Разноуровневые задания по литературному чтению на тему: «Путаница», К. И. Чуковский

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Карточки-задания
  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • docx
  • 03.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Zadania_po_formirovaniyu_chit_gramotnosti.docx

Разноуровневые задания по литературному чтению на тему: «Путаница», К. И. Чуковский

Уровень

Названия

Приемы читательской грамотности

Примеры заданий

1 б

Самый низкий

Ученик умеет:

- извлекать те единицы информации (детали, факты), которые прямо названы в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.

 

·      Находить в коротком простом тексте информацию знакомую читателю.

 

·      Работать с простым текстом, в котором дается подсказка (повторение информации, рисунки или знакомые символы).

 

·      Интерпретировать текст, не содержащий противоречивую/ избыточную информацию.

 

Цель этапа:Проверка умения распознавать героев произведения .

 

Задание:

Прочитай текст К. И. Чуковского «Путанница».

Выбери из представленных иллюстраций героев произведения. (Иллюстрации)

Инструктаж по выполнению:

1.      Прочитайте текст (Пройдут по ссылке)

2.      Посмотрите внимательно, перед вами представлено 10 иллюстраций.

3.      Выберите из представленных героев. тех, которые встретились в сказке.

 

 

Набор заданий:

1. Назовите персонажей сказки.

 

2. Что сказано о герое… ?

Чего в жизни (не) могут делать…?

Почему герои стали говорить не своими словами?

О ком говорится в тексте? Кто главный герой сказки…? 

 

Пример по произведению К. И. Чуковского «Путанница»: А кто вел себя хорошо и уговаривал  зверушек  говорить правильно?

 

 

1 а

Низкий

Установить связь между содержанием текста и общеизвестными житейскими знаниями.

·      Определять главную тему текста/ цель автора, создавшего текст на знакомую тему.

·      Работать с ярко выраженной информацией, которая содержит подсказки для читателя.

Цель этапа:Проверка умения распознавать героев произведения .

Задание: Соотнесите героев произведения с их действиями, о которых они мечтали в данном произведении.  (ссылка на произведение), (ссылка на ленинг-апс)

Ответ:

1,Котята- хрюкать
2. Поросята – мяукать

3. Утята - квакать

4. Рыбы - по полю гулять.

 

 

Инструктаж по выполнению:

1.      Прочитать текст по ссылке.
2. Нажмите на картинку (переход на ленг-апс)

2.      Соотнесите иллюстрации животных с действиями, о которых они мечтали. (проверка на сайте)

 

Набор заданий:

1. Иллюстрации на оборот:

Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Скажите, что здесь не так (зимой выросли одуванчики, весной идет листопад, летом вышел снег)

 

2. Какое настроение создаёт поэт?

 

3. Прочитайте отрывок произведения. Соотнесите животных, героев из сказки, с их повадками, поведением в настоящей жизни.

2

Базовый

Типы заданий:

Найти и извлечь информацию

·         Найти одну или несколько единиц информации, отвечающей нескольким  критериям

 

Цель этапа:Проверка способности воспроизвестигерое произведения.

 

Задание: Разгадай филфорд. (Представлена иллюстрация)

Инструктаж по выполнению:

1.       Рассмотрите филфорд.

2.      Найдите 7 героев произведения К. И. Чуковского «Путанница»

3.      Для примера, как ищем слова, представлено слово «бабочка».

4.      Для помощи в работе можете обратиться к произведению, перейдя по ссылке.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/16313_0285cd2c2cba813932133e09a50531ab.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/16313_c6c28c1936c264d5e35d3eff238453ad.jpg.jpg

 

Набор заданий:

1.       Анаграммы – Переставь буквы в словах таким образом, что бы получились … (слова обозначающие что?)

2.       Кроссворд – Реши кроссворд по теме…

3.       Филфорд, чайнворд – Найдите в таблице спрятанные слова. Слова могут читаться по гор-ли, вертикали.

4.       Графический диктант.Соедини точки по порядку, и ты увидишь

Интегрировать и интерпретировать

сообщения текста

·       Определить основную мысль текста

·       Понять отношения отдельных сообщений текста

·       Построить или применить простые понятия

·       Истолковать значение небольшой части текста

(Искомая информация не выделена в тексте специально, но для  еѐ понимания требуются простые мыслительные операции).

Набор заданий:

1.         Что хотел сказать автор?

2.         Могут ли следующие утверждения показать главную идею произведения?

3.         Из представленных ниже слов, составьте предложение, которое сможет раскрыть главную идею произведения.

4.         Объясните значение понятий…; Как соотносятся данные понятия с поступками героев.

5.         Решите тест по произведению К. И. Чуковского «Путанница»

Осмыслить и оценить сообщениятекста

· Сравнить или связать текст и внетекстовые знания

 

· Объяснить сообщение текста, опираясь на личный  опыт или отношение читателя к предмету  авторского высказывания.

