РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ЛОГОПЕДА
«ОБОГАЩАЕМ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ»
Основная задача логопедического воздействия – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.
Упражнения с существительными
o Придумывать к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
o Называть две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
o Называть по-разному одну игрушку, например, мишку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)
o Рассказывать об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).
Упражнение с глаголами
o Что умеет делать кошка? (Лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
o Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
o А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
o Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться, бегать, грызть, гоняться, ласкаться).
o Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по- своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
o О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
o Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
o Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
o Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
o Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
o Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
o Описать как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
o Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
o Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
o Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Упражнение на подбор родственных слов
o Какие новые слова, слова-родственники можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
o Какие клички можно придумать котенку, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
o На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).
o На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
o На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Упражнения на «зарисовку» слов
o Во время вечерних игр можно предложить ребёнку зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например:
Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? (сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…)
o Попробуй нарисовать это состояние погоды.
o «Зарисуй» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая».
o «Зарисуй» то, что связано со словами едет и мчится.
o Нарисуй любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.