«Образ дороги в «Степи» А.П. Чехова»
Оценка 4.7

«Образ дороги в «Степи» А.П. Чехова»

Оценка 4.7
docx
русская литература
28.12.2023
«Образ дороги в «Степи» А.П. Чехова»
Statya.docx

Образ дороги в повести А.П. Чехова «Степь»

 

Кощеева В.П., студент факультета

социальных коммуникаций и филологии

ФГБОУ ВО «ГИПУ имени В.Г. Короленко» (г. Глазов)

 

Аннотация: В статье исследуется символическое значение дороги в повести А.П. Чехова «Степь».  Рассматривается, как образ дороги отражает темы одиночества, стремления к переменам, поиска смысла жизни и неопределенности. На основе изучения повествовательных приемов, языковых средств и контекста произведения в работе раскрывается глубокий символизм образа дороги в повести, ее влияние на персонажей и сюжет.

Ключевые слова: Образ дороги, символика, психологический портрет героя.

 

The image of the road in the story by A.P. Chekhov's "Steppe"

 

Koscheeva V.P.

 

Abstract: The article examines the symbolic meaning of the road in the story by A.P. Chekhov's "Steppe". It is examined how the image of the road reflects the themes of loneliness, the desire for change, the search for the meaning of life and uncertainty. Based on the study of narrative techniques, linguistic means and the context of the work, the work reveals the deep symbolism of the image of the road in the story, its influence on the characters and plot.

Key words: Image of the road, symbolism, psychological portrait of the hero.

 

Образ дороги представляют собой один из наиболее старых и всеобщих символов, как в искусстве, так и в литературе. В русских сказках и произведениях дорога часто имеет символическое значение, отражая различные аспекты жизни и судьбы персонажей. В древнерусской культуре, дороги были особенно почитаемыми местами, похожими на потусторонний мир или переход из одной сферы существования в другую. Они символизируют перемены и путешествия, как внутренние, так и внешние.

Дорога часто ассоциируется с путем к радости или успеху. В сказке главному герою придется преодолевать различные трудности и испытания в процессе достижения своей цели.

Дорога также может символизировать выбор и судьбу персонажей. Во многих произведениях герои оказываются на перекрестках, где им приходится принимать решения, которые определят развитие сюжета. Например, в сказке "Иван-царевич и Серый Волк" Иван оказывается на распутье трех дорог, каждая из которых представляет собой различные возможности: путь волка, путь лисы и путь ястреба. Каждый выбор Ивана имеет свои последствия и влияет на исход истории.

Дорога может символизировать процесс путешествия и эволюции персонажей. Путешествуя, герои встречают различные преграды, преодолевают свои страхи и недостатки, и в итоге изменяются и растут. Аналогично физическому путешествию, путь героя в сказках становится метафорой для внутреннего развития и самосовершенствования.

Символика дороги встречается у множества писателей в русской литературы, например, в произведениях Н.В. Гоголя «Мёртвые души», А.С. Пушкина «Зимняя дорога», А. П. Чехова «Степь» и т.д. Безусловно, каждый автор, независимо от жанровой специфики произведения, интерпретирует образ дороги по-своему, в зависимости от того, какие задачи он перед собой ставил.

В литературных произведениях Антона Павловича Чехова часто обнаруживаются образы, символы и мотивы, которые несут в себе глубокий смысл и отражают разнообразные аспекты человеческой жизни. Образ дороги является одним из главных мотивов, который пронизывает все литературные творения автора, включая повесть «Степь». В произведении мы видим не только физическое пространство дороги, но также подчеркивается ее символическую значимость в контексте выбора, изменений и неизбежности судьбы.

С самого начала своего произведения Чехов создает атмосферу путешествия и передвижения, используя описание дороги. «Эти холмы создают впечатление единого массива, простирающегося от дороги до горизонта и исчезающего в далеком лиловом измерении, в то время как они сжимаются и появляются из-за друг друга» [1, 2]. Чехов использует описания природы – в данном случае холмов и дорог – для создания атмосферы путешествия и движения. Чехов передает читателю, что можно ощутить пространство и бесконечность: холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта. Это изображение привлекает множество людей. Путешественники, покоряя дальние страны и континенты, ищут на своем пути новые приключения и открытия. Таким образом, дорога становится источником вдохновения и стремления к саморазвитию. Мотив дороги, представленный в произведении, является одной из основных тем.

