Образ будущего в повести "Путешествие Алисы" Кира Булычёва
Оценка 4.9

Образ будущего в повести "Путешествие Алисы" Кира Булычёва

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
русская литература
16.05.2022
Образ будущего в повести "Путешествие Алисы" Кира Булычёва
В статье на примере произведения К. Булычёва рассматриваются понятие образ будущего.В исследовательское поле статьи попадают также понятия: хронотоп, жанровая специфика произведения. В процессе анализа текста осуществляется реконструкция образа будущего, созданного писателем. В статье решаются нравственные проблемы, которые ставятся автором фантастического произведения, сохранившие свою актуальность.
Статья по литературе.docx

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ПОВЕСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ» КИРА БУЛЫЧЁВА

Одинцова Елена (ФГБОУ ВО ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов)

Научный руководитель – С.С. Маратканова, канд. филол. наук, доцент.      

Аннотация:

В исследовательское поле попадают такие понятия, как хронотоп, жанровая специфика произведения. В процессе анализа текста осуществляется реконструкция образа будущего, созданного писателем. В статье решаются нравственные проблемы, которые ставятся автором фантастического произведения, сохранившие свою актуальность.

Ключевые слова: образ будущего, жанровый синтез, хронотоп, приключенческий роман, роман-путешествие, сказка.

 

Образ будущего – это реконструкция будущего мира, созданная писателем-фантастом, отражающая в себе возможные формы развития общества, в котором живёт человечество [2]. Целью моей статьи является рассмотрение образа будущего в понимании автора.

Свою повесть «Путешествие Алисы» И.В. Можейко создаёт в 1971 году. Она вошла в его цикл «Приключения Алисы». Жанровая структура произведения сложная, так как включает в себя элементы сразу четырёх жанров: фантастики, приключенческого романа, сказки, романа-путешествия. Поэтому у повести особый характер. Так, например, от фантастики данному произведению досталась ирреальность событий: взаимодействия людей с внеземными формами жизни, полёты в космос и др. Из приключенческого романа автор взял следующее: преследования и похищения, мотив тайны, новые открытия и познание мира. Сказочный элемент заключается в том, что герои подразделяются на добрых и злых, где первые побеждают вторых. А признаки романа-путешествия вошли даже в название – «Путешествие Алисы».

Жанровая специфика повести определяет  её хронотоп. Кир Булычёв с лёгкостью переносит своих читателей в пространстве и во времени почти на 100 лет в будущее, показывая, каким оно станет. Действие в произведении происходят в далёком 2074 году и охватывает почти всё космическое пространство. Мы перемещаемся вместе с героями то по родной Солнечной системе (Луна, Марс), то по соседним звёздным галактикам (система Альдебарана, система Медузы).  Мир, описываемый Игорем Можейко, — это XXI век, столетие, в котором живём и мы с вами. Поэтому рассмотрение временных и пространственных отношений, которые переплетаются между собой, очень важно.

Раскрывая образ будущего в произведении, можно выделить его отличия от настоящего автора. Например, мы видим в будущем новые профессии, связанные с космическим пространством, где люди проводят большое количество времени (космобиолог, космоархеолог). Писатель говорит и о новых видах транспорта, без которых жизнь в конце XXI века будет проблематична (космокатер, разведкатер) [1]. Ещё одно различие между XX столетием и миром Алисы в том, что планеты, помимо живых существ, населяют роботы, которые органично вошли в повседневную жизнь. Они правят на кухне, помогая по дому, следят за правопорядком, ловят беглецов, заменяют людей опасных профессий и инопланетные создания фантастического мира, спасая и помогая окружающим, заняты в обычных профессиях (роботы-погрузчики, робот-официант), делая жизнь людей проще. Но автор обращает внимание на то, что эти роботы умеют чувствовать. И именно это отличает их от собратьев из реального мира. Так, когда «Пегас» по сигналу SOS отправился на планету Шелезяка, то робот, испытывает вполне человеческие эмоции и чувства [1]. От него мы узнаём, что роботы могут подвергаться болезням. По этой причине герои повести и читатели относятся к ним не как машине, механизму, а как к живым существам.

Сопоставляя два пространства и времени, Кир Булычев старается показать связь времен, проявляя прогностическое мышление. На момент выхода повести полеты в космос только начинали входить в жизнь человека. В повести же полёты в космическое пространство – обычное дело, полететь могли все желающие: и профессиональные капитаны, и учёные, и простые люди, и инопланетные формы жизни, и даже дети. XXI век, который был прекрасным будущим для Кира Булычева, наступил. И человечество уже приблизилось к тому, что было фантастикой для людей, живших в XX веке. Полеты в космос людей разных профессий уже не мечта.

Но всё же главное место Кир Булычёв уделяет описанию человека конца XXI века, человека будущего. Героев произведения в соответствии с традиционным сказочным конфликтом можно разделить на положительных и отрицательных. Главные злодеи произведения – пират-хамелеон Крыс и Весельчак У. Они жестокие, коварные, трусливые, бессовестные. Писатель-фантаст специально собрал в них всё плохое, чтобы показать юным читателям, каким не должен быть человек. Положительные персонажи на их фоне контрастны. Главную героиню повести, Алису Селезнёву, прототипом которой стала родная дочь писателя, можно назвать собирательным образом. Алиса – обычная девочка, живущая в конце XXI века. Она добрая, любознательная, бесстрашная, предприимчивая, честная. Кир Булычев часто говорил, что именно таким будет новое поколение людей и что нравственность – основа жизни людей будущего. 

Будущее, созданное фантастом, становится настоящим для читателя XXI века, который может убедиться в том, что в условиях технического прогресса стремительно меняется мир, неизменной остается  природа людей, по-прежнему живущих по законам Добра и Зла. Кир Булычев, заглянувший в наше время, вселяет в живущих сегодня оптимизм, уверенность в победу Добра, в то, что человеческое всегда будет торжествовать, несмотря на высокий уровень развития науки и технологий.

Используемая литература

1.      Булычёв, Кир Путешествие Алисы / [Электронный ресурс] / К. Булычёв – Режим доступа: http://www.rusf.ru/kb/stories/puteshestvie_alisy/text-01.htm. – Дата доступа: 18.03.2022.

2.      Ожегов, С.И. Толковый словарь / [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov. – Дата доступа: 24.03.2022

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ПОВЕСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ПОВЕСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ

Жанровая специфика повести определяет её хронотоп

Жанровая специфика повести определяет её хронотоп

Сопоставляя два пространства и времени,

Сопоставляя два пространства и времени,

Булычёв, Кир Путешествие Алисы / [Электронный ресурс] /

Булычёв, Кир Путешествие Алисы / [Электронный ресурс] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2022