Разработка "Метод проектов на уроках информатики в средней школе" содержит описание опыта работы педагога по методу учебного проекта. Данная разработка содержит этапы реализации учебного проекта, примеры использования метода проектов в 5-6 классах, на уроках базового курса информатики и в старших классах.
Обобщение опыта работы по методу проектов.docx
МБОУ Гремячевская школа №2
Доклад
«Обобщение опыта работы педагога
по методу учебного проекта»
автор: Карлина Е.Н.
р.п. Гремячево
г.о.г. Кулебаки
2017 Информационная карта педагогического опыта
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора
опыта
Учреждение, в котором
работает автор опыта
Стаж
работы в
должности
Должность с
указанием
преподаваемого
предмета или
выполняемого
функционала
Карлина Елена
Николаевна
МБОУ Гремячевская школа
№2
Учитель информатики
17 лет
и физики 1. Тема
педагогического
опыта
2. Источник
изменений
(противоречия,
новые средства
обучения, новые
условия
образовательной
деятельности, др.)
3.Идея изменений
4. Концепция
изменений (способы,
их преимущества
перед аналогами и
новизна,
ограничения,
трудоемкость,
риски
5.Условия
реализации
изменений (включая
личностно
профессиональные
качества педагога и
достигнутый им
уровень
профессионализма)
6. Результат
изменений
II.Сущностные характеристики опыта
Метод проектов на уроках информатики в средней школе.
Источник изменений противоречие между необходимостью
формирования личности, осознающей для чего им нужны получаемые
знания, где и как они будут использовать их в своей жизни и
недостаточным методическим обеспечением развития опыта творческой
деятельности учащихся в процессе изучения информатики. Становление и
формирование данного инновационного педагогического опыта связано с
включением активных форм обучения на основе привлечения
дополнительных материалов из различных источников.
Сущность педагогического опыта заключается в дополнении
компонентного состава содержания обучения информатике
мотивационным и ценностноориентационным аспектами за счет
актуальных учебных материалов, учитывающих интересы современных
школьников и волнующие их проблемы. Методическим средством развития
творческих способностей учащихся в ИПО является метод проектов.
Концепция изменений предполагает создание на уроках
информатики творческиразвивающей образовательной среды за счет
насыщения содержания обучения материалами,
содержащими
проблематику, актуальную для современных школьников и пути поиска
решений поставленной проблематики. Трудоемкость ИПО раскрывается
через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие
творческого потенциала учащихся. Для эффективного внедрения метода
проектов на уроках информатики учителю необходимо создать базу такого
материала, систематизировать данный материал в рамках разработанной
типологии уроков.
Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках
информатики являются изменение содержания обучения на основе усиления
его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала
и выбор адекватных форм его освоения с использованием проектов, создания
творческих продуктов (рекламных афиш, видеороликов, программ и т.д.)
1. Положительная динамика учебных достижений – повышение
качества обучения. 2. Победы в конкурсах различного уровня.
3. Активизация учебноисследовательской деятельности учащихся в
образовательной области «Информатика и ИКТ».
4. Повышение мотивации обучения.
5. Помощь в профессиональном самоопределении выпускников,
более осознанно связывающих будущую профессиональную деятельность с
компьютерными технологиями.
7. Где обобщен
опыт, как
используется
6. Рост творческого потенциала педагога.
Опыт обобщен и распространен среди учителей школы
Методическая копилка проектов учащихся. III. Описание педагогического опыта учителя
Главной задачей использования метода проектов на уроках информатики является
необходимость давать возможность учащемуся осознавать свою значимость, свою принадлежность к
науке, знакомить с методами научной и творческой работы, развивать познавательный интерес, давать
возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Для этого на уроках
используется путь совмещения традиционной и личностноориентированной систем обучения путем
включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт
индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения
групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает
индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих
товарищей.
При реализации метода проектов на уроках информатики сложилась следующая система. К
началу работы над проектом учащиеся должны владеть навыками работ в программных средах, при
помощи которых он создается. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на
всеобщее понимание и оформляются в виде таблицы, состоящей из 2 столбцов. В первом, который
занимает 1/3 страницы, записывается, что мы хотим выполнить, во втором (2/3 страницы) – как это
делается. Например,
Что мы хотим?
