План – конспект урока по литературному чтению во 2 классе.
Цели. . Познакомить с новым произведением . Обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.Расширять знания учащихся о лексическом значении слова, расширять знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом. Развивать интерес к чтению. Воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Оборудование. Портрет Ф.И. Тютчева; запись с произведениями П.И. Чайковского «Времена года», «Март», «Апрель»; картины художников ( И. Левитан «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Весна – большая река»; Вера Матвеева «Весна» ); рисунки с образами Весны и Зимы; карточки со словами, обозначающими действия Весны и Зимы; Толковый словарь С.И. Ожегова.
Тип урока. Изучение нового материала
Планируемые результаты.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные: анализировать стихотворение с целью выделения в нём существенных признаков: обобщать.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание
Ход урока
Солнце радостно проснулось
Осторожно потянулось
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать
Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?
- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное. 2. Это стихи, произведения, написанные стихами. 3. Это изящество и красота чего-либо.
А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. У каждой группы на столе лежат конверты с загадками. Сейчас вам необходимо прочитать их и отгадать.
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! ( Подснежник )
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц…( Март )
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… ( Скворечник )
- Что объединяет все эти отгадки? (весна)
- Чему будут посвящены стихотворения в нашей теме? (весне)
III. Введение в тему
- Назовите весенние месяцы?
- Назовите признаки весны?
Ребята нам подготовили пословицы о весне.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Весна цветы рассыпает, зима снега расстилает.
Как не злись метелица, всё весной провеется.
Вода потекла, весну принесла.
Май, май, да шубу не снимай.
Март морозом на нос садится.
- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.
- Как вы думаете, почему?
- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.
- Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? (дети делятся впечатлениями).
Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Имя этого поэта мы уже с вами встревали на страничках учебника.
- С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.
IV. Изучение нового материала
Речевая разминка
Пробежал колючий ёжик
У ежа не видно ножек.
Под одеждой не поймёшь
Покажи нам ножки, ёж.
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»учителем наизусть
Что привлекло ваше внимание в этом стихотворении? Что запомнилось?
Словарная работа
И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.
Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.
Пуще – сильнее.
Недаром - не напрасно.
Наперекор – назло, вопреки.
Подняли трезвон – звонко запели.
Хлопочет - занимается чем-то очень усердно
Взбесилась – очень сильно разозлилась
Физкультминутка для глаз
Чтение стихотворения хором.
- Какие два персонажа созданы автором? ( Зима и Весна оживают у поэта. Он наделяет их человеческими качествами ).
- Вспомните, как называется литературный прием?
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Чтение стихотворения вслух учащимися по строфам.
Анализ стихотворения
1 – строфа
- Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)
- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)
- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)
- Как будем читать эти строки? (радостно)
- Почему?
2 – строфа
- «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение?
(побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)
- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.
-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)
Звукозапись. Послушаем пение жаворонка.
3 – строфа
- Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. ( Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ).
- А как шумит Весна? ( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).
Физминутка
Солнышко, колоколнышко
Ты пораньше взойди
Нас пораньше разбуди
Нам в поле бежать
Нам весну встречать.
4 – строфа
- Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. ( Зима взбесилась ).
- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ).
- А как называет Весну? ( прекрасное дитя ).
- Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. ( Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.
5 - строфа
- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
Дифференцированная работа
1 группа – поставить в словах ударения ( пора, жаворонок, хлопочет, захватить )
2 группа – поделить слова для переноса ( недаром, весна, гонит, хохочет, взбесилась )
3 группа – подобрать синонимы к словам ( хохочет – заливается, смеётся; ворчит – ругается, кричит, злится )
Саша Кравчик – индивидуальная работа (чтение стихотворения )
Инсценировка стихотворения - 2 учащихся
- Дети, а почему Зима в ноябре – декабре «зимушка – зима, зимушка – хозяюшка, чародейка», а в феврале – «ведьма злая»?
Распределение слов по группам ( на доске вывешиваем )
Зима Весна
злится стучится
хлопочет хохочет
ворчит шумит
взбесилась умылася
пустила стала румяней
нудит подняли трезвон
Саша Кравчик разукрашивает Зиму и Весну.
Рефлексия ( под музыку )
Закройте глазки, представьте - бегут ручьи, птички поют, солнышко пригревает, нам тепло и хорошо, и так хочется, чтоб скорей пришла - Весна. А вы хотите, чтобы настоящая весна пришла в гости? Давайте позовём.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою. ( Заходит весна )
Весна
Я Весна - красна,
Бужу землю ото сна
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Пришла я к вам не с пустыми руками, а с подснежниками ( сделаны из бумаги - раздаёт детям и гостям ).
Итог урока
Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
Какое задание оказалось самым трудным?
Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения?
- Оцените свою работу с помощью символов.
Если урок полезный, заставил задуматься, прикрепите на доске цветочек.
Если на уроке было не интересно, скучно прикрепите на доску снежинку.
Оценивание учащихся
Домашнее задание
По выбору:
стр. 120, выучить наизусть;
стр. 120, выразительно читать;
нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.