Образ матери

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка по курсу ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме : "Образ матери". В последнее время наше сознание во многом утратило представление о ценностях и традициях семьи, в том числе и о почитании матери. Таким образом возникла необходимость в организации деятельности школьников и родителей по исследованию этой проблемы и выработке отношения к сложившейся ситуации.Педагогический проект «ОБРАЗ МАТЕРИ» Модуль «Основы православной культуры»
Иконка файла материала Образ матери урок.docx
Педагогический проект «ОБРАЗ  МАТЕРИ» Модуль «Основы светской этики» Выполнила: Паламарчук Татьяна Ивановна учитель начальных классов 1 категории Г.Ялта 2016 год«Мать» ­ это слово тихое, Тихое, но великое … Л.Лацуй Проблема проекта:  В связи с тем, что в последнее время общественное сознание во многом утратило   представление   о   ценностях   и   традициях   семьи,   в   частности,   о почитании   матери,     возникла   необходимость     в   организации   деятельности школьников   и   родителей   по   исследованию   данной   проблемы   и   выработке отношения к сложившейся ситуации. Актуальность проекта: С античности и до наших дней не изменился эталон материнства.Он  существует потому, что Бог установил закон: мама­самое ближайшее к  человеку существо,которое встречает его , когда он приходит в этот  мир.Именно любящие и нежные глаза матери­ самые первые глаза,которые  новорожденный ребенок видит на земле. Женщина­мать­ кто это?Это женщина, которая обладает широкой  душой,добрым и чутким сердцем, нежностью, имеющая дар убеждения.Она  способна жертвовать ради счастья детей своим здоровьем,и даже  жизнью.Мать­ это святое существо для своего ребенка. Семья – самая маленькая ячейка общества, дающая ребенку бесценный опыт   социализации.   Причины   ее   особой   роли   обусловлены   устойчивостью, долговременностью   и   богатым   разнообразием   ее   влияния,   притом   опыт, передаваемый   семьей,   воспринимается   детьми   не   только   разумом,   но   и чувством. Наука свидетельствует так же о том, что основа нравственности будущей   личности   закладывается   в   раннем   детстве   под   доминирующим воздействием семьи. Дети безмерно доверяют своим родителями, гордятся и любят их.  Кирпичиками семейного счастья является взаимопонимание и уважение между   всеми   членами   семьи,   мир   и   согласие   в   доме,   доброта   и   т.д.,   но бесспорно главным является мама, которая в своих хрупких руках сохраняет семейное   благополучие   и  счастье.   В  ее  сердце   всегда   найдется   место   для каждого. От материнской любви зависит дальнейшая жизнь ее детей.Цель проекта: развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в  культуре народа. Задачи: • Актуализировать проблему сочувствия и сопереживания матери; • Привлечение   внимания   школьников и родителей к проблеме почитания матери; • Формирование   коммуникативной   компетентности   школьников   через организацию групповой и коллективной деятельности; • Организация     исследовательской   деятельности   детей   по   предложенным направлениям; • Создание   условий   для   получения   личного   опыта   в   творческой деятельности школьников, в работе с первоисточниками; • Создание условий для всестороннего изучения темы «Сердце матери»; • Создание   условий   для   позитивного   взаимодействия   всех   участников проекта; • Создание   условий   для   формирования   опыта   презентации   результатов   и анализа собственной деятельности школьниками. Технология: этический диалог, критического мышления. Методы: словесный, наглядно­демонстративный, частично­поисковый. Формы деятельности: коллективные и групповые. Ожидаемые результаты:   (предметные, метапредметные, личностные): ­ В сфере предметных УУД сверхзадачей каждого урока выступает  формирование положительного отношения детей к этической культуре в  целом. ­ В сфере    личностных  УУД  будут сформированы внутренняя позиция  обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая  учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы. ­ В сфере коммуникативных  УУД ( Метапредметные УУД) учащиеся  приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и  осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное  содержание и условия деятельности в сообщениях. ­ В сфере   регулятивных  УУД ( Метапредметные УУД ) учащиеся  овладеют  всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы  в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои  действия,  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. ­ В сфере   познавательных  УУД  ( Метапредметные УУД ) учащиеся   научатся  воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его  компоненты. План урока: 1.Целеполагание. 2.Приветствие – организация. 3.«Погружение» в тему. 4.Анализ художественного произведения. 5.Создание учеником субъективного образовательного продукта . Развитие темы урока. Проекция образа Богоматери на маму. Детские рассказы – проекты о маме. Рефлексия Систематизация и обобщение новых знаний. Эмоциональная кульминация урока. Вывод урока..   