Технологическая карта по обучению грамоте на тему: «Звуки [а]. Буква А а. Азбука – к мудрости ступенька» (1 класс)
Оценка 4.6

Технологическая карта по обучению грамоте на тему: «Звуки [а]. Буква А а. Азбука – к мудрости ступенька» (1 класс)

Оценка 4.6
Иллюстрации +2
docx
русская литература +2
Детсад—4 кл
04.05.2022
Технологическая карта по обучению грамоте на тему: «Звуки [а]. Буква А а.  Азбука – к мудрости ступенька» (1 класс)
Технологическая карта по обучению грамоте на тему: «Звуки [а]. Буква А а. Азбука – к мудрости ступенька» (1 класс) Школа России
Lera_konspekt_obuchenie_gramote (1) (1) (1) (1).docx

ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта по обучению грамоте на тему:

«Звуки [а]. Буква А а.

Азбука – к мудрости ступенька» (1 класс)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка группы Ш – 37

Едешева Валерия Александровна

Проверили:

________________

Руководитель от колледжа:

Прягаева Елена Алексеевна

________________

Отметка «      » (___________________)

 

 

 

 

Соликамск 2021

Технологическая карта

 

Тема урока/класс

«Звуки [а]. Буква А а. Азбука – к мудрости ступенька» 1 класс

УМК

«Школа России» В.Г. Горецкий

Цели деятельности педагога

Познакомить со звуками  [а],  обозначить их буквой А а,  научить читать слоги, слова, предложения с данной буквой.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые результаты

Личностные: применять правила поведения на уроке; проявлять познавательный интерес к учебному материалу; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Метапредметные:

·         регулятивные: способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планирование своих действий в соответствии с поставленной целью;

·         познавательные: умение охарактеризовать изучаемый звук;

·         коммуникативные: формирование умения оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других;

Предметные: формирование умения выделять звуки [а] из речи, правильно их произносить, обозначать их буквой; читать слоги, слова и предложения с буквой А а; производить слого–звуковой анализ слов.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная)

Оборудование

Учебник В.Г. Горецкого «Азбука» 1 класс, презентация, карточки для рефлексии, шаблоны печатной буквы А.

 

 

Организационная структура урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей-

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Здравствуйте, меня зовут Валерия Александровна, сегодня я у вас проведу урок обучения грамоте. Проверьте, на краю парты у вас должны лежать азбука и пенал с цветными карандашами, если у вас всё готов – присаживайтесь.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Фронтальная

Р. Соблюдать правила поведения на уроке

К. Готовность слушать учителя

Зрительный контакт с детьми

II. СТИЦ

- Ребята, а какой учебник лежит у вас перед глазами?

- Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл?

- Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы.

- Чтобы узнать с какой буквы мы начнём наше путешествие в страну занимательной азбуки, послушайте и отгадайте загадку.

 

Аист - птица-почтальон,
К нам придёт весною он.
Прилетит издалека,
Принесёт нам букву ... (А)

 

- Совершенно верно. Сегодня мы на уроке с вами познакомимся с таким звуком [а], буквой А, а также подумаем, почему так говорят: «Азбука – к мудрости ступенька».

- Азбука

 

 

- ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А

Фронтальная

К. Умение слушать друг друга, отвечать на простые вопросы учителя

Р. Определять цель урока, план его проведения

Зрительный контакт с детьми, устные ответы детей, активное участие в диалоге

III. Краткое повторение раннее изученного.

- Ребята, мы продолжаем путешествие по стране Звуков, но сегодня нас ждёт ещё одна важная, интересная и занимательная страна – страна Занимательной Азбуки. Прежде чем туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

 

- Какой бывает речь? 

 

 

- Что такое речь?

 

 

 

 

 

- Что такое устная речь?

 

 

 

 

- Что такое письменная речь?

 

 

 

 

- Совершенно верно.

- Что мы произносим, когда говорим?

- Какие у нас бывают звуки?

- Почему мы разделяем звуки на гласные и согласные?

 

 

 

 

 

 

 

- На какие группы можно разделить согласные звуки?

 

 

- Как мы обозначаем звуки на письме?

- На что мы с вами делим слова?

- Что такое слог?

 

 

 

 

- Как мы с вами определяем количество слогов в слове?