Как это делается
Запустить программу Paint Пуск – Все программы – Стандартные Paint
Затем происходит переход к практическим занятиям, содержание которых соответствует
итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. После этого переходят
к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных
ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Любой проект это «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации,
продукт, презентация.
Проекты, выполняемые на уроках информатики, краткосрочные, а также средней
продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Изучая тему «Графический
редактор Paint», учащиеся создают минипроекты «Русские сказки», «Поздравительная открытка»,
которые помогают им развить воображение и творчество. При изучении темы «Текстовый процессор
Microsoft Word» — минипроекты: «Мой класс», «Расписание уроков», «Кроссворд». При изучении
программы Access каждой группе учащихся предлагается индивидуальная задача разработка
собственной базы данных, Как итоговая работа, после прохождения темы «Логические функции в
Microsoft Excel», учащиеся готовят тест в помощь учителямпредметникам. Создание сайта класса –
это большая творческая работа всего классного коллектива.
Особое внимание отводится теме «Создание презентаций», так как получаемые знания и умения по
программе PowerPoint помогут учащимся создавать компьютерное сопровождение любому докладу
или реферату.
Метод проектов может и должен применяться не только на уроках, но и во внеурочное время.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности,
учитывает интересы учащегося. В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто
готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача,
коллеги, мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, и
IV. Применение метода проектов на уроках информатики
большие открытия.
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие
содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям
(ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации
современного общества.
В соответствии со структурой школьного образования вообще, сегодня выстраивается
многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как
систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и
информационнокоммуникационных технологий.
Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:
недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других
дисциплинах);
динамичность развития содержания курса информатики.
Поэтому учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения,
позволяющих максимально решить эти проблемы.
И вот здесь, как я отмечала ранее, на помощь может прийти использование метода проектов.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и
перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует
познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.
Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это
лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов
в классноурочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Я пошла по пути совмещения традиционной и личностноориентированной систем
обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма
работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности
для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени
возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя,
так и своих товарищей.
Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на
расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы
дома или в школе.
Метод проектов я использую на всех ступенях обучения «Информатики и ИКТ»
Метод проектов на уроках информатики в 56 классах
Цели обучения информатике и ИКТ в 56 классах могут быть определены следующим образом: формирование у учащихся готовности к информационноучебной деятельности,
выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных
технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Данные цели позволяют использовать метод проектов на уроках информатики и ИКТ и в 56
классах. Проекты, которые я реализую на данной ступени обучения, являются обычно мини –
проектами, т.к. реализация более длительных проектов в этом возрасте является нецелесообразной, в
виду психологии детей данного возраста. Обширные, затянутые проекты для детей 1012 лет
становятся не интересными через два – три урока.
Примеры проектов, которые выполняются с учащимися 5 6 классов:
1.Проект «Мультфильм «Подводный мир»» 5 класс в конце учебного года, используется при
изучении темы «Компьютерная графика».
Проект является первым для пятиклашек, они только
пробуют себя в данной деятельности. Проект маленький,
но этапы обдумывания, проектирования (эскизы),
создания и защиты своих творений бывают все же
опробованы детьми.
2. Проекты «Часы», «Времена года» и «Скакалочка» 6 класс при изучении темы «Алгоритмы и
исполнители».
Данные проекты используется при изучении темы «Алгоритмы и исполнители», в конце года. Каждый
проект реализуется в течение двух уроков. При работе над проектами дети осваивают этапы работы
над проектами, учатся анализу, структурированию и синтезу информации, осваивают навыки
разработки алгоритмов линейной структуры, алгоритмов с ветвлением и циклических алгоритмов.
Метод проектов на уроках базового курса информатики Этот курс, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки
школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами
информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального
использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание
базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:
мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли
информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях
информационных процессов в системах различной природы;
алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;
«пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности,
подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования
информационных технологий.
Далее приводятся примеры проектов, которые мы выполняем с учащимися 79х классов на уроках
информатики.