Предметные результаты:  ­ принятие норм поведения в общении с матерью.  Оборудование: компьютер,  телевизор, карточки для групповой работы,  учебник, презентация к уроку, ватман, карандаши цветные. ХОД УРОКА: Организационный момент. Учитель читает стихотворение на фоне презентации "Образ Матери с  младенцем). Мама – начало всех начал,Любви и мудрости причал… Есть в природе знак святой и вещий,  Ярко обозначенный в веках.  Самая прекрасная из женщин ­  Женщина с ребёнком на руках!  Пусть ей вечно солнце рукоплещет,  Так она и будет жить в веках,  Самая прекрасная из женщин­  Женщина с ребёнком на руках! Художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты – поэтическим  словом, а композиторы – музыкой. Сейчас звучит одно из красивейших  музыкальных произведений, посвящённых образу матери. Вслушайтесь в её  звучание. Какими чувствами  наполнена эта музыка? Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта. Учитель: Какие чувства вы услышали в музыке? (Нежность, красота, тепло,  взволнованность, задумчивость…) Музыка созвучна картинам, которые  изображают Мадонну с младенцем. Она созвучна своей неземной красотой,  нежностью, взволнованностью и теплотой чувств.  1 этап.  Детям для знакомства раздаётся текст притчи. Большая  красавица береза  росла в лесу  с тремя маленькими дочками тонкоствольными   березками.   Своими   раскидистыми   ветвями   Береза­мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки   быстро   подрастали   и   радовались   жизни.   Рядом   с   мамой   они   не боялись ничего.  Однажды   в   лесу   разыгралась   сильная   гроза.   Гремел   гром,   на   небе сверкали   молнии.   Маленькие   березки   трепетали   от   страха.   Береза   крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».  Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все­таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я неухожу   от   вас.   Молнии   не   удалось   разбить   мое   сердце.   Мой   поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы­матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.  С   тех   пор   вокруг   старого   пня   растут   три   стройные   березки.  А   возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце. М.Скребцова 2этап. Построение логической  цепочки развития мысли. • От чего защищала Берёза­мать своих дочерей? • Почему Берёза­мать смогла выстоять в жестокой схватке с грозой?  • Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?. • В каких строках , по вашему мнению, заключена основная мысль  притчи? • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей? • Как бы вы озаглавили этот текст?  • Образ Матери ­ это тема нашего урока. • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее  неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам  необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите  эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.   • Придумайте небольшое продолжение. Как будут жить три сестры  дальше. Будет ли им помогать дальше материнское сердце? 3 этап. Обращение к личности ребёнка.  • А можете ли вы защитить маму? Как? • Какие качества своих мам вы увидели в образе Березы­матери?  • Тему нашего урока нельзя понять только словами.  Надо использовать  чувства. Мы рассмотрим взаимоотношения между вами и самым  дорогим человеком – матерью. • Я предлагаю вам поработать в группах , выполнить  задания и высказать свои мнения по теме «Образ Матери». Работа в группах: 1 группа.  Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты, проиллюстрируйте.  2 группа. Дополните пословицы, объясните их смысл.3 группа.  Прочитайте и найдите основную мысль притчи. 4 группа.  Объясните смысл высказываний великих людей о матери. 5 группа.   Перечислите, какой может быть любовь матери. Результаты: 1 группа: Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты,можете  пользоваться словарем.(Дети выполняют практическую работу на ватмане). Все перечисленное детьми записывается на лучах солнца материнской любви. Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого  солнца?  Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой? Можно предложить детям нарисовать волшебные мамины глаза. 2 группа: дополни пословицы и объясни их смысл. • Трепетное, уважительное отношение людей к образу матери, ее чувствам  легко понять по народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.  Мудрость мусульман гласит:  Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери. Перед вами фрагменты русских народных пословиц. Дополните  пословицы, объясните их смысл.(Наклейте на ватман). При солнышке тепло, при матери добро. Без матери пчёлки – пропащие детки. Слепой щенок и тот к матери ползет. У дитятки заболит пальчик, а у матери рука. Родина любимая — мать родимая. С матерью жить — ни скуки, ни горя ни знать. Материнским словам Бог правит. 3 группа. Прочитайте и найдите основную мысль притчи,попробуйте  инсценировать.Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет   ей   равной   на   Земле.   