 

 

 

 

 

- Если в слоге только один звук, то какой он тогда? Гласный или согласный?

- Что мы называем слоги-слияния?

 

 

 

 

 

 

- Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный?

- Могут ли быть согласные вне слияния?

- Каким цветом изображается на схемах гласный звук?

- Каким цветом изображается на схемах согласный звук?

- Каким цветом изображается на схемах мягкий согласный звук?

- Ребята, вы ответили на все вопросы верно. Мы с вами вспомнили, что такое речь, какой у нас речь бывает, что такое звук, какие звуки у нас есть, что такое слоги и как их определять их в словах, вспомнили, что такое слоги-слияния, также как на схемах обозначаются звуки.

- У вас на столах лежат карточки жёлтого, зелёного и синего цвета. Поднимите вверх жёлтую карточку, если вы считаете, что вы отлично сейчас поработали. Поднимите вверх зелёную карточку, если вы считаете, что вы хорошо сейчас поработали, но могли бы лучше. Поднимите вверх синюю карточку, если вы считаете, что вы не знали ответ не на один вопрос.        

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

- Устной и письменной.

 

- Речь - это способность говорить, передавать информацию словами или письменно.

 

- Устная речь – это то, что человек рассказывает или слышит.

 

- Письменная речь - это то, что человек пишет буквами и другими знаками, а потом читает.

 

- Звуки.

- Гласные и согласные.

- Гласные звуки мы можем пропеть. Согласные же звуки нет, при произношении согласного звука мы встречаем какую-либо преграду.

 

- Глухие и звонкие, парные и непарные, твёрдые и мягкие.

 

- Буквой.

- На слоги.

- Слог – это те звуки в слове, которые можно произнести одним толчком воздуха.

 

- Подносим кисть руки к подбородку и на каждое касание подбородка руки мы считаем количество гласных в слове.

 

- Согласный.

 

 

- Слог-слияние – это сочетание согласной и последующей гласной, либо сочетание согласной и мягкого знака.

 

- Согласный.

 

- Могут.

 

- Красным.

 

- Синим.

 

- Зелёным.

 

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу на данном этапе.

Фронтальная

К. Слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя; высказывать свою точку зрения; проявлять желание учиться;

П. Умеют понимать заданный вопрос, осуществляют поиск нужной информации; Делают выводы;

Р. Оценивают правильность выполнения действий.

Правильные ответы на поставленные  вопросы

IV. Выделение нового звука

4.1. работа с предметной картинкой + 4.2. слого-звуковой анализ (памятка №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. упражнение в слушание звука + 4.4. артикуляция звука

- А теперь пришло время познакомиться с новым звуком.

- Отгадайте загадку.

 

И пусть осень листья срывает, —
Вдали от мирской суеты
Под солнцем октябрьским сияют
Приветливые “звезды”- цветы!..

(Астры)

 

- Правильно.

- Сколько в слове АСТРА слогов? (- Как мы определяем количество слогов в слове?)

 

 

- Давайте его произнесем.

- Назовите ударный слог в слове АСТРА. Позовём это слово.

- Назовите слоги слияния и звуки внеслияния.

 

 

- Назовите первый звук в данном слове.

- Какой он гласный или согласный? Почему?

 

 

 

 

 

- Какой он? Ударный или безударный?

 

- Теперь дадим полную характеристику звука.

 

-Молодцы, а сможете ли вы услышать звук [а] на слух. Сейчас я буду называть вам слова, а вы говорить, где в слове стоят эти звуки – в начале, в конце или в середине. Вы готовы? Тогда начинаем.

Апельсин (в нач.), арбуз (в нач.), астра (в нач. и кон.), акула (в нач. и кон.), аквариум (в нач. и сер.), ананас (в нач., сер., кон.), карандаш (в нач., сер., кон.), рыба (в кон.), кошка (в кон.), сапоги (в нач.), корова (в кон.), математика (в нач. и сер.).

- Молодцы. Вы такие внимательные и так хорошо слышите звуки [а].

-Поднимите вверх жёлтую карточку, если вы считаете, что вы отлично сейчас поработали. Поднимите вверх зелёную карточку, если вы считаете, что вы хорошо сейчас поработали, но могли бы лучше. Поднимите вверх синюю карточку, если вы считаете, что вы не знали ответ не на один вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Астры.

