МБОУ «Токская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение опыта работы
по теме:
«Ученический коллектив,
методика его создания и развития»
учителя начальных классов
Солодиловой Натальи Васильевны
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..… 3-4
1. Психолого - педагогическое понятие коллектива.
1.1 Понятие «коллектив»………………………………………….………….…...5-6
1.2 Особенности коллектива………………………………………………….…6-10
2. Этапы и пути формирования коллектива
2.1 Учение А.С. Макаренко о коллективе........……………………………….10-12
2.2 Теория А.Н. Лутошкина…………………………………….……………...12-16
2.3 Цель коллектива (перспектива)………………………………………....…16-19
3. Опыт формирования коллектива младших школьников
3.1 Деятельность классного руководителя по формированию коллектива…20-24
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………25-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..……...30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….... 31-54
ВВЕДЕНИЕ
Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.
Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс.
Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный школьный коллектив - это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью.
Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.
Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений требуется время.
Для воспитания детей нужна всевозможная совместная деятельность, без которой не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.
Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность, результатом которой является объединение и сплачивание детей.
Цель исследования: раскрыть особенности формирования классного коллектива в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть этапы развития коллектива.
3. Раскрыть пути сплочения коллектива.
4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: ученический коллектив.
Гипотеза: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована совместная, целенаправленная, возглавляемая деятельность.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической литературы по данной теме.
2. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Токская средняя общеобразовательная школа» с учащимися начальных классов.
Теоретическая значимость: углубленный анализ литературы по проблеме исследования может быть использован учителями в качестве дополнительного материала по изучению данной проблемы, в качестве информационного материала в работе с классным коллективом.
Практическая значимость: теоретически обоснованные выбранные приемы исследования деятельности классного руководителя могут быть использованы педагогами с целью совершенствования работы по формированию коллектива младших школьников.
1. Психолого - педагогическое понятие коллектива.
1.1 Понятие «коллектив».
С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив - группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Эта трактовка не может быть принята за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным.
А.С.Макаренко писал: «…Только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом».
Педагоги - психологи отмечали, что коллектив не простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. «Класс - коллектив, - размышлял в этой связи известный педагог и психолог П. П. Блонский, - не является простой суммой отдельных учеников».
В Российской педагогической энциклопедии дается следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения».
Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается по-разному: под коллективом понимают любое организованное объединение людей или же высокую степень развития группы.
Слово «коллектив» нередко используется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать всякую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то напрасно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Потому педагоги должны чётко отличать истинные детские коллективы от других групп детей. Ведь коллектив является одним из видов реальных контактных групп.
Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.
1.2 Особенности коллектива.
Для отчетливого понимания особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию различных групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, разъединяют своих членов, и кончая коллективом.
1. Антиколлектив - это группа, для которой присуща внутригрупповая враждебность. Каждый хочет достичь своей цели за счёт остальных членов группы («пауки в банке»). В группе господствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповое преследование слабого. Разумеется, что продолжительное пребывание ребёнка в такой группе причиняет тяжёлую травму его психике.
2. Диффузная группа (конгломерат) - это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного вагона поезда). Группа неоднородна и нестабильна. Рассуждать о серьёзном воздействии её на развитие личности не приходится.
3. Номинальная группа – это малая группа, имеющая общее наименование и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. Например, класс, образованный из учеников, прибывших из разных школ. Наличие формального объединения начинает воздействовать на членов группы, но это воздействие незначительно, поскольку взаимоотношения ещё не сформировались.
4. Ассоциация – это группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой возникает совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое объединяющее воздействие на своих членов.
5. Кооперация – это группа, для которой присуще успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.
6. Автономия – это группа, для которой свойственны признаки кооперации, но сверх этого её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное воздействие группы приближается к влиянию коллектива.
7. Коллектив – это высший тип группы. Сформированная группа людей, объединенная совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.
У всех этих групп есть немало отличий. Но, самое значительное – они по-разному воздействуют на личность. Чтобы грамотно и действенно воздействовать на развитие личности, учитель должен ясно представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то разумно помочь группе скорее подняться на уровень коллектива.
Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой формируется ребёнок. Коллектив включает ребёнка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно хаотическое, разнонаправленное, случайное влияние на ребёнка, то в воспитательном коллективе такое влияние упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив – это педагогизированная среда.
Коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом значительных признаков. Рассмотрим их.
ü Общая социально-значимая цель. Цель есть у каждой группы: ее имеют, например, и пассажиры, севшие в поезд. Все дело в том, какая это цель, на что она сориентирована. Цель коллектива непременно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит властвующей идеологии, конституции и законам государства.
ü Общая совместная деятельность для достижения намеченной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы общими усилиями скорее достичь поставленной цели. Для этого каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
ü Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются характерные взаимоотношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
ü Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Некоторые из этих характеристик могут быть свойственны и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.
Кроме перечисленных признаков коллектив различается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу, «чувство локтя». В хорошо сформированных коллективах проявляются доброжелательность и бескорыстие, взаимопомощь и взаимоответственность, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, но только не коллектив. Ведь без них он теряет свои преимущества.
Наиболее неизменное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает главная деятельность школьников – теория. Именно в классном коллективе между школьниками формируется сеть межличностных связей и отношений. Именно поэтому он осуществляет роль своеобразного фундамента, на базе которого складываются различные школьные коллективы.
По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на три группы:
ü созданные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности: классы, отряды;
ü созданные на основе какого-то одного вида деятельности: кружки, секции, клубы;
ü созданные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Очень важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать как практические, так воспитательные задачи.
Успешное функционирование детского коллектива требует присутствия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач создается актив и избирается староста. Для организации и осуществления какого-либо мероприятия формируются временные и коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив доверяет планирование, разделение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.
