Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.
Начало формы
Конец формы
Букет настроения
В начале урока учитель раздаёт детям бумажные цветы разных цветов, в самом простом варианте красные и голубые. На доске/листе бумаги изображена ваза. В конце урока педагог просит детей прикрепить к вазе красный цветок, если им понравился урок и они узнали что-то новое, или голубой цветок, если урок не понравился. Можно предложить ребятам и более разнообразный спектр цветов: жёлтый, синий, зелёный. В конце урока цветы собираются в корзину или вазочку.
Цветик – многоцветик
В целом очень похожий на «Букет настроения» приём. Из цветных лепестков дети выбирают тот, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
Дерево чувств/дерево настроения
Ещё одна вариация рефлексии с использованием цвета. Ученики вешают на дерево яблоки красного цвета, если чувствуют себя хорошо и комфортно, если некомфортно – зелёного.
Лучики солнца
Предлагаем детям представить себя лучиками солнца. На доске/листе бумаги изображено несколько солнышек без лучиков с разными эмоциями (минимум два: радостное и грустное). В конце урока учитель просит прикрепить свой лучик на солнце согласно своему настроению.
Перечисленные техники обычно используются для рефлексии эмоций. Вместо цветов, лепестков или яблок можно использовать и обычные разноцветные карточки. Далее представлены приёмы для рефлексии состоявшейся деятельности.
Светофор
«Светофор» поможет ученикам оценить свою деятельность на уроке. Преимущество этой техники в том, что со светофором и значениями его цветов знакомы все: зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного. Можно раздать в начале урока каждому ученику набор карточек трёх цветов, а в конце урока попросить поднять карточку выбранного цвета. Или же изобразить светофор на доске/листе бумаги и попросить учеников прикрепить стикер (можно именной) на соответствующий их ощущениям сигнал светофора.
Млечный путь
Педагог просит детей оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звёздное небо. Каждый ученик оценивает свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета:
· красный цвет – не доволен, мог сделать гораздо больше,
· жёлтый – мог бы работать лучше,
· зелёный – сделал всё возможное для успеха группы.
Звёздочки наклеиваются на плакат, затем можно организовать обсуждение.
Советы и рекомендации
Есть очень важное примечание для использования перечисленных техник. Если несколько учителей в одной школе используют один и тот же приём рефлексии, стоит договориться о едином значении цветов, символов и образов, чтобы дети не путались, и им не приходилось каждый раз запоминать новую расшифровку.
Вот примеры, какому настроению какой цвет может соответствовать (конечно, можно придумать и свою систему цветов):
· красный – восторженное,
· оранжевый – радостное, тёплое,
· жёлтый – светлое, приятное,
· зелёный – спокойное;
· синий – неудовлетворённое, грустное,
· фиолетовый – тревожное, напряжённое,
· чёрный – упадок, уныние.
Есть и более сложный вариант: учитель может попросить детей выбрать цветную карточку, звёздочку и т.п. и самостоятельно объяснить значение своего цвета.
Смотрите также:
Образные способы рефлексии имеют бесспорные преимущества: они легко готовятся, быстро проводятся и наглядно отражают итог урока: преобладающее настроение, отношение к уроку и т.д. Из перечисленных приёмов можно выбрать один наиболее близкий для класса или использовать разные техники в зависимости от тематики и содержания занятия.
Эти приёмы можно использовать для любого вида рефлексии: эмоциональной, рефлексии деятельности и содержания материала, стоит лишь изменить расшифровку цветов или образов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.