Методическая разработка по курсу ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме : "Образ матери".
В последнее время наше сознание во многом утратило представление о ценностях и традициях семьи, в том числе и о почитании матери. Таким образом возникла необходимость в организации деятельности школьников и родителей по исследованию этой проблемы и выработке отношения к сложившейся ситуации.Педагогический проект
«ОБРАЗ МАТЕРИ»
Модуль «Основы православной культуры»
Педагогический проект
«ОБРАЗ МАТЕРИ»
Модуль «Основы светской этики»
Выполнила:
Паламарчук Татьяна Ивановна
учитель начальных классов 1 категории
Г.Ялта 2016 год«Мать» это слово тихое,
Тихое, но великое …
Л.Лацуй
Проблема проекта:
В связи с тем, что в последнее время общественное сознание во многом
утратило представление о ценностях и традициях семьи, в частности, о
почитании матери, возникла необходимость в организации деятельности
школьников и родителей по исследованию данной проблемы и выработке
отношения к сложившейся ситуации.
Актуальность проекта:
С античности и до наших дней не изменился эталон материнства.Он
существует потому, что Бог установил закон: мамасамое ближайшее к
человеку существо,которое встречает его , когда он приходит в этот
мир.Именно любящие и нежные глаза матери самые первые глаза,которые
новорожденный ребенок видит на земле.
Женщинамать кто это?Это женщина, которая обладает широкой
душой,добрым и чутким сердцем, нежностью, имеющая дар убеждения.Она
способна жертвовать ради счастья детей своим здоровьем,и даже
жизнью.Мать это святое существо для своего ребенка.
Семья – самая маленькая ячейка общества, дающая ребенку бесценный
опыт социализации. Причины ее особой роли обусловлены устойчивостью,
долговременностью и богатым разнообразием ее влияния, притом опыт,
передаваемый семьей, воспринимается детьми не только разумом, но и
чувством. Наука свидетельствует так же о том, что основа нравственности
будущей личности закладывается в раннем детстве под доминирующим
воздействием семьи. Дети безмерно доверяют своим родителями, гордятся и
любят их.
Кирпичиками семейного счастья является взаимопонимание и уважение
между всеми членами семьи, мир и согласие в доме, доброта и т.д., но
бесспорно главным является мама, которая в своих хрупких руках сохраняет
семейное благополучие и счастье. В ее сердце всегда найдется место для
каждого. От материнской любви зависит дальнейшая жизнь ее детей.Цель проекта:
развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в
культуре народа.
Задачи:
• Актуализировать проблему сочувствия и сопереживания матери;
• Привлечение внимания школьников и родителей к проблеме почитания
матери;
• Формирование коммуникативной компетентности школьников через
организацию групповой и коллективной деятельности;
• Организация исследовательской деятельности детей по предложенным
направлениям;
• Создание условий для получения личного опыта в творческой
деятельности школьников, в работе с первоисточниками;
• Создание условий для всестороннего изучения темы «Сердце матери»;
• Создание условий для позитивного взаимодействия всех участников
проекта;
• Создание условий для формирования опыта презентации результатов и
анализа собственной деятельности школьниками.
Технология: этический диалог, критического мышления.
Методы: словесный, нагляднодемонстративный, частичнопоисковый.
Формы деятельности: коллективные и групповые.
Ожидаемые результаты:
(предметные, метапредметные, личностные):
В сфере предметных УУД сверхзадачей каждого урока выступает
формирование положительного отношения детей к этической культуре в
целом.
В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция
обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.
В сфере коммуникативных УУД ( Метапредметные УУД) учащиеся
приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное
содержание и условия деятельности в сообщениях.
В сфере регулятивных УУД ( Метапредметные УУД ) учащиеся овладеют
всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы
в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных УУД ( Метапредметные УУД ) учащиеся
научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его
компоненты.
План урока:
1.Целеполагание.
2.Приветствие – организация.
3.«Погружение» в тему.
4.Анализ художественного произведения.
5.Создание учеником субъективного образовательного продукта .
Развитие темы урока.
Проекция образа Богоматери на маму.
Детские рассказы – проекты о маме.
Рефлексия
Систематизация и обобщение новых знаний.
Эмоциональная кульминация урока.
Вывод урока..
Предметные результаты:
принятие норм поведения в общении с матерью.