 

 

- 2 слога  (сколько в слове гласных, столько и слогов; хлопками; рука к подбородку)

 

- АС-ТРА

- Астра

 

- слоги слияния – АС РА; звуки внеслияния – Т

 

- А

 

- звук [а] – гласный, потому что при произношении воздух не встречает преград. Звук [а] мы можем пропеть.

 

- звук [а] – ударный.

 

- звук [а] – гласный, ударный.

 

Фронтальная.

Индивидуальная.

 

К. Умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников.

Л. Имеют познавательный интерес к знаниям.

Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

Л. Имеют желание работать;

Правильные ответы на поставленные вопросы.

 

Физминутка

- Вы, наверное, устали, давайте отдохнём и проведём физминутку. Вспомним правила проведения:

Первый раз я показываю, а вы внимательно смотрите и запоминаете;

Второй раз мы выполняем движения вместе;

На третий раз мы выполняем все вместе.

 

Наши зверюшки

Играют в игрушки.

(Дети хлопают в ладоши.)

Обезьянка башню строит,

(Тянутся вверх.)

Вдруг слоненок к ней подходит.

(Шагают на месте.)

У слоненка мяч большой,

(Очерчивают руками большой круг.)

Посмотрите, вот такой.

У тигренка мячик маленький,

(Очерчивают руками маленький круг.)

Зато быстрый и удаленький!

(Прыгают на месте.)

 

- Молодцы, присаживайтесь.

 

Ученики повторяют за учителем

Фронтальная

Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Двигательные упражнения.

V. Знакомство с новой буквой.

 

 

 

5.1. алфавитное название буквы.

 

 

 

 

 

 

 

5.2. место буквы в кассе букв и на ленте памяти.

 

 

 

 

 

5.3. печатание буквы.

- Как мы с вами раннее повторили, что звуки на письме мы обозначаем буквами. Пришло время познакомиться нам с буквой А.

 

- Откройте учебник на странице 21. Посмотрите в верхний правый угол. Звук [а] обозначаются буквой (а) А. На что похожа данная буква?

- Она похожа на ракету, крышу дома, палатку (или шалаш), пирамиду, лестницу (стремянку) (картинки на слайде).

 

- Давайте попробуем найти букву А в нашей кассе букв. Кто является соседями нашей буквы?

- Давайте посмотрим на ленту памяти. Буква А поселилась на красном поле на первом этаже, потому что звук [а] – гласный.

 

- Ребята, посмотрите на заглавную и строчную букву А. Сейчас мы с вами попробуем ее пропечатать. Но перед тем, как нам научиться печатать нашу букву, мы должны подготовить наши руки к работе.

- Первый раз я показываю, а вы внимательно смотрите и запоминаете;

Второй раз мы выполняем движения вместе;

На третий раз мы выполняем все вместе.

 

 

 

Раз, два, три, четыре, пять –

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы,

(Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

 

- Теперь, когда мы размяли наши пальцы. Мы можем приступать к работе.

- Кто мне может сказать, из каких элементов состоит буква А?

 

- Буква А состоит из трех палочек (показ печатной буквы А ), у вас на столах лежит заглавная буква А, попробуй обвести пальцем букву А, начиная с верхнего уголка вниз.

 

- Сейчас попробуем прописать заглавную букву А, но перед тем как начать, нужно не забывать правила посадки.

Правила посадки (сидеть прямо, чуть наклонившись над тетрадью); грудь не должна касаться парты (стола); ноги - согнуты в коленях и опираются всей ступнёй на пол или подставку для ног).

Правильное положение ручки в руке: ручка лежит на среднем пальце, слева её придерживает большой, а сверху - указательный; расстояние до начала ручки (1,5-2 см) Нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди.

 

- Возьмите в руку ручку и попробуйте написать данную букву в воздухе.

- Теперь возьмём манку и попробуем вывести данную букву на ней.

- Молодцы, теперь возьмите фольгу и напишите ручкой данную букву самостоятельно 3 раза.

- Обратите внимание на возможные ошибки: с сильным наклоном, начало письма выше верхней рабочей строки.

 

- Пододвиньте к себе листок с заданием.

- Обведите печатные заглавные буквы А.

 

- Молодцы. Мы с вами научились писать заглавную печатную букву А, познакомились с самой буквой и её звуком.