Набор заданий:

1.      Приведите 2 примера, характеризующие героя такую  черту характер, как… (доброго, смелого)

 

2.      Почему герои произведения не могут жить так, как написал нам автор? (Потому что каждому в природе определена своя роль и свои действия)

 

3.      Найдите героев из произведения в иллюстрации.
https://pandiaonline.ru/text/82/397/images/img1_8.png

3

Средний

Находить и связывать единицы информации, не предоставленной в цельном виде.

· Понимать языковые нюансы в соответствии с целостным содержанием текста.

 

· Понимать длинные и сложные тексты с незнакомым содержанием и форматом.

 

· Использовать специальные знания, сообщенные в тексте, для выдвижения гипотезы или оценки текста.

 

Цель этапа:Проверка способности преобразовать имеющиеся знания по произведению.

Задание:

Закончи рифмы.

Подставьте предложенные слова в текст произведения.

Слова: лисички, спички, пошли, зажгли, горит, кит, бегите, помогите.

А __________
Взяли ________,
К морю синему _______,
Море синее ________.
Море пламенем ________,
Выбежал из моря _______:
«Эй, пожарные, __________!
Помогите, __________!»


Инструкция к заданию:

1.      Рассмотрите задание.

2.      Дополните строки из произведения                  Путаница предложенными словами.

3.      Если затрудняеетесь, то перейдите к произведению К. И. Чуковского «Путанница», перейдя  по ссылке…

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/16313_69af478fc4d4ec5eb5798679effb48a7.jpg.jpg

Набор заданий:

1.    Как вы понимаете значение слова…?

 

2.    Соотнесение вариантов ответов к началу предложения.
(Для помощи ребенку предлагается возможность перейти по ссылке на др. сайт или же перейти на субстраницу)

 

3.     В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?(Из одного фрагмента/абзаца текста дается 3-4 предложения в разном порядке. Ребенок должен поставить предложения в верном порядке, что бы получился текст)

 

4.     Для прочтения, воспользуйтесь текстом, перейдя по ссылке… Как относятся друг с другом текс …. И сказка? (Таблица сходств и различий)

 

5.     Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:

Несла Жучка

Глядь, в воде

Пришло Жучке на ум,

Она и пусти свою кость,

Ту не взяла,

её тень.

что в воде не тень, а Жучка и кость.

кость через мост.

а своя ко дну пошла.

чтобы ту взять.

 

 

4

Повышенный уровень

Определить и проанализировать соотношение между некоторыми частями информации.

· Определить главную идею путем соединения нескольких частей текста.

 

 

· Осмысливать текст с противоречивой информацией и несоответствующей читательским ожиданиям.

 

 

· Демонстрировать понимание текста на основе общеизвестных, повседневных знаний.

 

Цель этапа:Проверка способности самостоятельнопреобразовывать усвоеннуюинформацию.

Задание №1 :

Объясните, в чем заключается главная идея сказки «Путанница»?

Инструкция к заданию:
поработайте с произведением.
просмотрите видео-фрагмент.
Объясните главную идею сказки К. И, Чуковского «Путаница» в 2-3 предложениях.

(можно использовать видео-фрагмент по теме)

 

Примерный ответ:

Главная мысль сказки в том, что все должно быть подчинено логике и здравому смыслу. Если котята мяукает, то они не могут хрюкать.

 

 

Задание 2.

Задание:

1.    Прочитайте высказывания.

2.    Определите, какие из представленных высказываний действительно соответствуют животному.

Высказывания:
1. Котята мяукают.
2. Утки квакали
3. Поросята мяукали.
4. Рыбы по полю гуляют.
5. Заинька под капустою лежал.
6. Мыши кошку ловили.
7. Гуси по-гусиному кричали.
8. Жабы по небу летают

 

Инструкция к заданию:

1.       Прочитайте высказывания.

2.       Определите, какие из представленных высказываний являются правдивыми, и какие – ложными

3.       Распределите номера высказываний на 2 группы.

 

Набор заданий:

1.       Какие противоречия (части текста вымышлены) встретились вам в сказке? (Таблица да/нет-ка)

2.       Внимательно посмотри строчки, в каждой из них спрятаны слова. В одной строке может быть спрятано любое количество слов или даже может быть ни одного слова.(Дополнительно: Прочитай найденные тобой слова и попробуй составить из них осмысленную историю. В своем рассказе можешь добавить любые другие слова)

 

3.      Приведите пример, когда мы сможем с вами …..? Приведите примеры схожих с жизнью ситуаций. Прочитанных в тексте.

5

Высокий

Собирать информацию посредством определения и её формирования.

·   Осмыслить текст, опираясь на академические знания.

·   Интерпретировать и понимать незнакомый текст.

