Образ матери
Оценка 4.8

Образ матери

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
26.04.2018
Образ матери
Методическая разработка по курсу ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме : "Образ матери". В последнее время наше сознание во многом утратило представление о ценностях и традициях семьи, в том числе и о почитании матери. Таким образом возникла необходимость в организации деятельности школьников и родителей по исследованию этой проблемы и выработке отношения к сложившейся ситуации.Педагогический проект «ОБРАЗ МАТЕРИ» Модуль «Основы православной культуры»
Образ матери урок.docx
Педагогический проект «ОБРАЗ  МАТЕРИ» Модуль «Основы светской этики» Выполнила: Паламарчук Татьяна Ивановна учитель начальных классов 1 категории Г.Ялта 2016 год «Мать» ­ это слово тихое, Тихое, но великое … Л.Лацуй Проблема проекта:  В связи с тем, что в последнее время общественное сознание во многом утратило   представление   о   ценностях   и   традициях   семьи,   в   частности,   о почитании   матери,     возникла   необходимость     в   организации   деятельности школьников   и   родителей   по   исследованию   данной   проблемы   и   выработке отношения к сложившейся ситуации. Актуальность проекта: С античности и до наших дней не изменился эталон материнства.Он  существует потому, что Бог установил закон: мама­самое ближайшее к  человеку существо,которое встречает его , когда он приходит в этот  мир.Именно любящие и нежные глаза матери­ самые первые глаза,которые  новорожденный ребенок видит на земле. Женщина­мать­ кто это?Это женщина, которая обладает широкой  душой,добрым и чутким сердцем, нежностью, имеющая дар убеждения.Она  способна жертвовать ради счастья детей своим здоровьем,и даже  жизнью.Мать­ это святое существо для своего ребенка. Семья – самая маленькая ячейка общества, дающая ребенку бесценный опыт   социализации.   Причины   ее   особой   роли   обусловлены   устойчивостью, долговременностью   и   богатым   разнообразием   ее   влияния,   притом   опыт, передаваемый   семьей,   воспринимается   детьми   не   только   разумом,   но   и чувством. Наука свидетельствует так же о том, что основа нравственности будущей   личности   закладывается   в   раннем   детстве   под   доминирующим воздействием семьи. Дети безмерно доверяют своим родителями, гордятся и любят их.  Кирпичиками семейного счастья является взаимопонимание и уважение между   всеми   членами   семьи,   мир   и   согласие   в   доме,   доброта   и   т.д.,   но бесспорно главным является мама, которая в своих хрупких руках сохраняет семейное   благополучие   и  счастье.   В  ее  сердце   всегда   найдется   место   для каждого. От материнской любви зависит дальнейшая жизнь ее детей. Цель проекта: развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в  культуре народа. Задачи: • Актуализировать проблему сочувствия и сопереживания матери; • Привлечение   внимания   школьников и родителей к проблеме почитания матери; • Формирование   коммуникативной   компетентности   школьников   через организацию групповой и коллективной деятельности; • Организация     исследовательской   деятельности   детей   по   предложенным направлениям; • Создание   условий   для   получения   личного   опыта   в   творческой деятельности школьников, в работе с первоисточниками; • Создание условий для всестороннего изучения темы «Сердце матери»; • Создание   условий   для   позитивного   взаимодействия   всех   участников проекта; • Создание   условий   для   формирования   опыта   презентации   результатов   и анализа собственной деятельности школьниками. Технология: этический диалог, критического мышления. Методы: словесный, наглядно­демонстративный, частично­поисковый. Формы деятельности: коллективные и групповые. Ожидаемые результаты:   (предметные, метапредметные, личностные): ­ В сфере предметных УУД сверхзадачей каждого урока выступает  формирование положительного отношения детей к этической культуре в  целом. ­ В сфере    личностных  УУД  будут сформированы внутренняя позиция  обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая  учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы. ­ В сфере коммуникативных  УУД ( Метапредметные УУД) учащиеся  приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и  осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное  содержание и условия деятельности в сообщениях. ­ В сфере   регулятивных  УУД ( Метапредметные УУД ) учащиеся  овладеют  всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы  в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои  действия,  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. ­ В сфере   познавательных  УУД  ( Метапредметные УУД ) учащиеся   научатся  воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его  компоненты. План урока: 1.Целеполагание. 2.Приветствие – организация. 3.«Погружение» в тему. 4.Анализ художественного произведения. 5.Создание учеником субъективного образовательного продукта . Развитие темы урока. Проекция образа Богоматери на маму. Детские рассказы – проекты о маме. Рефлексия Систематизация и обобщение новых знаний. Эмоциональная кульминация урока. Вывод урока..   