Урок - проект: Николай Носов – кто он?
Оценка 4.9

Урок - проект: Николай Носов – кто он?

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
русская литература
2 кл—4 кл
31.10.2022
Урок - проект: Николай Носов – кто он?
1. Расширить знания учащихся о жизни Н. Носова 2. Выяснить особенности произведений Н. Носова 3. Создать иллюстрированный альбом, посвящённый жизни и творчеству Н. Носова 4. Развитие умений планировать свою деятельность, работать с информацией, развитие коммуникативных навыков. 5. Способствовать формированию мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности. Формирование готовности к самовоспитанию.
урок-проект Н.Н.Носов.docx

Тема: Николай Носов – кто он?

Тип урока: урок – проект.

Цель:

1.     Научить:

- систематизировать  и обобщать полученную информацию обучающимися о жизни и творчестве  Н. Носова;

     2. Развивать:

-навык осмысленного   анализа прочитанного художественного произведения;

3.   Воспитывать:

- желание стать нравственным человеком;

Задачи проекта:   

1.     Расширить знания учащихся о жизни Н. Носова

2.     Выяснить особенности произведений Н. Носова

3.     Создать иллюстрированный альбом, посвящённый жизни и творчеству Н. Носова

4.     Развитие умений планировать свою деятельность,  работать с информацией, развитие коммуникативных навыков.

5.      Способствовать формированию мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности. Формирование готовности к самовоспитанию.

 

Участники проекта: учащиеся 4 класса

Форма работы над проектом: групповая

Защита проекта: презентация иллюстрированного альбома

 

Этапы работы над проектом

Подготовительный

§  определение руководителей проектов;

§  поиск проблемного поля;

§  формирование проектной группы.

Поисковый

§  определение и анализ проблемы;

§  постановка цели проекта.

Аналитический

§  анализ имеющейся информации;

§  сбор и изучение информации;

§  поиск оптимального способа достижения цели проекта;

§  составление плана реализации проекта;

§  анализ ресурсов.

Практический

§  выполнение запланированных технологических операций;

§  текущий контроль качества;

§  внесение (при необходимости) изменений;

Презентационный

§  подготовка презентационных материалов;
§  презентация проекта;

§  изучение возможностей использования результатов проекта;

Контрольный

§  анализ результатов выполнения проекта;

§  оценка качества выполнения проекта.

 

 

Презентация проекта «Николай Носов – кто он?»

 

1.     Организационный момент.

2.     Сообщение темы и целей урока.

    - Сегодня у нас необычный урок. Вашему вниманию будет представлена презентация учебного проекта «Николай Носов – кто он?».   Слайд 1.

 С чего же всё началось?

     Неделю назад мы начали работать над новыми произведениями Н.Н. Носова. После проведенного мной опроса выяснилось, что ребята знают только 2-3 героев его произведений и очень мало знают о нём самом. Поэтому мы решили создать проект о творчестве Н.Н. Носова и дать ему название «Николай Носов – кто он?»

     Выяснив интересующий круг вопросов, мы разделились на 3 группы:

1 группа: Биографы.

2 группа: Читатели.

3 группа: Сценаристы.

 

     Сейчас вашему вниманию ребята представят результаты своей работы в группе.

 

1.     Представление результатов работы.

Выступление 1 группы.

Руководитель 1группы:  Задачи группы: изучить биографию писателя, ответить на заданные вопросы, подготовить выступление для ребят о жизни Н.Н. Носова.

 Хайрулина Карина:   Николай Николаевич Носов родился 10  ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады.    Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.           Слайд 2,3,4.

     Одаренный мальчик  с малых лет увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, электроникой, радиолюбительством.    Слайд 5,6.

Закончив школу - семилетку, он работал чернорабочим                       на бетонном, а потом на кирпичном заводе.

                                  Слайд 7.

     В 1927—1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932).

                               

Лабуткин Роман: В 1932—1951 — режиссёр-постановщик мультипликационных,  научно-популярных и учебных фильмов, в том числе  и для Красной Армии ставил военно-технические фильмы, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, награждён  орденом Красной звезды.

     По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын Петр, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников.

                                                                                Слайд 8,9.

     «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972) - автобиографическое произведение писателя. Оно написано в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука.

                                 Слайд 10.

Галанова А.: В 1938 году был издан  первый рассказ Николая Носова для детей - "Затейники».

     Вскоре рассказы Носова стали печататься в одном из самых известных в то время журналов для детей - "Мурзилка".

                                                                              Слайд 11.

Рассказы "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры" и другие были изданы в 1945 году.

                                                                     Слайд 12 (видеоролик).

Слайд 13.

