Обобщенный педагогический опыт работы по предметным компетенциям
Оценка 5

Обобщенный педагогический опыт работы по предметным компетенциям

Оценка 5
docx
21.07.2024
Обобщенный педагогический опыт работы по предметным компетенциям
Обобщение опыта . Развитие предметных компетенций на уроках русского языка и литературы.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Портовская школа» администрации Мангушского района

 

 

 

Обобщенный педагогический опыт

учителя русского языка и литературы

Рожко Алёны Валериевны

 

 

 

 

 

 

Тема: «Создание эффективных

методов и приемов обучения, развивающих аналитическое мышление и формирующих предметные компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024

 

 

 

Информация об авторе.

ФИО – Рожко Алёна Валериевна

Образование – высшее

Квалификация – учитель русского языка и литературы по специальности «Филология»  

Общий стаж работы – 33г

Педагогический стаж – 33г

Квалификационная категория – высшая

Проблема. Современное образование побуждает педагогов к поиску новых и эффективных методов и приемов преподавания, чтобы достичь более высоких результатов в своей работе. Какие же методы и приемы работы с учащимися должен реализовывать педагог, чтобы у учащихся современной школы сформировать готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь анализировать, «проводить параллели» между изучаемыми явлениями?  На этот вопрос нет и не может быть однозначного ответа, т.к каждый учитель от урока к уроку, совершенствуя его, делая более интересным и понятным для учащихся, формирует новую эффективную систему работы, формируя образовательные компетенции учащихся.

Идея опыта:  через интегративную модель урока и реализацию текстообразующей задачи создать эффективную систему обучения, развивающую аналитическое мышление и формирующую предметные компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

Цель: разработать эффективные методы и приемы обучения, способствующих формированию предметных компетенций на уроках русского языка и литературы.

Актуальность данной работы обусловлена рядом проблем, возникающих перед учителем-словесником:

-трепетное и осторожное отношение к слову перестало быть значимым, первостепенным для ученика;

-отсутствие у школьников читательского интереса (мотивации к чтению);

-низкое качество чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

-скудный словарный запас;

- неспособность аргументировать свою точку зрения;

- слабо развитое аналитическое мышление;

- отсутствие способности видеть «детали» при работе с текстами

и, как следствие, ученик испытывает трудности при написании части ОГЭ и ЕГЭ, требующей развернутого ответа на вопрос (или утверждение).

  Школа всегда была в состоянии непрерывного развития и совершенствования. Современная жизнь предъявляет новые требования к системе образования. Они определяются задачами перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений. Сейчас нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, поэтому выпускник школы за время обучения должен овладеть необходимым запасом знаний и компетенций. В частности, предмет русский язык позволяет развить и усовершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. В качестве контроля успешности этого процесса является выпускной экзамен в форме ЕГЭ, в особенности написание выпускником сочинения, которое покажет степень сформированности гражданско-патриотической позиции, гуманистического мировоззрения, национального самосознания и уровень владения не только ключевыми компетенциями, но и предметными. Объектом контроля на итоговой аттестации являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию:

- лингвистическую (умением делать  элементарный лингвистический анализ явлений языка);

- языковую (предполагает  практическое владение языком и его нормами);

- коммуникативную (не только предполагает владение речевой деятельностью, но и способность воспринимать чужую речь, при необходимости  создавать высказывания).

  В связи с введением  единого государственного экзамена в Российской Федерации у каждого учителя русского языка и литературы возникла  потребность  в систематической и глубокой подготовке учащихся к  ЕГЭ и ОГЭ по данному предмету.  Введение этих форм экзамена по русскому языку стало обязательным, поэтому от результатов зависит и получение выпускником аттестата, и поступление в вузы, ссузы. Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка и литературы в основной школе следует большее внимание уделять практическому овладению языковыми нормами, построению связных логичных умозаключений. Это и заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс как в средних, так и в старших классах. Использовать старые, но эффективные формы и методы работы и создавать абсолютно новые.

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. А  как его достичь, если все современное лингвистическое образование испытывает острую и основополагающую проблему: отсутствие у школьников читательского интереса, неумение создавать монологические высказывания на предложенные темы, аргументировать позицию, разбираться в тех мыслях, которые хотел донести до читателя автор, отсутствие внимания к деталям, способствующим раскрытию сути выполняемого задания.

Предлагаемая мною система заданий и упражнений направлена на усовершенствование как  языковой чуткости, интуиции, так и на развитие практических навыков написания  работ, требующих обоснованных и аргументированных ответов.

