Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя СП «ЦВР» ГБОУ СОШ № 9 г. о. Октябрьск Самарской области
XXI областные школьные Кирилло-Мефодиевских чтения, посвященные 800-летию Александра Невского: «Историческая и культурная память народа как духовно-нравственный потенциал России»
Исследовательская работа на тему:
«Образ Александра Невского в кантате Прокофьева»
Выполнил: Воронич Марк ,
обучающийся объединения « Интеллектуальный калейдоскоп» СП «ЦВР» ГБОУ СОШ № 9 г. о. Октябрьск Самарской области, учащийся 8-а классов ГБОУ СОШ № 8 г. о. Октябрьск
Руководитель: Салькова Лада Юрьевна,
педагог дополнительного образования СП «ЦВР» ГБОУ СОШ №9 г.о. Октябрьск , учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №8 г .о. Октябрьск Самарской области , член-корреспондент ПАНИ
«Образ Александра Невского в кантате Прокофьева»
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что имя Александра Невского навсегда вошло в память нашего народа. Каждый русский человек обязан знать жизнь Александра Невского, его земли Русской. Русь с достоинством оценила суровую, полную тяжких трудов жизнь Александра, его самоотверженные подвиги, высоту и чистоту святой души. Его объявили святым. Жизнь Александра Невского – ежедневный подвиг во имя Отечества. А в школьной программе жизнь и подвиги Александра Невского изучаются не так подробно, тем более с точки зрения музыки. Я решил изучить эту тему, так как учусь 6-ой год в ДШИ №1 г. о. Октябрьск по специальности «фортепиано».
Объект работы- музыкальные произведения об Александре Невском русских композиторов
Цель: изучить образ Невского в русской музыке
Задачи: определить особенности образа великого князя в творчестве русских композиторов
Методы: работа с литературой и Интернет-ресурсами, исследовательский, творческий
Содержание.
1.С. Прокофьев. История создания кантаты
Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств.
Этой же теме посвящены два выдающихся произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра. Оба произведения, появившиеся накануне Великой Отечественной войны, прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу родину.
В начале 1938 года советский кинорежиссер С. Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки решил привлечь Прокофьева, своего друга. Композитор согласился и отправляется в заграничную поездку в Голливуд, где специально изучает технику музыкального оформления фильмов.
Работа над фильмом протекала в тесном содружестве с С. Эйзенштейном. На экраны фильм вышел 1 декабря 1938 года и имел большой успех, натолкнувший Прокофьева на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Так появилось новое самостоятельное музыкально-драматическое произведение на стихи В. Луговского и самого композитора С. Прокофьева. Монументальные кадры фильма по своей суровости, величественному народному характеру созвучны картинам П. Корина и В. Серова. Когда же звучит музыка кантаты С. Прокофьева, родство с живописными образами становится еще более ярким.
Кантата состоит из семи частей:
1. «Русь под игом Монгольским» (оркестр)
2. «Песня об Александре Невском» (хор и оркестр)
3. «Крестоносцы во Пскове» (хор и оркестр)
4. «Вставайте, люди русские» (хор и оркестр)
5. «Ледовое побоище» (хор и оркестр)
6. «Мёртвое поле» (меццо-сопрано, оркестр)
7. «Въезд Александра во Псков» (хор и оркестр)
Продолжительность кантаты около 40 минут.
Интересные факты:
Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».
· Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
· Во время работы над музыкой к кинофильму Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе проводил некую звукорежиссерскую работу. Он подмечал как будет окрашен темброво тот или иной звук, направленный точно в микрофон. Так, сильное прямое звучание могло травмировать пленку и давать довольно резкий тембр. Тогда ему пришла в голову мысль использовать эту особенность для записи музыки, характеризующей вражеский лагерь. Такой тембр как нельзя лучше подошел для изображения крестоносцев. Для этого композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.
· Создавая киномузыку, композитору пришлось проделывать опыты «перевернутой» оркестровки, чтобы найти оригинальные эффекты.
Содержание кантаты. Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. Вся структура кантаты выдержана в семичастной форме со строгой логикой внутренних частей. Исследователи отмечают наличие в произведении черт сонатной формы. Причем Прокофьев делает это достаточно тонко, избегая четких схем сонатного цикла, в сопоставлении и развитии двух конфликтных образов. В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием. Кроме того, Прокофьев широко применяет принцип звукописи и в его музыке отчетливо слышится карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда. «Русь под игом монгольским» - первая часть кантаты. Исследователи отмечают, что она наиболее сжатая и неразвитая из всех. Это своеобразное вступление ко всему циклу. Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение. Прокофьев очень тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон. Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания. «Песня об Александре Невском» – вторая часть, которая является очень знаковой. Она символизирует собой «Тему Руси», выражая ее непобедимую мощь. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам. Однако этот напев Прокофьев преобразовал, придав ему динамику и добавив энергию. Особый эпический склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей. «Крестоносцы во Пскове» – третья часть, пронизанная атмосферой ужаса и горя. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя – глубокие страдания поверженных людей. В этой части Прокофьев применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке. Грубое, диссонантное звучание только усиливает эффект от этой темы и выделяет средний эпизод, в который возвращается русский напев, только в нем передается уже народный плач. Именно в этом эпизоде впервые сталкиваются два враждующих лагеря.
