Конспект урока по литературному чтению
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл—4 кл
22.01.2024
Конспект урока по литературному чтению
UROK_LITChT (1).docx

                                                                                                                                                                                                                                                        Аскольска А. П.,

                                                                                                                       учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 251,

                                                                                                                                                             Приморский край, г. Фокино.

 

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» во 2-ом классе на тему «Ю. Ермолаев «Два пирожных»».

 

Тип урока:

комбинированный

Авторы УМК:

УМК: «Школа России» Климанова Людмила Федоровна,

Горецкий Всеслав Гаврилович,

Виноградская Людмила Андреевна.

 

 

Цели урока:

познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

·         прогнозирование содержания по заголовку, иллюстрации;

·         чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

·         увеличение  темпа  чтения  вслух,  исправляя  ошибки  при  повторном  чтении текста;

·         воспринимать на слух художественное произведение;

·         определение главной мысли;

·         объяснение нравственного смысла рассказа;

·         понимание и объяснение поступков героев;

·         умение корректно высказать свою мысль, ответить на вопрос, доказать свою точку зрения;

·         умение  эмоционально  отзываться  на  прочитанное,  высказать  свою  точку зрения и уважать мнение собеседника.

Личностные:

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
  • осознавать сущность поведения героев;
  • соотносить поведение героев с нравственными нормами;
  • сформировать собственную позицию поведения ребенка.
  • воспитывать желание помогать близким.

Метапредметные:

регулятивные:

·         понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

·         осуществлять самопроверку;

·         отвечать на итоговые вопросы;

·         оценивать свои достижения на уроке.

познавательные:

·         формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

·         понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации);

·         сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений.

коммуникативные:

·         формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать;

·         формировать умение договариваться, находить общее решение; - сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы;

·         формировать умения сотрудничать с учителем;

·         формировать умения сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем, работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

 

Оборудование:

  1. Учебник Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях. Ч. 2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др.
  2. Портрет писателя.
  3. Диафильм – биография автора.
  4. Выставка книг Ю. Ермолаева.
  5. Компьютер.

 

Образовательные ресурсы:

Информационный: Диафильм, Портрет писателя

Формы работы учащихся: 

групповая работа,  индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно и открыть что-то новое.

- У вас все готово к уроку? Проверьте!

- Молодцы, теперь на карточках отметьте галочкой один из смайликов, отражающий ваше настроение. Я надеюсь, что оно у вас будет только отличное!

- Здравствуйте!

Настраиваются на урок.

Проверяют наличие учебников, дневника, пенала на парте.

- Слайд 1.

- Карточка со смайликами настроения

(Приложение 1).

 

I. Первичный синтез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Подготовка к первичному восприятию литературного произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Первичное восприятие

 

 

 

 

 

 

1.3. Проверка первичного восприятия

 

 

 

1.

- Как всегда,  начинаем  наш урок с речевой разминки. Зачем мы её проводим? 

Проводит дыхательную гимнастику «Одуванчик»:

- Наступила весна, совсем скоро станет все зеленым, и расцветут маленькие весенние «солнышки» - одуванчики. Закройте глазки и представьте, что перед вами одуванчик. Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые парашютики. А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков

2.

- А теперь прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами:

Пу-те-ше-стви-е  - путешествие

Крен-дель-ки – крендельки

Аф-ри-ка - Африка

Рас-сме-я-лась – рассмеялась

По-хва-ста-лась – похвасталась

Пи-рож-но-е – пирожное.

3. Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстро, очень быстро):

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,   

Помогали нашей маме.

- Хорошо, молодцы. А теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова.

 

- Сегодня нам предстоит окунуться в мир произведений Юрия Ивановича Ермолаева. Вы помните этого писателя? Какое произведение мы с вами изучали?

- Давайте узнаем об этом замечательном писателе подробнее.

Родился он в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература.

По профессии он был актером. Но талант писателя пересилил талант актёра, поэтому прославился Ермолаев как детский писатель. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

В каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное и интересное, часто смешное. Но все это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость.

- Давайте теперь познакомимся с его книгами.

- Как вам названия книг?

- Ребята, как видите, у Юрия Ивановича было два любимых занятия: театр и книги. А у вас есть любимое занятие?

- Это прекрасно, что у каждого из вас есть любимые занятия. А теперь представьте, что вы читаете любимую книгу или смотрите любимый мультфильм. Вам так интересно путешествовать вместе с героями мультфильмов, литературными персонажами.

Но вдруг ваша мама просит ей помочь (например, вытереть пыль, пропылесосить, помыть посуду, убрать на своем столе и т.д.). Оказывались ли вы в такой ситуации? Как вы поступали в таком случае или как бы поступили?

- А как же все-таки правильно поступить? Поможет разобраться в этом Юрий Иванович Ермолаев. Он написал очень забавную историю, как раз о такой ситуации.