На мой взгляд, формировать предметные компетенции необходимо в тесной связи с развитием аналитического (а иногда и критического) мышления учащихся через осуществление системно - деятельностного подхода в обучении (именно «мыслительный путь»  ребенка к ответу ценен, способность его действовать). Ребенок должен постигать  языковые нормы на таком материале, который является образцовым, эталонным: на примерах текстов художественной литературы. Именно они помогают педагогу так построить свою работу, чтобы не только рассмотреть языковые явления (русский язык), постичь глубину мысли написанного, сказанного (литература), но и заставить ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, оформлять  собственную речь (используя со временем «не словарь улицы», а «словарь языка художественной литературы).

В связи с вышеизложенными постулатами я определила приоритетные направления  своей работы:

1.     разработать эффективные методы и средства работы с художественными текстами (через интегративную модель: русский язык-литература);

2.     организовать эффективную работу в рамках уроков литературы по повторению, обобщению и систематизации знаний;

3.     реализовать принцип работы «читаю-мыслю-аргументирую».

Первое направление - разработка эффективных методов и средств работы с художественными текстами (через интегративную модель: русский язык-литература). (Приложение 1)

Нет никаких сомнений в том, что интегративная модель уроков русского языка и литературы дает право и возможность учителю сформировать  у учащихся системные филологические знания. А это важное достоинство.

Одним из важных моментов реализации интегративной модели урока является текстообразующая задачи. Отбор же художественных произведений (в качестве дидактического материала) должен регулироваться целями урока, изучаемым материалом, целесообразностью и актуальностью. Такие уроки закрепляют изученное, обобщают, систематизируют, расширяют филологические знания учащихся. От урока к уроку формирую важные предметные компетенции.

Систематическое проведение уроков русского языка и литературы на тестах художественной литературы способствует тому, что учащиеся приобретают навык использования в своей речи лексических  средств, ограниченных  литературными нормами, точнее строят свое высказывание, пополняют свой «банк аргументов», избегают фактических ошибок, связанных с авторством художественного произведения.

Именно регулярная работа с художественными текстами на уроках русского языка и литературы, бесспорно, приведет не только к качественным результатам в ходе различных диагностических работ и итоговой аттестации, но и, безусловно, позволит свидетельствовать о сформированности приоритетных лингвистических компетенций.

Второе направление – организация  эффективной работы в рамках уроков литературы по повторению, обобщению и систематизации знаний. (Приложение 2)

Работая на протяжении двух лет в 9-11 классах, обнаружила важную составляющую работы над частью, требующей развернутого ответа на вопрос: обе экзаменационные формы (ОГЭ, ЕГЭ) ставят необходимостью аргументировать свою точку зрения. А это и есть самый проблемный момент для учащихся, т.к. недостаточный жизненный опыт, низкая читательская активность, подростковые принципы не дают им возможности правильно и точно доказывать выдвинутый ими тезис. В экзаменационных вариантах точно прописано каким должен быть аргумент (с опорой на читательский опыт или жизненный).

       Учителя-предметники в современных условиях испытывают при подготовке учащихся к написанию части, требующей развернутого ответа на ЕГЭ русскому языку одну и туже проблему: учащиеся очень мало читают, а если и делают это, то художественные тексты предпочитают в кратком изложении или в виде кинофильма. Телефон, компьютер, телевизор заменили нашим детям книгу. Зачастую, ученики не могут соотнести автора и его произведение, путают героев, эпохи написания текстов и т.п. Недостаток чтения сказывается на кругозоре учащихся,  беднеет словарный запас, элементарные знания программного материала отсутствуют или настолько скудны, что ученик теряется на экзамене, приступая к сочинению-рассуждению. Даже сильные ученики не могут точно ответить на вопрос, аргументировать свою позицию, иллюстрировать ответ примерами из художественной литературы, т.е. делать то, что необходимо в КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. 

              Естественно, сочинения по русскому языку не могут находится вне литературного образования учащихся. Что как не художественное классическое произведение является неоспоримым доказательством абсолютно любого выдвигаемого тезиса.

Мною используются разные формы, приемы и методы работы, способствующие расширению аргументированных доводов при доказательстве различных выдвигаемых тезисов. В своей работе использую материалы, которые считаю удобными, практически значимыми.

           Для реализации второго направления работы мною разработаны и применяются в деятельности       

1. Материал для учителя (оно пополняемое) «Синтез художественных произведений - один из методов эффективной подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе и работе над написанием части ЕГЭ по русскому языку, требующей развернутого ответа». Оно  представляет синтез авторских произведений, включенных в программный материал. Организовывая повторение в 9-11 классах, учитель-предметник должен акцентировать внимание на название текста, жанровую специфику, тематику и героев. Данный материал может быть представлен учащимся на каждый урок при изучении творчества автора (в виде слайда, оформленной доски, других средств). Учитель может от минимального списка постепенно прийти к полному (в зависимости от уровня подготовленности класса). Данный синтезированный материал можно использовать в качестве необычных форм работы: «найди лишнее», «объедини потерявшиеся названия», «верни автору его произведения» и т.п.

