Развитие устной и письменной речи школьников может успешно осуществляться лишь при обогащении самого содержания высказывания, так как развивать речь учащихся – это значит обогащать их мысли, работая одновременно над содержанием и формой их выражения. Интеграция на уроках русского языка, осуществляемая на основе поэтических и прозаических текстов, извлечённых из русской и татарской литературы, позволяет наблюдать, как слово «отзывается» в конкретном тексте, как работает, играет, обретает подчас новое «лицо». Интеграция помогает каждому ученику раскрепоститься и использовать весь багаж накопленной информации.
22.docx
Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет своеобразен. Учитель, повседневно работая над
привитием учащимся навыков русской речи, чтения и письма, всегда учитывает один
из самых важных принципов дидактики – принцип воспитывающего обучения.
Каждый учитель старается привить любовь к своему предмету. Ведь, если учащиеся
любят уроки русского языка и литературы, то учебный процесс идёт легко, знания,
умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке
более полно и многогранно проявляются воспитательные функции уроков и интерес к
изучению русского языка.
На своих уроках я стараюсь проводить различные формы работы, показываю связь
русского языка и литературы, используя тексты русских и татарских поэтов и
писателей, то есть взаимосвязанное изучение двух школьных предметов – русского
языка и литературы – интеграцию. «Работу над языком, – говорил А.А.Шахматов, –
необходимо поставить в теснейшую связь … с литературой».
Развитие устной и письменной речи школьников может успешно осуществляться лишь
при обогащении самого содержания высказывания, так как развивать речь учащихся –
это значит обогащать их мысли, работая одновременно над содержанием и формой их
выражения. Интеграция на уроках русского языка, осуществляемая на основе
поэтических и прозаических текстов, извлечённых из русской и татарской
литературы, позволяет наблюдать, как слово «отзывается» в конкретном тексте, как
работает, играет, обретает подчас новое «лицо». Интеграция помогает каждому
ученику раскрепоститься и использовать весь багаж накопленной информации.
Использование на уроке мультимедиапроектора, интерактивной доски, компьютера
вызывает стойкий интерес к изучению русского языка и литературы, помогая
школьникам учиться с увлечением и добиваться высоких результатов. Поэтому в своей
педагогической деятельности часто использую компьютерную технику.
Цели:
повторение и закрепление сведений об обращении, полученных учащимися в
предшествующие годы;
формирование умений находить в предложении обращение;
научить употреблять обращение с учётом речевой ситуации;
формировать умение выразительно читать предложения с обращениями;
воспитание любви к русскому языку и поэзии.
Оборудование: таблица «Обращение», письмо Ф.И.Тютчева к своей дочери Анне,
карточки с заданиями, стихотворения А.С.Пушкина, Б.Окуджава, М.Ю.Лермонтова,
мультимедиапроектор, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация прежних знаний
1. Синтаксическая пятиминутка З а д а н и е 1. Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор, дайте его
характеристику.
В саду было темно, и только сквозь листву просеивался бледный свет
луны. (Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из двух
грамматических основ, распространенное.)
З а д а н и е 2. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос:
— В роли каких членов предложения выступает слово «Россия»?
В европейской части России есть всё: и возвышенности, и равнины, и луга, и
леса. (Обстоятельство)
Родина многих художников – Россия. (Сказуемое)
Люблю тебя, Россия! (Не является членом предложения)
Допетровская Россия имела свою живопись. (Подлежащее)
III. Усвоение новых знаний
1. Учитель: Как вы думаете, ребята, какую работу в отрывке из песни выполняют
выделенные слова?
Постой, паровоз, не стучите, колёса!
Кондуктор, нажми на тормоза!
(Они называют того человека, к которому обращена речь, или тот предмет, к которому
говорящий обращается так, как будто это живое существо.)
2. Знакомство с таблицей «Обращение»
Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются.
Запятая при обращении
1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения,
ставится запятая.
2. Если обращение стоит в середине предложения, оно
выделяется с двух сторон.
3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него
никакими знаками.
(Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах),
которое отделяется запятой или восклицательным знаком.)
4. Однородные обращения, соединённые
союзом и или да,запятой не разделяются.
5. Частицы а и да, стоящие перед повторяющими
обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними
запятая ставится.
3. Опрос
Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
твоей я прозой был утешен.(А.Пушкин)
Начинай серенаду, скворец.
(Н.Заболоцский)
Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса. (А.Пушкин)
Опять я ваш, о юные друзья. (А.Пушкин)
О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
О, Даша, посмотри, как здесь красиво!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
(И.Никитин)
Петька, да Петька же, куда ты
запропастился?
Мам, а мам, когда поедем? — Что такое обращение? (Обращение –это слово или сочетание слов, называющее
того, к кому обращаются с речью).
— Какие знаки ставятся при обращении? (1.Если обращение стоит в начале или в
конце предложения, ставится запятая. 2.Если обращение стоит в середине
предложения, оно выделяется с двух сторон. 3.Частица о, стоящая перед
обращением, не отделяется от него никакими знаками. (Но: перед обращением может
стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным
знаком). 4.Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не
разделяются. 5.Частица а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой
от них не отделяются, а перед ними запятая ставится)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
1. Слово учителя: Прочитайте отрывок из одного письма замечательного поэта
Фёдора Ивановича Тютчева своей дочери Анне. Поэт жил в 19 веке, поэтому стиль
его письма не похож на нашу манеру изложения.
Милая моя дочь, моя добрая и счастливая Анна, ради бога прости мне моё молчание и,
главное, не истолковывай его в дурном смысле. Тем не менее, верь мне, дочь моя, что
я читаю твои письма с полным сердечным удовлетворением…
— Найдите в письме обращения. (Моя милая дочь, моя добрая и счастливая Анна,
дочь моя).
2. Викторина
а) Как старик обращался к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)
б) Как старуха обращалась к старику? («Дурачина ты, простофиля!»)
в) В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» королевич Елисей обращается к
солнцу, ветру и месяцу. Можете ли вы вспомнить какие–нибудь строчки с этими
обращениями? («Свет наш солнышко!» «Месяц, месяц, мой дружок» «Ветер, ветер!»)
г) Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце!»)
д) Как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? («Скажика, дядя,
ведь недаром»)
е) Как лисица обращается к вороне в басне И.А.Крылова «Ворона и
лисица»? («Голубушка, как хороша!»)
3. Групповая работа
Задание для 1й группы: Одни и те же слова в одних предложениях являются
обращениями, а в других – членами предложениями. Определите их роль в каждом
предложении и спишите предложения, расставляя знаки препинания:
а. Мой конь притомился стоптались мои башмаки.
Лети вперёд мой конь!
б. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Мой друг никогда мне ничего не объяснял.
в. Маленький принц подробно мне всё описал.
О Маленький принц понемногу я понял как печальна была твоя жизнь.
"Обращение и знаки препинания при нем"
"Обращение и знаки препинания при нем"
"Обращение и знаки препинания при нем"
"Обращение и знаки препинания при нем"
"Обращение и знаки препинания при нем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.