Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»
Оценка 4.7

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Оценка 4.7
Книги
docx
воспитательная работа
Детсад
15.05.2017
Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»
Как воспитывать культуру чтения у дошкольника? Зачем, спросят многие? В наш-то век информационных технологий, тотального наступления Интернет и т.п. И, тем не менее, самые развитые страны все больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т.д. Необходимо возрождать традиции семейного чтения. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть детей к истокам книжной культуры позволяет формировать у дошкольников любовь книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Тема ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой является особо актуальной в наше время, потому что в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» сформулирован заказ общества и государства – «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России».Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»
опыт работы.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №77»  городского округа город Стерлитамак республики Башкортостан               Обобщенный педагогический опыт работы  тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»           подготовила воспитатель высшей категории        Р.Р. Азильгареева МАДОУ «Детский сад№77» г. Стерлитамак 2017г.   Сведения об авторе Райхана Рафаильевна. Азильгареева ­ воспитатель              высшей категории         МАДОУ «Детский сад№77» г. Стерлитамак, ул. Суханова7.б тел. 89876269952 Содержание:   1. Пояснительная записка                                                                                 Актуальность проблемы, задачи, цели                              2. Основная часть ­ Определения понятия «книжная  культура»   ­ Разработка системы педагогического взаимодействия    с родителями и социумом     ­  Формирование у детей устойчивого интереса       к художественной и познавательной литературе    3. Заключение     4. Список литературы     5.. Приложение Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не  стало его духовной потребностью на всю жизнь ­ в годы отрочества  душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто  неизвестно откуда взявшееся плохое»                                                                                               В.А.  Сухомлинский                                                                            Пояснительная записка   Как воспитывать культуру чтения у дошкольника? Зачем, спросят  многие? В наш­то век информационных технологий, тотального  наступления Интернет и т.п. И, тем не менее, самые развитые страны  все больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить  читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь  только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение  формирует качества развитого и социально ценного человека.  Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию,  быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти,  лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т.д. Необходимо возрождать традиции семейного чтения. В современных  условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир  озабочен тем, как вернуть детей к истокам книжной культуры  позволяет формировать у дошкольников любовь книгу в руки ребенка,  как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя.            Тема ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой  является особо актуальной в наше время, потому что в «Концепции  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина»  сформулирован заказ общества и государства – «воспитание  нравственного, ответственного, инициативного и компетентного  гражданина России». Основная часть Свою работу по данной теме я начала с определения понятия «книжная культура». По В.И. Гульчинскому «Книжная культура – это часть  культуры общества, как исторически обусловленная общественная  деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранения  книги».  Дошкольное образование должно обеспечивать развитие  личности детей в различных видах деятельности. Одно из них речевое  развитие.                                                                    Оно включает:                                                                                                  ­ владение речью, как средством общения и культуры;                               ­ обогащение активного словаря;                                                                   ­ развитие связной, грамматически правильной ­ диалогической и  монологической речи;                                                                                     ­ развитие речевого творчества;                                                                     ­ развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического  слуха;                   ­ знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской  литературы. При проведении мониторинга по данной теме среди воспитанников и их  родителей   я установила, что: ­у детей слабо  развита речь (не могут правильно выразить свою мысль  при пересказе произведения, не используют эпитеты, сравнения);                ­отсутствует интерес и потребность в чтении (не проявляют интерес к  рассматриванию книг, чтению (восприятию) книг).                                         