Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"
Оценка 4.9

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
05.04.2019
Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"
Данный конспект урока можно назвать практикумом по изученным темам,так как в нем представлено большое количество разнообразных заданий по синтаксису и пунктуации. Они могут быть использованы как на уроках закрепления,так и на уроках обобщения. Задания лучше применять в качестве раздаточного материала при индивидуальной работе и при групповой.
МОЙ КОНСПЕКТ сдать.docx
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум» Методическая разработка по  ОУД. 01. Русский язык  по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщающий урок»                                                                                                                   Разработчик: Наумова Н.Н.,                                          преподаватель русского языка и                                                                       литературы                                                       Новошахтинск Конспект урока по теме: « Простые и сложные предложения. Обобщающий урок. » 2018г. Цель: обобщить и систематизировать  знания учащихся по темам: «Простые и сложные  предложения» ( проверить умения  различать между собой виды предложений; строить схемы  и  составлять характеристики  простых и сложных предложений; правильно расставлять знаки препинания в предложениях). Задачи: познавательные: отработать умения классифицировать простые и сложные предложения,  составлять схемы (с логической последовательностью разбора), обосновывать выбор места  знака препинания и выбор необходимого знака; развивающие: развивать способность и готовность к речевому взаимодействию и  взаимопониманию, развивать потребности к речевому самосовершенствованию; воспитательные: воспитывать чувства любви к малой Родине, к родной природе,  воспитывать сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры через   использование  художественных текстов. Тип урока:  комбинированный. Методы обучения:  по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный  (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично – поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: практические, наглядные; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные:  индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль; контроль учителя. по организации деятельности: фронтальные, парные, индивидуальные. Оборудование: раздаточный материал, задания на доске, учебник. Время проведения: урок рассчитан на 90 минут (2 урока по 45 минут). Ход урока  1.Организационный момент ­ Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите друг  другу тепло своей души, получите заряд положительных эмоций, которые вас, ребята,  настроят на активную творческую работу на уроке. Для определения темы нашего урока послушайте, пожалуйста, стихотворение А.А. Ахматовой и определите виды предложений. 2. Формулирование темы урока. Звучит стихотворение А.А.Ахматовой. Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает плуг,                                      Шумят деревья, весело – сухие,  И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь,   И песню ту, что прежде надоела,  Как  новую, с волнением поешь. ­ Обратите внимание на стихотворение, которое только что прозвучало. Какие  предложения преобладают в этом тексте? ­Верно. Ответив на вопрос, вы сформулировали тему нашего урока ­ «Простые и  сложные предложения». Запись числа и темы урока.  3.Целеполагание. ­ Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока. Отвечают обучающиеся. Цель: обобщить и систематизировать  знания учащихся по темам: «Простые и сложные  предложения» ( проверить умения  различать между собой виды предложений; строить схемы  и  составлять характеристики  простых и сложных предложений; правильно расставлять знаки препинания в предложениях). ИТАК, сегодня на уроке нам предстоит важная работа: мы повторим, обобщим и систематизируем изученный ранее материал по синтаксису и пунктуации, который необходим нам для серьезной подготовки к экзамену. Поэтому мы будем совершенствовать знания, умения, навыки.  Наша работа будет построена на материале произведений художественной литературы. 4.Актуализация знаний по теме.  Слово учителя: ­Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать простые и сложные предложения? И какова их функция в речи? Обучающиеся выдвигают предположения:   – Чтобы мы могли выражать свои  мысли, общаться друг с другом. – Простые предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а сложные позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова, не спотыкаться.  