Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №23». Обобщённый педагогический опыт педагога Монаховой Веры Филипповны «Использование технологии «мнемотехника» в интеграции образовательных областей детей старшего дошкольного возраста»
Карточка - информатор Банка данных о носителе обобщённого педагогического опыта
Тема опыта
«Использование технологии «мнемотехника» в интеграции образовательных областей детей старшего дошкольного возраста
Данные о носителе отчёта:
Ф.И.О.: Монахова Вера Филипповна
Год рождения: 1963г.
Территория, образовательное учреждение: Хабаровск;
Южный округ МАДОУ «Детский сад №23»
Специальность: воспитатель детского сада
Педагогический стаж: 34года
Образование: высшее, ГОУВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия»,г.Биробиджан,2007г. по специальности «Олигофренопедагогика»
Иркутское педагогическое училище №2,1982г. По специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях»
Квалификационная категория: первая
Период формирования и функционирования опыта: 2 года.
Педагогическая ценность опыта работы:
В рамках ФГОС использование технологии «мнемотехники» в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей и может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем творческим, увлекательным процессом обучения для детей дошкольного возраста .
Информация о педагогическом опыте:
Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется такими методами организации работы:
Интегративностью – образовательная деятельность реализуется в нескольких образовательных областях.
Экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;
Процессуальностью- развитие ребенка рассматривается как процесс;
Здоровьесбережением- проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью –может использоваться педагогами других групп и детских садов;
Адресная направленность опыта работы:
Рекомендуется использовать этот опыт работы молодым педагогам во всех возрастных группах, как в НОД так и в совместной, и в самостоятельной деятельности детей во всех образовательных областях
Актуальность.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Актуальность
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Проблемы развития речи детей
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.
Считаю, что данная проблема актуальна и пока еще недостаточно изучена.
Опыт актуален, так как он позволяет разрешить некоторые противоречия:
- между социальной значимостью формирования с дошкольного возраста развитой в речевом плане , умеющей правильно и четко строить и выражать свои мысли личности и низким уровнем развития связной речи детей дошкольного возраста;
- между теоретически обоснованной необходимостью использования мнемотехнических технологий в практике развития связной речи и недостаточной разработанностью методических условий использования;
-между потребностью ДОУ в использовании современных программ и технологий в процессе развития связной речи дошкольников и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения этого процесса.
Цель опыта работы – создание условий для овладения приёмами и методами «мнемотехники» в интеграции образовательных областей детей старшего дошкольного возраста
.
Основные задачи опыта работы:
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей
Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Мнемотехнику в детском саду называют по разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику - Сенсор-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов В. П. - блоками – квадратами; Большева Т. В. - коллажем; Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие
Отличительные особенности технологии:
-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
-приемы запоминания индивидуализированы;
-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Факторы лежащие в основе современной методики, получившей название «мнемотехника»
Наглядность.
План высказывания.
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.
Принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Комплексно-тематический принцип: 1)Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;2) Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
методы организации работы с детьми
Интегративность - образовательная деятельность реализовала в нескольких областях - «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Экономичность – использовала имеющиеся методические средства и создавала дидактические средства не требующие финансовых затрат; развитие ребенка рассматриваю как процесс;
Здоровьесбережение - проявляю и реализую потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, чтобы он не испытывал давление со стороны педагога; сама выступаю в роли сотрудника, наставника.
Универсальность - может использоваться педагогами других групп .
мнемотехника строится от простого к сложному.
С начало с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим мнемодорожкам, и позже мнемотаблицам
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, грамматическую наполняемость рассказа.
Работать с технологией «мнемотехника" начала со старшей группы
Исходя из причин и результатов мониторинга я сделала вывод о том, что у детей недостаточно сформирована связная речь, следовательно, используемые методы и приемы были не эффективными. На мой взгляд, это связано с отсутствием новых современных подходов в организации образовательного процесса по развитию связной речи у дошкольников.
Мы знаем, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Использование в своей работе такого приема моделирования, как мнемотехника, позволило мне взаимодействовать с детьми более интересно и динамично.
Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Используются в любой образовательной области, в любом виде деятельности детей.
Мнемотаблицы-схемы использую для:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа и решению арифметических задач
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план — схему, а по мере обучения дети также активно включались в процесс создания своей схемы. Не секрет, что заучивание стихов вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции
При заучивании стихов с детьми я поставила перед собой следующие задачи:
побудить интерес у детей к занятиям,
увлечь их, вызвать желание знать стихотворение,
помочь понять содержание,
научить выразительно читать,
закреплять произношение каких – либо звуков,
раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый доступный вид деятельности.
На начало учебного года провела мониторинг. Обратила внимание ,что дети мало знают стихов, плохо их запоминают, читают не выразительно, монотонно.
Для определения уровня сформированности выразительно читать стихотворение использовала критерии, которые важны для заучивания поэтических произведений
- внимательно слушать поэтический текст
- точное воспроизведение;
- плавность речи;
- использование образных средств;
- исполнительские умения.
вывод
стихотворения классиков труднее воспринимаются детьми, сложнее запоминаются. В них много образных средств, некоторые слова непонятны детям. Но эти произведения рекомендованы для знакомства и заучивания детьми наизусть в дошкольных учреждениях. Поэтому мы не можем их обойти стороной в своей работе.
детям необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Эффективным коррекционным средством при обучении заучиванию текстов дошкольников служат приемы мнемотехники, а именно составление мнемотаблиц
Наиболее сложным направлением при ознакомлении с поэзией является процесс заучивания стихов наизусть. В этом направлении перед педагогами стоят проблемы:
- Развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
- Подбирать методы и приемы, обеспечивающие запоминание текста.