·   Предполагать вычитывание и понимание понятий.

 

Цель этапа:Проверка умения использовать усвоенный материал.

 

Задание:

Установите соответствия между животными и их описанием.

 

Составьте кратое описание животного из произведения «Путанница» -
к. И. Чуковского.

 

Ерши.

 

Текст с описанием ерша:

Ерши - маленькая колючая пресноводная рыбка.

У него высокая спинка с острым крупным плавником. Спина и бока этой рыбки окрашены от темно-серого до серо-зеленого цвета, кое-где на них выделяются более темные пятнышки, грудка ерша с красноватым отливом, а брюшко светло-зеленое или белесое. Длиной ерш примерно двенадцать—пятнадцать сантиметров. Ерши чаще всего водятся в широких полноводных реках. Они плавают небольшими стайказци, держатся в глубоких местах, возле песчаного речного дна.

Эти рыбы неприхотливы и выносливы. Питаются они личинками насекомых, червяками, икрой и мальками других рыб. Весной и в начале лета ерши мечут икру у отлогих берегов на речную гальку или камни.

 

Вспомните сказку «Конек-горбунок».

Вот как описывает ершей писатель Николай Сладков:

«Глаза у ершей лилово-синие, большие, как у лягушки. Ростом ерш с мизинчик. Я повис над ершами. Ерши насторожились. Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.

А сердитые и отважные взъерошили на горбу колючки — не подступись!

Со дна взмыла и завихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки!»

 

Стихотворение про ерша:
Задира - ёрш

Ерш-задира, озорник,

Острый у него плавник.

Любит ерш ершиться.

Как с ним подружиться?

 

Бойкий ершик-забияка

Затевает ссоры-драки:

У высоких тростников

Распугает он мальков,

Стайка резвых пескарей

В ил зароется скорей.

 

Любит ерш ершиться,

Как с ним подружиться?

 

 

Инструкция:

Прочитайте название животных.

Прочитайте тексты, предложенные для каждого животного.

Составьте краткое описание каждого животного, выделяя основную информацию из предложенных текстов.

 

Ответ – переход на субстраницу (проявление верного ответа)

 

 

Набор заданий:

1.    Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.

2.    Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

3.    Соотнесите номера животных и ох описанием (можно использовать пословицы и поговорки)

6

Самый высокий

Типы заданий:

Найти и извлечь информацию

·         Соединить в точной последовательности  множество единиц информации изразличных частей смешанного текстанезнакомого содержания

Цель этапа: Умение работать в нестандартных ситуациях

 

 

Набор заданий:

1.      С помощью опорных слов найди в сказке эпизод и составь по нему рассказ от лица главного героя, выразив свое отношение к поведению зайца.

 

2.      Из представленных  ниже абзацев, вам необходимо найти Информацию, которая не соответствует тексту произведения.

 

3.      Определите место, где содержится информация о … (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

 

4.      «Реклама книги» Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Эту работу можно провести иным образом. Предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, рекламирующих данное произведение.

 

Интегрировать и интерпретировать сообщения текста

·         Строить многочисленные умозаключения

·         Сравнивать и противопоставлять,  демонстрируя полноту, точность и детальность  понимания всего текста и его отдельных частей

·         Интегрировать информацию из несколькихтекстов

·         Иметь дело с незнакомым абстрактным и  противоречивым содержанием

1.      Прочтение текста. Вопросы по тексту: Удалось ли вам определить время действия? Почему? За счет чего?

 

2.      Какой эпитет использует автор для описания …? С чем у вас ассоциируется …? Как дальше будут развиваться события? Есть ли шанс на спасение ребенка?

 

3.      Прочитайте текст. Сопоставьте  2 произведения. (указаны названия, , авторы и ссылка на субстраницу или др. сайт) Что их объединяет? Предложи свой вариант рисунка.

 

4.      Согласно этим двум текстам по сказке, являются ли утверждения из приведённой ниже таблицы фактами или мнениями? Отметьте «Факт» или «Мнение» для каждого утверждения.

 

5.      Предположите, что могло произойти дальше. Мнение обоснуйте. (Учащимся предлагается текст-возможный итог, ситуация, изменившая… связанный с главным произведение по квесту. )

 

6.      Прочитайте текст …. На основе отрывка из произведения составьте инструкцию …

 

 

Осмыслить и оценить сообщения текста

·         Высказывать предположения на основе текста

·         Критически оценивать сложный текст на  незнакомую тему. При этом демонстрировать  тонкое понимание связи текста и внетекстового  знания.

·         Строить оценку одновременно по несколькимоснованиям или с нескольких точек зрения

 

1.      Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера выбранных вариантов.

 

2.      Как вы понимаете фразу…? Дайте развёрнутый ответ.

 

3.      Приём «Крестики-нолики». У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».