1. Проект «Новогодняя открытка» 7 кл., при изучении темы
«Кодирование и обработка графической и мультимедийной
информации». Заготовки для открытки ребята создают в
векторном и растровом графическом редакторах и сохраняют в
отдельной папке( елочки (Линия, Кривая), снежинки (Линия),
снеговик с градиентной заливкой (Эллипс, дополнительная
палитра), Дед Мороз... ), а на третьем уроке из заготовок создают
открытку поздравление;
2. Проект «Про мой любимый класс» используется при
изучении темы «Кодирование и обработка текстовой информации» 8 класс. Изучая программу
Word, учащиеся создают журнал, посвящённый своему классу. При создании журнала, ребята
проявляют весь свой творческий потенциал, пробуют себя в качестве журналистов или даже
философов.
3.Проект по теме «Базы данных» 9 кл.:
При изучение темы «Базы данных» в курсе Информатики и ИКТ рассматриваются следующие темы:
Понятие базы данных.
СУБД Access . Ввод и редактирование данных.
Сортировка и поиск данных в БД.
Создание реляционной базы данных.
На первом уроке при постановке целей и актуализации изучения данной темы учащимся
объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов
– баз данных, созданных по любой теме, выбранной самими учениками, исходя из их интересов и
требований к данной работе. На первых уроках ребятам рассказывается об этапах создания БД,
которые они должны пройти для создания своих проектов. Можно заметить, что на последующих
уроках процесс изучения нового материала и получения новых умений происходит с большим
интересом и активностью, т.к. ребятам предстоит применить все это при реализации собственного
продукта. В процессе изучения данного раздела учитель контролирует, координирует и оценивает
промежуточные этапы работы над проектом (структура БД, БД на бумажном носителе, и т.д.).
Важным шагом при работе с проектом является выбор темы. Учащиеся должны выбрать тему
не только интересную себе, но должны предположить интерес других учащихся или возможность
заинтересовать учащихся при защите своей работы. Кроме того, ребята должны учитывать специфику
программы и подобрать материал способный реализовать проект по всем предъявляемым
требованиям (количество полей, записей, наличие числовых, текстовых, логических и OLE полей,
отчетов, запросов и т.д.). Другим важным этапом создания проекта является его реализация на ПК,
благодаря этому этапу ребята закрепляют, все то, что было изучено на уроках, а некоторые из них
изучают и дополнительный материал, они приобретают опыт работы с программой, закрепленный
интересом к создаваемому программному продукту.
При защите учащиеся рассказывают о причинах и актуальности выбранной темы, доказывают
правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при
создании проекта и пути их реализации, представляют полученную БД. Выслушивается мнения и
рекомендации одноклассников, учителя. Выставляется оценка. Учащиеся тем самым приобретают не
только необходимые знания умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно
пройти все этапы и создать свою индивидуальную БД.
4. Проект
«Моя семья в истории страны».
Межпредметный исследовательский проект
– 9 кл.,
проект создавался в рамках
районного конкурса
«Моя семья в истории страны».
5. Проект «Кроссворд» 8 класс, при изучении темы
«Кодирование и обработка
текстовой информации».
Данный минипроект использую при изучении любой темы курса информатики. Дети составляют
кроссворд, содержащий основные понятия темы. Составленные в ходе выполнения проекта
кроссворды используются в дальнейшем для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. (Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная
значимость предполагаемого результата.)
Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS
Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд, но и знание
темы «Технология обработки текстовой информации».
Использование метода проектов в старших классах
В старших классах, где содержание образования имеет профильную и углубленную
направленность, учебный процесс организовывается в виде разработки и реализации каждым
учащимся или группой учащихся творческих проектов. Масштабы ученических проектов различны: от
работы реферативного плана, посвященной решению локальной учебной задачи, до экзаменационного
проекта. К началу работы над проектом учащиеся должны владеть навыками работ в программных
средах, при помощи которых он создается.
Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым
курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода
проектов. А именно:
большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;
изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы
предпрофессиональной деятельности;
формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с
информатикой;
в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к
исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою
индивидуальность, независимость и многогранность.
учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не
человека, обязанного обучать и контролировать.
Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения.
И, конечно, опять незаменимым помощником для меня является метод проектов.
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших
классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить
работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс
проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего
проекта. Обычно я использую введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной
свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться
способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с
какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли
интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных
знаний по различным предметам.
Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении
старшеклассников:
формирование основ научного мировоззрения;
формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности;
овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе
непрерывного образования.