          Материал имеет практическую значимость, т.к. помогает педагогу реализовать основную цель: эффективно подготовить всех учащихся  к работе над написанием части, требующей развернутого ответа ЕГЭ по русскому языку и итоговому сочинению по литературе.

          Данное пособие целесообразно реализовывать совместно с буклетами-помощниками, разработанными для учащихся.

2.  Папка «В помощь учителю» (материал дидактический: можно разрезать для игр с учащимися типа «Отдай автору его творение», можно сделать сопутствующим при постановке портрета…)

3. Разработана накопительная тетрадь-шкатулка для учащихся.

В нее входят:

-Буклеты – помощники для учащихся (позволяют максимально сжато, но логично систематизировать изучаемый или обобщаемый материал).

- Каждый месяц учащимся (10-11 класса) помимо программного материала предлагается список основных произведений школьной программы изученных ранее, а также незнакомых или малоизвестных. А учащимся 5-9 класса ежемесячно обновляется список вне программных произведений (мотивационной  может быть дополнительная оценка).

-Формирование аргументационной базы с помощью: СМИ, телевидения.

-Работа с кинематографическими находками.

-Работа  с не программными литературными текстами: притчи, сказания и т.п. (комплексный анализ).

4. Выполнение заданий, основанных на синтезе и на анализе

            Работая с учебным материалам на уроках русского языка и выявляя проблематику предложенных там текстов, учащиеся приводят аргументационную базу на основе уже проанализированного и рассмотренного вместе с учителем теоретического материала, при затруднении могут использовать постепенно накапливающийся материал в тетрадях-шкатулках.

        Положительные и достаточно высокие результаты учащихся при написании сочинений-рассуждений как в 9, так и в 11 классах позволяют признать предложенную мною систему работы эффективной и перспективной.

Третье направление - реализация принципа работы «читаю-мыслю-аргументирую». (Приложение 3).

В основе данного направления заложен  принцип работы с учеником, основанный на развитии критического мышления, т.е на способности анализировать, делать выводы, интерпретировать и т.д. Критически мыслить надо научиться самим и сформировать это необходимое умение у учеников, т.к. это лучший вид мышления, потому что оно стимулирует развитие целого ряда познавательных процессов.  Главное – заставить ученика мыслить, а для этого надо его заинтересовать. Интерес вызывает то, что необычно, поэтому стараюсь находить «отправную точку» в каждом предложенном тексте. На мой взгляд, нет ничего целесообразнее, чем организация работы на фрагментах текстов художественной литературы.  Умело построенная вопросно-ответная форма работы позволит ребенку ощутить себя «исследователем». Предлагаю такую структуры работы над фрагментом текста из художественной литературы:

коммуникация (преподнеси текст так, чтобы возник интерес)

создание проблемной ситуации

мотивация на развитие

поиск аргументированной базы

           Такой прием работы с  литературным текстом, без сомнения, способствует формированию активной жизненной позиции учащихся. Литературное чтение призвано научить ученика постигать сущность читаемого, понимать его содержание; научить читать и мыслить, читать и анализировать, читать и рассуждать и через это обогащать мысль и чувство, вызывать интерес к чтению и познавательное отношение к тексту.

Совокупность реализации этих трех  направлений является системой моей работы на протяжении  двух лет. В чем-то их усовершенствую, видоизменяю, но лакмусовой бумажкой проверки качества любых систем, форм, методов и приемов любых  педагогических разработок считаю «эффективность, целесообразность, информационная доступность для  ученика».

 

 

Приложение 1.

Вариант дидактического материала

 

7-11

У оратая кобыла ступью пошла,

А Вольгин конь да ведь подскакивает,

У оратая кобыла грудью пошла,

А Вольгин конь да оставается.     (Былина «Вольга и Микула Селянинович»)

 

1.       Лексическая работа (толкование, подбор синонимов): оратай, ступью, оставается. (Словарь урока)

2.      Каков смысл фразы «кобыла ступью пошла», «кобыла грудью пошла».

3.      Средства изобразительности: тропы, фигуры.

4.      Орфографическая работа-поиск:

* «написание ь», приведите свои примеры;

* «написание имен собственных», приведите свои примеры (из литературы, из жизни);

* «единообразное написание приставок»

5.      Синтаксическая работа:

* выделите грамматические основы;

*сделайте вывод о структуре предложения, начертите схему.

