Общеобразовательная средняя школа № 30 имени Ораза Жандосова
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Учитель русского языка и литературы
Васенкова Е.В.
Шымкент 2022 г.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
Раздел |
|
||||||||||||||||||||||||||
ФИО педагога |
Васенкова Е.В. |
||||||||||||||||||||||||||
Дата |
27.04.2022 г. |
||||||||||||||||||||||||||
Класс 5 «Д» |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
|
- проверить знания учащихся по русскому языку и литературе; - создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации, для закрепления изученного материала; - с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом; - способствовать обогащению словарного запаса учащихся |
||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе; - развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка и литературы; - развитие творческих способностей, познавательных интересов; - развитие общей эрудиции участников; - совершенствовать умение работы в команде |
||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
|
||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||
Организационный этап
Начало урока
Середина урока
Конец урока
|
Организационный момент. Психологический настрой. Создание атмосферы успеха, доверия. Приветствие. Объявляется цель урока. Сегодня у нас интеллектуальная игра «Умники и умницы». Представление жюри. Представление команд.
Конкурс 1 «Разминка»
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Что обычно начинается со слов: «Жили-были…» или «В некотором царстве…»? (сказка) 2. Что такое антонимы? 3. Юрий Петрович, Пушок, Шымкент – это имена существительные собственные или нарицательные? (собственные) 4. Что такое диалог? (разговор двух или более лиц) 5. Я, ты, он, она, никто. Какая это часть речи? (местоимение) 6. На какие вопросы отвечает определение? (Какой? Какая? Какие?) 7. Как сейчас произносится древнерусское слово персты? (пальцы) 8. Как сейчас произносится древнерусское слово чело? (лоб) 9. Назовите автора сборника «Фейные сказки»? (Константин Дмитриевич Бальмонт) 10. Из какого произведения эти строки: «Ах, ты мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло »? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин) 11. Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные) 12. Как «каплю» превратить в «цаплю»? (поменять первую букву) 13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота) 14. Имена девочек состоят из двух букв «А» и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна) 15. Назовите антоним слова ночь. (день) 16. Его оторвали у Варвары на базаре. (нос) 17. Часть речи, которая обозначает действие предмета (глагол) 18. Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (согласных) 19. Какие два местоимения мешают автомобилистам? (Я- мы) 20. Он бывает между корнем и окончанием? (Суффикс)
Конкурс 2 «Народная мудрость»
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать её более яркой, самобытной, интересной. Я уверена, что все вы знаете много народных пословиц и поговорок. И сейчас мы будем их вспоминать. Я зачитываю начало пословицы, а вы по очереди должны продолжить. За верный ответ – 1 балл.
1. Что посеешь,… (то и пожнешь). 2. Без труда… (не вынешь рыбку из пруда). 3. Кончил дело - … (гуляй смело). 4. Волков бояться - … (в лес не ходить). 5. С кем поведёшься, … (от того и наберёшься). 6. Как аукнется, … (так и откликнется). 7. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь). 8. Тяжело в учении - … (легко в бою). 9. Любишь кататься - … (люби и саночки возить). 10. Ученье – свет, … (а неученье - тьма). 11. Век живи - … (век учись). 12. В одно ухо влетает, … (а в другое вылетает).
«Игра со зрителями»
Юмористическая викторина «Знаете ли вы сказки?»
1. Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи. (Царевна-лягушка). 2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (ступа, метла). 3. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок). 4. Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит. (Горох). 5. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (игла). 6. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку - невидимку). 7. Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям? (полцарства). 8. Какой сказочный продукт нужен для варки сказочной каши? (топор). 9. Как зовут дикое, симпатичное привидение? (Карлсон). 10. Назовите имя сказочного долгожителя? (Кощей). 11. Назовите грозное оружие Соловья-Разбойника. (свист). 12. Назовите «рабочее место» кота учёного (дуб)
Конкурс 3 «Литературный»
Конкурс 4 «Найди новое слово»
Пользуясь данными словами, составьте новые – кто больше? 1) Мартышка – камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша 2) Промокашка - каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак
Физминутка
5 Конкурс капитанов 1 капитан. Задание 1 1. Сколько звуков в слове ЁЛКА? (5) 2. Часть слова, стоящая после приставки? (корень) 3. Великий русский баснописец? (Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей») 4. Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов? (Орфографический) 5. Подлежащее и сказуемое являются … (грамматической основой предложения)
Задание 2 Найди ошибки в тексте. Ушло тёплое лето. прошла осинь. Выпал первый снек. Пришла зема. подули ветры холадом. Голые стаят диревя.
2
капитан 1. Часть слова, стоящая перед корнем? (приставка) 2. Сколько звуков в слове ЁЖИК? (5) 3. Какой падеж никогда не употребляется с предлогом? (именительный) 4. Как называются падежи, все кроме И.п.? (косвенные) 5. Объясните значение выражения «Кот наплакал»? (мало)
Задание 2 Найди ошибки в тексте. Ушло тёплое лето. прошла осинь. Выпал первый снек. Пришла зема. подули ветры холадом. Голые стаят диревя.
Конкурс 6 «Домашнее задание» (мнемотаблицы)
Подводится итог урока. Жюри оценивает команды. |
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Слушают учителя, вовлекаются в конкурс
Продолжают пословицы и поговорки
Участвуют в юмористической викторине
Восстанавливают правильный порядок
Составляют новые слова
Участвуют в физминутке
Отвечают на вопросы, исправляют ошибки
Дети схематично и графически при помощи мнемотаблиц рассказывают стихотворение К.Д. Бальмонта «Осень» и пролог к поэме А,С. Пушкина «Руслан и Людмила» |
Самооценивание
Самооценивание
Самооценивание
|
Интерактивное обучение
Карточки
Карточки
видеофайл
Карточки
Мнемотаблица |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Просматривается слайд « Наш дружный 5 «Д» класс.»
Награждение команд. |
Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, психологического комфорта, определяют совместные результаты работы |
|
|
|||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.