Перед вами иллюстрация, которую изобразил художник к фрагменту этого произведения.

Как бы вы охарактеризовали девочек, изображенных художником?

Как бы вы назвали такое произведение?

А называется произведение «Два пирожных». Неожиданно?

- Ребята, скажите теперь, какая тема нашего урока?

 

 

- Начнем же! Я буду читать, а вы внимательно слушайте и раздумывайте над этим произведением. Обязательно после прочтения назовите жанр и укажите на слова, которые были вам непонятны.

 

Читает рассказ.

- Ребята, какой жанр этого произведения? Почему?

- Да, верно. А скажите, встретились ли вам слова, значение которых непонятно? Что сделать, чтобы объяснить смысл этих слов?

Давайте к слову «вдогонку» подберём синонимы?

Теперь значение слов стало понятнее?

 

 

 

- Понравилось ли вам произведение? Чем оно вам понравилось?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Оправдалось ваше впечатление о девочках? Как оказалось на самом деле?

Давайте теперь решим, кто из девочек поступил правильно.

 

 

 

 

 

- Готовим речевой аппарат к работе.

Выполняют речевые разминки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, в  1классе мы читали рассказ Юрия Ермолаева  «Лучший друг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Названия очень забавные, интересные, яркие, запоминающиеся.

Отвечают на вопрос, рассказывают о своем любимом занятии (гулять, читать, смотреть мультфильмы и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение, рассказывают, как поступали при такой ситуации.

 

 

Рассматривают иллюстрацию и высказывают предположение:

-добрые, весёлые, дружелюбные. Девочка в кресле любит читать книги, она мечтательная. Другая девочка удивлена чем-то, ей нравится разговаривать с сестрой.

Дети предлагают названия: Книга, Игра,  Две подруги и т.п.

- Ю. Ермолаев «Два пирожных».

 

 

 

 

 

Слушают, как читает учитель. Самостоятельно следят, отмечают непонятные слова.

После прочтения отвечают:

- Это рассказ, так как в нем повествуется о реальных событиях, персонажи – люди.

- Можно посмотреть в словарях, в энциклопедиях, спросить у учителя.

Ищут значение слов в толковом словаре и энциклопедии. Ученик, нашедший значение, читает понятие.

 

 

Отвечают на вопросы.

- Да, рассказ интересный, смешной, знакомая ситуация/ Нет, рассказ скучный, непонятный.

- Было смешно, как проучили Наташу/ Было стыдно, что Наташа не помогла маме / Жалко Олю, что она одна помогала маме / Радость, так как Оля получила вознаграждение за свою отзывчивость.

- Нет, не оправдались, на иллюстрации : и Наташа, и Оля добрые, весёлые, хорошо общаются между собой.

- Да, нравится и я помогаю/ Нет, не нравится и я редко помогаю / Нет, не нравится, но я всё рано помогаю маме.

Презентация

(слайд 2-4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

(слайд 6-9)

 

 

 

Выставка книг Ю. И. Ермолаева, на полке выставлены его самые известные рассказы для детей.

 

 

На слайде иллюстрация к рассказу, потом его название.

 

 

 

Учебник, стр. 85-86

 

Возможные слова:

(слайд 12-17)  

Толковый словарь и энциклопедия.

Крендельки (от немецкого языка «сгибать, скручивать»)  – кондитерское изделие из сдобного теста, внешне напоминающее восьмёрку или букву «В».

Африка – очень большой континент планеты, второй по площади.

Долина реки — это пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.

Река Конго – очень крупная река Африки, полноводная.

Тропические лианы – вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.

Вдогонку – подбираем синонимы: потом, след, следом.

II. Всесторонний анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III часть

 

- Ребята, скажите, из каких частей состоит любой текст?

- А как мы с вами представляли это строение текста?

- Что говорится во вступлении?

- Давайте найдем эту часть  в нашем тексте?

- А что говорится в основной части?

- Давайте посмотрим на второй этаж нашего «домика». Выделите эту часть.

- А что же говорится в заключении?

- В нашем домике это «третий этаж». В тексте вы видите эту часть?

- Молодцы, ребята, вот мы с вами и выделили части. Теперь нам надо поработать с этими частями и тогда мы дойдём до фундамента. А что нужно нам сделать, чтобы построить лестницу в нашем домике? А как его составить?

- Это и будет одной из наших задач.

Кто начнёт читать?

 

 

 

Вопросы, обращающие детей к фактам произведения:

- Так кем приходятся девочки друг другу?

- Ребята, с чего начинается история?

Вопросы на подтекст произведения:

- Как вы думаете, почему мама попросила девочек помочь ей?

Представьте, что у вас был тяжёлый день в школе, вам задали много уроков, вы хотите есть и спать. Как вы будете разговаривать в такой момент?