- Обращать внимание на исполнительские умения.
Цель: по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
При заучивании с детьми стихов стоят две задачи:
Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
Учить детей рассказывать стихи выразительно.
Для решения поставленной цели, обогатила предметно-развивающую среду группы:
Собрала картотеку мнемотаблиц по стихам, рекомендованным к заучиванию.
Постоянно пополняется книжный уголок поэтическими произведениями, знакомлю с творчеством поэтов.
Обновила дидактические игры, направленные:
на развитие речевого дыхания ;
для обогащения грамматического строя;
для работы над предложением;
для словообразования
Для родителей были предложены игры для развития слуховой, зрительной, ассоциативной памяти детей, консультации, рекомендации по заучиванию стихов пересказу сказок, текстов, составлению рассказов с помощью технологии «мнемотехника»
для последующей работы составила перспективное планирование по развитию речи как в НОД, так и по совместной и самостоятельной деятельности детей.
Работа по заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблиц делится на несколько этапов:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Словарная работа по активизации незнакомых слов, беседа по смыслу прочитанного.
3. Построчная зарисовка стихотворения в мнемотаблицу,
4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по мнемотаблице взрослым, а потом ребёнком.
Занятия проводились в первую половину дня. Стихи старалась подбирать в соответствии с сезоном, с приближающимися праздниками.
В индивидуальную и совместную работу включала игры на развитие памяти (зрительной, ассоциативной, слуховой).
Дети исполняли выученные стихи на праздниках, развлечениях, досугах, родительских собраниях.. На прогулках организовывала наблюдение за природными явлениями: ветром, снегом, солнцем, за изменениями, происходящими в природе, для того, чтобы дети расширяли свой словарь, использую в речи образные выражения.
Дети моей группы участвовали в конкурсе юных чтецов, который проходил в нашем ДОУ по теме «Мой край родной». Победители были награждены грамотами администрации ДОУ, не остались без внимания и участники, их мы отметили утешительными призами .
Взаимодействие с родителями группы
Родителям были рекомендованы произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
В родительском уголке для родителей были предложены:
- игры и упражнения, направленные на развитие памяти детей,
Консультации «Как учить с ребенком стихи», «Что такое мнемотехника», «Развитие связной речи детей». И др.
Картотека заученных стихов с мнемотаблицами, которые можно было брать домой для повторения.
Еще одной формой взаимодействия с родителями в нашей группе является такая форма , как «домашнее задание».
Родители и дети с удовольствием выполняли задания по составлению схем по стихам и сказкам, которые дети рассказывали в группе друг другу.
Было проведено анкетирование «Какие книги вы читаете детям», по результатам которого было проведено собрание «Положи твоё сердце у чтения», а так же игровой интеллектуальный марафон - «Язык родной дружи со мной». После проделанной работы решено было проверить, насколько улучшилась скорость запоминания и умение выразительно читать стихотворение
Средний показатель сформированности умения рассказывать наизусть стихотворения детьми старшего дошкольного возраста после проделанной работы
Низкий | Средний | Высокий | |
3 | 12 | 5 | |
15 % | 60 % | 25 % |
Таким образом:
Благодаря мнемотехнике, речь детей более уверенной, яркой, образной, с частым употреблением образных средств.
Они уже не стесняются рассказывать стихи на праздниках, помогают себе мимикой, жестами. Использование мнемотаблиц для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
После зарисовки детьми условной схемы при заучивании стихотворения результаты улучшились. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.
Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Моя работа по использованию технологии «мнемотехника» не остаётся в рамках заучивания стихов, я применяю её также в работе с детьми в других образовательных областях.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику.
Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению, дети сами под моим руководством учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Дети пересказывают сказки по мнемосхемам, выделяя основных героев сказки и строя мнемосхему по тексту.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Я считаю, и думаю, что применять мнемотехнику можно и на других занятиях.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
На занятиях по ФЭМП можно использовать мнемотехнику для усвоения, составления и решения арифметических задач, для закрепления состава числа и знакомством с понятиями, что такое геометрическая фигура и т.д.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию можно помочь детям составить сюжет рисунка, т.к. в силу слабо развитого воображения, у многих детей бедные по сюжету рисунки. Нарисовать портрет по схеме, вылепить животного или птицу, создать аппликативную работу.
На занятиях по физической культуре, физ. минутки, гигиенические разминки: можно придумывать схематический рисунок, например, можно показать детям картинку лягушонка, это значит, дети выполняют прыжки, или зайчика, дети прыгают как зайчики, картинки и движения заранее обговариваете с детьми. А можно целую игру изобразить схематично.
Так в интегрированном занятии «Путешествие по группе» можно было увидеть применение плана-карты, мнемотаблицы, мнемосхемы. Такого вида занятия увлекают детей, потому что за знаками прячутся задания, которые дети с удовольствием решают сообща, удовлетворяя свои интересы и любознательность, а так же развивают творческие способности.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Результативность опыта
У воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя.
Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения, повысилась познавательная активность детей, любознательность.
Вышеизложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий, способствует развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, дает «пищу» для тренировки внимания , памяти, воображения детей. На основании данных показателей можно сделать вывод о моделировании, как эффективном средстве всестороннего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д.Ушинский
Проанализировав результаты своей работы, наметила для себя перспективу:
- продолжить изучение новых технологий;
-изучить опыт других педагогов и внедрить в практику.
-распространение личного опыта
Наглядность приёмов «мнемотехники», возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям. Это свидетельствует о том, что использование модели в речевой работе с детьми может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем творческим, увлекательным процессом обучения выше сказанное подтверждают результаты мониторинга .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.