"Обогащаем словарный запас"

  • docx
  • 22.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Памятка на тему Обогащаем словарный запас.docx

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ЛОГОПЕДА

 

«ОБОГАЩАЕМ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ»

Основная    задача    логопедического   воздействия    –    научить    детей    связно    и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.

Упражнения с существительными

o    Придумывать к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).

o    Называть две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

o    Называть по-разному одну игрушку, например, мишку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)

o    Рассказывать об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

Упражнение с глаголами

o    Что умеет делать кошка? (Лакать, лазить, царапаться,  мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)

o    Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

o    А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),

o    Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться, бегать, грызть, гоняться, ласкаться).

o    Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по- своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.

Упражнения с прилагательными

o    О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?

o    Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

o    Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).


o    Каким    может    быть    ручеёк?   (Журчащим,    поющим,    звенящим,    говорливым, бегущим).

o    Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).

o    Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).

Упражнения с наречиями

o    Описать как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

o    Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

o    Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

o    Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

Упражнение на подбор родственных слов

o    Какие новые слова, слова-родственники можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?

o    Какие клички можно придумать котенку, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).

Упражнение на подбор сравнений

o    На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).

o    На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).

o    На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

Упражнения на «зарисовку» слов

o    Во время вечерних игр можно предложить ребёнку зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.

Например:

Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас? (сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…)

o    Попробуй нарисовать это состояние погоды.

o    «Зарисуй» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая».

o    «Зарисуй» то, что связано со словами едет и мчится.

o    Нарисуй любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.

 

     Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания. 


 

Скачано с www.znanio.ru