Предметные результаты:  ­ принятие норм поведения в общении с матерью.  Оборудование: компьютер,  телевизор, карточки для групповой работы,  учебник, презентация к уроку, ватман, карандаши цветные. ХОД УРОКА: Организационный момент. Учитель читает стихотворение на фоне презентации "Образ Матери с  младенцем). Мама – начало всех начал, Любви и мудрости причал… Есть в природе знак святой и вещий,  Ярко обозначенный в веках.  Самая прекрасная из женщин ­  Женщина с ребёнком на руках!  Пусть ей вечно солнце рукоплещет,  Так она и будет жить в веках,  Самая прекрасная из женщин­  Женщина с ребёнком на руках! Художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты – поэтическим  словом, а композиторы – музыкой. Сейчас звучит одно из красивейших  музыкальных произведений, посвящённых образу матери. Вслушайтесь в её  звучание. Какими чувствами  наполнена эта музыка? Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта. Учитель: Какие чувства вы услышали в музыке? (Нежность, красота, тепло,  взволнованность, задумчивость…) Музыка созвучна картинам, которые  изображают Мадонну с младенцем. Она созвучна своей неземной красотой,  нежностью, взволнованностью и теплотой чувств.  1 этап.  Детям для знакомства раздаётся текст притчи. Большая  красавица береза  росла в лесу  с тремя маленькими дочками тонкоствольными   березками.   Своими   раскидистыми   ветвями   Береза­мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки   быстро   подрастали   и   радовались   жизни.   Рядом   с   мамой   они   не боялись ничего.  Однажды   в   лесу   разыгралась   сильная   гроза.   Гремел   гром,   на   небе сверкали   молнии.   Маленькие   березки   трепетали   от   страха.   Береза   крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».  Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все­таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу   от   вас.   Молнии   не   удалось   разбить   мое   сердце.   Мой   поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы­матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.  С   тех   пор   вокруг   старого   пня   растут   три   стройные   березки.  А   возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце. М.Скребцова 2этап. Построение логической  цепочки развития мысли. • От чего защищала Берёза­мать своих дочерей? • Почему Берёза­мать смогла выстоять в жестокой схватке с грозой?  • Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?. • В каких строках , по вашему мнению, заключена основная мысль  притчи? • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей? • Как бы вы озаглавили этот текст?  • Образ Матери ­ это тема нашего урока. • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее  неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам  необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите  эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.   • Придумайте небольшое продолжение. Как будут жить три сестры  дальше. Будет ли им помогать дальше материнское сердце? 3 этап. Обращение к личности ребёнка.  • А можете ли вы защитить маму? Как? • Какие качества своих мам вы увидели в образе Березы­матери?  • Тему нашего урока нельзя понять только словами.  Надо использовать  чувства. Мы рассмотрим взаимоотношения между вами и самым  дорогим человеком – матерью. • Я предлагаю вам поработать в группах , выполнить  задания и высказать свои мнения по теме «Образ Матери». Работа в группах: 1 группа.  Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты, проиллюстрируйте.  2 группа. Дополните пословицы, объясните их смысл. 3 группа.  Прочитайте и найдите основную мысль притчи. 4 группа.  Объясните смысл высказываний великих людей о матери. 5 группа.   Перечислите, какой может быть любовь матери. Результаты: 1 группа: Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты,можете  пользоваться словарем.(Дети выполняют практическую работу на ватмане). Все перечисленное детьми записывается на лучах солнца материнской любви. Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого  солнца?  Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой? Можно предложить детям нарисовать волшебные мамины глаза. 2 группа: дополни пословицы и объясни их смысл. • Трепетное, уважительное отношение людей к образу матери, ее чувствам  легко понять по народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.  Мудрость мусульман гласит:  Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери. Перед вами фрагменты русских народных пословиц. Дополните  пословицы, объясните их смысл.(Наклейте на ватман). При солнышке тепло, при матери добро. Без матери пчёлки – пропащие детки. Слепой щенок и тот к матери ползет. У дитятки заболит пальчик, а у матери рука. Родина любимая — мать родимая. С матерью жить — ни скуки, ни горя ни знать. Материнским словам Бог правит. 3 группа. Прочитайте и найдите основную мысль притчи,попробуйте  инсценировать. Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет   ей   равной   на   Земле.   