Слово   учителя:  Сложные   предложения   делают   речь   выразительнее,   придают   изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь ­ взволнованной и торжественной.  Выполните следующее задание.  Соедините  части рассыпанного текста. 1. Простые предложения  1…это   такие   сложные   предложения,   в   которых   одна часть   по   смыслу   подчинена   другой   и   связана   с   ней подчинительным союзом или союзным словом. 2. Сложные предложения  2…   это   такие   сложные   предложения,   которые обходятся без союзов и союзных слов. 3.Сложносочинённые предложения   4.Сложноподчинённые предложения   5.Бессоюзные предложения 3…это предложения,  в которых имеется только одна грамматическая основа. 4…   это   предложения,   состоящие   из   двух   или нескольких простых предложений. 5…   это   сложные   предложения,   в   которых   простые предложения   равноправны   по   смыслу   и   связываются сочинительной связью.  Фронтальный опрос. 1.Назовите виды предложений по наличию грамматических основ (простые и сложные). 2. Перечислите виды сложных предложений  по наличию или отсутствию союзов (союзные,  бессоюзные) . 3.  Какие бывают виды союзных предложений ( ССП, СПП).  4. Назовите отличительные признаки каждого вида предложения (в ССП ­ сочинительная  связь между простыми предложениями, равнозначные отношения, связаны сочинительными  союзами, в СПП­ подчинительная, придаточное предложение подчиняется главному,  предложения связаны подчинительными союзами и союзными словами).  5. Какое предложение называется бессоюзным? Как связаны предложения в бессоюзном  предложении ? (при помощи интонации, на письме при помощи знаков препинания­ запятой, точки с запятой, тире и двоеточия).  6. Перечислите виды СПП по значению придаточных частей ( изъяснительные,   определительные, обстоятельственные).  Мы знаем, что с синтаксисом неразрывно связана пунктуация, которая изучает знаки  препинания и правила их постановки в предложениях. ­На какие две группы делятся знаки препинания? По своей функции знаки препинания делятся на две группы:  1) р а з д е л и т е л ь н ы е(отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и  вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире; 2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. ­Молодцы!!!!  Теперь, чтобы закрепить полученные теоретические знания  на практике, перейдем к  выполнению письменных заданий. Цифровой диктант  (Записать номера простых осложненных предложений). (1) Покинув Вену, караван пошел вдоль Альп.  (2) Между дорогой и горами раскинулись поля. (3) Было что­то успокоительное, почти ленивое в том, как лежали эти горы. (4) Но, несмотря на   кажущийся   покой,   неподвижность   их   была   мнимой.     (5)   В   отличие   от   полей,   честно остававшихся на своих местах, горы двигались. (6) Они сопровождали караван справа, не приближаясь к нему, но и не удаляясь. (7) Стремились вперед со скоростью каравана, и шедшим казалось, что обогнать их невозможно. (8) На дальнем краю полей, где ветер причесывал рожь в противоположную сторону, начиналось   движение.   (9)   Оставаясь   равниной,   эти   пространства   уже   двигались   вместе   с горами. (10) На ходу горы менялись. (11) Они становились выше, круче, лес оборачивался камнем, а камень покрывался снегом.   (12) Арсений впервые видел высокие горы и теперь любовался ими не отрываясь. (13) Так караван дошел от Вены до Граца, из Граца же взял курс на Клагенфурт. (14) Здесь дорога шла уже через горы. (15) Она вилась, приноравливаясь к гигантским каменным складкам. (16) Скалы сдвигались над дорогой все теснее. (17) Иногда они почти смыкались наверху, и тогда становилось темно. (18) Порою же горы снова расступались, и в таких местах устраивался   привал,   поскольку   в   широких   местах   опасность   попасть   под   камнепад   была меньше. Схематический диктант. Составление схем предложений, диктуемых учителем (важно  показать вид  предложения и тип связи). А) Ветер рванул со всей силой, и  тогда разом слетели все листья с липы [    ], и  [    ]. Б) Облака над морем потемнели, море тоже стало темным. [    ], [    ]. В)  Только по ночам, пока еще держалась роса, была прохлада. [  ,(пока   ),  ]. Г) Поля, вдоль которых мы проезжали, когда возвращались домой, уже покрылись  изумрудной зеленью. [  ,(вдоль которых  ),(когда   ),  ] Д)  Солнце пряталось за холодные вершины, и  беловатый туман начинал расходиться, когда  на улице раздался звон дорожного колокольчика, который нас и разбудил. [   ], и [   ],(когда ), (который    ). Задание: переконструируйте союзные предложения в бессоюзные, расставьте знаки  препинания, объясните их постановку. 