Рассмотрим несколько проектов проводимых мной в старших классах.
Создание презентаций – один из ярких примеров применения технологии метода проектов в курсе ИТ.
В этом разделе изучаются следующие темы:
Программа демонстрационной графики.
Создание презентации.
Форматирование презентации.
Создание управляющих кнопок. Не линейные презентации.
Звук и видео в презентации.
На первом уроке учащиеся знакомятся с этапами создания презентаций (от планирования до защиты).
Учащиеся при изучении основных возможностей программы Power Point, параллельно реализуют свои
проекты. К моменту реализации проекта на ПК у учащихся должен быть собран весь необходимый
материал в виде отдельной папки на компьютере, где содержатся графические, музыкальные, видео и
текстовые материалы будущей презентации. Описаны основная идея презентации, этапы
планирования, вид навигации. Учителем контролируется и координируется работа над проектами,
оцениваются промежуточные результаты. Основной акцент расставляется на творческий подход,
создание единого стиля проекта, а также простоту навигации. Изучение темы завершает защита
проектов.
Приведу общие критерии оценки проектных работ:
Самостоятельность работы над проектом;
Актуальность и важность темы проекта;
Полнота раскрытия темы;
Оригинальность предложенных решений;
Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;
Артистизм и выразительность выступления;
Использование средств наглядности, новых информационных технологий.
1. Проект «Визитка школы» 10кл.
2. Межпредметные проекты 10, 11 кл. Проект «Моя профессия», «Экология моего края». 3. Монопроекты по информатике «Устройство компьютера», «Периферийные устройства
компьютера», «Компьютер в современной жизни». Используя метод проектов в своей работе не первый год, я делаю ряд выводов.
V. Заключение
1.
Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании
обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию
личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
2.
Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся
информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями,
описанными выше.
3.
Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней
общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим
требованиям личности на любом этапе её развития.
Прежде всего, это обусловлено:
проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или
теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика
предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их
отношений в процессе активнопознавательной мыслительной деятельности.
На сегодняшний день в обществе актуальна потребность в творчески мыслящих людях,
способных к самостоятельности и нестандартному решению проблем. Считаю, что проектная
технология одна из тех, которые позволяют решать эти задачи.
Метод проектов позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в
информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. В процессе работы над
проектом школьниками приобретаются важные качества: умение самостоятельно мыслить, делать
правильный выбор, предвидеть результат.
Метод проектов позволяет развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для
получения результата, развивать творческие способности и исследовательские умения, формировать
критическое мышление. Проектный метод обучения как никакой другой способствует повышению
степени самооценки каждого ученика, участвующего в проектной деятельности, его самореализации и
рефлексии.
Использование метода проектов позволяет организовать учебный процесс таким образом, что ученик
оказывается вовлеченным в познавательный цикл: ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ГИПОТЕЗА, МОДЕЛЬ,
ЭКСПЕРИМЕНТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, где внешний результат можно будет увидеть,
осмыслить, применить на практике, а внутренний результат опыт деятельности станет личным
достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Мои наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной
инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности,
внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также
общее интеллектуальное развитие.
Однако использование проектной методики все еще уступает применению традиционного
подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью
учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,
консервативной атмосферой общеобразовательных школ, а также существующими трудностями
использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная
способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению.
Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных
теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.
Итак, какие результаты я вижу в ходе выполнения проектов. Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
Навыки публичного выступления (ораторское искусство);
Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
Умение работать в группе, в команде;
Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной
техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой
создает проект и даже больше программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя
неуспешными.
Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать
успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
Для учителя.
1.
2.
Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут
применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
3.
Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя,
координатора, эксперта
Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
4.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно
применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую
деятельность. У детей гораздо больше фантазии, чем можно себе представить. Они сами поднимают
такие темы и вопросы, которые мы даже могли и не предполагать, что им интересны, а о
существовании некоторых проблем мы даже и не догадывались. Не нужно бояться отдавать
инициативу детям, они наше будущее, а проектирование это движение вперед! Считаю, что проектный метод обучения как никакой другой, позволяет нашим выпускникам
легче адаптироваться в современном обществе.
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Обобщение опыта работы по методу учебного проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.