Таким образом, проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
2. Этапы и пути формирования коллектива
2.1 Учение А.С. Макаренко о коллективе
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых подробно разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит детальную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Также определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и вычленил этапы развития коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
1. Становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, желающего организационно оформленную группу превратить в коллектив, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первый этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и заработал актив, ученики объединились на основе общей цели, деятельности и организации.
Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.
2. Для второго этапа присуще стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают функционировать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения и круг требований постепенно при этом расширяется.
Таким образом, на втором этапе развития коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Главная цель педагога на этом этапе – предельно использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив формируется.
Развитие коллектива на этом этапе связано с преодолением противоречий:
ü между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
ü между общими и индивидуальными перспективами;
ü между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;
ü между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д.
Поэтому в развитии коллектива неминуемы скачки, остановки, движения вспять.
3. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этом этапе, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – главной признак и наиболее свойственная черта коллектива на третьем этапе.
Процесс развития коллектива рассматривается как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет отчетливых границ. Возможности для перехода к следующему этапу формируются в рамках предшествующей. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, если даже он достиг высокого уровня. Поэтому отдельные педагоги выделяют четвертый и последующие этапы развития. На этих этапах каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью и процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
2.2 Теория А.Н. Лутошкина
В книге «Как вести за собой» А.Н. Лутошкин характеризует стадии развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Условно А.Н. Лутошкин обозначил эти станции - ступени.
У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и вершина – «Горящий факел».
«Песчаная россыпь» – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного организаторского мастерства пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.
«Алый парус» - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел» - это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Если представить себе, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины, ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. Надо опускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно только всем составом.
Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может «перевалить» через «Мерцающий маяк»?
Причины тут разные. Замечено, например, что в классах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпов коллективной деятельности.
2.3 Цель коллектива (перспектива)
Формирование коллектива – сложный и долгий процесс, который связан с преодолением ряда противоречий:
1) между коллективом и группами школьников или отдельными учениками, отстающими от его развития или, наоборот опережающими его в своём развитии;
2) между некоторыми группами учащихся с неодинаковыми ценностными ориентациями;
3) между перспективами коллектива и перспективами его членов;
4) между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сформировавшимися в некоторых его группах.
Для формирования общешкольного коллектива наравне с преодолением перечисленных противоречий важно присутствие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть общие действия всего коллектива (преодоление возникших трудностей, проекты, торжества). Нужно учесть, что интегрирующими являются как общие цели, так и действия по их достижению. Ещё А. С. Макаренко подметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и дальних перспектив.
Близкая перспектива – это события, которые совершатся в ближайшие часы, дни, недели. Это множество разнообразных дел: различные и увлекательные уроки, спортивные занятия, экскурсии, прогулки и игры. Это заманчивые и внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: хорошо освещённые и уютные кабинеты, цветы, доброжелательный стиль отношений к ученику со стороны одноклассников, преподавателей, администрации и технического персонала.
Средняя перспектива содержит в себе наиболее крупные события в жизни школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы. Это школьные вечера, праздники, туристский слёт и походы, открытие спортивного сезона. Схожие события могут происходить и на классном уровне.
Далёкая перспектива включает события, ожидаемые через годы. В масштабах не только школы, но и города, района, области или страны.
А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития коллектива с точки зрения её воспитательного влияния на личность. Основываясь на его убеждения, рассмотрим эти этапы.
1 этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят главные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает. Нет ясного распределения обязанностей между членами группы. Группа несамостоятельна и не имеет собственного руководства. Класс слабо участвует в жизни школы. Нет обще-групповых дружеских связей и сплочения. Педагогу работать нелегко, а воспитательная результативность его деятельности недостаточна. Основное его внимание сориентировано на образование отправных условий для развития группы. Он стремиться увлечь школьников разнообразной соблазнительной деятельностью, сформировать внутригрупповое общение, оградить школьников от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей в налаживании групповых дел.
2 этап. В группе формируется официальная структура, появляются и функционирующие ответственные лица, такие как староста, дежурные, санитары, книжный сектор, физорг и т.д. Изменяется и отношение к учителю: создался поддерживающий его актив. Расширяется товарищеское общение и коллективная сплочённость. Возникает общественное мнение, выражаемое в будничном общении и на собраниях. Часть школьников заслуживает авторитет у товарищей. Общая деятельность группы упорядочена и удачна. Она более самостоятельна и включается в общешкольную жизнь. Воздействие группы на личность увеличивается и приобретает воспитательный характер. Работа облегчается, её действенность возрастает.
Педагог, продолжая и расширяя деятельность, которая проводилась на первом этапе, делает упор на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы
3 этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство неприметное управление группой и отдельными школьниками осуществляется детским органом самоуправления. Группа самостоятельна, успешно действует и в отсутствии педагога. У всех имеются общественные поручения, их роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в общешкольную жизнь. Товарищеские связи охватывают всю группу, она объединена. Общественное мнение требовательно, могущественно, критично и самокритично. Любая личность защищена и чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят уходить из неё. В целом группа становится сильным воспитательным фактором.
Началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель непременно должна содержать понимаемую ими перспективу, как сплочения их коллектива, так и собственного роста: творческого, нравственного, делового.
Но поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого необходимо выявить увлечения, склонности учащихся, их нравственные и культурные представления, имеющийся у них опыт совместных дел и взаимоотношений. Такая информация нужна для установления частных целей и конкретного содержания будущей совместной деятельности.
Методика формирования и воспитания ученического коллектива опирается на двух вещах: первое – необходимо вовлекать всех учащихся в различную и содержательную общую деятельность и, во- вторых, необходимо организовать и активизировать эту деятельность так, чтобы она объединяла и сплачивала учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
В качестве основных и центральных средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся. В процессе организации деятельности необходимо применять специальную методику, сориентированную на формирование и воспитание сплоченного коллектива.
Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Формирование коллектива необходимо начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Верное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с младшими школьниками сформирует их поведение, содействует улучшению их работы и вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.
Для того чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Потому в воспитательной работе с коллективом немалое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.
Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют:
- умелое предъявление требований к учащимся;
- воспитание ученического актива;
- организация занимательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной и художественно- эстетической деятельности;
- воспитание здорового общественного мнения;
-организацию и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Таким образом, путь к коллективу - это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему.
3. Опыт формирования коллектива младших школьников
3.1 Деятельность классного руководителя по формированию коллектива
Известно, что в жизни любого ребенка однажды происходит очень значимое событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, часто бывает ребенку сложно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является учитель, от него исходят все требования. Для этого педагог применяет разнообразные способы сплочения, включая детей в различные виды деятельности. Для детей младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей.
Свою деятельность по созданию классного коллектива я условно разделила на несколько стадий, взаимосвязанных между собой:
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Полагаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, возглавляющие функции принадлежат классному руководителю. Ведь на нем лежит первостепенная задача по созданию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу ребят, предупреждает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.
Не один год уже я работаю над проблемой формирования детского коллектива младших школьников. Моё знакомство с ребятами, как правило, начинается с того, что я наблюдаю за детьми в детском саду, куда хожу один раз в неделю на занятия. Это позволяет более близко познакомиться с детьми, оценить их готовность к школе. Занятия эти я начинаю с января. Затем они продолжаются летом в лагере дневного пребывания «Рюкзачок». Чтобы не быть навязчивыми, занятия я чередую с мероприятиями, что является начальным звеном формирования коллектива. В 1 класс приходят ребята с разных сёл, иногда те, кто не посещал ДОУ. По этой причине в начале учебного года замечалось раздробление класса, каждый ребенок был сам по себе. Были обнаружены трудности в обучении у некоторых учащихся класса, которые они испытывали ввиду ряда различных причин (отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей, интеллектуальные способности, мотивация к обучению). Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом мною были поставлены следующие основные цели и задачи:
- адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене;
- создание и сплочение классного коллектива;
- воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
- формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
- воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и её традициям;
- прививать навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь, чувство ответственности в учёбе.
Следующее, что я делаю на пути по формированию классного коллектива, - это организовываю работу по созданию классного самоуправления. В середине первой четверти проводятся выборы классного самоуправления. Каждый из ребят высказывает своё мнение о том, в каком секторе он хотел бы работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбирает представителя в актив класса, которому я передала некоторые простые функции руководства коллективом. В классе все ребята имеют поручениями с учетом их интересов, что содействует развитию активности, инициативы и деловитости.
Наряду с работой по организации классного самоуправления закладываются основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы, которые накопили традиции”.
Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что ждет впереди.
В классе традиционными стали следующие мероприятия:
ü «День рождения класса». Цель – осмысление своей сплоченности, неповторимости и важности друг для друга. Проводится в рамках классного часа первого сентября в различной форме при участии детей и родителей.
ü «Самый, самый лучший день» – поздравление учащихся с днем рождения, праздник именинников. Проводится четыре раза в год. Ребята заблаговременно готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий, подарки и поздравления.
ü «День Здоровья», цель которого показать значение здоровья, ЗОЖ, спорта в жизни человека. Проводится он ежемесячно и в разных формах. Это может быть беседа с приглашением работника ФАП, классный час с приглашением родителей, спортивное мероприятие «Муравейник» и др. Мероприятие дает отдельным ученикам возможность показать свою значимость в классе, реализовав себя в том или ином виде спорта, раскрыть себя в беседе и т.д.
ü Подготовка к новогоднему празднику, в котором дети так же могут реализовать себя, раскрыть свои таланты, проведение которого объединяет детей в совместной деятельности.
На таких мероприятиях формируются дружеские отношения между детьми, культивируется внимательное отношение друг к другу. Существенную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
Также, объединению коллектива содействуют всевозможные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают как дети, так и их родители. Например, совместный выход на природу, спортивные праздники «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Совсем недавно мы провели в классе совместно с родителями мероприятие «Прощание с Азбукой». Здесь мы видели проявление дружеских отношений ребят, их совместное переживание за организацию и проведение праздника, а так же взаимоотношения и поддержку со стороны родителей.
Всему этому способствует многообразная коллективная деятельность, которой руководит учитель, опираясь на актив детей и родителей.
Общешкольные мероприятия тоже работают на сплочение классного коллектива. Так, например, изготовление праздничных выпусков стенгазет к 23 февраля и 8 марта, принятие участия в осенней выставке поделок, новогоднее оформление кабинета, где также учитывается участие всего класса как сплочённой команды. Традиционным стал в нашей школе смотр строя и песни, к которому дети готовятся все вместе и выступают единым коллективом.
На третьей стадии формирования классного коллектива главной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Непременным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся рассуждать, рефлексировать свои чувства, сотрудничать. Формы проведения классных часов были разнообразными: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. Например, в моём классе был проведен час общения «Дружба – это …», цель которого - сплочение коллектива и построение знаний о том, что такое дружба, добрый поступок, воспитание внутренней потребности к совершению добрых поступков, понимание того, что дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения, способствует умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывает толерантное отношения к другой точке зрения. Формой организации классного часа стали групповая и фронтальная работа. Ещё один классный час, который имел огромное значение в сплочении детского коллектива это «Мы – среди людей»
Это было открытое мероприятие на базе РМО зам. по ВР, и одной из его целью было формирование у детей представлений о человеке и обществе, элементарной ориентировке обществоведческих понятиях: культура общения, этикет, вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, благодарность), умение детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях, использовать основные формы приветствия, просьбы. Данное мероприятие было построено с соблюдением всех требований ФГОС, с использованием различных форм деятельности, а так же с элементами исследовательской деятельности самих ребят, которые готовили материал по данной теме.
