Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.
Оценка 5

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
2 кл—4 кл
18.11.2018
Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Курс, из части формируемой участниками образовательного процесса "Смысловое чтение", направлен на формирование умения преобразовывать информацию, представленную в различных формах. Осмысленность чтения позволяет учащимся: -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; -выделять опорные слова; -уметь прогнозировать содержание читаемого; -осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; -формулировать тему небольшого текста; -работать с заголовками и др.
смысловое чтение 2-4.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 2 города Искитима Новосибирской области  Рассмотрено и принято                   Утверждено на педагогическом совете                    Директор МБОУ СОШ № 2 Протокол № 1       от                  ___________ «28»  августа  2018 г.                                                          Приказ №  от  «30» августа 2018 г. Рабочая программа по смысловому чтению для 2­4 классов на 2018­2021 учебный год Составитель: Сухорукова Елена Владимировна первая квалификационная категория  Срок реализации программы – 3 год Искитим­2018г. Программа   курса   части   формируемой   участниками   образовательного процесса   по   Смысловому   чтению   для   1­4   класса   разработана   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего   образования,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России,   планируемых   результатов начального общего образования, программы начального общего образования к УМК «Школа России». Планируемые предметные результаты            В   результате   изучения   данного   курса     на   уровне   начального   общего образования у учащихся сформируется:  Предметные:     Умение   использовать   простейшие   виды   анализа   различных   текстов: устанавливать   причинно­следственные   связи   и   определять   главную   мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;    Умение   работать   с   разными   видами   текстов,   находить   характерные особенности   научно­познавательных,   учебных   и   художественных произведений.   На   практическом   уровне   овладеть   некоторыми   видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;  Учащийся получит возможность научиться:  выявлять функциональные отношения между понятиями;   сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления, владеть рациональными приёмами запоминания;   владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;  использовать основные приёмы мыслительной деятельности;   самостоятельно мыслить и творчески работать; Учащийся получит возможность:  Развивать   художественно­творческих   способностей,   умение   создавать собственный   текст   на   основе   художественного   произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.  Планируемые метапредметные результаты:  Использование знаково­символических средств представления информации о книгах;  Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;     Использование   различных   способов   поиска   учебной   информации   в справочниках,   словарях,   энциклопедиях   и   интерпретации   информации   в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;   Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами   коммуникации   и   составления   текстов   в   устной   и   письменной формах;     Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам,   установления причинно­следственных связей, построения рассуждений;     Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать   различные точки   зрения   и   право   каждого   иметь   и   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей   её   достижения,   осмысливать   собственное   поведение   и   поведение окружающих;    Готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учёта интересов сторон и сотрудничества. Планируемые предметные результаты для детей ОВЗ с ЗПР вариант 7.1 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание   значимости   чтения   для   личного   развития;   формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических   представлений,   понятий   о   добре   и   зле,   нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 3) осознанное,   правильное,   плавное   чтение   вслух   целыми   словами   с использованием некоторых средств устной выразительности речи; 4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; 5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,   участие   в   обсуждении   прочитанных   произведений,   умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; 6) достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой   чтения   вслух   и   про   