Оборудование: компьютер, телевизор, карточки для групповой работы,
учебник, презентация к уроку, ватман, карандаши цветные.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Учитель читает стихотворение на фоне презентации "Образ Матери с
младенцем).
Мама – начало всех начал,Любви и мудрости причал…
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребёнком на руках!
Художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты – поэтическим
словом, а композиторы – музыкой. Сейчас звучит одно из красивейших
музыкальных произведений, посвящённых образу матери. Вслушайтесь в её
звучание. Какими чувствами наполнена эта музыка?
Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта.
Учитель: Какие чувства вы услышали в музыке? (Нежность, красота, тепло,
взволнованность, задумчивость…) Музыка созвучна картинам, которые
изображают Мадонну с младенцем. Она созвучна своей неземной красотой,
нежностью, взволнованностью и теплотой чувств.
1 этап.
Детям для знакомства раздаётся текст притчи.
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками
тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Березамать
защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца.
Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не
боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе
сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко
обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за
моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск,
острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза,
помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер
пытались повалить Березу, но она всетаки стояла. Ни на минуту Береза не
забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда
гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол
Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я неухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный
ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в
нем никогда». С этими словами ствол Березыматери рухнул, не задев при
падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле
березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это
место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем
закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем
материнское сердце.
М.Скребцова
2этап. Построение логической цепочки развития мысли.
• От чего защищала Берёзамать своих дочерей?
• Почему Берёзамать смогла выстоять в жестокой схватке с грозой?
• Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?.
• В каких строках , по вашему мнению, заключена основная мысль
притчи?
• Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
• Как бы вы озаглавили этот текст?
• Образ Матери это тема нашего урока.
• Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее
неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
• Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам
необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите
эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.
• Придумайте небольшое продолжение. Как будут жить три сестры
дальше. Будет ли им помогать дальше материнское сердце?
3 этап. Обращение к личности ребёнка.
• А можете ли вы защитить маму? Как?
• Какие качества своих мам вы увидели в образе Березыматери?
• Тему нашего урока нельзя понять только словами. Надо использовать
чувства. Мы рассмотрим взаимоотношения между вами и самым
дорогим человеком – матерью.
• Я предлагаю вам поработать в группах , выполнить задания и высказать
свои мнения по теме «Образ Матери».
Работа в группах:
1 группа.
Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты, проиллюстрируйте.
2 группа.
Дополните пословицы, объясните их смысл.3 группа.
Прочитайте и найдите основную мысль притчи.
4 группа.
Объясните смысл высказываний великих людей о матери.
5 группа.
Перечислите, какой может быть любовь матери.
Результаты:
1 группа: Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты,можете
пользоваться словарем.(Дети выполняют практическую работу на ватмане).
Все перечисленное детьми записывается на лучах солнца материнской любви.
Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого
солнца?
Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?
Можно предложить детям нарисовать волшебные мамины глаза.
2 группа: дополни пословицы и объясни их смысл.
• Трепетное, уважительное отношение людей к образу матери, ее чувствам
легко понять по народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.
Мудрость мусульман гласит:
Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.
Перед вами фрагменты русских народных пословиц. Дополните
пословицы, объясните их смысл.(Наклейте на ватман).
При солнышке тепло, при матери добро.
Без матери пчёлки – пропащие детки.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
У дитятки заболит пальчик, а у матери рука.
Родина любимая — мать родимая.
С матерью жить — ни скуки, ни горя ни знать.
Материнским словам Бог правит.
3 группа. Прочитайте и найдите основную мысль притчи,попробуйте
инсценировать.Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что
нет ей равной на Земле. Решил ангел открыть тайну материнской любви.
Долго ходил он среди людей, но ничего не понял.
• Никакой тайны я не нашел, Господи! воскликнул ангел. Все матери
ведут себя поразному. Одни целуют своих детей, другие бранят,
одни балуют, другие воспитывают в строгости, одни приучают детей
к тяжелому труду, другие ничего не дают им делать.
• Ты не туда смотрел, раздался Небесный Голос. Не смотри на
поведение матери, а загляни в ее сердце.
Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие
бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни.
Основная мысль: Сердце матери любит своих детей больше жизни.
4 группа.
Объясните смысл высказываний великих людей о матери.