К тому же я, как учитель начальных классов, стараюсь уделять больше внимания групповой работе на уроке. Всё это, на мой взгляд, укрепляет детский коллектив и способствует взаимопониманию среди детей. Межличностные отношения, которые пронизывают ученический коллектив, оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом; от характера межличностных отношений учащихся зависит успешность их обучения и отношение к школе в целом.
3.2 Анализ результатов исследования
На протяжении нескольких последних лет я использовала в своей деятельности достаточно много методик исследования межличностных отношений в коллективе, ведь именно от них зависит дальнейшее существование и работоспособность самого коллектива. Своё внимание я остановила на методике Дж. Морено.
Социометрическая техника, разработанная им, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения детей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а)
измерение степени сплоченности-разобщенности
в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета
членов группы по признакам симпатии-антипатии,
где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе
которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. На начальном этапе исследования я получила следующие результаты:
Тип личности
|
«Звезды» |
«Предпочитаемые» |
«Принятые» |
«Изолированные» |
Процент |
21% |
29% |
21% |
29% |
Кол-во детей |
3 |
4 |
3 |
4 |
После продолжительной работы и использования совместной деятельности в детском коллективе результаты изменились, и провести сравнительный анализ можно по следующей диаграмме:
:
Мы видим, что результаты за три года обучения изменились в положительную сторону:
Тип личности
|
«Звезды» |
«Предпочитаемые» |
«Принятые» |
«Изолированные» |
Процент |
14% |
58% |
14% |
14% |
Кол-во детей |
2 |
8 |
2 |
2 |
В этом учебном году я взяла новый первый класс. В отличие от прошедших лет, класс достаточно большой и большинство в нём девочек. Поэтому я решила начало своей деятельности немного изменить и начала с того, что в конце первого полугодия обучения провела анкетирование, цель которого выявить комфортно ли детям в классе. Анкетирование состояло из шести вопросов, на которые ребята должны были дать один из трех вариантов ответа: да, нет, иногда. Вопросы анкетирования были следующими:
1. С желанием ли ты ходишь в школу, в свой класс?
2. Легко ли тебе общаться с одноклассниками?
3. Обижают ли тебя в классе?
4. Приходишь ли ты на помощь одноклассникам?
5. Любите ли вы вместе проводить время, сообща работать?
6. Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?
О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты анкетирования. Проанализировав анкеты ребят можно сделать вывод, что с желанием ходят в школу 72% детей, 0% - «нет», 28% ответило «иногда». Ребятам легко в общении (61% ответили положительно, а 39% опрошенных ребят ответило «иногда», так как им нелегко дается общение с людьми). Неоднозначно ответили на третий вопрос, так как по-разному понимают значение слова «обида». Готовы оказать помощь одноклассникам 72% учеников, 28% опрошенных ответило «иногда». На пятый вопрос положительно ответило 67% ребят, а это большинство, ответ «нет» отсутствует, 33% ответило «иногда». И никто из учеников не хотел бы поменять школу на другую. На конец первого учебного года я обязательно проведу тот же самый опрос, чтобы сравнить, какие изменения произошли в коллективе и в какую сторону.
Следует заметить, что сплочение классного коллектива это очень продолжительный процесс. И потому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это отличная возможность рассмотреть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.
Разумеется, в начальной школе еще бывают расхождения, несовпадение мнений, но общая совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает возможность классному коллективу перейти к более высоким уровням организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях (грамотном руководстве учителя) на следующую ступень развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед нами, учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый ощущал необходимость и потребность другого.
Всякий раз, мы учителя, ощущаем затруднения, когда вновь берем первый класс и стараемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее результативные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Ведь деятельность рождает самоуправление. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.
Роль учителя при формировании коллектива велика – введение каждого ученика в систему коллективных отношений, хотя зачастую этот процесс оказывается сложным, даже противоречивым. Работая в школе, я убедилась, насколько каждый ее ученик отличается от других, на первый взгляд, таких же детей, как он, отличается внешностью, чертами характера, степенью общительности, состоянием здоровья, знаниями, умениями и массой других черт, качеств и особенностей. Само собой разумеется, что дети входят в систему коллективных отношений каждый по-своему, вызывая далеко не одинаковую реакцию со стороны товарищей и по-разному влияя на коллектив. Поэтому в работе по созданию классного коллектива важное место отводится формированию сплоченности ребят.
Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность проявлять отпор силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей. Сплоченность трактуется как состояние группы, к которому она приходит в результате увеличения взаимодействия между членами группы – чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем выше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот. Сплоченность коллектива формируется и проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществятся групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива ключевая роль принадлежит классному руководителю. Следуя общей теорией коллектива, объединение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу увлекательной и содержательной совместной жизни. В то же время классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления.
Таким образом, правильная организация совместной деятельности учащихся, постановка перед ними чёткой цели, совместное продумывание путей и средств её достижения, систематичность такой деятельности обеспечат достижение цели исследования. Формируя коллектив младших школьников, необходимо делать акцент на формирование их готовности к самоуправлению, выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма, способствовать развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной жизни детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «Вако», 2004 г. – (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000г.
4. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». Москва, «Просвещение», 2000г.
5. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). – М.: Педагогика, 2000г.
6. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2005г.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001г.
8. Сергеева в.п. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2002г.
9. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000г.
10. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под редакцией Е.Н.Степанова. – М., Центр «Педагогический поиск», 2003
ПРИЛОЖЕНИЯ
МБОУ «Токская средняя общеобразовательная школа»
Разработка классного часа
для учащихся 4 класса на тему:
«Мы среди людей»
Учитель : Солодилова Наталья Васильевна,
1 категория.