Книга является, прежде всего, феноменом культуры, собрание  культурных способов восприятия мира привычек и потребности в чтении. Однако на современном этапе много интересной для детей информации  поступает из мультфильмов, компьютерных игр, телевизионных передач. И герои давно не похожи  на своих литературных прототипов. При беседе с родителями установлено, что в семьях утеряна традиция чтения. В  результате чего дети не интересуются книгой.                                                 Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и  компьютеризации. Все чаще первое знакомство дошкольников старшего  возраста с классической литературой происходит через интернет и  телевидение. Поэтому именно от меня, как от педагога зависит, как  сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы воспитать  читателя в ребенке, я должна сама проявлять интерес к книге, понимать  ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с  ребенком и помогать осмысливать произведение.  Я не только воплощаю  задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу  чтения, но и глубокого понимания содержания произведения. Передо  мной стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до  детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить  слушателя эмоциональным отношением к чувствам, поступкам и  переживаниям героев.  Именно поэтому одним из основных направлений  моей педагогической деятельности является приобщение детей  дошкольного возраста к истокам книжной культуры.  Цель раобты   решение следующих задач:  :  устойчивый интерес дошкольников к чтению через   Формировать у детей целостную картину мира, в том числе  первичных ценностных представлений;  развивать литературную речь;  приобщать дошкольников к словесному искусству, в том числе  развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. При планировании работы по данной методической теме и  реализации поставленных мною задач определились следующие  проблемы: 1 У детей слабо развит интерес к художественной и познавательной  литературе. 2 Родители не проявляют активности в совместной работе по данной  теме. 3 Недостаточное оснащение группы пособиями и материалами. Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя три  основных направления работы для решения выделенных проблем: Организация предметно­развивающей среды. Создание мини­библиотеки “Читалочка”. Открытие мини­музея книги.                                                                       Оформление красочного сборника для детей, родителей и воспитателей  “Литературная копилка”. Изготовление схем и игр в работе с книгой. Составление кроссвордов и ребусов. Изготовление рукописных книг.    Чтобы привлечь большее внимание детей к книге я создала в нашем  группе мини – музей книги, куда поместила разные виды книг: книжки –  малышки, книжки в чехлах, книги с бархатным переплётом, в мягком  переплете, рукописную книгу.  Экспонаты музея были доступны детям,  они могли подойти взять в руки любую книгу и рассмотреть её.  Некоторые экспонаты музея вызвали большой интерес у детей, они стали  задавать вопросы: чем писали на бересте? Что написано в узелковом  письме? Чтобы ответить на все интересующие вопросы детей я  подготовила и провела непосредственно образовательную деятельность  по познавательному развитию «Мы с книгами дружны» с показом  презентации. Сначала мы попали в каменный век, где люди жили в  пещерах. Дети попробовали писать на камнях, потом на глине, на бересте. Прошли весь путь появления книги до наших дней. Потом мы  отправились в «типографию» «Азбука» и напечатали свою книгу,  которую назвали «Наша Родина Россия» и поместили её в свой музей.  Дети с таким восторгом рассказывали своим родителям, как они печатали книгу, какие выбирали иллюстрации. После этого занятия дети с  родителями стали приносить в детский сад книжки – самоделки, такие  разнообразные и интересные, и я организовала выставку книжек ­  самоделок. Родители отметили большой интерес детей к книге, стали  меняться книгами из домашней библиотеки друг с другом.  Разработка системы педагогического взаимодействия с родителями и социумом.  Проведение родительского собрания с анкетированием “Читаем  дома”,  Разработка консультаций по возрождению традиции семейного  чтения.  Оформление тематических выставок и выставок рисунков.  Выпуск газеты “Мы читаем, не скучаем”.  Клуб для родителей «Традиции семейного чтения».   Формирование у детей устойчивого интереса к художественной и  познавательной литературе.  Мониторинг.  Разработка и проведение цикла познавательных занятий  (“Литературный калейдоскоп”, “Как рождается книга”).  Выполнение творческих заданий.  Игры в рифмы.  Беседы о книгах.  Вечера сказок, загадок.  Кукольные драматизации.  Сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами. Работу с детьми построила с учетом современных подходов к  организации деятельности дошкольников: Свою работу я начала со средней группы. Мною были разработаны  конспекты непосредственно образовательной деятельности.  Приоритетной областью по приобщению к книжной культуре становится «Речевое развитие». Ведущим видом деятельности при работе с книгой  становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к  художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству  отдельных авторов или отдельному жанру.  При работе с детьми в подготовительной группе я обращаю особое  внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по  содержанию с тематикой сказок, литературных произведений,  мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай  героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки  детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки­малютки.                                                                                                 