовательские работы учащихся.      Учитель имеет высшее образование, первую квалификационную категорию, является руководителем методического объединения классных  руководителей 5 – 8 классов, постоянно повышает свой методический уровень изучает инновационные образовательные технологии. 3. Советы последователям опыта.     «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки,  фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед  ребенком классной дверью», ­ говорил в свое время выдающийся учитель  В.А.Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и  сегодня от нас, учителей зависит какими мы воспитаем учеников, кем, и с  какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут  взять из детства, развить, приумножить. И немало важную роль будет играть, какую жизненную позицию они  займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими  исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные  преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от  нас, учителей.      Ведь личность учителя на уроке  проецируется на детей. И если учитель  сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные  особенности детей, желание воспитывать ученика – творца и знание: как, при  помощи каких приемов этого можно добиться,  то он сможет достичь  поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе. Основные советы пользователям опыта:  работу по развитию познавательных компетенций через интерактивные  формы обучения вести постоянно;  создавать условия для пробуждения и развития творческой инициативы;  опыт может быть использован учителями гуманитарного цикла и  учителями начальных классов. Используемая литература 1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение  эффективности учения школьников. – Ростов­на­Дону, 1970. 2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.:  Изд­во МГУ, 1985. 3. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение,  1972. 4. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.,  1976. 5. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. –  М.: Знание, 1991. 6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.;  Педагогика,1984. 7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100.  Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме: «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».

Обобщение опыта по теме:  «Развитие познавательных компетенций учащихся через интерактивные формы обучения на уроках русского языка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019