«Вставайте, люди русские!» - четвертая часть кантаты. Этот хор выполнен в жанре дружинной песни героического склада. Лишь в середине хора возникает лирико-эпическая тема «На Руси родной не бывать врагу», звучащей плавно и светло.
«Ледовое побоище» – пятая картина, которая является центральной и самой грандиозной в кантате. Именно в этом номере сталкиваются две силы, два противоборствующих образа. Вначале этой части показан зимний пейзаж на Чудском озере, тишину которого нарушает лишь зловещее карканье ворон. Вдали уже слышится знакомый сигнал крестоносцев, говорящий о скором приближении врагов. Очень ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» (из-за особенности их построения). Весьма точно Прокофьев сумел подобрать чужеродный звук чтобы показать врагов, он сам назвал его не очень приятным для уха русского человека. Заканчивается пятый эпизод проведением темы «На Руси родной не бывать врагу», приобретающей нежное «рассветное» звучание. «Мертвое поле» - шестая часть. Это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Строгий выдержанный напев, глубина и искренние чувства характеризуют эту музыку. Композитор хотел передать в этой части скорбь самой Родины о павших героях, не случайно она воплощена в образе девушки (невесты), оплакивающей отважных героев, до последнего защищающих свою землю. «Въезд Александра во Псков» - седьмая часть, представляющая собой финальный хор. В этом эпизоде прославляется Русь-победительница, а также проходят светлые темы из второй, четвертой и пятой части. В целом этот хор носит гимнический характер за счет своего торжественного звучания и четырехголосного изложения. Музыка из кантаты Сергея Прокофьева нашла отражение и в кинолентах других режиссеров:
· Евангелие от Матфея (1964)
· Сад наслаждений (1970)
· Дон Джованни (1970)
· Любовь и смерть (1975)
· Уинстенли (1975)
· Я был хозяином замка (1989)
· Сталин (1992)
· Дети революции (1996)
· Поцелуй Ж. В. (1997)
· Анна Каренина (1997)
· Отступник (2015)
· Кроме того, музыку кантаты можно встретить в мультсериале «Симпсоны» (2016), компьютерной видеоигре LittleBigPlanet, телесериале «Летающий цирк Монти Пайтона» (1972). Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи. Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах - это и унылая картина разоренной страны, морозное утро перед боем, мрачные очертания в «Мертвом поле». Большую работу автор проделал над партитурой, ведь она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский». Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью. Заключение. Вот уже в течение почти восьми веков в памяти народной живет национальный герой, народный заступник, священная личность нашей страны - святой благоверный князь Александр Невский. Его героический образ запечатлен в произведениях живописи, архитектуры, музыки. На родине князя – в Переславле-Залесском, в Спасо-Преображенском соборе городского кремля, – в 1945 году был открыт первый музей Александра Невского. Появилось несколько исторических романов об Александре. Позже открыли несколько памятников князю: первый – в Новгороде в 1959 году по случаю 1100-летнего юбилея города, затем – во Владимире, Юрьеве-Польском, Переславле-Залесском, Городце. Близ Пскова, недалеко от Чудского озера, в течение двадцати пяти лет (1968-1993 гг.) создавался самый грандиозный памятник князю. Работая над данным рефератом , я узнал очень много интересных фактов из жизни Александра Невского, о его подвигах, о создании литературных, музыкальных произведениях о нем. Также образ Александра Невского нашёл себя в современных компьютерных играх «Crusader Kings II» (Александр Невский едет на битву). Я считаю, что России нужен сильный, известный предок, на которого будут равняться наши дети. Так пусть его имя будет Александр Невский!
Литература
1.Акопян Л. О. Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. — М.: «Практика», 2010. — С. 28. — 855 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-89816-092-0.
2.Михеева Л. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Belcanto.ru (12 января 2011). Дата обращения: 19 декабря 2015.
3. Нестьев И. В. "Александр Невский" Прокофьева. — М.: Советский композитор, 1968. — 50 с.
4. Прохорова Ирина, Генриетта Скудина (ред.Т.Поповой). Советская музыкальная литература. — №8. — МОСКВА "МУЗЫКА", 1987. — С. 33—41.
5. Kerr M G. Prokofiev and His Cymbals // Musical Times 135 (1994), p. 608—609.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.