     Большинство произведений Николая Носова о самых настоящих шалунах.      Наибольшую известность и любовь читателей получили его сказочные произведения о Незнайке. Они стали издаваться в 50-годы.                                      

normal_bscap018 Новый литературный герой – озорной мальчишка в яркой голубой шляпе, желтых брюках и оранжевой рубашке с зеленым галстуком сразу же увлек всех в необыкновенный мир сказочных коротышек. Все с интересом читали «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1966).                            Слайд 14 (видеоролик).

Когда были завершены приключения Незнайки и его товарищей на Луне, Николай Носов начал получать письма от читателей: «Пожалуйста, Николай Николаевич, пусть это не будет конец Незнайки. Пошлите его путешествовать куда-нибудь еще…» Но странствия малышей и малышек закончились.

                  Слайд 15.

     За повесть «Витя Малеев в школе  и дома» писатель был удостоен Государственной премии за 1952 год.    В 1970 г. за эту же повесть он был награждён премией имени Крупской.

Долгополов Д.: В 1957 г. по опросу, проводимому международным  журналом «ЮНЕСКО», Носов попал в первую тройку наиболее переводимых за рубежом русских писателей.

     К 100-летию со дня рождения детского   писателя Николая Николаевича Носова,     

была выпущена юбилейная монета.

                                                   Слайд 16.

     Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. 10 ноября 2013 года – 105 лет  со дня рождения Николая Николаевича Носова.

                                                     Слайд 17.

 

Вопросы для выступающих: Какие произведения называют автобиографические? Есть ли такие произведения у Н. Носова? Для кого он написал первый рассказ?

Вопросы слушателям: Что необычного, интересного узнали из жизни Н. Носова?

 

 Учитель:  Среди произведений Н. Носова есть маленькие стихотворения. К одному их них Владимир Шаинский написал музыку и мы представляем вам песню «В траве сидел кузнечик» (караоке, хоровое пение).

Физминутка.                  Слайд 18 (видеоролик).

 Выступление 2 группы.

Руководитель 2 группы

Идиятуллина Эльмира: Задачей нашей группы было  прочитать разные рассказы Н. Носова, рассказать всем ребятам о прочитанных произведениях, выполнить иллюстрации.

К отчёту мы решили презентовать –  викторину по рассказам Н.Н. Носова.

                                                Слайд  19.

а) - Отгадайте загадку, и  вспомните название рассказа.

2.     На малину налетели,

Поклевать её хотели,          

    Но увидели урода-                          

   И скорей из огорода!                     

    А урод стоит на палке,                 

   С бородою из мочалки.

(Пугало. «Огородники»)

4. Не летает, не жужжит-                                  Жук по улице бежит.                                                  И горят в глазах жука                                          Два блестящих огонька.                       (Автомобиль. «Автомобиль»).     

6.Вильнёт хвостом туда - сюда -                      И нет её, и нет следа.                               (Рыба. «Карасик»).

1. Поверну волшебный круг,                            И меня услышит друг.                        Через поле и лесок                             Подаётся голосок.                                   Он бежит по проводам -                            Скажешь здесь, а слышно там.  (Телефон. «Телефон»)

З. На коровьем молоке

Сварили мы её в горшке                               Она сытая, густая,

Ох, и вкусная какая!                           (Каша. «Мишкина каша»).                                        5. Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

 (Иголка с ниткой. «Заплатка»).

 

 

7. С хозяином дружит, дом сторожит,                                                             Живёт под крылечком, хвостик колечком

(Собака. «Дружок»)

1.       Вопрос: Что клевала ворона в рассказе “Тук-тук-тук”?

Ответ: Прошлогодние ягоды рябины.

2. Герои рассказа “Мишкина каша” остались одни на даче. Они долго пытались сварить кашу, но у них так ничего и не получилось.

Вопрос: Что еще они  готовили?

Ответ: Жарили пескарей.

3. Вопрос: Какой рассказ заканчивается следующими словами: “Что это за кино мы смотрели? – говорит Костя. – Я что-то ничего не разобрал. – А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!”.

Ответ: “Замазка”.

4. Блицопрос.

1.     Как звали героев рассказа “Фантазеры”. (Мишутка и Стасик)

2.     Что делали Володя и Вадик до того, как увидели “живую шляпу”? (Раскрашивали картинки)

3.     Где происходили события в рассказе “Мишкина каша?” (На даче)

4.     Павлик и Котька - герои, какого рассказа? («Огурцы»)

5.      Герои, какого рассказа сначала получили в награду пугало, а потом знамя? («Огородники»).

6.      Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)

                                                   Слайд 20.