Прочитайте фразу мамы с такой интонацией.

Вопросы, помогающие выработать собственное отношение к фактам произведения:

- Ребята, а как ваша мама просит вам помочь? Произнесите эти фразы.

- Как вы отзываетесь на просьбу мамы?

- А как вы представляете маму девочек? Как бы вы описали её?

- Как вы бы озаглавили вступление?

- Прекрасно, у вас очень много мнений. Давайте остановимся на цитате из рассказа. Посмотрите на эту фразу. Сможете вы вспомнить, о чём говорилось в рассказе, прочитав её?

- Как вы думаете, девочки пойдут помогать маме?

 

 

 

 

- А давайте прочитаем. Поднимаемся на второй этаж.

- Ребята, вы видите, что основная часть очень большая. В ней описано много событий и представлен разговор девочек. Поэтому давайте с вами прочитаем эту часть по цепочке.

- Ребята, как бы вы назвали основную часть.

- Какие интересные названия, а я озаглавила вот так. Как вы думаете, почему?

Вопросы, обращающие детей к фактам произведения:

- Что делала старшая сестра, в то время как мама попросила помочь? А что делала Оля?

- Ребята, а хотелось ли девочкам мыть посуду?

- Кто сразу решил пойти помочь маме? Прочитайте это предложение?

- Что сказала Наташа, когда Оля уже уходила на кухню? Как она это сказала? А что это значит?

- Скажите, какими словами Наташа описывает книгу? Прочитайте.

- Выполнила ли обещание Наташа?

- Зачем Оля вернулась в комнату? Каким выражением автор заменяет слова «спустя время»?

- Пошла ли помогать Наташа маме и сестре?

- Что сделала Оля? Прочитайте этот фрагмент. Почему Оля «вздохнула»? Покажите «вздох».

- Что Оля делала после этого?

- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома?

- Что Наташа увидела на губах Оли?

- Сколько пирожных съела Оля?

- Почему же два?

- Расстроилась ли Наташа, после её слов?

Вопросы на подтекст произведения:

-Как вы думаете, почему девочкам не хотелось мыть посуду?

- А как вы думаете, почему Наташа не решила помочь маме, как и Оля?

- А вы любите книги о путешествиях? Они могут увлечь? Можно этим оправдать Наташу?

- Что Оля сказала Наташе во второй раз? Представьте себя на месте Оли, если бы ваша сестра или брат не пошли вам помогать. С какой интонацией надо прочитать слова Оли? Прочитайте этот фрагмент.

- Какими словами автор показывает увлеченность Наташи книгой? Прочитайте?

- Отозвалась ли Наташа на упрёк Оли? Как она объяснила, что не пришла помогать? С какой интонацией Вы бы прочитали этот фрагмент?  Прочитайте этот фрагмент.

Вопросы, помогающие выработать собственное отношение к фактам произведения:

- Что оказалось важнее для Оли? Как вы относитесь к её решению?

- Почему же Наташа на первое место поставила любимое дело?

- А как бы вы поступили на месте Оли?

- Давайте составим модель-описание наших героинь.

Исходя из того, о чём мы уже поговорили, сначала скажем, какая Оля. Назовите качество и напишите его на доске.

Потом опишем Наташу. Вот, что у нас пока вышло, но мы еще не закончили и если вы обнаружите ещё качества девочек, то обязательно допишем.

- Ребята, а вы встретили в этой части мнение автора о девочках? Тогда давайте подберём с вами слова, отражающие это мнение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЛЯ
НАТАША
 

 

 

 


                Добрая

 

 

                                                              Отзывчивая                                                                                                                              Внимательная        Трудолюбивая

                                    

 

 

 

 


                                             

Себялюбивая                                                 Равнодушная

 

                                  Ленивая

                                                     Нечуткая

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вступление, основная часть, заключение.

- В виде трёхэтажного дома: 1 этаж – вступление, 2 этаж – основная часть, 3 этаж – заключение.

- Во вступлении говорится, где и когда произошло событие.

- Вступление начинается со слов: «Мама вошла в комнату» и до слов: «В это время старшая сестра…».

- В основной части говорится, что происходило; описываются основные события.

У детей могут возникнуть сомнения, надо выслушать мнение нескольких учеников.

- Основная часть начинается со слов «В это время…» до слов «Зачем же за меня…».

- Чем закончилось описываемое событие.

- Да, начинается со слов «мама велела…» и до конца рассказа.

- Чтобы построить лестницу в нашем домике, нужно составить план текста. Чтобы составить план текста, нужно озаглавить каждую из частей.

 

 

 

Один из учеников по желанию читает вступление.

Предлагают варианты названия этой части: Мама просит вымыть посуду / «Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду».

Отвечают на вопросы:

- Девочки – сёстры.

- Мама попросила девочек помочь ей.

- Мама устала, много посуды, она приучает девочек к труду и т.д.