себя,   элементарными   приемами интерпретации,   анализа   и   преобразования   художественных,   научно­ популярных и учебных текстов; 7) формирование потребности в систематическом чтении; 8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы. Планируемые предметные результаты для детей ОВЗ с ЗПР вариант 7.2 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание   значимости   чтения   для   личного   развития;   формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических   представлений,   понятий   о   добре   и   зле,   нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 3) осознанное,   правильное,   плавное   чтение   вслух   целыми   словами   с использованием некоторых средств устной выразительности речи; 4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; 5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,   участие   в   обсуждении   прочитанных   произведений,   умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; 6) достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой   чтения   вслух   и   про   себя,   элементарными   приемами интерпретации,   анализа   и   преобразования   художественных,   научно­ популярных и учебных текстов; 7) формирование потребности в систематическом чтении; выбор с помощью взрослого интересующей литературы. Содержание учебного предмета, курса «Смысловое чтение».      Аудирование (слушание) ­ это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать   на   слух   звучащую   речь   (высказывание   собеседника,   чтение различных   текстов).   Чтение   понимается,   как   осознанный   самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели   чтения   и   выбора   вида   чтения   (ознакомительное,   просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз,   ударений   ­   логического   и   др.,   соответствующих   смыслу   текста. Говорение  (культура   речевого   общения)   на   основе   разных   видов   текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно­выразительные   средства   языка   для   создания   собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе,  выстраивать   композицию   собственного   высказывания,  раскрывать   в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо  (культура   письменной   речи)   предполагает   практическое   освоение обучаемыми   некоторых   типов   письменной   речи   (на   основе   осмысления художественного произведения): текст­повествование, текст­описание, текст­ рассуждение; создание собственных мини­сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.  Виды речевой и читательской деятельности  Чтение.  Чтение   вслух.  Ориентация   на   развитие   речевой   культуры   учащихся формирование   у   них   коммуникативно­речевых   умений   и   навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий  осознать текст. Постепенное   увеличение   скорости   чтения.   Соблюдение   орфоэпических   и интонационных   норм   чтения.   Чтение   предложений   с   интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по  виду  и  типу  текстов, передача  их  с помощью  интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста   (выбрать   тон   и   темп   чтения,   определить   логические   ударения   и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.   Чтение   про   себя.  Осознание   смысла   произведения   при   чтении   про   себя (доступных   по   объёму   и   жанру   произведений).   Определение   вида   чтения (изучающее,   ознакомительное,   выборочное),   умение   находить   в   тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.     Курс   «Смысловое   чтение»,   состоящий   из   научно­популярных   и информационны текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что   он   читает.   Вопросы   и   задания   способствуют   тому,   что   ребенок интуитивно   выделяет   суть   прочитанного,   учится   отделять   первое   и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления,   а   не   просто   указать   на   номинально   правильный   ответ.   Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию   одного   текста,   но   и   вернуться   и   увязать   его   с   ранее прочитанным. Также немало времени отведено для модификации и генерации текстов.   Работа   с   заголовками,   создание   кратких,   устных,   а   затем   и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Ведь нередко для   понимания   чего­либо   нужно   создать   свой   аналог   этого   объекта.   Эта интеллектуальная   работа   очень   трудна   для   детей,   поэтому   для   работы используются тексты очень короткие, на один­два обзаца, и любой ребенок вполне   в   состоянии   воспринимать   каждый   текст   без   особых   усилий.   На каждом уроке организуется работа по нескольким текстам сразу, и ученикам приходится проявлять сообразительность, чтобы выполнить такие задания.  