- Вспомните  названия произведений Н.Н. Носова.

v ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ? И ЕГО ДРУЗЕЙ.

v ВИТЯ   ? В ШКОЛЕ И ДОМА.

v ?  КАША

v  ФЕДИНА ?

v СЕМЕЙКА

v   ЖИВАЯ ?  

v ?  КАТОК.

 

Выступление 3 группы.

Руководитель 3  группы:  

Николаева Валерия: Задачей нашей группы, прочитав  рассказы Носова,  определить  главную мысль произведений.  Слайд 21.    Произведения  Носова всегда добрые и веселые, автор очень нежно и чутко относится к маленькому человечку. Во время чтения мы не только смеялись от души, но и улавливали умную нужную мысль: мы учились варить кашу, сочинять стихи, строить дома, выращивать цыплят.

Все герои его произведений – активные, любознательные, большие выдумщики и фантазеры - очень похожие  на нас, детей!  Слайд 22.     Забавные приключения, уморительные проделки героев его рассказов вряд ли кого оставят равнодушным, одновременно ненавязчиво воспитывают в нас такие нужные представления о дружбе, добре и справедливости.

   Так же мы выяснили, что по произведениям Н.Н. Носова были созданы мультипликационные фильмы и сняты художественные фильмы.

  Слайд 23,24.

Мультфильмы:

Ø «Бобик в гостях у Барбоса»

Ø « Винтик и Шпунтик - веселые мастера»

Ø «Незнайка в Солнечном городе»

Ø «Незнайка с нашего двора»

Ø «Незнайка учится»

  Кинофильмы:

Ø  «Фантазеры»

Ø «Дружок»

Ø  «Топинамбуры»

Ø «Два друга»

Ø «ЖИВАЯ  РАДУГА»

 - Из какого произведения эти строки?

1.     «Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на речку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей». (Мишкина каша).

2.      «На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерить: сколько у нас на участке вскопано, да сколько осталось». (Огородники).

3.      « – Сколько тебе лет? – спросил Мишутка.
– 99. А тебе?
– А мне 140. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький». (Фантазеры)

4.      «Этот автомобиль работает на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой». (Приключения Незнайки и его друзей)

5.     «Котька во весь дух помчался по полю через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошел по дороге домой. На душе у него было радостно». (Огурцы)

6.      « – Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам поползет, я ее клюшкой тресну.
– Постой, я тоже клюшку возьму.
– Да у нас другой клюшки нет.
– Ну, а я возьму лыжную палку». (Живая шляпа)

                                                  Слайд 26.

                Незнайка – раскрученный бренд                       

                                               

 

3.     Итог урока:                                Слайд 26.

«Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству» С.В. Михалков.

- Как вы понимаете слова другого детского писателя С.В. Михалкова?

- Какой вывод можно сделать о героях Н.Н. Носова?     

                                                  Слайд 27.

Герои Носова – фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, так похожие на нас, часто набивают себе шишки и учат детей помогать, доверять и уважать друг друга.

4.      Домашнее задание.

-  Посмотрите, какой альбом у нас получился. Кто является авторами этого альбома? Рассмотрите альбом и скажите, что ещё необходимо оформить? (Обложки) Что должно быть на обложке любой книги? (Название, автор, год изданий, иллюстрация)

Д/з: подготовить проект обложки нашего альбома, предложить свой авторский вариант. На следующий урок представить свою работу всему классу для выбора лучшей.

 

                                                  Слайд28


                             


 

Тема: Николай Носов – кто он?

Тема: Николай Носов – кто он?

Презентационный § подготовка презентационных материалов; § презентация проекта; § изучение возможностей использования результатов проекта;

Презентационный § подготовка презентационных материалов; § презентация проекта; § изучение возможностей использования результатов проекта;

Одаренный мальчик с малых лет увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, электроникой, радиолюбительством

Одаренный мальчик с малых лет увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, электроникой, радиолюбительством

Большинство произведений Николая

Большинство произведений Николая

Вопросы для выступающих: Какие произведения называют автобиографические?

Вопросы для выступающих: Какие произведения называют автобиографические?

Герои рассказа “Мишкина каша” остались одни на даче

Герои рассказа “Мишкина каша” остались одни на даче

Все герои его произведений – активные, любознательные, большие выдумщики и фантазеры - очень похожие на нас, детей!

Все герои его произведений – активные, любознательные, большие выдумщики и фантазеры - очень похожие на нас, детей!

Котька во весь дух помчался по полю через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошел по дороге домой

Котька во весь дух помчался по полю через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошел по дороге домой

Д/з: подготовить проект обложки нашего альбома, предложить свой авторский вариант

Д/з: подготовить проект обложки нашего альбома, предложить свой авторский вариант

Урок - проект: Николай Носов – кто он?

Урок - проект: Николай Носов – кто он?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022