6.      Литературоведческая работа: каков жанр? В чем его особенность? К какому циклу относятся?

7.      Название.

8.      На каком приеме построен данный отрывок («противопоставление»), докажите. С какой целью?

9.      Назовите произведения литературы, где упоминаются  лошади, кони. (Вариант домашнего задания)

 

6-11

 

« 1В поздние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом, отворял посредством особых приспособлений свое окно, полузакрытое густою зеленью сирени, и тихо ложился в постель. 2Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку. /…/

      3Большие мельничные колеса, разбуженные шумливыми толчками воды, тоже вздрагивали, как-то нехотя подавались, точно ленясь проснуться, но через несколько секунд уже кружились, брызгая пеной и купаясь в холодных струях».

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

 

1.      Лексическая работа (толкование, подбор синонимов): прокрадывался, качалка. (Словарь урока)

2.      Каков тип речи? С какой целью использован?

3.      Средства изобразительности: тропы, фигуры. использованы. Для чего? Расшифруйте.

4.      Орфографическая работа-поиск:

* «написание безударных гласных, проверяемых ударением», приведите свои примеры;

* «написание суффиксов глаголов» ;

* «непроизносимые согласные»;

* «О,Ё после шипящих»

5.      Морфология:

* найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; для чего они используются в тексте;

* определите вид деепричастий.

6.      Синтаксическая работа:

* выделите грамматическую основу (1, 3)предложения; сделайте вывод о структуре. Чем осложнено каждое из них? Расставьте знаки препинания

*сделайте вывод о структуре предложения (2), начертите схему.

7. Литературоведческая работа: с какой целью после описания действий мальчика автор рассуждает о мельнице?

           Кто автор? Название.

           Какова идея, тема?

8. Тема детства всегда актуальна в произведениях разных авторов, эпох. Докажите.  (Вариант домашнего задания: «Гуттаперчевый мальчик» Д.В.Григорович; О.Громова «Сахарный ребенок»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Методические разработки.

 

1.Материалы для учителя «Синтез художественных произведений - один из методов эффективной подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе и работе над написанием части ЕГЭ по русскому языку, требующей развернутого ответа».

2.Папка «В помощь учителю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 поселка Первомайского

муниципального образования Ленинградский район

Синтез художественных произведений - один из методов эффективной подготовки учащихся  к итоговому сочинению по литературе и работе над написанием  ЕГЭ по русскому языку.

 

(В помощь учителю. От урока к уроку)

 

на

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Тетрадь-шкатулка для учащихся:

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 поселка Первомайского

муниципального образования

 Ленинградский район

Тетрадь – шкатулка

учении(-ка,-цы)  МБОУ СОШ №7

поселка Первомайского

____________________________________________

____________________________________________

 

(Подготовка к итоговому сочинению по литературе

и к работе над написанием части ЕГЭ по русскому языку,

требующей развернутого ответа).

 

 

 

 

   

 

 

Содержимое тетради-шкатулки:

  -список основных произведений  школьной программы  изученных ранее,  а также незнакомых  или малоизвестных.

 Например:

Октябрь

А.С.Пушкин

«Дубровский»

«Капитанская дочка»

«Повести Белкина» («Выстрел», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»)

«Евгений Онегин»

М.Ю.Лермонтов

«Мцыри»               «Демон»

«Герой нашего времени»

«Песня про царя Ивана грозного…..»

Н.В.Гоголь

«Шинель»             «Нос»

«Портрет»             «Тарас Бульба»

«Мертвые души»  «Ревизор»

Ноябрь

Д.ИФонвизин «Недоросль»

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Н.В.Гоголь «Ревизор»

Н.С.Лесков

«Левша»   «Тупейный художник»

«Человек на часах»

Д.В.Григорович                 «Гуттаперчевый мальчик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  - Буклеты – помощники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

поселка Первомайского муниципального образования Ленинградский район

 

Тематический

буклет-помощник.

 

 

________________

?????

 

 

 

 

Составитель: Герасименко Елена Васильевна

 

Стихотворение

Тема

 

"Зимнее утро"

"Зимний вечер"

"Зимняя дорога"

 

 

"Я вас любил"

"Я помню чудное мгновенье"

 

 

 

 

"Няне"

"И.И. Пущину"

 

"Бесы"

"К Чаадаеву"

 

"Во глубине сибирских руд"

"19 октября"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Анчар"

 

"Вновь я посетил"

"На холмах Грузии"

 

"Храни меня, мой талисман..."