Задачи:
обучающие:
• Формирование представлений о человеке и обществе, элементарной ориентировке обществоведческих понятиях: культура общения, этикет, вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, благодарность).
• Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях, использовать основные формы приветствия, просьбы.
развивающие:
• Обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в социальном мире.
• Психическое и личностное развитие школьника.
• Развитие умений выделять существенное и несущественное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
воспитательные:
• Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств, принятия гуманистических норм существования в среде обитания.
• Уточнить представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, показать важность внимательных и заботливых отношений, взаимопомощи между членами семьи.
• Познакомить с культурой поведения, общения XVIII - XIX века.
культурологические:
• Развитие общих представлений школьников о культуре человеческого общества.
Предполагаемый результат: совместная проектная деятельность предоставляет возможности максимально раскрыть потенциалы ребенка, с высокой вероятностью оценить его достижения, а также определить причины неудач и найти способы их преодоления, помогает избежать отрицательных моментов благодаря педагогическому сопровождению, которое позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Такой подход ведет к сплочению детско-взрослого союза, предполагает достижение наибольшего воспитательного и образовательного успеха.
Материальное оснащение: видеоаппаратура для демонстрации слайдовой презентации, рисунки учащихся, дидактические карточки, плакаты, на которых написаны законы дружбы, пословицы о дружбе.
Ход занятия :
I. Организационно – мотивационный момент.
1. Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим час доверительного общения. Послушайте стихотворение и сделайте вывод, какой важной проблеме будет посвящен классный час.
2. Постановка проблемы.
В школе кончились уроки. Дятел свой собрал портфель, И скорей, без проволочки Прямо к дому полетел. Дома дятла ждала мама, Ждала младшая сестра. Мама вкусные пампушки Для обеда припасла. Слышен шум снаружи дуба. Дятел залетел в дупло. Маму оттолкнул он грубо. Сестричку дернул за крыло. «Есть хочу!» - сказал затем, И к столу немедля сел. |
Начал в клюв кидать пампушки, И в тарелке стало пусто. Плачет младшая сестра, Брата целый день ждала: Ей хотелось вместе с ним, Кушать за столом одним. Дятел лихо развернулся, И на них не оглянулся. Свой портфель забросил в угол, Полетел скорей он к другу. Чтобы вместе поиграть, Чтобы вместе полетать, Покружиться, пошалить И о школе позабыть. |
- Понравился вам дятел? Почему? (Ответы учащихся)
- Вы хотите, чтобы ваши близкие, друзья и даже незнакомые люди обращались к вам хорошо, по-доброму? Весь секрет в том, что только к вежливому и доброму человеку окружающие его люди относятся по-доброму, с вниманием и даже с любовью.
- Сегодня мы продолжаем говорить об этике поведения людей в разных ситуациях. Какие цели мы можем поставить перед собой на сегодняшнее занятие ? (После ответов детей вывесить цели урока на доске).
II. Работа по теме урока на основе имеющихся знаний и исследовательской работы.
1. Формулирование проблемы.
- Зачем придумали правила поведения? Может ли человек вести себя так, как ему хочется? Всегда ли мы правильно ведем себя с окружающими?
- Чтобы оценить свое поведение надо знать эти правила.
2. Постановка задач урока.
1. Узнать, что такое «культура общения», этикет?
2. Повторить основные формы приветствия, просьбы, прощания, благодарности.
3. Учиться соблюдать правила этикета в разных жизненных ситуациях.
3. Основные понятия:
Вежливая речь.
Культура общения.
Этикет.
- А что же такое этикет?
- В русском языке есть близкое по смыслу слово вежливость.
- Что такое вежливость? Давайте узнаем у крокодила Гены. Он тоже интересовался этим вопросом, потому что телевидение поручило крокодилу Гене подготовить передачу о вежливости. Гена-крокодил решил взять интервью у посетителей музея. У каждого он спрашивал, что такое вежливость. И вот что они ему ответили:
Черепашка. Если ты вежливый, то ты говоришь спокойно, мягко, уважительно. Ну, как я!
Лев Чандр. Вежливость? Это вежливые привычки, манеры, поступки. Уступи встречному дорогу...
Собачка Тоби. Вежливость - это волшебные слова. Сказал: «здравствуйте», «до свидания», «извините», «спасибо», и ты вежлив.
|
Пони. По-моему, вежливость – это всякие добрые дела.
- Какой ответ вам больше всего понравился?
- Как бы вы ответили на вопрос крокодила Гены?
Обобщение: Вежливым называют человека, который знает правила поведения и – главное! – выполняет эти правила.
- Правил поведения очень много – попробуй их все запомнить! – скажете вы. На самом же деле есть одно простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.
«Истинная вежливость есть нечто иное, как старание не выказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было». (Дж. Локк)
- Да, и пословицы подтверждают народную мудрость.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Спорить – спорь, а браниться – грех.
Кто шуток не разумеет, над тем не шути.
Значит, этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
- Человек не может жить на этом свете без общения. Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки.
4. Анализ этикетных форм приветствия, прощания, извинения, благодарности, просьбы. (Слайд)
А) Прочитайте слова. В каких случаях мы используем эти слова?
Здравствуйте, привет, добрый день До свидания, пока, счастливого пути Извините, простите, я виноват Спасибо, благодарю Будьте добры, пожалуйста |
Приветствие Прощание Извинение Благодарность Просьба |
- Ребята, вы знаете много вежливых слов, но это еще не значит быть вежливым, надо знать, кому, когда и что говорить.
Б) Чтение стихотворения учащимися.
- Доброе утро! – птицы запели.-
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам. (А.Кондратьев)
- С каких слов начали утро птицы? А вы, какими словами встречаете новый день?
- Вы говорите: «Доброе утро!» А какой смысл вы вкладываете в эти слова? Что хотите ими выразить?