А.П. Чехов через образ дороги создает возможность героям предаться своим размышлениям и переживаниям. «От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине… Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать» [1, 1]. Чехов использует образ дороги, а точнее быстрой езды, чтобы обратить внимание на состоянии героя. Рубашка, вздуваемая ветром при быстрой езде, символизирует его беспокойство и тревогу. Дорога является метафорой жизненного пути героя, который находится в состоянии неопределенности и несчастья. Дорога позволяет герою сосредоточиться на своих размышлениях и переживаниях. Дорога, а точнее быстрая езда, создает физическую обстановку, в которой герой может погрузиться в свои внутренние мысли и чувства.

Чехов использует этот образ для создания психологического портрета героя, для передачи эмоционального состояния героя, его внутреннего мира. Дорога дает возможность герою быть один на один с собой и своими эмоциями, что влияет на его поведение и принимаемые решения.

В дороге у Егорушки появляется возможность вспомнить прошлое и уйти от текущей реальности: «Егорушка вспомнил, что… Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб…» [1, 1].  Дорога выступает, как символическое пространство, которое может стать мостом между настоящим и прошлым, позволяя герою вспомнить события. Это мы можем наблюдать, когда главный герой возвращает себя в то время, когда его бабушка умерла. Описание гроба как «длинного, узкого» подчеркивает его скорбное состояние – узкость гроба символизирует ограничения реальности, а его длина может указывать на то, что смерть бабушки оставила героя в состоянии длительного траура.

Чехов, используя образ дороги, подчеркивает способность человеческой памяти вернуться в прошлое, особенно в моменты потери и скорби. Это позволяет герою на некоторое время уйти от реальности и вновь пережить события, которые оставили в его душе след на всю жизнь.

Таким образом, благодаря образу дороги А.П. Чехов создает возможность для Егорушки вспомнить прошлое и на время отвлечься от текущих обстоятельств, глубже погрузиться в воспоминания.

Символ дороги, присутствующий в повести Чехова, выражает стремление к размышлениям и переживаниям, к переменам, путешествиям, воспоминаниям и поиску смысла жизни. Чехов использует этот символ, чтобы передать сложные эмоции и мысли своих персонажей, а также отразить общую тему человеческого существования. Образ дороги в «Степи» служит метафорой жизненного пути каждого человека, который полон неизвестности, но в то же время предлагает множество возможностей и надежды.

 

 

 

 

                               Список литературы.

1. Чехов А. П. Степь: (История одной поездки) // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.

http://chehov-lit.ru/chehov/text/step/step-1.htm

 

2. Александров Б. И. А. П. Чехов. Семинарий: Пособие для студентов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.; Л.: Просвещение, 1964. — 215 с.

http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/aleksandrov-chehov-seminarij/index.htm

 

3. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова / И. Н. Сухих; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1987. – 180.

http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/suhih-problemy-poetiki-chehova/index.htm


 

Скачано с www.znanio.ru

Образ дороги в повести А.П. Чехова «Степь»

Образ дороги в повести А.П. Чехова «Степь»

В древнерусской культуре, дороги были особенно почитаемыми местами, похожими на потусторонний мир или переход из одной сферы существования в другую

В древнерусской культуре, дороги были особенно почитаемыми местами, похожими на потусторонний мир или переход из одной сферы существования в другую

С самого начала своего произведения

С самого начала своего произведения

Дорога дает возможность герою быть один на один с собой и своими эмоциями, что влияет на его поведение и принимаемые решения

Дорога дает возможность герою быть один на один с собой и своими эмоциями, что влияет на его поведение и принимаемые решения

Список литературы. 1. Чехов А

Список литературы. 1. Чехов А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023