Ребёнок узнает маму по улыбке. (Лев Толстой)
Сердце матери это единственный несгораемый капитал, которым всегда и в
любое время можно расплатиться. (Монтегаса).
Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как
ребенок на коленях у матери. (О. Уальд).
Рука, качающая колыбель, правит миром. (Петер де Вриес).
Сердце матери бездна, на дне которой всегда найдется прощения. (Оноре де
Бальзак).
Мама это самое красивое слово, произнесенное человеком. (Кайл Гибран).
5 группа:
Перечислите, какой может быть любовь матери. (Волшебной, нежной, верной,
терпеливой, прощающей).
Все перечисленное детьми записывается на ватмане.
Приведите примеры разных ситуаций, когда мать проявляет к своим детям ту
или иную любовь.
• Сколько у каждого человека может быть матерей?
• Отгадайте загадку:
У меня, молодца, пять матерей, шеста матушка
1.Родная мать.
2. Пресвятая Богородица
3. Мать сыра земля
4. Родинамать
5. Крёстная мать6. Матьцерковь
(Дети узнают, что у человека может быть 6 матерей и одна из них Церковь).
Обсуждение каждого образа.
1.Расскажите о своей маме.
2.Для православных христиан непревзойденный образ материнстваэто
Пресвятая БогородицаДева Мария. Она воплотила в себе смирение,
нравственную чистоту, стойкость и мужество, любовь и самопожертвование.
Все святые отцы говорят, что не было человека настолько самоотверженного,
который претерпел бы столько нравственных страданий. Ту душевную боль,
которую претерпела Пречистая Богородица, ни одно земное существо не
испытало. И матери, и отцы, и дети должны просить Пречистую богородицу о
помощи, чтоб по её молитвам Господь помог понастоящему ценить матерей.
3.Объясните, как вы понимаете вырыжение: "Матьсыра земля"?
4.Кто такая Крёстная мать?
5.Почему церковьМать?
4 этап. Точка наивысшего напряжения
(Детям предлагается просмотреть добрый фильмтрейлер "Мамы")
• Какие чувства вызвал просмотр данного фрагмента?
• Что вы испытали?
• Вспомните, обижали ли вы когданибудь свою маму?
• Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне
попросить у мамы прощения?
Самое прекрасное слово на Земле мама. Это первое слово, которое
произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. У
мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки,
которые умеют все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет
любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
•
•
Мама дарит жизнь, она учит, оберегает, советует, помогает, иногда
ругает, но при этом всегда безмерно любит.
Мой совет вам это строки из стихотворения Виктора Гина. В
сопровождении видеоклипа "Образ матери в живописи".
Всегда легко обидеть мать.
Она обиду не заметит.
И только может вам сказать —
«Не простудись, сегодня ветер».
Любите, люди, матерей,
им в этой жизни мало надо.Любовь и преданность детей
для них превысшая награда!...
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
• Во все времена, у всех народов Земли, у людей разных вероисповеданий
образ матери был священным за её лучшие душевные качества.
Православные христиане на русской земле почитали Матерь Божию –
святую, родившую сына Божьего Иисуса Христа. Например, к иконе
Казанской Божьей Матери православные обращались с молитвами о
здоровье, благополучии, о победе над врагами земли русской.
• Православные верующие всегда молились о своих родных и я предлагаю
вам познакомиться с Молитвой о Маме:(Видеоклип)
Рефлексия: сочинить синквейн о маме.
Вывод:
• Ребята, анализируя притчи, видеоролик, слушая стихотворения, работая в
группе, какой вывод можно сделать о матери, о её сердце, о том, как надо
к ней относиться.
• Как теперь вы будете строить отношения с мамой?
• У вас впереди много лет жизни, которые вы проведете с мамой. И от вас во
многом будет зависеть, какими чувствами наполнится её сердце.
•
• Предлагаю вам следующие варианты творческого домашнего задания:
• Письмо маме.
• Презентацию о маме.
• Стихотворение о маме.
• Рассказ о маме.
• Напишите о какойлибо ситуации из своей жизни, когда вам помогла
дружба с мамой.
• Понаблюдайте за мамой и запишите все, что ее руки делают за один
день (за несколько дней, за неделю).
• Спасибо за урок!(Звучит песня "Мама жизнь подарила").