"Цветок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Узник"

"Птичка"

"Туча"

 

 

 

 

 

"Арион"

"Поэт"

"Я памятник себе воздвиг"

"Пророк"

"Песнъ о вещем Олеге"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название произведения                

Жанр    

Герои

"Повести Белкина":

"Станционный смотритель"

 

 

 

 

 

«Барышня-крестьянка»

 

 

 

 

«Выстрел»

 

 

 

 

"Метель"

 

 

 

 

"Дубровский"

 

 

 

 

 

"Капитанская дочка"

 

 

 

 

 

 

"Евгений Онегин"

 

 

 

 

 

"Борис Годунов"

 

 

 

 

"Руслан и Людмила"

 

 

 

"Полтава"

 

 

 

 

"Медный всадник"

 

 

 

 

 

 

 

-Формирование аргументационной базы с помощью:

-СМИ, телевидения:

Телепередачи

Положительной направленности

 

Негативной направленности

Название телепередачи

Коротко о чем

(в чем ее +)

Название телепередачи

Коротко о чем

(в чем ее -)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Газеты, журналы, сайты

Положительной направленности

 

Негативной направленности

Название

Коротко о чем

(в чем ее +)

Название

Коротко о чем

(в чем ее -)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Работа с кинематографическими находками:

Кинофильмы

Название

Режиссер

Гл.герои

Проблематика

«Не стреляйте в белых лебедей»

(Б.Васильев)

 

 

 

«Чучело»

(В.Железников)

 

 

 

«А зори здесь тихие»

(Б.Васильев)

 

 

 

«Мой ласковый и нежный зверь»

(А.Чехов «На охоте»)

 

 

 

«Они сражались за родину»

(М.Шолохов)

 

 

 

 

 

-Работа, связанная с профилактикой фактических ошибок:

Писатель / поэт XIX века

         Жуковский         _______?             Андреевич

Крылов                 Иван                 ?

Грибоедов               А?                 С?

Пушкин                      ?                   ?

Даль                   Владимир             ?

          ?                        Михаил          Юрьевич

Гоголь                      ?                      ?

Островский           А?                   Н?

            Гончаров                  ?            Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

-Работа  с не программными литературными текстами: притчи, сказания и т.п. (комплексный анализ):

Дата ______________

Занятие 1.

Притча 1. «Все в твоих руках».

            Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. 
Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.

              Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?» . Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая? » И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

- Скажи, что у меня в руках?

 Мудрец посмотрел и сказал:

 — У тебя в руках бабочка.

Тогда он спросил мудреца:

— Скажи, живая она или мертвая?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:

 — Все в твоих руках

 

Сформулируйте и запишите смысл данной притчи.___________________________

Почему заключенная в притче мудрость актуальна всегда?_____________________

Какие проблемы нашли отражение в предложенном тексте? _________________

В каких произведениях художественной литературы поднята такая проблема? ____________________________

Тематически близкая пословица или поговорка:______________________________

Зафиксируйте работу с притчей (ПР1) в предложенной таблице.

 

-Выполнение заданий типа:

Дата ______________

Занятие 2.

1.Соедините  стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Пушкин                                                                   Владимир Владимирович

Державин                                                                Николай Васильевич

Гоголь                                                                       Гавриил Романович

Маяковский                                                             Александр Сергеевич

Шолохов                                                                  Михаил Александрович

 2. Определите жанры и авторов данных произведений (соедините стрелками)

Поэма                              «Тёмные аллеи»                               Пушкин

Баллада                          «Герой нашего времени»                     Бунин

Рассказ                             «Светлана»                                 Лермонтов

Роман                                «Цыганы»                                   Жуковский

3. Из каких произведений эти герои?

«Евгений Онегин»                                                                  Грушницкий

«Мёртвые души»                                                                          Чичиков

 «Герой нашего времени»                                          Владимир Ленский

«Тоска»                                                                                          Игнатич

«Матрёнин двор»                                                                               Иона            

4.  Кого из русских писателей считают родоначальником сентиментализма в России? 

                А) М.Ломоносова      Б) Н.Гоголя     В) Н.Карамзина    Г) А.Пушкина

5. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» 

А) Наталье Гончаровой                       В) Анне Керн

Б) Елизавете Воронцовой                    Г) Александре Осиповой

6. Укажите автора следующих строк:

Открылась бездна, звезд полна;

        Звездам числа нет, бездне дна. __________________________________________

7.  Продолжите известные пушкинские строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, ____________________________

_____________________________________ Из какого произведения Пушкина эти строки? _________________________________________

8. Какие средства выразительности использовал С.Есенин в строке:

«Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»?    ______________________________________________________________

9. Чей это портрет? «И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Укажите имя героини, название и автора произведения. __________  _________________________  __________________

10. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое лирическое произведение, изученное в 10 классе, произвело на вас наибольшее впечатление и   почему?______________________________________________________

или:

 

Ф И  ____________________  кл. ____      Дата ___________

1.Назовите рода  литературы: ________________________________________

2. Заполните пробелы:

Михаил  ________________ Лермонтов

_____________ Сергеевич     Пушкин

Дмитрий  Иванович  ___________________

__________      ________________ Крылов

Николай _________________ Гоголь

Михаил  Евграфович  ______________________

_____________   _____________________ Толстой

3. Допишите  автора произведения:

«Недоросль» _____________________

«Ревизор» _______________________

«Капитанская дочка» _____________________

«Шинель» _______________________

«После бала» ________________________

«Мцыри» _______________________

«История одного города» __________________________

«Обоз», «Свинья по дубом» __________________________

«Дубровский» _______________________

«Тарас Бульба» ____________________________

 

 или

Напоминалочка (пустышка для 5-9 классов).

Ф И О автора

Название произведения

Герои

Проблема

(можно –тема)

Век

_____________

_________________

 

 

 

 

 

 

 

_____________

_________________

 

 

 

 

 

_____________

_________________

 

 

 

 

 

_____________

_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Конспект урока с применением проблемного обучения  на основе текстообразующей задачи.

 

Разряды местоимений (10 класс).

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении.

Задачи:

- научить определять разряды местоимений (в контексте и вне его)

- развить навык выполнения задания 23 ЕГЭ;

- воспитать бережное отношений к языку (оправданное употребление   местоимений в письменной и устной речи).

Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальный материал для учащихся.

Ход проведения:

 

1.Орг момент.

 

Приветствие. Психологический настрой. 

Здравствуйте, ребята! Я рада возможности познакомиться с вами и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. 

Мы зашли в класс с разными мыслями, настроением и целью. На столах у вас стикеры, внизу каждого сделайте любую метку, отражающую ваш настрой на утро (объяснить их значение)

 

 

слайды

2. Мотивация к изучению темы Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надеть рубашку, одеть Наташку.

Сегодня на уроке  мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной частью речи.

 ИК(1)Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

-Какая часть речи станет объектом нашего пристального внимания?

- Запоминается всегда лучше то, что необычно, поэтому подумайте какое имя можно дать нашему уроку, исходя из данного микротекста. (Маска)

 

-Какова же будет цель нашего урока? (….)

 

-Итак, «маска».

Вспомните фразеологизмы с эти словом (можно «облако тегов»): снять маску (разоблачить), надеть маску.

А это лексическое или синтаксическое средство?

Как называют лексические средства? (тропы)

-Каким синонимом можно заменить слово «маска»?   (Личина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записи в тетрадях (число, работа, имя урока)

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадях: «Словарь: личина…) Оставляем строку для дописывания слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С1

 

С2

 

 

 

 

3. Повтор. синтаксиса и орфограф.

 

 

 

(по желанию: «5» будет фиксированной, если будет подтверждено знанием правила).

-Синтаксис: выделите в карточке грамматическую основы, посчитайте количество частей в предложении, объясните, чем осложнена каждая из них.

Начертите схему, укажите вид связи между частями?

 

 

-Орфография-найдите слово на орфограмму «Написание Н и НН в словах»; какая это часть речи, докажите, с какой частью речи очень часто мы ее путаем? Вспомним правило.

Индивидуальная работа в карточках (ломаная).

(самопроверка по слайду устно,

 

Письменно -в тетради схема, затем у доски варианты с комментированием

 

 

(построение ломаной )

Собрать

 

 

 

 

 

С 3

 

 

 

 

С 4

 

4.Тема урока.

 

 

 

 

 

-Активизация темы прошлого урока (знания о местоимениях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Языковед В.М.Солнцев сказал: «Письменная речь-это тень устной!»  Как поняли.

Все языковые процессы находят отражение в обоих видах речи. На мой взгляд, использование, уместное употребление местоименных форм – одно из доказательств этой гениальной мысли.

 

Местоимение –это самостоятельная или служебная часть речи ?

Расскажите по кластеру  о местоимении. ++++ (разряды)

-Как вы думаете, можно ли по грамматическим признакам местоимений определить часть речи, которая скрывается за маской местоимений? Какие чаще всего?

 

Переход к разрядам «Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».                А.Реформатский.

И происходит это благодаря многообразию разрядов местоимений.

 

Какие возникли трудности?