Слайд.
В) Соедините линией слово и рисунок (у каждого ученика карточка).
- Кому можно сказать…
Здравствуйте!
Пока!
До свидания!
Привет!
До завтра!
Добрый день!
Г) Проверка выполненного задания по слайду.
Вывод: если слова «Доброе утро!» «Добрый день!», «Здравствуйте!» могут звучать при обращении к знакомым и незнакомым людям, взрослым и ровесникам, то слова «Привет!», «Салют!», «Здорово!» адресованы только знакомым, одноклассникам, друзьям.
- Как мы должны произносить слова приветствия, каким тоном?
- Вы абсолютно правы, здороваясь, приветствуя кого-либо, мы должны быть приветливыми, доброжелательными.
- Какие слова можно сказать при прощании, чего пожелать?
Е) Встретились два друга. Какие слова они скажут друг другу при встрече?
Ж) Встретились учитель и ученик. Какими словами они могут приветствовать друг друга при встрече?
З) Прощаются два друга. Какие слова они скажут друг другу на прощание?
К) Прощаются учитель и ученик. Какими вежливыми словами они обменяются на прощание?
Л) Вы уезжаете на каникулы к бабушке. Мама и папа провожают вас. Как вы с ними попрощаетесь? Какие слова они скажут вам в напутствие? Что ответите вы в ответ?
М) Слова благодарности.
Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. |
Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. (И.Токмакова) |
- Кто догадался, что это за слово?
- Кто знает, как можно еще поблагодарить человека? (Спасибо, благодарю)
Доскажи словечко.
Растает даже ледяная глыба От слова теплого…
|
Зазеленеет старый пень Когда услышит… |
Если больше есть не в силах Скажем маме мы … |
Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь… |
Когда нас бранят за шалости, Говорим:… (прости, пожалуйста) |
И во Франции, и в Дании На прощанье говорят… |
5. Правила приличия.
- О каких правила поведения напоминает нам С.Я.Маршак в своем стихотворении «Урок вежливости»?
Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: - В гостях, медведь, нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться, Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу, И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь. И старых уважай. И бабушку-медведицу В туман и гололедицу До дома провожай. |
Так Мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести… Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым. Он кланялся соседям – Лисицам и медведям, Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу, А незнакомым наступал Всей пяткою на лапу. Совал куда не надо нос, Топтал траву и мял овес. Наваливался брюхом На публику в метро, И старикам, старухам Грозил сломать ребро. Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести. Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили! |
- Как вы думаете, для чего С.Я.Маршак рассказал нам об этом медведе?
(Вежливый человек вежлив всегда и со всеми – знакомыми и незнакомыми)
6. Экспересс-диагностика. Считаешь ли ты себя вежливым человеком? (Слайд)
Прочитай советы попугая Ильи, который живет у Нади и Сережи. Какие из них даны всерьез, а какие – в шутку? Если всерьез, обведи «Да», если в шутку, обведи «Нет».
Всегда клади локти на стол. |
Да. Нет. |
Не разговаривай с полным ртом. |
Да. Нет. |
Всегда бери с блюда лучший кусок. |
Да. Нет. |
Прихлебывай погромче. |
Да. Нет. |
Не ешь с ножа. |
Да. Нет. |
Не вытирай руки об одежду, пользуйся салфеткой. |
Да. Нет. |
Учитель: Как вы думаете, ребята, всегда ли существовали правила проявления вежливости и когда, по вашему мнению, они появились?
- Давай обратимся к профессору Вежливых наук (ПВН), который откроет нам тайну этого вопроса.
ПВН.- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Я тоже сегодня гость вашего урока и мне это очень приятно. Чтобы не злоупотреблять вашим временем, я приглашаю вас отправиться в древние времена и посмотреть, как развивалась наука о вежливости.
- Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте.
- В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.
ПВН. - О требованиях к хорошему воспитанию в 18 веке расскажут ребята информационного отдела.
7. Сообщение учащихся «Из истории этикета»
1 ученик. Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности.
Признавалось, что необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих.
2 ученик. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Человек должен был уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно.
Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота).
3 ученик. По-прежнему придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине — следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить.
4 ученик. (слайд) Мужчины должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п.
Учитель. Рукопожатие и поцелуй руки
- Уважаемый профессор, разрешите мне добавить.
- Так вот, мы не раз наблюдали, как взрослые приветствуют друг друга рукопожатием. Обычай рукопожатия имеет еще более древнюю историю. Первоначально обычай представлял протянутую невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений.
Вышестоящему лицу или даме целовали руку, равному ее пожимали. Поэтому до наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.
Поклоны и коленопреклонение
Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона обозначалось признание первенства другого. В разные периоды, соревнуясь друг перед другом в учтивости, дворяне иногда исполняли целые ритуальные танцы, стремясь показать друг другу свое уважение. Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а, приветствуя более знатного или старшего, делала реверанс.
ПВН: Да, хорошие манеры нужны были во все времена всем – царям и королям, чтобы удачно вести разговор, достигать понимания со своим гостем, поражать, удивлять своим поведением простых людей и управлять ими.
Учитель. Уважаемый профессор, а когда в России появились правила поведения, и какие из них сохранились по сегодняшний день?
ПВН: Пожалуйста, я могу ответить на ваш вопрос. Написанные правила вежливости появились во времена Петра I, русского царя. Они назывались «Юности честное зерцало». В них было написано, как должен вести себя человек в гостях, как здороваться со знакомыми людьми, как пользоваться вилкой и ножом. Внимание на экран.
Вот некоторые из них:
• Не сопи, когда ешь.
• Не хватай первым блюда из общей миски. Жди, когда тебе предложат.
• Не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
• Когда тебе что-то предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
• Над едой не чавкай как свинья и головы не чеши.
• Не проглотив куска, не говори.