Часто мы составляем книги из рассказов детей. Периодически оформляю  тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.  д. В их организации принимают участие и дети.                                               Беседы со старшими дошкольниками стараюсь сочетать с показом  иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр­драматизаций,  часто возвращаюсь к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети  воспринимают их иначе, более осознанно.                                                        Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших  рисунков мы вместе с детьми составляем альбомы, готовим выставки  поделок для книжного уголка.                                                                           Мы с детьми неоднократно посещали   библиотеку, проводили  совместные праздники.  Так, в ноябре мы провели в библиотеке « День  встречи с героями произведений К. Чуковского» и показали  инсценировку сказки «Муха­Цокотуха». Использование   в образовательной деятельности художественной   литературы  позволило мне решить следующие задачи:  дети знают, зачем нужны книги людям, где находится библиотека,  как себя там вести, смысл слова «библиотекарь», «читатели» и т.п.  могут на примерах литературных героев оценивать различные  поведенческие ситуации «хорошо ­ плохо», «добро­зло» и т.п.  научились бережно пользоваться книгами, овладели навыками  ремонта книг, способами хранения и т. д.  расширили свой словарный запас красивыми литературными  выражениями, могут применять их в своей речи. Для дальнейшей успешной работы по теме: "Формирование устойчивого интереса дошкольников к чтению посредством знакомства с книжной  культурой России" я отметила для себя следующие цели:  Повышать свой профессиональный уровень, больше использовать в  работе новых инновационных методов, изучать методическую  литературу по данной теме.  Продолжать работу по развитию любви и интереса к книге. Воспитывать грамотного, всесторонне развитого ребенка – будущего  патриота своей страны .                                                                                                                                           Заключение Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком и с   родителями. Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга – это фундамент, на котором строится культура нации. Мы, дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда! Книга учит, лечит душу, воспитывает вкус, формирует взгляды.   Читательский   талант   –   это   не   просто   природный   дар,   а   результат упорного труда. В воспитании культуры чтения у детей можно опираться на весь арсенал народной мудрости, вплетая её в работу с читателем. Это пословицы,   поговорки,   загадки   на   темы   книги,   грамотности,   чтения. Прививая ребенку культуру чтения, следует  помнить, что самый главный пример   для   него   вы   сами.   Сложно   убедить   ребенка   в   полезности   и увлекательности  чтения, если он видит, что окружающие  предпочитают книге   телевизоры   и   компьютеры.   Чтение   было   и   остается   основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению. Приложения                                          Конспект занятия «Книга – лучший друг»                        (по произведениям К.И. Чуковского) Задачи:  I. Обучающие: •    Познакомить детей  с  книгой; •    Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского; •    Учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок; •    Учить использовать в речи разные виды предложений, правильно  согласовывать слова в предложениях; II. Развивающие: •    Развивать память, сообразительность, словарный  запас; III. Воспитывающие: •    Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное  отношение к книгам. Предварительная работа: Разложить  книги  в  книжном  уголке,  подобрать  книги  К.И. Чуковского, повесить  портрет писателя. Ход  занятия: Воспитатель встречает детей в книжном уголке. Воспитатель: (загадывает детям загадку про книгу): Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает (Книга). Воспитатель:  ­ Правильно, дети, это книга. Мы часто говорим: «Книги ­  наши друзья». Почему книгу считают другом? (отвёты детёй) Воспитатель:   ­ Кроме загадок, есть пословицы и поговорки о книгах. Какие может быть вспомните и вы?  1. Книгу читаешь, как на крыльях летаешь. 2. Книги для ума, что теплый дождик для всходов. 3. Кто много читает, тот много знает. 4. Книга подобна воде ­ дорогу пробьет везде. Воспитатель рассматривает с детьми книги, которые живут в книжном  уголке.  Воспитатель:   ­ Посмотрите, ребята, сколько у нас здесь разных книге  известными рассказами, стихами, загадками и с нашими любимыми  сказками.                             ­  Книги как добрые, мудрые друзья вводят нас в  удивительный и прекрасный мир­ рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. Не зря говорит пословица: «Книга­  источник знаний!».                               ­  Обращаться с книгами нужно  бережно.  (дети перечисляют известные им правила обращения с книгами): 1. Не рвать, не мять. 2. Не есть за столом. 3. Не читать лежа. 4. Ничего не ставить на книги. 5. Вовремя их «лечить» 6.     Нельзя брать книжку грязными или мокрыми руками. 7.     Рассматривать книжку только за столом. 8.     Нужно очень аккуратно переворачивать странички, чтобы не порвать книжку. Воспитатель:     ­   Вспомните, пожалуйста, кто пишет все книги. (Дети    называют).  Правильно, это писатель. ­  Ехали медведи На велосипеде А за ними кот Задом наперёд А за ним комарики На воздушном шарики А за ними раки На хромой собаке.                                  ­   А вы знаете, кто автор последней сказки?  (К.И.Чуковский) Воспитатель:         ­  В нашем книжном уголке есть портрет писателя.  Этот писатель написал много сказок, а также стихов. И зовут его  Корней  Иванович Чуковский.  К.И.Чуковский один из самых добрых, весёлых и  любимых детьми сказочник. Он не только сочинял сказки, но и писал стихи и даже переводил сказки и стихотворения с других языков. Вот  такой замечательный писатель – сказочник.  Кто на все вопросы мне ответит?  Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: Книга ­ лучший спутник мои и друг. Дети перечисляют известные им произведения К.И.Чуковского. Воспитатель проводит с детьми игру: «Угадай­ка». Воспитатель:      ­      Сейчас вы должны угадать из какого произведения  Чуковского данные строчки: 1. Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. (Краденое солнце). 2.. .... А лисички взяли спички, К морю синему пошли Море синее зажгли. (Путаница). 3. ...Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та­ра­кан! Звери задрожали, в обморок упали. (Тараканище). 4. ...Таня, Ваня задрожали ­ Бармалея увидали. Он по Африке идет, На всю Африку поет. (Бармалей). Воспитатель:       ­  Молодцы, ребята, справились с этим заданием.  Воспитатель проводит игру: «Назовите имя?» Воспитатель:        ­  А сейчас я начну, а вы  продолжите: Доктор  (Айболит) Акула  (Каракула) Разбойник, злодей, ужасный (Бармалей) Великий Умывальник  (Мойдодыр) Муха (Цокотуха) Бабушка (Федора) Имена детишек Крокодил ,(Тотоша и Кокоша). Вопитатель:      ­   Давайте знакомые книжки откроем                                 И снова пройдем от страницы к странице                                  Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, узнать, подружиться. 1. «Муха­Цокотуха» (паук­злодей, жучок, паучок) 2. «Айболит» (медведь, лиса, заяц, корова) 3. «Телефон» (цапля, медведь, мартышка) 4. «Мойдодыр» (грязнуля, умывальник, мойдодыр) 5. «Федорино горе» (курица, бабушка, самовар) Воспитатель:        ­  Сегодня мы с вами вспомнили сказки Чуковского. А теперь посмотрите на иллюстрации к каждой сказке и скажите, как вы думаете, кто их  нарисовал? (Ответы детей). Мы сейчас станем на какое­то время  художниками ­ иллюстраторами и нарисуем свое любимое произведение. Звучит музыка, дети рисуют рисунки, которые педагог оформляет общей  выставкой на тему «Любимая  книга».                                        Конспект занятия «Экскурсия в библиотеку»          (для  проведения  в  группе  или  в  детской  библиотеки)  Цель  занятия:  ­ дети должны получить представление об умении самостоятельно  находить фамилию автора среди элементов книги  ­ познакомить  детей  с  библиотекой  и  библиотекарем  ­ развить  интерес  детей  к  книге  ­ показать  детям  всё  разнообразие  книг. Задачи: воспитывать ценностное отношение к художественной  литературе, как виду искусства; способствовать углублению  читательских интересов.  Ход  занятия: Воспитатель:  ­ Ребята мы сегодня отправимся в библиотеку. Кто знает,  что такое библиотека?  (ответы  детей).                             ­ Библиотека – это хранилище для книг. В библиотеке  есть два зала. Зал, в котором выдают книги на дом, называется  абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на  стеллажах. Выбранные книги библиотекарь записывает в формуляр.  Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь  происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей  есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают  их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные  хранилища книг – библиотеки. Каждая библиотека – это целые города,  длинные­длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран.  Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.                В библиотеки отвечают на ваши вопросы, советует, какую книгу прочесть, рассказывают о детских писателях, их новых книгах, знакомят с последними номерами журналов для детей, устраивают красочные  книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти  выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари  приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу  с маленькими читателями.  Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь  уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и  газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы,  поиграть в игры, подготовить домашнее задание. Воспитатель:  ­ Дети, отгадайте загадку:  Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Всем понятным языком (книга) Снаружи смотришь – дом, как дом, но нет жильцов обычных в нём. В нём книги интересные стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены вместились сказки старины, И Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай… Как называют этот дом? Попробуй, угадай! (библиотека)  Воспитатель:       ­   Говорят, книга – это наш друг. А почему? (ответы  детей)                                 ­ Правильно, потому что с самого детства книги  сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и  помогают разобраться в самых разных вопросах. О чем можно узнать из  книг? (ответы  детей)                                 ­  А вы любите слушать сказки, рассказы, разучивать  стихотворения? Назовите свою любимую сказку, самый запомнившийся  рассказ. Может быть, кто­то хочет рассказать наизусть стихотворение?  (Дети  читают  стих)           Книжку целый год читать, То скажите, может можно Вам ее не возвращать? Если книгу не успели Вы за месяц прочитать, Можно ли еще на месяц Книгу эту продлевать? Если вы читали книгу, Мама стала кушать звать. Можно ли ее на кухне За обедом почитать? Вам понравилась картинка  На странице номер шесть. Может вырвешь ты страницу, Чтоб картинку вырезать? Если черно­белый в книжке Мячик, город или дом. Может можно разукрасить Их цветным карандашом? Если маленький братишка Хочет с книжкой поиграть. Как вы думаете, можно Книжку ту ему давать? Воспитатель:   ­  В нашей библиотеке хранится очень много книг. Сюда  приходят и взрослые, и дети. Скажите, а вы много знаете сказок. Сейчас  мы проверим ваши знания.  Дидактическая игра «Любимые сказки». Воспитатель:   ­  А сейчас, я хочу вам предложить немного поиграть в  игру «Любимые  сказки». (Поделить детей на группы. Раздать каждой группе карточки с  названиями разных известных детских книг, например: «Приключения  Буратино», «Три Толстяка» и т.д. Каждая группа рассказывает о своей  книге, не называя эту книгу, её автора или героев. По рассказам друг  друга дети отгадывают, о каких книгах идёт речь.)                           ­  Молодцы. Вы  знаете  очень  много  сказок. Очень много  людей трудится над созданием книги. Поэтому беречь книги – это значит  уважать труд всех этих людей. А как вы думаете, мы уважаем труд этих  людей? Как вы обращаетесь с книгами, что нельзя  делать  с  книгой?  (ответы  детей) Воспитатель:   ­  Пожалуй, самый большой праздник детской книги – это  «Книжкина неделя», он проходит весной. И тёплое весеннее солнышко, и  обложки нарядных детских книг – всё радует маленьких читателей,  прививая им любовь к её величеству Книге. КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ. Мы пришли на праздник Книжкиной недели. Как красиво книжки Художники одели. Гладкие обложки, Яркие картинки – Петушок в сапожках, Розовые свинки. Стены украшают Звёздочки, флажки. Нам поэт читает Новые стихи. Про кота­котишку И про воробьишку. Воробьишка Гоша – Он такой проказник! Добрым и хорошим Вышел Книжкин праздник! Воспитатель:     ­     Предлагаю вспомнить,  правила в  библиотеки •    Зайдя в библиотеку, мы «Здравствуйте» ­ говорим. •    Какую книгу выбрать – задача для ребят. •    Выбранные книги запишут в формуляр. •    Книги почитали и вовремя их сдали. •    Уходя мы скажем: «До свиданья». (Дети читают стихотворение «Как хорошо уметь читать»). Воспитатель:     ­       В библиотеке много книг и каждый выбирает себе  книгу по душе. Кто­то любит читать стихи, кто­то рассказы. Только для  ребят самой интересной книгой остается сказка. Приходите  дети  в  библиотеку, там  вам  всегда   рады  и  ждут  чудесные  книги и  авторы. Заключение:        Известно, что мир ребёнка начинается с семьи: первые шаги, слова,  книжки и привычка к чтению зарождается здесь же. Хорошая  книга в  руках родителей  и их чада­ добрый знак того, что в этой семье  будут  царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять эту связь ребёнка­ книги  и семьи, а укрепить её так, чтобы она  передавалась из  поколения в поколение, чтобы  чтение  стало делом  семейным.             Проблема  отхода  чтения  на  второй  план  в  нашей  жизни  и  в  жизни  наших  детей  очень  остра. Как  мы  показали  в  нашей  работе, в  суматохе  нынешней  жизни, детей  окружает  малое  количество  книг, у  родителей не хватает  времени на  поход  с  ребенком  в  библиотеку, и  у  детей  другие  интересы.  Не  имея  достаточного количества  разнообразной  литературы  дома, не  посещая  библиотеку, ребенок  ни    проникнется  интересу  к   книге, не  поймет  прелесть  и  разнообразие  произведений, не  расширит  свой  кругозор. Очень  много, если  не  всё,  зависит  от  взрослых (воспитателей, родителей, работников  библиотеки), зависит  полюбит  ли  ребенок  чтение  и  книгу, или  это  занятие  для  него  на  всегда  будет  испытанием.                    Советы для родителей «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти».                  Культура чтения — это на всю жизнь хороший художественный вкус и потребность каждый день общаться с книгой. Культура чтения — это на всю жизнь умение учиться и ориентироваться в мире знаний. А начинается культура чтения с бережного отношения к книге.              Не   позволяйте   ребёнку   рвать,   мять,   пачкать   книжку,   брать   её грязными  руками. Игрушки даются  ребёнку в полное  распоряжение, а книги,   если   он   не   умеет   беречь   их,   лучше   рассматривать   только вместе.   Расскажите   детям   о   правилах   бережливости:   с   книгами   надо обращаться аккуратно, не бросать где попало, а класть в определенное место;   переворачивать   страницы   за   правый   верхний   угол,   не   загибать углов страниц, а пользоваться закладкой.              Научите ребенка сделать закладки для себя, папы, мамы, украсив их картинками. А что делать, если книгу надо отнести в библиотеку, а на улице дождь, снег? (Завернуть, положить в сумку).             Опять   труд  родительский,  и  труд   немалый.  Но  что   поделаешь? Только в таком труде и рождаются духовные связи родителей с детьми.              Прочитайте ребёнку стихотворение С.Я. Маршака «Книжка про книжки». Он   посмеётся   над   неряхой   Гришкой,   от   которого   книги убежали в библиотеку, и подумает: «От меня не убегут, я люблю и берегу книги!».              Мало знать правила, надо привыкнуть выполнять их. Для этого нужно каждый день следить за тем, как ваш сын или дочка относятся к книгам.  Ну   а   что,   если   книжка   все   ­   таки   порвется?  Тогда   вместе   с ребенком подклейте ее, как в стихотворении:              Заболела  Эта книжка;  Изорвал ее  Братишка.  