- Очень вяло, с усталостью в голосе и т.д.

 

 

Произносят фразы, которые говорит мама, когда просит помочь: - Сынок, помоги мне полить цветы и другие фразы.

- Иду помогать маме с удовольствием  / иду помогать без желания.

- Она красивая, добрая, уставшая и т.д. / Я представил свою маму и другие ответы.

Предлагают варианты названия: Мама просит помочь. Помогите-ка, дочки и др. Да, сможем вспомнить.

- Да, они пойдут помогать / Нет, они заняты любимым делом / Только одна из сестёр пойдёт помогать.

 

 

 

Читают основную часть, начинает ученик с первой парты 1 ряда. Ученик, который читал вступление, не читает.

Дети после прочтения раздумывают над названием части и предлагают варианты.

- Вы назвали основную часть так, потому что эта фраза из рассказа – так Наташа объясняет, почему она не идёт помогать.

 

Дети поднимают руки и отвечают на вопросы:

 - Старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке. Оля лепила из пластилина.

 - Девочкам не хотелось мыть посуду.

- Оля решила помочь маме: «Но Оля решила так: «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду».

- Она пообещала, что дочитает главу и тоже придет помогать. Она сказала это «вдогонку».  Значит, она долго не отвлекалась от книги и только в последний момент, когда Оля уже уходила, Наташа дала обещание. Значит, она не придавала своим  словам большого значения.

- Она назвала книгу очень интересной: «Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!»

- Нет, Наташа не выполнила обещание.

- Чтобы снова позвать сестру помочь / Мама попросила Олю позвать сестру. Автор заменяет слова «спустя время», «потом» выражением «немного погодя».

- Нет, Наташе не всё равно не пошла помогать.

- «Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла». Оля вздохнула, потому что Наташа не откликнулась на её просьбу, это неприятно.

Показывают «вздох».

- Они были увлечены любимым занятием.

- Наташе было лень; Она не такая отзывчивая, как Оля; Она очень увлеклась книгой; Она старшая сестра и др.

- Да, люблю, они очень увлекают / Нет, мне о путешествиях неинтересно читать, они слишком длинные и быстро надоедают. Да, Наташу можно оправдать, книга очень интересная и отвлечься от неё очень сложно./ Нет, Наташа должна была помочь маме.

- Оля спросила Наташу, почему та не пришла помогать, ведь она обещала. Оля произнесла это с обидой, упрёком, удивлением и т.д.

Читают фрагмент с интонацией, которая, как они считают, произнесла Оля.                                        

- «Не отрываясь от книги, проговорила Наташа».

- Нет, Наташа вовсе отказалась помогать, она сказала, что её «здесь нет», она путешествует по Африке. Произнесла она эти слова с мечтательностью, интересом, серьёзностью.

Читают фрагмент.

 

 

- Я бы позвал(а) маму, пожаловал(а)сь (ся) маме / не пошёл(а) дальше мыть посуду, а дальше занимал(а)ся (сь) своим делом. Поступил (а) бы как Оля и т.д.

Называют качество девочек, по одному выходят и пишут своё слово.

 

 

 

- Нет, автор не говорит о своём отношении к девочкам.

Дети на основе прочитанного формулируют возможные ремарки автора: 

Наташа была ленивой девочкой и часто находила повод, чтобы не помогать по дому.

Наташа не хотела идти мыть посуду и поэтому сказала, что путешествует по Африке. Она знала, что сестру можно обмануть. И т.д.

 

III. Вторичный синтез

3.1. Обобщение.

3.2. Выполнение творческих работ.

3.3. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/02b0/0005cf0f-d1914293/hello_html_m2f2f0b39.jpg

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Аскольска А. П., учитель начальных классов

Аскольска А. П., учитель начальных классов

Метапредметные: регулятивные: · понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; · осуществлять самопроверку; · отвечать на итоговые вопросы; · оценивать свои достижения на уроке

Метапредметные: регулятивные: · понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; · осуществлять самопроверку; · отвечать на итоговые вопросы; · оценивать свои достижения на уроке

Образовательные ресурсы:Информационный:

Образовательные ресурсы:Информационный:

Подготовка к первичному восприятию литературного произведения

Подготовка к первичному восприятию литературного произведения

Первичное восприятие 1

Первичное восприятие 1

Проверка первичного восприятия 1

Проверка первичного восприятия 1

II . Всесторонний анализ

II . Всесторонний анализ

II часть

II часть

III часть - Ребята, скажите, из каких частей состоит любой текст? -

III часть - Ребята, скажите, из каких частей состоит любой текст? -

III часть - Ребята, скажите, из каких частей состоит любой текст? -

III часть - Ребята, скажите, из каких частей состоит любой текст? -

III . Вторичный синтез 3.1

III . Вторичный синтез 3.1

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2024