Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

  • docx
  • 25.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала urok_literatury_v_8_klasse.docx

Урок литературы в 8 классе

 

Тема: Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

 

Цели урока: понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества личности Пугачёва, понять, зачем Пушкину нужен в романе Пугачёв.

 

Ход урока:

1 слайд -

1.     Оргмомент

 

2.     Мотивация:

- Ребята, вам нравится узнавать что-то новое? Почему?

- А если узнавание сопряжено с трудностями?

- Узнавать тайны нравится всем. Литература как раз содержит в себе столько тайн, что человек ищущий будет находить их в каждом слове. Но тайны надо уметь видеть и уметь их раскрывать. Это доступно только человеку пытливому, любознательному и целеустремлённому.

А сегодня мы начнём раскрывать следующую тайну романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Начнём с того, что вспомним вопрос, который задала мне Оля Приймак два урока назад.

 

3.     Работа по теме урока:

2 слайд - Главным героем романа является Пётр Гринёв. Тогда почему роман называется «Капитанская дочка»?

Отличный вопрос, вопрос, достойный пытливого ума. Я сказала, что мы обязательно разберёмся с этим вопросом. Оля на прошлом уроке сама же и дала на него ответ. Но я опять отвечаю, что права ли Оля в своих предположениях, мы разберёмся обязательно.

А сейчас у меня к вам такой вопрос:

3 слайд - Великий поэт 20 века Марина Цветаева так прочитала роман Пушкина: «Если бы меня спросили: «Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринёв, и царица Екатерина Вторая?», - я бы сразу ответила: «Вожатый». В моей «Капитанской дочке» не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: «Капитанская дочка», а думаю: «Пугачёв»…

- Кто выходит на первый план в прочтении М.Цветаевой? Почему? Чем так важен этот герой?

 

-  И ещё. Вам из учебника известно, что прежде чем приступить к написанию романа, Пушкин изучил множество архивных документов, связанных с Пугачёвским восстанием, разговаривал с ещё живыми свидетелями того события и вследствие этого написал «Историю Пугачёвского бунта».

4 слайд -  Зачем ему  надо было писать роман, одним из героев которого становится снова Емельян Пугачёв?

«История Пугачёвского бунта»

«Капитанская дочка»

1.     Исторический труд, научный, исследовательского характера

2.     Главное показать восстание, сам бунт, а не Пугачёва.

3.      

1.     Художественное произведение, обязателен художественный вымысел.

2.     Главное не восстание, а сам Пугачёв.

 

После клика мышки на слайде изменения

 

- Значит для Пушкина тоже важен Пугачёв?

- Так как назовём наш урок?

5 слайд – тема урока «Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

6 слайд – Давайте обозначим центральные вопросы.

Рассмотреть образ Пугачёва. Понять, чем так важен Пугачёв Пушкину и Цветаевой. Как рассказчик относится к Пугачёву и почему?

 

- Так с чего же нам начать?

- Какие эпизоды, по-вашему, являются важными для раскрытия образа Пугачёва?  - составление кластера.   

(Если будет нужно, то напомнить план, по которому характеризовали Гринёва и Швабрина)

 

- Когда же впервые на страницах романа  перед нами появляется Пугачёв?

(Глава «Вожатый» - обратить внимание на глаза, как Пугачёва называет рассказчик и какие черты отмечает в характере – всё записать). – 7 слайд

 

- Зачем автору нужно было показать, что заячий тулуп мал вожатому, т.е. Пугачёву? (Показать мощь и силу характера Пугачёва, заячий тулуп ему мал, как и  жизнь). Когда сам Пугачёв говорит об этом? (гл.11.«Мятежная слобода» - с. 188) – Добавьте в перечень качеств те, которые раскрылись перед нами в этих словах.

 

- Почему так легко была взята Белогорская крепость повстанцами?

 

- Как меняется Пугачёв в главе «Приступ»? Как его здесь называет рассказчик? Почему? Каким здесь предстаёт перед нами Пугачёв?

 

- Зачем автор приводит Гринёва на военный совет к Пугачёву? (гл. «Незваный гость») Как по-новому открывается перед нами Пугачёв? Что он оценил в Гринёве? В чём смысл любимой бурлацкой песни Пугачёва? Как по ней можно предугадать судьбу Пугачёва?                            Дописать качества, внимание на глаза.

 

8 слайд – иллюстрация - Следующая встреча у Пугачёва с Гринёвым происходит в главе «Мятежная слобода». Эта встреча очень важна в раскрытии образа Пугачёва и взаимоотношений Пугачёва и Гринёва. Даю вам две минуты для составления 2-3 самых важных и глубоких вопросов, помогающих понять Пугачёва и его отношения к Гринёву и наоборот.

(Как Пугачёв отнёсся к любовному чувству Гринёва? А как генерал? 

Что хотел показать нам автор?)

 

- Как вы думаете, почему это восстание потерпело поражение, ведь на сторону Пугачёва переходили не только казаки, но и солдаты?

 

Ответы на вопросы

 

- Давайте обратимся к калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым (чтение) – 9 слайдКакой смысл вкладывает в эту сказку  Пугачёв и как отозвался на неё Гринёв? Какова реакция Пугачёва на ответ Гринёва?

 

- У Пугачёва много соратников, много окружающих людей его круга, но почему искренним и откровенным он может быть только с Гринёвым?

- Что объединяет самозванца, «мужицкого царя», врага дворян Пугачёва и дворянина, офицера Гринёва?

- Какой замысел Пушкина здесь кроется? (Примирение противоречий, единство нации, сближение мужиков  и дворян возможно через человечность и уважение к человеческой личности).

 

4. Индивидуальное заданине:

- Кирилл прочитал научно-популярную книгу о Пугачёвском восстании, правда не Пушкина, а более современного автора. Каким Пугачёв предстаёт в этом описании?

 

Слово Кириллу.

- В чём разница?

 

5.Творческое задание

- А вы, ребята, как отнеслись к пушкинскому Пугачёву? Чтобы выразить свой отношение,  давайте напишем синквейн: 10 слайд

 

Чтение синквейнов.

 

6. Итог урока

- Подведите итог нашему уроку

- Ответили ли мы на центральные вопросы урока? (переход к слайду 6)

 

7. 11 слайд - Домашнее задание:

Как сложилась бы жизнь Петра Гринёва, если бы не было в его судьбе «благих и сильных потрясений», т.е. пугачёвского восстания? Напишите такую биографию Гринёва.

Попробуйте завершить рассказ о жизни героя, используя детали его биографии из послесловия.

- Какой единственный вопрос остался у нас без ответа? Переход к слайду 2

Значит на следующем уроке мы будем говорить о Маше Мироновой. Ваша задача найти в тексте страницы, посвящённые ей, и обдумать их.

 

8. 12 слайд – Рефлексия: Оцените  свой вклад в урок, в достижение целей урока.

 

 

 

Карточки с оценочно-полемической лексикой:

Я захвачен тайной души…

Хочется разгадать его сомнения и колебания…

Муки совести, терзающие его…

Не может скрыть…

На мой взгляд…

Полагаю…

Несомненно…

Может показаться…

Если приглядеться к Пушкинскому Пугачёву…

Широта натуры…

Память на добро…

Способность совершать благородные поступки…

Центральный образ романа, хотя и не главный…

Человек исключительный

Уверенность в несокрушимой правоте…

Тема народного бунта…

Автор стремится к объективности

Одиночество… трагизм… романтизм… демонизм…