Обобщенный портрет профессионального консультанта, работающего в рамках заочного консультирования (телефонное консультирование)
Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:
• коммуникативную;
• эмоционально-волевую;
• познавательно-когнитивную.
1. Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по моему мнению, является основной, так как психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи со многими людьми (клиентами). Умение устанавливать раппорт и поддерживать его — необходимо для подобного специалиста.
В силу этого важнейшим профессиональным качеством является потребность в общении с другими людьми, то есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, быть ориентированным на совместную деятельность.
Следующее важное качество психолога-консультанта — способность к эмпатии.
Формы эмпатии: сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатию как социальный инсайт, когда субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатию как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; в психоанализе эмпатия рассматривается как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивную эмпатию, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т. д.
2. Эмоционально-волевая сфера.
В эту группу входят такие качества, как:
– Саморегуляция — способность контролировать свои чувства, поведение.
– Ответственность — умение отвечать за свои поступки. Ответственность выполняет компенсаторную функцию по отношению к недостающим качествам, однако такие черты, как эмоциональная неустойчивость и высокая тревожность, не могут полностью компенсироваться высоким уровнем ответственности.
Для обеспечения эффективности профессиональной деятельности (в частности коммуникативной) также необходимо развитие у психолога-консультанта таких качеств, как эмоциональная устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная заразительность
– Уверенность в себе.
– Эмоциональный контроль, стабильность.
– Критическое отношение к себе, способствующее дальнейшему лич — ностному росту.
3. Познавательно-когнитивная сфера.
Основными качествами, ее характеризующими, являются:
– здравый смысл;
– живой, ищущий ум;
– гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно;
– внимание к деталям;
– креативность — способность к творческому решению задач. В деятельности психолога-консультанта это выражается в выдвижении нескольких гипотез.
К отрицательным качествам психолога-консультанта относят такие личностные особенности, как предрасположенность к эмоциональному выгоранию, высокий уровень тревожности, застенчивость.
Профессиональные особенности:
Профессиональные особенности мышления. Роль интеллектуального компонента в психологическом консультировании по телефону очень высока. Более того, этой деятельности присуще творческое начало: консультант использует множество различных приемов, и результативность его работы может зависеть от того, насколько разнообразен его личный «репертуар действий» и насколько хорошо он им владеет.
Профессиональные особенности моторной деятельности в аспекте телефонного консультирования характеризуются отсутствием двигательной активности (в связи с этим могут развиться профессиональные заболевания, такие как гиподинамия и гипокинезия). Также к профессиональным особенностям моторной деятельности телефонного консультанта относят нагрузку на речевой аппарат.
Профессиональные особенности внимания, такие как: распределение, переключение и концентрация — основные в работе телефонного консультанта. Объектами внимания консультанта во время диалога являются не только состояние, мысли, чувства собеседника, но и свои собственные чувства и мысли, разнообразные вербальные и невербальные сообщения обоих, сигналы обратной связи и многое другое.
Профессиональные особенности памяти. Телефонный консультант воспринимает информацию на слух. В процессе работы ему приходится воспроизводить дословно отдельные фразы и выражения абонента, свои собственные, а также запоминать свои чувства и эмоции. Следовательно, профессионально важными для него являются такие виды памяти, как слуховая оперативная (запоминание, сохранение и воспроизведение информации на время текущей консультации), словесно-логическая (память на мысли, понятия, словесные формулировки) и эмоциональная память (память на пережитые чувства и эмоции).
Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы. Любая деятельность вызывает определенное отношение со стороны субъекта действия, эмоционально переживается им. Это связано с мотивацией, интересом к работе, а также с содержанием самой деятельности. Это так называемые «общие эмоции в труде». Они могут быть положительными и отрицательными. Возникая в процессе профессиональной деятельности, общие эмоции определенным образом влияют на настроение человека, качество работы, на отношение к собственному труду и его результатам, к самому себе.
Профессионально важные качества психолога-консультанта по телефону, проранжированные в порядке убывания:
- умение активно слушать;
- умение понятно говорить;
- профессионализм;
- понимание последствий своего влияния;
- здравый смысл;
- самообразование;
- личная ответственность;
- уверенность в себе;
- заинтересованность в общении;
- тактичность;
- внимательность;
- понимание себя;
- саморегуляция;
- увлеченность профессией;
- интеллектуальность;
- эмоциональная устойчивость;
- самоуважение;
- доброжелательность;
- безоценочность;
- владение теорией;
- стрессоустойчивость;
- практика с супервизором;
- эмпатийность;
- рефлексия;
- внимание к деталям;
- позитивный настрой;
- наличие жизненного опыта в разрешении данных ситуаций (консуль — тант имеет семью, состоял в браке и т. д.);
- отсутствие у психолога-консультанта острых неразрешимых проблем, в особенности по вопросам самого психологического консультирования;
- знание дела, по поводу которого консультируется клиент;
- опыт в данном виде деятельности.
Материал взят из: Вестник МГПУ Серия «Педагогика и Психология» № 3 (21)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.