1. Звезды высыпали на небе, и месяц загнулся игривой дугой, и мелкие облачка подсвечены  таинственным светом. 2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко  ударяли о лёд. 3. Картина была чудесная, потому что около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в  темноту, круглое красноватое отражение. 4. На улице проливной дождь, так что выйти невозможно.  Самопроверка Полученные предложения.  1. Звезды высыпали на небе, месяц загнулся игривой дугой, мелкие облачка подсвечены  таинственным светом. (Одновременность). 2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко  ударяли о лёд. (Последовательность). 3.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту,  круглое красноватое отражение. (Второе предложение раскрывает содержание первой части). 4. На улице проливной дождь ­  выйти невозможно.  (Следствие). Вывод: БСП могут быть синонимичны  ССП, СПП.  Орфографическая разминка. Вставить в словахи пропущенные орфограммы и объяснить, что изучает данный раздел  русского языка. (Синтаксис,фонетика,морфология,грамматика,орфография,орфоэпия). Определите вид придаточного предложения. 1. Любуюсь небом, где сияют звезды. 2. Ты говоришь, что опять дождемся теплой весны. 3. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. 4. Хотя королёк небольшая птичка, но летает она быстро и достаточно высоко. 5. Деревья, куда не взглянешь, были все золотые и красные. 6. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется. 7. Если начнутся дожди, то палатки придется переносить выше. 8. Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропинке было трудно. 9. Снег все становился белее, ярче, так что ломило глаза. 10. Звезды дрожали в темно – синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на       траве. Ключ.  1. 2. 3. 4. Придаточное определительное Придаточное изъяснительное Придаточное цели Придаточное уступки Без ошибок – отлично 1 – 2 ошибки – хорошо 3 – 4 ошибки – удовлетворительно 5 и более – неудовлетворительно Взаимопроверка 5. 6. 7. 8. 9. 10. Придаточное места Придаточное времени Придаточное условия Придаточное причины Придаточное следствия Придаточное сравнительное Установите соответствия.Соедините половинки сложных предложений. Найдите  предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? 1.   И   нищий   наездник   таится   в ущелье, 1.   как   осенняя   паутина   блестит   на солнце. 2. Наступила минута, 3.   В   ясный   день   вы   увидите   в 2. что слоны в диковинку у нас. 3. где Терек играет в свирепом веселье.  лесу, 4. Известно, 5.Солнце   ещё   не   успело подняться, 4.и в саду было холодно 5.   когда   я   почувствовал   страшную усталость. ­ Сейчас мы выполним проверочный тест на определение видов СП, с последующей  взаимопроверкой  Задание: письменно распределить предложения по группам. Проверочный тест 1. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов. 2. На том месте, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями,  три сосны стоят. 3. То притихнет дождь, то опять, играя, постукивает по площадям. 4. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до вечера.  5. Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали.  6. Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду. 7. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, ­ вся ряска к зиме опустилась на  дно. 8.Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. 9. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. 10. Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки. Сложносочиненные      1 3 Сложноподчиненные 2 6 8  Бессоюзные          4 7 9 Без ошибок ­  отлично 1 ­2 ошибки – хорошо 3 ­4 ошибки ­  удовлетворительно 5 и более ошибок ­ неудовлетворительно Самоконтроль ­ Проверим результаты вашей работы.  ­ У кого в характеристике предложений ответ неверный?  5.Рефлексия. ­ Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели? ­Какие виды заданий мы выполняли? ­Все ли было понятно на уроке? Что вызвало у вас затруднения? ­ Над чем вам нужно еще поработать? 6. Итоги урока, задание на дом.  1) Учитель оценивает работу класса в целом и индивидуально.  Домашнее задание: выписать из произведений «Тихий Дон» М.