 

 

Итак, чтобы установить разряд местоимения, необходимо  выделить словосочетание, в состав которого оно входит и задать вопрос: другой способ – смысловой). Запишем предложения: Сегодня в классе нет его (склоняется,дополнение). Это шарф его (неизмен.,несогл.определ.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Если затрудняются – книга стр.151-152,

 

 

 

 

 

 

Работа с упражнением в учебнике 

Упр 231 (выписать местоимения, определить разряд)

Взаимопроверка –я1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Актуализация знаний.

Закрепление.

 

 

 

 

 

Кто вспомнит автора и название произведения –«5»

-Почему существует такая мысль, что местоимения «держат текст»? Как вы ее понимаете? (Они являются средством связи).

-Задание_№23   ЕГЭ проверяет ваши знания в области средств связи предложений в тексте. Назовите встречавшиеся вам в КИМах средства связи (лексический повтор, синонимы, однокоренные слова, союзы, частицы и т.д.) Одно из частых – местоимение определенного разряда.

Фронтальный опрос. (Озвучить цитату)

ИК(2) Лидия Михайловна сказала: «Не спорь со мной, я знаю, что ты голодаешь. Обещаю больше никаких посылок не подсовывать, но эту, пожалуйста, возьми. Сколько у нас сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают! А ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя!»

(что является средством связи последнего предложения с предпоследним?- Сочинительный союз и личное местоимение)

 

Индивидуальная работа. ИК(3)

Выполнение фрагментов КИМов

-чем осложняется для вас работа с этим задание в КИМах? (диапазон предл., незнание разрядов).Выполните тестовый атериал

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

-Истинный читатель не просто упивается количеством прочитанных книг, он за каждым словом пытается разгадать тайну авторского замысла, соглашается или оспаривает точку зрения творца, пытаясь аргументировать свои слова. Именно такое прочтение необходимо при выполнении части «С»  ЕГЭ по русскому языку.

-Работа с микротекстом ИК4: (Озвучить цитату)

А.А.Реформатский (языковед): «Местоименные слова в языках независимо от их употребления – слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений обесценено, как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота».

Согласитесь, это высказывание, безусловно, верное, но все-таки как-то обидно за местоимения. Давайте попытаемся вступить с автором  в диалог: сначала опровергнем, а дома вы попытаетесь подтвердить его слова.

Алгоритм: проблема (значимость местоимения как части речи);

    Оценочная авторская лексика (для комментария):

    А1 (литературы: любой классич. без них не обходится, во многих они – держатель смысла все повторить тексты, о которых говорили на уроке);

   А2(мест –значимы как национальные ориентиры языка (Пример с англ.  вариантами)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради

 

 

Проблемная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ты  и вы

Пустое вы сердечным ты

Она обмолвясь заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

 

 

ИК(5)   «Сегодня я рано встал»     и « Can I drink a cup of tea

В чем разница?(Заглавная буква в англ.) Согласитесь, что мы были бы другим народом, если бы писали так. Как эта особенность раскрывает наш национальный характер?. Англичане пишут о себе с  большой буквы. Это как-то характеризует и англичан и нас. Как? Подчеркнутое чувство собственного достоинства и самоуважение, а может быть, завышенная самооценка у англичан. А с другой стороны – скромность, а может быть, самоуничижение и недостаточное чувство собственного достоинства у нас.

Видите, какие полярные свойства русского национального характера мы определили (широта по Достоевскому), а помог нам в раскрытии загадки нас самих наш язык, он помогает понять душу народа, природу национального характера, рассказывает о философии и мировосприятии нации.

 

-А что еще позволяет нам узнать о говорящем использованием им местоимений?

Но прежде, чем ответить подумайте над стих-ем А.С.Пушкина….

 

 (Выводы учащихся – этикет, уровень воспитанности и т.п. Какие грамматические нормы «вежливых» местоимений вам известны?)

 

 

-А как по-вашему мнению должны обращаться учителя к детям- на «ты» или на «вы»?  

(Видите, снова мнения разделились, и раз  этот вопрос настолько для вас интересен, организуйте дискуссию на след. Уроке, но уже аргументируя свою точку зрения)

 

 

Записи в тетрадях

 

 

 

 

 

Записываем в словарь «МЕНТАЛИТЕТ»

(совокупность умственных, культурных, эмоц особенностей, ценностей народа, нации…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, у Пушкина всё гладко, красиво и правильно. Но речь людей зачастую далека от идеала. Использовать местоимения нужно осторожно: с ними возникает неясность выражения мысли, двусмысленность, появляются речевые и грамматические ошибки, как, например, в представленных вам ученических работах.

 

Групповая работа (7 групп по 4 человека).

«Перлы красноречия».

Найдите и устраните ошибки. Записи делать в карточке для экономии времени.