Решил   ангел   открыть   тайну   материнской   любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял. • Никакой тайны я не нашел, Господи! ­ воскликнул ангел. ­ Все матери ведут себя по­разному. Одни ­ целуют своих детей, другие ­ бранят, одни ­ балуют, другие ­воспитывают в строгости, одни ­ приучают детей к тяжелому труду, другие ­ ничего не дают им делать.  • Ты   не   туда   смотрел,   ­   раздался   Небесный   Голос.   ­   Не   смотри   на поведение матери, а загляни в ее сердце.  Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие ­ бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни. Основная мысль: Сердце матери любит своих детей больше жизни. 4 группа. Объясните смысл высказываний великих людей о матери. Ребёнок узнает маму по улыбке. (Лев Толстой)  Сердце матери ­ это единственный несгораемый капитал, которым всегда и в  любое время можно расплатиться. (Монтегаса).  Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как  ребенок на коленях у матери. (О. Уальд).  Рука, качающая колыбель, правит миром. (Петер де Вриес).  Сердце матери­ бездна, на дне которой всегда найдется прощения. (Оноре де  Бальзак).  Мама­ это самое красивое слово, произнесенное человеком. (Кайл Гибран). 5 группа:  Перечислите, какой может быть любовь матери. (Волшебной, нежной, верной, терпеливой, прощающей).  Все перечисленное детьми записывается на ватмане.   Приведите примеры разных ситуаций, когда мать проявляет к своим детям ту или иную любовь. • Сколько у каждого человека может быть матерей?  • Отгадайте загадку: У меня, молодца, пять матерей, шеста ­ матушка 1.Родная мать. 2. Пресвятая Богородица 3. Мать ­ сыра  земля 4. Родина­мать 5. Крёстная мать6. Мать­церковь (Дети узнают, что у человека может быть 6 матерей и одна из них Церковь). Обсуждение каждого образа. 1.Расскажите о своей маме. 2.Для православных христиан непревзойденный образ материнства­это  Пресвятая Богородица­Дева Мария. Она воплотила в себе смирение,  нравственную чистоту, стойкость и мужество, любовь и самопожертвование.  Все святые отцы говорят, что не было человека настолько самоотверженного,  который претерпел бы столько нравственных страданий. Ту душевную боль,  которую претерпела Пречистая Богородица, ни одно земное существо не  испытало. И матери, и отцы, и дети должны просить Пречистую богородицу о  помощи, чтоб по  её молитвам Господь помог по­настоящему ценить матерей. 3.Объясните, как вы понимаете вырыжение: "Мать­сыра земля"? 4.Кто такая Крёстная мать? 5.Почему церковь­Мать? 4 этап. Точка наивысшего напряжения (Детям предлагается просмотреть добрый фильм­трейлер "Мамы") • Какие чувства вызвал просмотр данного фрагмента?  • Что вы испытали? • Вспомните, обижали ли вы когда­нибудь свою маму? • Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне попросить у мамы прощения? Самое   прекрасное   слово   на   Земле­   мама.   Это   первое   слово,   которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. У мамы   самое   доброе   и   ласковое   сердце,   самые   добрые   и   ласковые   руки, которые умеют все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.  • •   Мама дарит жизнь, она учит, оберегает, советует, помогает, иногда ругает, но при этом всегда безмерно любит.   Мой   совет   вам   ­это   строки   из   стихотворения   Виктора   Гина.   В сопровождении видеоклипа "Образ матери в живописи". Всегда легко обидеть мать. Она обиду не заметит. И только может вам сказать — «Не простудись, сегодня ветер». Любите, люди, матерей, им в этой жизни мало надо.Любовь и преданность детей для них превысшая награда!... Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, И с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей. На матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук – Как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей И слов высоких не стесняйтесь,Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. • Во все времена, у всех народов Земли, у людей разных вероисповеданий образ   матери   был   священным   за   её   лучшие   душевные   качества. Православные христиане на русской земле почитали Матерь Божию – святую, родившую сына Божьего Иисуса Христа. Например, к иконе Казанской   Божьей   Матери   православные   обращались   с   молитвами   о здоровье, благополучии, о победе над врагами земли русской. • Православные верующие всегда молились о своих родных и я предлагаю вам познакомиться с Молитвой о Маме:(Видеоклип) Рефлексия: сочинить синквейн о маме. Вывод: • Ребята, анализируя притчи, видеоролик, слушая стихотворения, работая в группе, какой вывод можно сделать о матери, о её сердце, о том, как надо к ней относиться.  • Как теперь вы будете строить отношения с мамой?  • У вас впереди много лет жизни, которые вы проведете с мамой. И от вас во многом будет зависеть, какими чувствами наполнится её сердце.  • • Предлагаю вам следующие варианты творческого домашнего задания: • Письмо маме. • Презентацию о маме. • Стихотворение о маме. • Рассказ о маме. • Напишите о какой­либо ситуации из своей жизни, когда вам помогла  дружба с мамой. • Понаблюдайте за мамой и запишите все, что ее руки делают за один  день (за несколько дней, за неделю). • Спасибо за урок!(Звучит песня "Мама жизнь подарила").