А. Шолохова  и «Мастер и  Маргарита» М.А. Булгакова 5 предложений с различными видами связи (выделить  грамматические основы, составить схемы, охарактеризовать). ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Простые предложения  Соедините  части рассыпанного текста. 1…это   такие   сложные   предложения,   в   которых   одна часть   по   смыслу   подчинена   другой   и   связана   с   ней подчинительным союзом или союзным словом. 2. Сложные предложения  2…   это   такие   сложные   предложения,   которые обходятся без союзов и союзных слов. 3.Сложносочинённые предложения   4.Сложноподчинённые предложения   5.Бессоюзные предложения 3…это предложения,  в которых имеется только одна грамматическая основа. 4…   это   предложения,   состоящие   из   двух   или нескольких простых предложений. 5…   это   сложные   предложения,   в   которых   простые предложения   равноправны   по   смыслу   и   связываются сочинительной связью.  Цифровой диктант  (Записать номера простых осложненных предложений) (1) Покинув Вену, караван пошел вдоль Альп.  (2) Между дорогой и горами раскинулись поля. (3) Было что­то успокоительное, почти ленивое в том, как лежали эти горы. (4) Но, несмотря на кажущийся покой, неподвижность их была мнимой.   (5) В отличие от полей, честно остававшихся на своих местах, горы двигались. (6) Они сопровождали караван справа, не приближаясь к нему, но и не удаляясь. (7) Стремились вперед со скоростью каравана, и шедшим казалось, что обогнать их невозможно. (8) На дальнем краю полей, где ветер причесывал рожь в противоположную сторону, начиналось   движение.   (9)   Оставаясь   равниной,   эти   пространства   уже   двигались   вместе   с горами. (10) На ходу горы менялись. (11) Они становились выше, круче, лес оборачивался камнем, а камень покрывался снегом.   (12) Арсений впервые видел высокие горы и теперь любовался ими не отрываясь. (13) Так караван дошел от Вены до Граца, из Граца же взял курс на Клагенфурт. (14) Здесь дорога шла уже через горы. (15) Она вилась, приноравливаясь к гигантским каменным складкам. (16) Скалы сдвигались над дорогой все теснее. (17) Иногда они почти смыкались наверху, и тогда становилось темно. (18) Порою же горы снова расступались, и в таких местах устраивался   привал,   поскольку   в   широких   местах   опасность   попасть   под   камнепад   была меньше. Установите соответствия.Соедините половинки сложных предложений. Найдите  предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? 1.   И   нищий   наездник   таится   в 1.   как   осенняя   паутина   блестит   на ущелье, солнце. 2. Наступила минута, 3.   В   ясный   день   вы   увидите   в 2. что слоны в диковинку у нас. 3. где Терек играет в свирепом веселье.  лесу, 4. Известно, 5.Солнце   ещё   не   успело 4.и в саду было холодно 5.   когда   я   почувствовал   страшную подняться, усталость. Проверочный тест 1. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов. 2. На том месте, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями,  три сосны стоят. 3. То притихнет дождь, то опять, играя, постукивает по площадям. 4. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до вечера.  5. Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали.  6. Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду. 7. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, ­ вся ряска к зиме опустилась на  дно. 8.Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. 9. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. 10. Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки. Сложносочиненные      Сложноподчиненные  Бессоюзные          Без ошибок ­  отлично 1 ­2 ошибки – хорошо 3 ­4 ошибки ­  удовлетворительно 5 и более ошибок ­ неудовлетворительно Определите вид придаточного предложения. 1. Любуюсь небом, где сияют звезды. 2. Ты говоришь, что опять дождемся теплой весны. 3. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. 4. Хотя королёк небольшая птичка, но летает она быстро и достаточно высоко. 5. Деревья, куда не взглянешь, были все золотые и красные. 6. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется. 7. Если начнутся дожди, то палатки придется переносить выше. 8. Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропинке было трудно. 9. Снег все становился белее, ярче, так что ломило глаза. 10. Звезды дрожали в темно – синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"

Конспект урока на тему: " Простое и сложное предложение. Обобщающий урок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019