Решил   ангел   открыть   тайну   материнской   любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял. • Никакой тайны я не нашел, Господи! ­ воскликнул ангел. ­ Все матери ведут себя по­разному. Одни ­ целуют своих детей, другие ­ бранят, одни ­ балуют, другие ­воспитывают в строгости, одни ­ приучают детей к тяжелому труду, другие ­ ничего не дают им делать.  • Ты   не   туда   смотрел,   ­   раздался   Небесный   Голос.   ­   Не   смотри   на поведение матери, а загляни в ее сердце.  Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие ­ бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни. Основная мысль: Сердце матери любит своих детей больше жизни. 4 группа. Объясните смысл высказываний великих людей о матери. Ребёнок узнает маму по улыбке. (Лев Толстой)  Сердце матери ­ это единственный несгораемый капитал, которым всегда и в  любое время можно расплатиться. (Монтегаса).  Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как  ребенок на коленях у матери. (О. Уальд).  Рука, качающая колыбель, правит миром. (Петер де Вриес).  Сердце матери­ бездна, на дне которой всегда найдется прощения. (Оноре де  Бальзак).  Мама­ это самое красивое слово, произнесенное человеком. (Кайл Гибран). 5 группа:  Перечислите, какой может быть любовь матери. (Волшебной, нежной, верной, терпеливой, прощающей).  Все перечисленное детьми записывается на ватмане.   Приведите примеры разных ситуаций, когда мать проявляет к своим детям ту или иную любовь. • Сколько у каждого человека может быть матерей?  • Отгадайте загадку: У меня, молодца, пять матерей, шеста ­ матушка 1.Родная мать. 2. Пресвятая Богородица 3. Мать ­ сыра  земля 4. Родина­мать 5. Крёстная мать 6. Мать­церковь (Дети узнают, что у человека может быть 6 матерей и одна из них Церковь). Обсуждение каждого образа. 1.Расскажите о своей маме. 2.Для православных христиан непревзойденный образ материнства­это  Пресвятая Богородица­Дева Мария. Она воплотила в себе смирение,  нравственную чистоту, стойкость и мужество, любовь и самопожертвование.  Все святые отцы говорят, что не было человека настолько самоотверженного,  который претерпел бы столько нравственных страданий. Ту душевную боль,  которую претерпела Пречистая Богородица, ни одно земное существо не  испытало. И матери, и отцы, и дети должны просить Пречистую богородицу о  помощи, чтоб по  её молитвам Господь помог по­настоящему ценить матерей. 3.Объясните, как вы понимаете вырыжение: "Мать­сыра земля"? 4.Кто такая Крёстная мать? 5.Почему церковь­Мать? 4 этап. Точка наивысшего напряжения (Детям предлагается просмотреть добрый фильм­трейлер "Мамы") • Какие чувства вызвал просмотр данного фрагмента?  • Что вы испытали? • Вспомните, обижали ли вы когда­нибудь свою маму? • Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне попросить у мамы прощения? Самое   прекрасное   слово   на   Земле­   мама.   Это   первое   слово,   которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. У мамы   самое   доброе   и   ласковое   сердце,   самые   добрые   и   ласковые   руки, которые умеют все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.  • •   Мама дарит жизнь, она учит, оберегает, советует, помогает, иногда ругает, но при этом всегда безмерно любит.   Мой   совет   вам   ­это   строки   из   стихотворения   Виктора   Гина.   В сопровождении видеоклипа "Образ матери в живописи". Всегда легко обидеть мать. Она обиду не заметит. И только может вам сказать — «Не простудись, сегодня ветер». Любите, люди, матерей, им в этой жизни мало надо. Любовь и преданность детей для них превысшая награда!... Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, И с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей. На матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук – Как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей И слов высоких не стесняйтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. • Во все времена, у всех народов Земли, у людей разных вероисповеданий образ   матери   был   священным   за   её   лучшие   душевные   качества. Православные христиане на русской земле почитали Матерь Божию – святую, родившую сына Божьего Иисуса Христа. Например, к иконе Казанской   Божьей   Матери   православные   обращались   с   молитвами   о здоровье, благополучии, о победе над врагами земли русской. • Православные верующие всегда молились о своих родных и я предлагаю вам познакомиться с Молитвой о Маме:(Видеоклип) Рефлексия: сочинить синквейн о маме. Вывод: • Ребята, анализируя притчи, видеоролик, слушая стихотворения, работая в группе, какой вывод можно сделать о матери, о её сердце, о том, как надо к ней относиться.  • Как теперь вы будете строить отношения с мамой?  • У вас впереди много лет жизни, которые вы проведете с мамой. И от вас во многом будет зависеть, какими чувствами наполнится её сердце.  • • Предлагаю вам следующие варианты творческого домашнего задания: • Письмо маме. • Презентацию о маме. • Стихотворение о маме. • Рассказ о маме. • Напишите о какой­либо ситуации из своей жизни, когда вам помогла  дружба с мамой. • Понаблюдайте за мамой и запишите все, что ее руки делают за один  день (за несколько дней, за неделю). • Спасибо за урок!(Звучит песня "Мама жизнь подарила").

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери

Образ матери
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018