-Поднимите вверх жёлтую карточку, если вы считаете, что вы отлично сейчас поработали. Поднимите вверх зелёную карточку, если вы считаете, что вы хорошо сейчас поработали, но могли бы лучше. Поднимите вверх синюю карточку, если вы считаете, что вы не знали ответ не на один вопрос

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

- На ракету, пирамиду.

 

 

 

 

 

 

 

- Буква Б.

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют пальчиковую гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ответы учеников.

 

Ученики анализируют букву А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написание 1 буквы в воздухе.

Написание 1 буквы на манке.

Написание 1 буквы на фольге.

 

Анализируют возможные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание учителя.

 

П. Умение слушать учителя

Р. имеют желание работать

 

VI. Развитие

речи

 

- Сейчас мы проведем упражнение на развитие речи, для этого откройте учебник на странице 20. Рассмотрим иллюстрацию «Азбука - к мудрости ступенька». Составим по ней текст.

 

- В виде чего мы представляем текст?

-Из каких частей состоят предложения?

 

-Кто изображен на картинке?

 

-Кто на изображении будет учителем, а кто учениками?

 

 

 

-Что делают герои?

 

 

Какую букву они изучают?

 

Как себя ведут ученики?

 

 

 

Что держит в крыле учитель Сова?

 

 

 

А что написано на доске?

 

 

Все правильно. А кто бы хотел прочитать пословицу? (учитель спрашивает одного ребенка, который хорошо читает)

-Как вы думаете почему так говорят?

- Не изучив грамоту, человек не сможет читать книги, изучать другие предметы в школе, его ум не будет развиваться.

- Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение

 

 

 

 

 

- Текст состоит из предложений.

-Предложения состоят из слов.

 

-Лисёнок, зайчонок, ежик, белочка, сова

Лисёнок, зайчонок, ежик, белочка-ученики.

Сова-учитель.

 

-Учатся в лесной школе; сидят на уроке.

 

Внимательно и с интересом слушают учителя

 

-Печатную заглавную и строчную букву Аа .

 

-Прописная заглавная и строчная буква Аа.

-Один учащийся читает пословицу

 

 

Ответы детей

Фронтальная

К. слушать и понимать речь других отвечать на вопросы учителя

Р. Умение планировать свои действия

Активное участие в диалоге, правильное произношение слогов

VII.  Итог,рефлексия

 

- Что нового узнали для себя на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- В чём испытывали затруднения?

- Кому было всё понятно, интересно и легко работать, выберите синий квадратик.
- Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием — зелёный.
- Кому было трудно успевать и выполнять задания — красный.

- Спасибо за урок.

 

Ответы детей

Фронтальная

П. Умение формировать свои мысли в устную речь К. Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя

Активное участие в ответах на вопросы

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени

ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени

Технологическая карта

Технологическая карта

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Совершенно верно. Сегодня мы на уроке с вами познакомимся с таким звуком [а], буквой

Совершенно верно. Сегодня мы на уроке с вами познакомимся с таким звуком [а], буквой

На какие группы можно разделить согласные звуки? -

На какие группы можно разделить согласные звуки? -

Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный? -

Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный? -

А теперь пришло время познакомиться с новым звуком

А теперь пришло время познакомиться с новым звуком

Молодцы. Вы такие внимательные и так хорошо слышите звуки [а]

Молодцы. Вы такие внимательные и так хорошо слышите звуки [а]

У тигренка мячик маленький, (Очерчивают руками маленький круг

У тигренка мячик маленький, (Очерчивают руками маленький круг

Второй раз мы выполняем движения вместе;

Второй раз мы выполняем движения вместе;

Правила посадки (сидеть прямо, чуть наклонившись над тетрадью); грудь не должна касаться парты (стола); ноги - согнуты в коленях и опираются всей ступнёй на пол…

Правила посадки (сидеть прямо, чуть наклонившись над тетрадью); грудь не должна касаться парты (стола); ноги - согнуты в коленях и опираются всей ступнёй на пол…

Обведите печатные заглавные буквы

Обведите печатные заглавные буквы

Кто изображен на картинке? -

Кто изображен на картинке? -

Чтение – вот лучшее учение -

Чтение – вот лучшее учение -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2022