№ 7
өндірістіқ оқу жоспары
План № 7
По производственному обучению
Топ/ Группа |
|
Күні / Дата |
|
1.Сабақ бағдармаласы:
Общая тема: Обработка рыбы.
2.Сабақ тақырыбы: Обработка рыбы.
Тема урока:
3.Сабақ мақсаты:
Тип урока: урок ознакомление с новым материалом.
4.Оқыту әдесі:
Метод обучения: беседа, диалог.
5.Мақсаты:
Цели урока:
Білімділік
Образовательная: Закрепить теоретические знания получения на уроке технологии приготовления пищи, научить уч-ся обработке рыбы, ознакомить уч-ся с техникой безопасности, охраной труда и пожарной безопасностью.
.Дамытушылық:
Развивающая: Развивать креативное мышление, применяя знария на практике, развить способность самостоятельно анализировать свои действия.
Тәрбиелік:
Воспитательная: Воспитать бережное отношение к рабочему месту, оборудованию, экономное отношение к продуктам, привить любовь к своей профессии, чувство гордости за свою профессию.
6.Ожидаемые результаты: Усвоение учащимися данной темы при самостоятельном выполнении практических заданий, умение анализировать свои действия.
7.Панаралық байлыныс:
Межпредметные связи: охрана труда, кулинария, физиология, оборудование.
8.Жабдық:
Оборудование: посуда, разделочные доски, ножи, рабочие столы.
9.Азық –түліқ: рыба.
10. МТО: инструкционные карты.
10.По учебной программе тема рассчитана на 66 часов
Сабақтын барысы
Ход урока
Ұйымдастыру кезені:
Организационная часть: Мастер проверяет наличие уч-ся по журналу, внешний вид и наличие спец. одежды.
Кіріспе нұскау:
Вводный инструктаж: Мастер сообщает тему занятий, учебную и воспитательную цели, повторяет теоретическую часть.
Сұрақ жауап:
Вопросы учащимся:
1. Значение рыбы в питании человека.
2.Какие вещества содержатся в рыбе ?
3.Какая рыба поступает на ПОП ?
4.Как в зависимости от размера делят рыбу?
5.Техника безопасности при работе в рыбном цехе.
По ответам на заданные вопросы мастер п.о. судит о степени усвоения материала, затем переходит к объяснению новой темы, рассматривая следующие вопросы
Сұрақ Вопросы |
Жауап Ответы |
Оттаивание мороженой рыбы.
На воздухе при комнатной температуре.
В воде
Комбинирован-ным способом
Вымачивание соленой рыбы
|
Рыба является необходимым продуктом питания. По своему химическому составу она немного уступает мясу домашних животных, а по содержанию минеральных веществ, витаминов и степени усвояемости белков превосходит мясо. В рыбе содержатся (%): белки – от 13до 23, жир – от 0,1 до 3,3, минеральные вещества – от 1до 2, вода – от 50 до 80, витамины А, Д, Е, В2, В12, РР, С, экстрактивные вещества. В состав белков рыбы входят незаменимые аминокислоты, необходимые организму для построения новых клеток и тканей, поэтому белки рыбы называют полноценными. К ним относятся альбумины, глобулины, нукле – опротеиды и др. белок соединительной ткани – коллаген – относится к неполноценным, под действием тепловой обработки он легко видоизменяется, переходя в клейкое вещество – глютин. Благодаря своей структуре рыба очень легко усваивается организмом человека. Мышцы вместе с жировой и соединительной тканью являются основной съедобной частью рыбы, которая составляет приблизительно половину всей массы. По содержанию жира рыбу условно делят на три категории: тощую до 2 % жира, средней жирности от 2 до 5, жирную от 5 до 15 %. Рыбу с содержанием жира от 15 до 33% относят к особо жирной. Количество жира в рыбе зависит от ее вида, возраста, места вылова и времени года. Содержание жира влияет на вкусовые качества рыбы и ее кулинарное использование. Жир рыбы легко плавится и усваивается организмом человека, а присутствие витаминов Д и А значительно повышает его ценность. Морская рыба богата минеральными веществами – фосфором, натрием, кальцием, калием, а так же микроэлементами - йодом, медью, кобальтом, марганцем и др. Экстрактивные вещества в процессе тепловой обработке переходят в бульон. Свежая рыба поступает на ПОП живой, охлажденной, мороженой. Кроме того, для приготовления блюд и закусок используют соленую рыбу, консервированную, а иногда сушеную. Живая рыба является наиболее ценным продуктом питания. Ее транспортируют в авто аквариумах, хранят на предприятиях в проточной воде ванн- аквариумов не более 2 суток в живом виде поступают – щука, сом, карась, сазан. Охлажденная рыба имеет внутри мышц температуру от -1 до 5 С. ее хранят не более 5 суток при температуре от – 2 до 1 С. Значительно чаще поступает мороженая рыба, имеющая внутри температуру от – 8 до – 6 С. ее хранят при температуре - 8 С 12 суток, при 0…- 2 С – 3 суток. Основными показателями доброкачественности являются ее внешний вид и запах. Рыба должна иметь упругую мякоть, плотную блестящую