В результате работа по данному курсу:  ­отвечает стандартам в образовании;  ­подготавливает ребенка к будущей учебной нагрузке; организационно­деловые   ­формирует   аппарат   и   навыки   к   восприятию,   анализу   и   генерированию информации;  ­развивает у ребенка понимание родного языка и его логических структур. Формы организации учебного процесса   фронтальная (общеклассная)   групповая (в том числе и работа в парах)   индивидуальная.  Традиционные методы обучения:   Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.    Наглядные   методы:   наблюдение,   работа   с   наглядными   пособиями, презентациями.     Практические   методы:   устные   и   письменные   упражнения,   графические работы.   Активные   методы   обучения:   проблемные   ситуации,   обучение   через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов,   метод   исследовательского   изучения,   игровое   проектирование, имитационный   тренинг, (ОДИ), организационно­мыслительные игры (ОМИ) и другие.  При   обучении   курсу   «Смысловое   чтение»   используются   предпочтительные образовательные технологии:   проблемного обучения   игровые   разноуровневого обучения   информационно­коммуникационные технологии;  В учебно­воспитательном процессе используются следующие педагогические технологии и подходы:   традиционные   сотворчества   сотрудничества   развития критического мышления    здоровьесберегающая   исследовательская работа   развивающего обучения            Виды   нетрадиционных   занятий:   путешествие,   защита   проектов   и   т.д. Используемые виды и формы контроля:  Виды контроля:   стартовый контроль   текущий   рубежный контроль (четверть, полугодие)   тематический    игры  итоговый (май)   комплексный  Формы контроля:   самостоятельная работа    проверочная работа    тест    олимпиады    компьютерное тестирование   фронтальный опрос   индивидуальные разноуровневые задания  Одними из форм контроля также являются:    метапредметные   диагностические   работы   (внутренний   и   внешний мониторинг);    комбинированные   диагностические   работы   (внутренний   и   внешний мониторинг).  Основными   направлениями   (содержательными   линиями)   курса   «Смысловое чтение» являются: знакомство с литературоведческими понятиями;   развитие навыка чтения;  формирование восприятия художественного произведения;    развитие речевых умений;   развитие творческой деятельности;   формирование читательской компетенции;   нравственно­эстетическое воспитание.       В ходе изучения курса «Смысловое чтение» ученики 2 класса учатся вести «Дневник   читателя».   В   3   и   4   классах   продолжают   работу   по   ведению «Дневник читателя». Изучение без отметок.  Результат изучения курса «Смысловое чтение» в каждом классе :   достижение   предметных,   метапредметных,   личностных   результатов, «Дневник читателя».             Предлагаемый   курс   содержит   материалы   для   системной   проектной деятельности   и   работы   с   жизненными   (компетентностными)   задачами.   На занятиях   курса   «Смысловое   чтение»,   прежде   всего,   осуществляются межпредметные связи с такими предметами, как русский язык, литературное чтение,   Курс «Смысловое чтение» тесно связан с курсом русского языка и литературного чтения. Общим для программ является раздел «Виды речевой деятельности», в   котором   представлены   виды   деятельности,   реализуемые   на   уроках.   На уроках   математики,   технологии,   изобразительного   искусства   и   музыки требуются навыки работы с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров, которые отрабатываются на занятиях курса «Смысловое чтение».   изобразительное   искусство.   математика,   технология, ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ          Курс   «Смысловое   чтение»   изучается   на   ступени   начального   общего образования в качестве курса внеурочной деятельности во 2­4­х классах. В учебном плане МБОУ СОШ №2  на изучение курса «Смысловое чтение» во 2­ 4 классах отводится 1 час в неделю. Таким образом, программа рассчитана на 34 часа.  Календарно­тематическое планирование 2 класс. Вводное занятие Предложение. Текст. Текст. Тема текста. Заголовок текста. И. Соколов­Микитов «Лето в лесу».  В. Осеева «Плохо». Л. Толстой «Два товарища». В. Бурлаков «Посмотри вокруг». А. Тихонов «Где вода, там жизнь». С. Михалков «Аисты и лягушки». № Тема                 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И. Пузанов «На реке». 11 12 И. Соколов­Микитов «Лось». 13 14 А. Тихонов «Сороки». 15 Проверочная работа В. Бахревский «Ласточкино гнездо». Л. Яхтин «Кто сильнее». К. Ушинский «Играющие собаки». 16 По страницам энциклопедий 17 18 И. Соколов­Микитов «Лесное озеро». 19 Е. Пермяк «Первая рыбалка». 