Я больную  Пожалею:  Я возьму ее  И склею.         («Переплетчица» Б. Заходер)             Беседуйте   с   детьми   о   значении   книг:  как   было   бы   грустно   и печально, если бы   на белом свете не было книг с картинками, сказок, песенок, рассказов!                   Ребенок горячо согласится с вами, но с удивлением узнает о том, что, оказывается, без книг не было бы ни самолетов, ни автомобилей, ни многого   из   того,   что   нас   окружает:   ведь   из   книг   люди   узнают,   как работать, чтобы построить самолет, зажечь лампу, провести газ в нашу кухню. А  где найти нужную книгу? В библиотеке.             Библиотека   ­   это Книжкин   дом, там   живут   книги.   Есть библиотеки для детей и для взрослых.  ´ Воспитывая  у  детей  возвышенное  отношение  к  книге, предлагайте  им стихи, ее   воспевающие. Вот одно из них:  В мире много сказок,  Грустных и смешных.  И прожить на свете  Нам нельзя без них.  Лампа Аладдина,  В сказку нас веди.  Башмачок хрустальный,  Помоги в пути!         Мальчик Чиполлино,  Мишка Винни Пух...  Каждый нам в дороге  Настоящий друг.  Пусть герои сказок  Дарят нам тепло,  Пусть Добро навеки  Побеждает зло!  («В мире много сказок», сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)  А   когда   дети   начинают   читать,   их   учат   просматривать   книги   по элементам.   Что   такое элементы   книги?   Обложка,   титульный   лист, иллюстрации, оглавление.  Учите ребенка пользоваться оглавлением.             В   беседе   по   культуре   чтения   прочтите   стихи   С.   Маршака  Как печатали вашу книгу, а также книгу Дацкевич В.П. Как делают книгу.             С интересом дети узнают и о том, как много людей старалось, чтобы сделать книжку: писатель, художник, рабочие (лесорубы, рабочие бумажной фабрики, наборщики в типографии). В наши дни некоторые из этих   сведений   стали   уже   фактами   истории   и   культуры   и   требуют дополнений: сегодня книги печатают на компьютере.  С раннего детства обращайте внимание детей на авторов книг и рассказывайте, как сами с детства и навсегда полюбили и Пушкина и Лермонтова и Толстого, Андерсена и других писателей.             Постепенно у детей накопится читательский опыт, и они начнут понимать, как важно, выбирая книги, знать автора:   Что писал Андерсен?­ Сказки.   Что писал В.Бианки? ­ Рассказы о животных и птицах. Что писал Н.Носов? Весёлые рассказы и повести о ребятах — мальчиках и девочках, книжки про Незнайку и его друзей.             Как научить детей читать внимательно и вдумчиво?  Для этой цели несомненную пользу приносит читательский дневник.             Всё начинается с детства, культурные потребности ­  тоже, к ним относится   и   привычка   вести   читательский   дневник.   И   хорошо   когда школьник записывает в дневнике свои суждения о книгах, выписывает понравившиеся цитаты, стихи и стихотворные строчки.             Растёт ребёнок, меняется и его библиотека: одни книги уходят, другие  занимают их место. Какие книги приобретать для домашней библиотеки? В   доме   целесообразно   иметь   книги,   к   которым возвращаются   и   перечитывают,   а  те,  которые   читают   один   раз,   лучше брать в библиотеке. Вот почему в домашней библиотеке должны быть представлены классики и любимые произведения современных авторов, детские   справочники,   энциклопедические   и   библиографические издания.        Итак, сделаем вывод.             Воспитывать у детей культуру чтения — это значит растить их на высокой   художественной   литературе;   объяснять   роль   книги   в   жизни людей   и   учить   ценить   книгу  как   результат   большого   труда;   учить бережно   и   аккуратно   относиться   к   книгам;   учить   самостоятельно выбирать   книги;   учить   внимательно   и   вдумчиво   читать;   учить пользоваться библиотекой.            Консультация для родителей «Как воспитывать культуру чтения у дошкольника?»   Зачем, спросят многие? В наш­то век информационных технологий,  тотального наступления Интернет и т.п. И, тем не менее, самые развитые  страны все больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить  читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь  только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение  формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека,  умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять  правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью,  точнее формулировать, свободнее писать и т.д. Необходимо возрождать традиции семейного чтения. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи  родителей. Все родители мечтают: • Мы хотим видеть своих детей здоровыми • Мы хотим, чтобы они были счастливы. И все, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как он может  добиться успеха. Для этого, прежде всего, он должен научиться читать. Мы говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о  привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без  нее. И это абсолютно «семейное» дело. Все начинается с раннего детства.  Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на  многочисленные «почему?» Ранний возраст благодатное время для того, чтобы развить в своем  ребенке любовь к книге и чтению. Зачем нужны книги в раннем и дошкольном возрасте? • они помогают развивать особую связь между ребенком и родителями • помогают познавать искусство слова и живописи, благодаря  иллюстрациям • прививают навыки слушания • помогают подготовить ребенка к процессу обучения чтению • развивают кругозор и эмоциональную сферу • помогают развивать воображение • доставляют ребенку удовольствие. Когда читать? • как только ребенок родится • выделять несколько минут, но каждый день • выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа • приучать ребенка «ждать» время для чтения • читать в любом месте • утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или  капризничает. Как читать? • выбирать удобное место • читать наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства • находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках • рассматривать книжки­картинки • читать с « выражением» • давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу • перечитывать любимые книги. Несколько полезных и интересных идей Рассказывайте, пойте и играйте с ребенком. Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и  одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому,  подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает  быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда  (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и  стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.  Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка,  делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои  действия: «Моем ручки», «садимся на стул», описывайте то, что видите – так вы готовите внимательного слушателя. Выделяйте время для чтения каждый день. Начинать читать надо с первых же месяцев жизни. Читая малышу, вы как  бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения,  пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать  книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева – направо,  запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой  промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться –  перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие  брат или сестра, любой член семьи. Все время обращайтесь к книге и  чтению. Окружите ребенка материалами для чтения. У ребенка должны быть обязательно свои собственные книги. Какие?  Прежде всего, те, которые он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что­то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать  запись. Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему ребенку  склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками,  фотографиями и многим другим вещами. Вы можете помочь ребенку  записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.  Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и  чтение его «собственных» книг всем членам семьи. Медленно и с удовольствием. Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и  монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами  получая удовольствие от чтения. Будьте актерами, (вспомните о  нереализованных мечтах стать « Звездой экрана»!) Пытайтесь читать  разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему  ребенку это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными  паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст ребенку время  вдуматься в то, что он слышит, « переварить» прочитанное, понять  события, место и героев. Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у  ребенка, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои  впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к  ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если  история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала  рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте  снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть  удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и  предопределение будущего отношения к учебе. Читайте снова... и снова. Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они  заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на  ваше предложение, почитать или рассказать что­нибудь новенькое,  отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок  этого совета! Да­да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз.  Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее  происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте  его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Вам  тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»?  Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку  возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку «  читает». Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка и он  обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется. Читайте везде и всегда. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая  приема у врача. Пусть в вашей сумке обязательно лежит книга. Если ваш ребенок знает буквы и читает по слогам, поощряйте чтение  вывесок, названий взрослых книг, ваших рабочих документов — все  пойдет на пользу делу. Не заставляйте ребенка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно),  если ребенок этого не хочет. Это один из самых действенных способов  убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет — оставьте его в покое  или заинтересуйте чтением. Чтение из­под палки ­–путь к  чтению  вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только  комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните:  он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его  душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые  популярные в детской среде темы и книги и приготовьтесь к долгому  пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении. Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке  любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не  Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш  ребенок. Просите вашего ребенка почитать вам, когда он уже научится  читать пока вы что­то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок  делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для  восприятия текста – не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять  увлеченности историей, которую ОН читает ВАМ, преисполненный  важности. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже. Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение.  Поощряйте его чтение вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Обсудите  прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это  не сложно. И если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя,  воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче  учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью  будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху! чтению, волнует многих Как воспитать у детей интерес Вопрос, как привить ребёнку любовь к к чтению? /памятка для родителей/     родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и  рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. 1. Показывайте пример Будьте примером для ребенка. Показывайте ему, что вы читаете  разнообразные виды текстов: от электронной почты до художественной  литературы. Делитесь прочитанным. Обсуждайте всей семьей  прочитанное за ужином. 2. Читайте каждый день Особенно если ваш ребенок еще не достаточно близок к подростковому  возрасту, практикуйте ежедневные чтения. Это могут быть чтения  различных книг, причем не только на ночь. Замените книгой просмотр  телепередачи. Но читайте всегда усердно, подражайте голосам героев,  выражайте эмоции, передаваемые автором. 3. Откройте ребенку библиотеку Покажите вашему ребенку библиотеку или книжный магазин.  Практикуйте еженедельные походы в эти места с целью выбора книг.  Пускай ребенок попробует выбрать то, что ему интересно, сам. Это будет хорошим стимулом. Старайтесь, чтобы каждый раз ребенок имел  возможность познакомиться с разными видами литературы и произведений. Советуйтесь с библиотекарем. 4. Задавайте вопросы Интересуйтесь тем, что прочитал ребенок. Спросите, что ему больше  всего запомнилось, понравилось, что он не до конца понял, что его  встревожило. 5. Учитывайте интересы ребенка  При выборе книг старайтесь учитывать то, что нравится вашему ребенку. Принимайте во внимание то, что его интересует: животные, история или  что­либо другое. Вы всегда сможете найти интересную книгу по любой  тематике. 6. Дарите книги Книга и сегодня остается хорошим подарком. Дарите своим детям книги,  особенно если они являются продолжением уже понравившегося им  издания. Дома всегда должна быть хотя бы одна книга, которая еще не  прочитана ребенком, но соответствует его возрасту и интересам. 7. Устраивайте читательский перерыв Хотя бы на 10­20 минут в день выключайте телевизор и компьютер и  читайте вместе с ребенком. Вы можете устроить небольшой турнир,  победителем которого окажется тот, кто прочтет больше страниц.  Подыграйте своему ребенку, но обязательно убедитесь, что он читал  честно и понимает прочитанное. Ну и конечно, не стоит забывать о призе. 8. Пусть ребенок напишет собственную книгу Позвольте ребенку написать собственную историю. Предложите  проиллюстрировать ее, добавить информацию об авторе. Займитесь  оформлением книги: переплетом, ламинацией. Обменяйте книгу ребенка  на новую книгу из магазина или, еще лучше, написанную вами. 9. Учите детей бережному отношению к книгам Ребенок всегда должен помнить, что книги ­ это наши друзья. Если книга  не используется по назначению, она должна лежать на чистой полке. В  книгу нельзя класть ничего, кроме закладок. И, само собой, книга не  представляет собой холст для рисования. 10. Начинайте с самого простого и интересного Всегда можно найти очень  интересную книгу, которая понравится каждому ребенку. Это могут быть известные сказки, приключенческие истории, веселые детские рассказы.  Проследите, чтобы книга для маленьких детей была хорошо  проиллюстрирована. Предложите ребенку комиксы (но следите за тем,  чтобы они не заменили качественную литературу), купите журналы (но  контролируйте качество их содержимого). Если ребенку понравился  фильм, предложите для прочтения книгу, по которой он был снят.  Помните, что первый опыт является самым важным!                    Список используемой  литературы: 1) Абуткина Е.; "Библииотека + семья= ?"; 1999г.№6; ст:35­38; 2) Жаркова Л., Голубева С.; "Детская библиотека сегодня"; 1995г.  №7; ст: 115­116 3) Молчанова о.г.; «До  школы 6 месяцев, срочно  учимся  читать.  Планирование работы  и  конспекты  занятий  с  детьми  5­7 лет»,  2012 г. Издательство «Гном»,ст: 51 4) Колесникова Е.; «Развитие  интереса  и  способностей  к  чтению  у  детей 6­7 лет. Учебно­ методическое  пособие», 2012г., Издательство «Ювента», ст: 112  5) Гурович Л. М.; «Ребенок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова». ­ Москва.:  Издательство : «Просвещение», 1992г. ­ 64 ст. 6) Кузьменкова Е. «Воспитание будущего читателя: Литературно­ художественное развитие детей 3­5 лет / Е. Кузьменкова, Г.  Рысина». ­ Москва.: Чистые пруды, 2005г. ­ 32 ст. ­ (Библиотечка  "Первого сентября", серия "Дошкольное образование"; Вып. 4) 7) Куликовская Н.; «Увлечь книгой.» // Дошкольное воспитание. –  2007г. № 5. ­ Ст.33­41. 8) Интернет сайты: http://solnyhko.ucoz.com

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы тема: «Формирование культуры чтения у детей дошкольного возраста»

Обобщенный педагогический опыт работы   тема: «Формирование культуры чтения у детей  дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017