чешую. В зависимости от размера поступившую рыбу делят на мелкую – до 200 гр, среднюю – 1-1,5 кг, крупную - свыше 1,5 кг. Всю поступающую рыбу по способу обработки в кулинарии делят на три группы: чешуйчатая, бесчешуйчатая, осетровая. Рыбу обрабатывают в заготовочном рыбном цехе или мясорыбном цехе. Механическая кулинарная обработка рыбы состоит из следующих операций: оттаивания, вымачивания, разделки, приготовления полуфабрикатов. Под разделкой подразумевается удаление чешуи, внутренностей, плавников, головы, а иногда костей и кожи. Большое количество рыбы поступает на предприятия в мороженом виде. Ее оттаивают на воздухе, в воде или комбинированным способом. Чем быстрее оттаивает рыба. тем лучше сохраняются ее вкусовые качества и способность удерживать влагу. Оттаивают все виды филе, выпускаемые промышленностью. Рыбу укладывают в один ряд на столы в заготовочном цехе и выдерживают 4-10 ч. время оттаивания зависит от величины рыбы. Оттаивают чешуйчатую и бесчешуйчатую рыбу. В ванну наливают холодную воду с температурой 10-15С и выкладывают мороженую рыбу. На 1 кг рыбы берут 2 л. воды. Мелкую рыбу оттаивают в течение 2-2,5 ч., крупную – 4-5 ч. Увеличение времени оттаивания приводит к ухудшению качества рыбы. Оттаивают некоторые виды неразделанной океанской рыбы. Ее помещают в холодную воду на 30 мин., добавляют соль, затем вынимают, дают воде стечь и продолжают оттаивать на воздухе до температуры в толще мышц 0 С. Размороженную рыбу не хранят, а сразу используют для приготовления блюд. На ПОП в соленом виде поступает морская рыба. Соли содержится от 6 до 20 %, поэтому перед приготовлением блюд рыбу вымачивают , чтобы концентрация соли составила 1-1,5 %. Рыбу вымачивают двумя способами : в сменной воде и в проточной. Для вымачивания в сменной воде рыбу помещают в ванну и заливают холодной водой с температурой 10-12 С. Воды берут вдвое больше , чем рыбы. По мере накопления в виде соли затрудняется ее дальнейшее выделение , поэтому воду периодически меняют через 1,2,3 и 6 ч. Для вымачивания в проточной воде рыбу укладывают на решетку в специальную ванну, в нижнюю часть которой поступает холодная водопроводная вода, постоянно омывающая рыбу и выливающаяся через трубу в верхней части ванны. Время вымачивания соленой рыбы от 8 до 12 ч. Вымоченную рыб у используют для варки, приготовления котлетной массы и холодных закусок. |
Учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, мастер п/о ставит перед уч-ся вопросы на повторение изученного материала.
Сұрақ Вопросы |
Жауап Ответы |
1. Какие вещества содержатся в рыбе.
2. Как в зависимости от размера делят рыбу? 3. Какая рыба поступает на ПОП?
|
В рыбе содержатся (%): белки – от 13до 23, жир – от 0,1 до 3,3, минеральные вещества – от 1до 2, вода – от 50 до 80, витамины А, Д, Е, В2, В12, РР, С, экстрактивные вещества. Морская рыба богата минеральными веществами – фосфором, натрием, кальцием, калием, а так же микроэлементами - йодом, медью, кобальтом, марганцем и др. В зависимости от размера поступившую рыбу делят на мелкую (200 г.), среднюю ( 1- 1,5 кг) и крупную (свыше 1,5 кг).
Свежая рыба поступает на ПОП живой, охлажденной, мороженой. Кроме того, для приготовления блюд и закусок используют соленую рыбу, консервированную, а иногда сушеную. |
Далее мастер показывает учащимся оттаивание мороженой рыбы комбинированным способом. Заканчивая вводный инструктаж мастер расставляет уч-ся по рабочим местам. Затем уч-ся приступают к выполнению упражнений цель которых приобрести знания, умения и навыки.
Өндірістік оқыту жұмысының бастауы:
Начало учебно производственной деятельности:
1. рыбу помещают в холодную воду на 30 мин.,
2. добавляют соль,
3. затем вынимают, дают воде стечь,
4. продолжают оттаивать на воздухе, до температуры в толще мышц 0 С. 5. размороженную рыбу не хранят, а сразу используют для приготовления блюд.
Тапсырма және тағамдығы нұсқау:
Упражнения и текущий инструктаж:
В процессе самостоятельного выполнения упражнений, мастер контролирует действия уч-ся:
-порядок выполнения задания
-организация рабочего места
Мастер производит целевые обходы:
1.Все ли уч-ся приступили к работе
2.Нет ли организационных неполадок
3.Проверка рабочего места
4.Помочь тем, у кого есть затруднения
5.Техника безопасности
Қорытынды нұсқау:
Заключительный инструктаж:
На заключительном инструктаже мастер проверяет:
1.Анализ выполненных работ
2.Показ лучших работ
3.Сравнение выполненных работ
4.Сообщение оценок
5.Уборка рабочего места
6.Оценка выполненных работ
7.Выдача домашнего задания
Литература: «Кулинария» Н.Анфимова с.36-40
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.