20 И. Соколов­Микитов «Белки». 21 22 С. Михалков «Не стоит благодарности». Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок». Количество  часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Проверочная  работа 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 23 В. Кологрив «Кузнечик». 24 С. Аксаков «Сурка». 25 Ш. Перро «Золушка». 26 Н. Юрцевич «Красавица русских лесов». 27 28 29 30 31 Праздник воды. 32 Итоговая контрольная работа. С. Юцзунь «Светлячок». В. Танасийчук «Лосось». В. Коржиков «Утро в лесу». Джунгли Южной Америки.  1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час. Контрольная  работа 33 Защита проектов «Как хорошо уметь читать». 1 час Проектная  34 Итоговый урок. Игра «Литературные тайны» Итого деятельности. 1 час 34 часа Календарно­тематическое планирование 3 класс. № Тема                  1 Вводное занятие Текст. Тема текста. Основная мысль текста. 2 3 Текст. Тип текста. Г. Скребицкий «Синица» 4  А. Тихонов «Перелётные птицы» 5 6 Текст. Жанр текста. Э. Бауэр «Фламинго» 7 По страницам энциклопедий 8 9 По страницам энциклопедий Г. Ханнелор «Облик планеты» 10 С. Михалков «Ответ» 11 12 «Божья коровка» «Что такое? Кто такой?» 13 «Хочу всё знать» 14 А. Старостин «Молча в тайге» 15 Проверочная работа 16 17 18 19 «О змеях». «Что такое? Кто такой?». Э. Шум «Зима» «На арене цирка». «Что такое? Кто такой?». Л. Киселёва «И так бывает». Количество часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Проверочная  работа 1 час 1 час 1 час 1 час «После дождя». «Что такое? Кто такой?». 20 21 А. Тихонов «На закате лета» 22 И. Соколов­Микитов «Сосновый бор» 23 24 25 26 27 28 29 30 И. Соколов­Микитов «Калина». 31 32 Итоговая контрольная работа. «Дельфины». «Что такое? Кто такой?». Л. Киселёва «Башмачки». Э. Бауэр «Немецкая овчарка». С. Михалков «Орёл и бобр». В. Васильев «Ранняя Весна В. Осеева «На катке». «Хочу всё знать». «Растения». В. Сухомлинский «Яблоко и рассвет». 33 Защита проектов «В мире книг». 34 Итоговый урок. Игра «Литературные тайны» Итого 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час. Контрольная  работа 1 час Проектная  деятельности. 1 час 34 часа Календарно­тематическое планирование 4 класс. № Тема                  1 Вводное занятие Текст. Тема текста. Основная мысль текста. 2 3 Текст. Тип текста. Г. Николаева «Ливень». 4 Г. Скребицкий «Солнечный день в самом  5 начале лета» К. Ушинский «Ласточки». «Хочу всё знать». «Что мы знаем о сахаре». А. Бостром «Кошка и ёж». С. Аксаков «Осень». 6 7 8 9 10 И. Соколов­Микитов «Клён». 11 12 13 А. Тихонов «Колибри». 14 15 Проверочная работа Р. Киплинг «Слонёнок». «Хочу всё знать». «Язык­средство общения». «Хочу всё знать». «Экология». Количество часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Проверочная  работа К. Ушинский «Четыре желания». «Хочу всё знать». «Планеты». Э. Бауэр «Про жирафа». С. Михалков «Жадный заяц». 16 И. Соколов­Микитов «Золотая осень». 17 18 19 20 21 И. Соколов­Микитов «Рябина». 22 Н. Дудников «Весенние воды». К. Ушинский «Утренние лучи». 23 Е.Пермяк «Как Маша стала большой». 24 25 С. Михалков «Просчитался». В. Осеева «Злая мать и добрая тётя». 26 27 Г. Скребицкий «Лесное эхо». 28 П. Молчанов «На рыбалке». 29 30 31 И. Лебедев «Чомга». 32 Итоговая контрольная работа. Г. Скребицкий «Художник­Осень» К. Паустовский «Какие бывают дожди». 33 Защита проектов «Мой друг – книга». 34 Итоговый урок. Игра «Литературный  альманах».  Итого:  1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час. Контрольная  работа 1 час Проектная  деятельности 1 час 34 часа  Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения Наименование  объектов  и средств  материально – технического  обеспечения Количеств о Примечани е № 1. 1. 1 1. 2 1. 3 1. 4 Печатные  пособия Тетрадь­тренажер «Чтение. Работа с текстом.», О.Н.Крыова: 2­й класс.­ Экзамен,2017 г Тетрадь­тренажер «Чтение. Работа с текстом.», О.Н.Крыова: 3­й класс.­ Экзамен,2017 г Тетрадь­тренажер «Чтение. Работа с текстом.», О.Н.Крыова: 4­й класс.­ Экзамен,2017 г Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // 1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование На каждого ученика На каждого ученика На каждого ученика 1 1 в учебном процессе (психолого­дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов­ н Д.: Изд­во Рост. Ун­та, 2003. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005. Детские книги Экранно – звуковые  пособия Аудиозаписи художественного исполнения  изучаемых произведений Видеофильмы Технические средства  обучения Классная магнитная  доска Компьютер Сканер Принтер  Экран 5 1. 6 1. 7 1. 8 1. 9 1. 5 2. 2. 1 2. 2 3 3. 1 3. 2 3. 3 3. 4 1 1 1 3 3 1 1 1

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" 2-4 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018