Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:
Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и релаксационная музыка. Активационный блок – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения.
сенсор.комн.оборуд..docx
Оборудование сенсорной комнаты
Для наполнения и содержания нашей сенсорной комнаты
используется современное оборудование фирмы «АЛЬМА».
Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два
основных функциональных блока:
Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики,
подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы
создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и
релаксационная музыка.
Активационный блок – в него входит всё оборудование со
светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для
рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения.
Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из
следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № 3”, медленные
части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я
часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А.
“Зима”; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23);
Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, “Июнь” и
“Октябрь” из цикла времена года и др.
К активизирующим музыкальным произведениям относят,
например, произведения В.Моцарта - первые и третьи части из
фортепьянных сонат и концертов, “Рондо” из “Маленькой ночной
серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П. Чайковского -
вальсы из балетов, “На тройке” из “Времен года”, отрывок из финала
4-й симфонии; М. Глинки “Романсы”; А. Вивальди “Весна”; Л.
Боккерини “Менуэт” и др.
Ранний возраст (1 – 3 года)
Развивающие занятия для детей данного возрастного периода
направлены корректировку зрительно-моторной координации,
ориентировочных реакций · коррекцию слуховых
ориентировочных реакций
· развитие тактильных ощущений
· развитие эмоциональной сферы
· развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных
нарушений · развитие наблюдательности и внимания
· развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря
Занятия проводятся в присутствие близкого ребёнку человека
Дошкольный возраст (3-6 лет) · развитие высших психических функций (мышления, памяти,
внимания, восприятия, воображения).
· развитие эмоциональной сферы.
· развитие познавательного интереса, мотивации к обучению.
· Развитие способности к произвольной регуляции деятельности
(снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации
внимания). · повышение устойчивости к стрессогенным
раздражениям. · психоэмоциональная разгрузка,
достижение душевного равновесия
Подростковый возраст (12-14 лет)
Занятия с данной возрастной группой направлены на решени
еследующих психологических проблем
· повышенная агрессивность, склонность к разрушительным
действиям · резкие и немотивированные
колебания настроения
· чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная
обидчивость · снятие мышечного и психоэмоционального
напряжения · развитие
коммуникативных навыков
Форма проведения занятий
Занятия в Сенсорной комнате проводятся по следующим
направлениям:
Развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной
сферы и высших психических функций (мышления, памяти,
внимания, восприятия, воображения), а также на достижение
психоэмоциональной разгрузки, восстановлению/поддержанию
психологического здоровья.
Психотерапия широкого спектра психологических проблем
Психокоррекция нарушенного поведения, эмоциональной сферы
· Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
· Агрессивное поведение, вспыльчивость.
· Замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи.
Нейропсихологическая коррекция «школьных
проблем» (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса,
учебной мотивации).
Занятия проводятся в подгруппах (2-3 человека), индивидуальной
форме.
Принципы работы в сенсорной комнате Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких
принципах:
1принцип – индивидуальный подход.
Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом основной
патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния.
Специалист, работающий в этой комнате, в своей работе опирается
на рекомендации, полученные от врача, психолога, дефектолога.
При составлении индивидуального плана занятий учитывается
возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма
(индивидуальная или групповая). В течение всей реабилитации
оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в
зависимости от этого специалист меняет (варьирует) степень
сенсорной нагрузки (сложность заданий).
2 принцип – этапности.
На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная
форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный
контакт с ребёнком, продуктивное взаимодействие, в зависимости
от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка.
Специалист постепенно знакомит ребёнка с интерактивным
оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком
различными навыками, педагог постепенно усложняет задания,
варьируя степень и интенсивность воздействия, решая
непосредственно коррекционные и восстановительные задачи.
3 принцип – преемственности.
Специалист, составляет занятия с учётом уровня развития
ребёнка, данные фиксируются в листе назначения, которые
предоставляют психолог и логопед, в соответствии с показателями
подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все
специалисты (педагоги, психологи, дефектологи) работают в тесной
взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребёнка.
4 принцип – непрерывности
Непрерывный подход в реабилитации обеспечивается за счёт
того, что на занятиях присутствуют родители ребёнка, которые
обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению
овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по
формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и
мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым
восприятием, по работе над вниманием (распределением и объёмом
внимания), над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов,
осваивают вместе с ребёнком начальные этапы графического
навыка. Всё это даёт возможность предоставлять родителям
наиболее полную информацию об актуальном уровне развития
ребёнка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего
развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была
продолжена родителями дома. Совместная деятельность родителей
и ребёнка – залог гармоничного развития ребёнка.
Преимущество сенсорной комнаты в реабилитационном
процессе. Важным преимуществом
сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной
коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику
через игры со светооптическими нитями, и воображение – через
рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать
эмоциональную напряжённость через релаксацию. Сенсорная
комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их
чувственный мир и обрести уверенность в себе. Занятия в сенсорной
комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных
двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению
схемой тела, зрительно – моторной координации. Методика
коррекционной работы в сенсорной комнате основана на
постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности
подбора сенсорики. Процесс реабилитации и восстановления,
утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит
от психоэмоционального состояния ребёнка. В условиях сенсорной
комнаты используется массированный поток информации на каждый
анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем
приводит не только к повышению активности восприятия, но и к
ускорению образования межанализаторных связей. Опыт
комплексной реабилитации показывает, что направленный на
дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений
влияет на общее эмоциональное, речевое, двигательное развитие
пациента. Сенсорная комната является мощным инструментом для
расширения и развития сенсорного и познавательного восприятия
ребёнка, позволяет активизировать различные функции
центральной нервной системы.
Занятия в сенсорной комнате для детей, страдающих различными
заболеваниями (ЗПРР, РДА, синдром Дауна, гиперактивность, ДЦП,
синдром дефицита внимания, соматическими заболеваниями и т.д.)
обеспечиваются широким спектром ощущений, а также
возможностью выбора способа воздействия – расслабляющего или
активизирующего характера. Упражнения, включаемые в каждое
занятие, позволяют улучшить психомоторное и эмоциональное состояние ребёнка и тем самым создать основу для усвоения
больших объёмов информации.
Противопоказаний к проведению в сенсорной комнате
практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач:
- при эпи синдроме и судорожной готовности не
рекомендовано использовать мигающие, сверкающие,
раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку;
— так же это касается групп детей, страдающих ранним
детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с
сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна
индивидуальная непереносимость (избирательность) одного или
нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам
или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия,
отказ от речи (мутизм). Без учёта этих особенностей, при активном
воздействии можно спровоцировать негативную реакцию
(аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения;
— при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом
внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо
снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;
— при работе с тревожными детьми следует исключить резкие
переходы от одного стимула к другому.
Оборудование сенсорной комнаты и его назначение
Оборудование сенсорной комнаты и его назначение
Оборудование сенсорной комнаты и его назначение
Оборудование сенсорной комнаты и его назначение
Оборудование сенсорной комнаты и его назначение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.