• Около своей тарелки не делай забора из корок хлеба.
Учитель. Мы продолжаем путешествие в прошлое. И ребятам, и всем присутствующим предоставляется возможность очутиться в том времени романтики, элегантности, красоты и изящества. Возможность очутиться в эпохе пудренных париков, галантных кавалеров и жеманных красавиц, веселых и шумных балов, на которых танцевали наши прабабушки и прадедушки.
Готовясь к этому уроку, мы узнали много нового и интересного.
Очень жаль, что в наше время балов практически нет, и этикет бала не входит в школьную программу. Давайте попробуем подробнее узнать про это волшебное завораживающее действие!
(Просмотр слайдов о балах)
ПВН. Постойте! У меня в руках настоящая бальная энциклопедия. Я уверена, что многие не знают, что такое бал!
Учитель. Кто может объяснить, что такое бал? (объясняют значение слова)
ПВН. А подробнее это могут сделать ребята информационного отдела.
8. Сообщение учащихся «Откуда бал на Русь пришел?»
- Вот, что сказано в словаре В.Даля.
Бал – это собрание общества лиц обоего пола для танцев. А само слово «бал» пришло в русский язык из немецкого и происходит от глагола «ballare» танцевать. Балы отличаются от других танцевальных собраний блеском: строгим этикетом, заранее определенным порядком.
В словаре С. Ожегова сказано: Бал – это большой танцевальный вечер.
В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII — XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. В это время появляются многочисленные пособия по этикету.
ПВН. (Указ Петра I) «Учредить амсамблеи-собрания или съезды, которые делаются не токмо ради забавы, но и для дела. Амсамблеи посещать должно офицерам и дворянам, купцам знатным и начальникам мастеровым людям; а также женскому полу, женам и дочерям».
Учитель. Что необходимо для бала?
ПВН. Прежде всего – это нарядная бальная одежда. Посмотрите, как элегантно выглядят участники нашего праздника!
(Продолжает читать Указ Петра I). «Боярам и окольничим, и думным и ближним людям, и дворянам московским… Носить платье верхнее саксонския и французския… Женскому полу всех чинов юбки немецкия, а русского платья никому не носить.»
9. Сообщения учеников о балах :
1 ученик. Бальный костюм, веер и перчатки – необходимые предметы бала.
Представители высшего сословия стремились одеваться так, чтобы костюмом подчеркнуть свое привилегированное положение. Женский костюм выглядел необычайно красочно, декоративно, форма его держалась на жестком каркасе. Торжественные придворные платья шились из тяжелых дорогих тканей: бархата, атласа, парчи, богато украшались отделкой.
2 ученик. Дополнением к костюму служили изящные бархатные туфельки, великолепные складные веера, а также длинные кружевные перчатки, которые считались предметом роскоши. Прелестные женские головки украшали высокие сооружения из цветов, драгоценностей и густо собранных, вспененных кружев.
Учитель - А что еще необходимо для бала?
ПВН. Одним из требований для образованного дворянина являлось владение навыками бального танца и служило неотъемлемой частью воспитания.
(показывают элементы танцевальных движений)
ПВН. Так как бал должен открываться полонезом, самым строгим и официальным танцем, я настаиваю на соблюдении всех правил! Требую объявить полонез!
Учитель. Что ж, пусть будет полонез!
ПВН. Полонез родился в Польше. На Руси его называли «польский танец», или «ходячий разговор». Это потому, что во время танца было принято беседовать. Главная тема полонеза – восхищение прекрасной дамой.
Учитель. Шум, хохот, беготня, поклоны.
Галоп, мазурка, вальс.
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.
(учащийся вместе с учителем показывает несколько движений из танца «Полонез».)
Учитель.
Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, |
Кружился вальса вихорь шумный, Чета мелькала за четой. |
ПВН. Этот танец долгое время был запрещен, так как считался безнравственным. Говорили, что общество «заражено» вальсовой заразой наподобие чумы или холеры.
В вихре Вальса сначала закружилась Вена, а затем и вся Европа. Вальс танцевали бароны и советники, купцы и художники, дамы и их горничные. Так же этот танец стал популярным и в России.
Учитель. В Вене, столице Австрии, проходят конкурсы русского бала. Обращение к бальным танцам сегодня актуально. На телеэкранах демонстрируются проекты «Танцы со звездами», «Ледниковый период», посвященные бальным танцам. Это очень красиво, элегантно, глядя на эти пары, и самим хочется танцевать.
III. Оценочно-рефлексивный этап. Итог урока.
- Какими дарами и кого может наградить фея Доброты и Вежливости, а какие «дары» припасены у колдуньи Зла и Грубости?
Фея Доброты Колдунья Зла
Дары: красота, злость, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение.
Возвращение к проблеме урока.
– Как вы думаете, важна ли это проблема для общества? Почему?
- Должен ли человек выполнять правила поведения, этикета?
(Да, потому что мы живем среди людей. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.)
- Я хочу, чтобы каждый участник сегодняшнего классного часа унес с собой чудесное настроение и светлое воспоминание.
И улыбка, без сомнения Вдруг коснется ваших глаз, |
И хорошее настроение Не покинет больше вас. |
( Учитель на память раздаёт памятки со словами об улыбке и хорошем настроении.)
- Всем большое спасибо за урок!
Час общения для уч-ся 1 класса на тему:
«Дружба – это…»
Разработала : Солодилова Н.В. - учитель нач.классов
МБОУ «Токская средняя общеобразовательная школа»
1. Цели мероприятия:
· образовательная: обобщить знания учащихся о значении слова «дружба», раскрыть понятия слов, совместимых с дружбой и несовместимых.,;
· развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на философские проблемы, учиться приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли;
· воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.
2. Оборудование:
3. Форма организации классного часа общения: групповая.
4. Приемы, методы, технологии обучения: проблемный, информационный, частично-поисковый.
5. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.
Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.
На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:
Как не обратить внимание детей на действительность, которая нас окружает: жестокое отношение некоторых людей друг к другу, к людям других наций и т.д. Данный классный час затрагивает проблемы толерантности, дружеского и уважительного отношения друг к другу. Материал изучается дополнительно, углубляя и расширяя уже полученные ранее на уроках знания. Предназначен для учащихся младших классов.
Цели и задачи классного часа способствуют формированию новых знаний и развитию мыслительной деятельности учащихся.
Основные методы, которые используются на классном часе – это информационный, проблемный, частично-поисковый. Все они формируют умения философски мыслить, анализировать, делать выводы.
Ход мероприятия:
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный этап Настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Хочу еще раз сказать это чудесное слово “Здравствуйте! Здравствуйте!”. И вы тоже по чаще говорите “Здравствуйте!” маме, папе, друзьям и прохожим. Вы почувствует, как у них поднимается настроение. Дело в том, что слово “Здравствуйте” особенное. Когда мы говорим это слово, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В этом слове, как и в слове “здоровье”, много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте!
2. Мотивационный этап Прочитайте слова на слайде. И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга – наживешь врага ты. Врага обнимешь – друга наживешь. Омар Хайям
Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на нашем классном часе общения? Действительно, о дружбе, которой много написано песен, стихов. А где еще встречается слово «дружба»? -В названиях населенных пунктов, лагерей отдыха, горных переходов, даже есть фонтан «Дружбы народов» в Москве, создана награда «Орден Дружбы Народов»
_Сегодня вы будете часто высказывать свое мнение, поэтому следует повторить правила ведения дискуссии.
|
Правила ведения дискуссии С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Уважайте мнение любого человека. Придерживайтесь дружелюбного тона. Не спорьте ради спора! |
3. Определение темы и целей классного часа Мы выяснили тему нашего занятия. А теперь попробуем сформулировать цели. Что нам необходимо сделать за этот час.
4. Работа по теме классного часа. 1. Определение понятия «Дружба» - Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а все же, что обозначает Это слово? Значит что оно? - Что, по-вашему, «Дружба» и зачем она нужна? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. В.И. Даль «Дружба – это бескорыстная приязнь» -Какое слово вам не понятно? Ожегов «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.» 2.Какими качествами должен обладать настоящий друг? В детской песне поется: Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Какое значение вы вкладываете в слово «друг»? Какими качествами он должен обладать? Распределим слова, записанные на доске в два столбика(Корзина дружбы и контейнер для мусора) Верность предательство Честность лживость Порядочность Бескорыстие корысть Надежность Чуткость черствость Понимание недопонимание Уважение друг к другу высокомерие У каждого на парте лежит чистый лист бумаги, на котором дети обводят свои ладошки. Напишите на ней имя своего друга и назовите качества, какие вы у него цените. Прикрепим ладошки на «дерево Дружбы». Ваши друзья класса смогут прочитать, за что вы их цените. 3.Почему важно дружелюбно относиться друг к другу? -Каждый ли человек может быть другом? -Может ли дружба распасться? Я предлагаю прослушать стихотворение и ответить на эти вопросы. Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды , (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не каждой обо мне упоминал. Я упал и весь промок – Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: откусить мне дал когда-то, А теперь представил счет. Не влечет меня, ребята, Больше к другу, не влечет. 4.Почему дружелюбие важно не только для каждого из вас, но и для всего класса? Правила дружбы. Давайте попробуем с вами открыть секреты дружбы. Составим правила: а) Умей вовремя улыбнуться! б) Не обижайся из-за каждого пустяка! в) Не оставляй друга в беде! г) Умей признать ошибку и извинись! д) Мирись, мирись, мирись!...
4. Практические задания. Моделирование ситуаций. Нравственные ситуации. На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации. - Как ты поступишь? а) Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать. б) Твой друг не умеет играть в пионербол и подводит команду. в) Твой друг употребляет плохие слова и выражения. г) Твой друг предлагает тебе поступить плохо. д) Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты. е) Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. Продолжи высказывание: Если бы я обидел своего друга, то я… Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я… Если бы мой друг обидел меня, то я… Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я… Если бы мой друг получил двойку, то я… Если бы у меня были конфеты, то я… Если бы у меня была интересная игра, то я… Если бы мне друг рассказал секрет, то я… Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я… Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я… Если мой друг не умеет решать задачи, то я… Из-за чего чаще всего возникают ссоры?
|
Отвечают, приводят примеры
Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему
Все учащиеся с места имеют право высказывать свою точку зрения, но с соблюдением всех правил дискуссии, представленных перед аудиторией (не перебивать, аргументировать высказывания, уважать чужую точку зрения и т.д.). Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему; исполняют песню.
Распределяют термины либо в корзину, либо в контейнер (объясняют свой выбор)
Объяснение значений непонятных слов
Ученики слушают стихотворение и отвечают на вопросы.
Дети объясняют свой выбор действий в данной ситуации.
Ученики продолжают высказывания…
|
4. Подведение итогов Мне думается, что этот классный час даст начало вашей дружбе, которую вы пронесете через всю школьную жизнь, ….. Много вы привели своих примеров, мыслей о дружбе, какой она должна быть. А закончить я хочу наше занятие правилами дружбы, которые висят у нас на стенде советов. (Читает правила дружбы). |
|
5. Рефлексия: - Понравилось ли вам наше занятие? Какие вопросы у вас возникли? Мне тоже понравилось, как вы работали. Спасибо большое. |
(Дети оценивают занятие смайликами). |
Дружный класс.
На субботнике.
«У похода есть начало, у похода нет конца…»
В гостях у сельской библиотеки.
Смотр строя и песни.
«Прощание с Азбукой»
Чаепитие с родителями.
В сотрудничестве с детьми.
Коллективная работа на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.