 

 

 

«ПЕРЛЫ»: жемчужины, лучшие образцы в словарь (работаем с толкованием: жемчужины, лучшие образцы)

Защиту ведет «СПИКЕР» (в словарь): оратор, произносящий спич, речь, председатель палаты парл.

 

 

Итог

 

Приведем в систему то, над чем работали в течение урока.

Каждый из вас самостоятельно определит приоритетные для него моменты урока ИК6.

 (Учащиеся озвучивают свои варианты).

 

Я (связать с целью + то, что у детей в карточках).

-Активизировать: словарь, произведения литературы, фамилии ученых, цитаты (дать начало –пусть продолжат).

 

Существует такая очень точная фраза Хэлфорда Лаккока (брит.музыкант): «Невозможно сыграть симфонию в одиночку. Для нее нужен целый оркестр». Вот и этот урок – результат нашей с вами работы. Я очень надеюсь, что многое из урока вам пригодится не только при выполнении проверочных работ и экзамена, но и в жизни. И если хотя бы одна цитата из урока останется в вашей голове, это значит, что он оставил след в вашей душе.

«Узелки на память» (несколько слов-комментариев)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

«3» - § 45, упр. 234, словарь

«4» - § 45, упр.234, словарь +(доказать справедливость слов Реформатского, письменно, по алгоритму работы в классе)

«5» - § 45, упр.234, словарь +(доказать справедливость слов Реформатского, письменно, по алгоритму работы в классе) + буклет-помощник (оформить 2 колонки).

 

Сл 7

РефлЕксия

На столах у вас стикеры, внизу каждого сделайте любую метку, отражающую ваш настрой после урока. При выходе из класса сдать вместе с карточками индивид работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Портовская школа» администрации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Портовская школа» администрации

Информация об авторе. ФИО –

Информация об авторе. ФИО –

ОГЭ и ЕГЭ, требующей развернутого ответа на вопрос (или утверждение)

ОГЭ и ЕГЭ, требующей развернутого ответа на вопрос (или утверждение)

В связи с введением единого государственного экзамена в

В связи с введением единого государственного экзамена в

На мой взгляд, формировать предметные компетенции необходимо в тесной связи с развитием аналитического (а иногда и критического) мышления учащихся через осуществление системно - деятельностного подхода…

На мой взгляд, формировать предметные компетенции необходимо в тесной связи с развитием аналитического (а иногда и критического) мышления учащихся через осуществление системно - деятельностного подхода…

Одним из важных моментов реализации интегративной модели урока является текстообразующая задачи

Одним из важных моментов реализации интегративной модели урока является текстообразующая задачи

Учителя-предметники в современных условиях испытывают при подготовке учащихся к написанию части, требующей развернутого ответа на

Учителя-предметники в современных условиях испытывают при подготовке учащихся к написанию части, требующей развернутого ответа на

Организовывая повторение в 9-11 классах, учитель-предметник должен акцентировать внимание на название текста, жанровую специфику, тематику и героев

Организовывая повторение в 9-11 классах, учитель-предметник должен акцентировать внимание на название текста, жанровую специфику, тематику и героев

Работа с не программными литературными текстами : притчи, сказания и т

Работа с не программными литературными текстами : притчи, сказания и т

Такой прием работы с литературным текстом, без сомнения, способствует формированию активной жизненной позиции учащихся

Такой прием работы с литературным текстом, без сомнения, способствует формированию активной жизненной позиции учащихся

Литературоведческая работа : каков жанр?

Литературоведческая работа : каков жанр?

Тема детства всегда актуальна в произведениях разных авторов, эпох

Тема детства всегда актуальна в произведениях разных авторов, эпох

Приложение 2. Методические разработки

Приложение 2. Методические разработки

Мцыри» «Демон» «Герой нашего времени» «Песня про царя

Мцыри» «Демон» «Герой нашего времени» «Песня про царя

Работа, связанная с профилактикой фактических ошибок:

Работа, связанная с профилактикой фактических ошибок:

Дата ______________ Занятие 2

Дата ______________ Занятие 2

Ф И О автора Название произведения

Ф И О автора Название произведения

Приложение 3. Конспект урока с применением проблемного обучения на основе текстообразующей задачи

Приложение 3. Конспект урока с применением проблемного обучения на основе текстообразующей задачи

Каким синонимом можно заменить слово «маска»? (Личина)

Каким синонимом можно заменить слово «маска»? (Личина)

Актуализация знаний. Закрепление

Актуализация знаний. Закрепление

Работа в тетради

Работа в тетради

Итог Приведем в систему то, над чем работали в течение урока

Итог Приведем в систему то, над чем работали в течение урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2024