Конспект урока по русскому языку во 2 «Б» классе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 10» г. Вологды
Дата: 31. 01. 2017
Учитель: Никулина Марина Евгеньевна
Методист: Кирилова Елена Алексеевна
Студент: Туманова Елена Александровна
Тема: Образование слов с помощью суффикса
УМК: Перспективная начальная школа
Тип урока: открытие новых знаний
Цель – Познакомить с образованием слов с помощью суффикса
Задачи:
1) Учить образовывать слова с помощью суффикса
2) Развивать аккуратность написания, умение работать в паре
3) Воспитывать дружеское отношение к одноклассникам
Ресурсы: учебник по русскому языку Часть3, рабочая тетрадь, тетрадь
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Орг. момент |
Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зову Елена Александровна. У вас на парте должен лежать учебник, рабочая тетрадь, ручка. |
|
Регулятивные |
Актуализация знаний Целеполагание |
Ребята, давайте повторим правило и / ы после ц. Я буду называть слово, а вы букву, которую правильно писать в этом слове и или ы. Свой ответ объясните. Цифра
Цыганёнок
Цирк
Улицы
Циркуль
Ножницы
Ребята теперь я предлагаю вам поставить слова в начальную форму. Читал Пушистое Нарисуют Прозрачная Снежку Улыбается Телегами Молодцы! Ребята, обратите внимание на доску. На ней написаны слова: тарелка, огонь, лепесток, вода, табуретка, тетрадь. Преобразуйте слова так, чтобы они были ласковыми. Итак, какие слова у вас получились?
Ребята, с помощь чего мы образовывали слова? Верно. Ребята, а с какой частью речи вы сейчас работали? Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? Верно. Какую цель вы перед собой поставите?
|
Буква и, так как буква находиться в корне слова. Буква ы, потому что слово исключение. Буква и, потому что находиться в корне слова. Буква ы, так как буква находиться в окончании. Буква и, потому сто буква находиться в корне слова. Буква ы, так как буква находиться в окончании.
Читать Пушистый Нарисовать Прозрачный Снежок Улыбаться Телега
У меня получилось тарелочка, огонёк, лепесточек, водичка, табуреточка, тетрадочка. С помощью суффикса.
Мы работали с именем существительным.
Тема нашего сегодняшнего урока «образование слов с помощью суффикса». Учиться образовывать новые слова с помощью суффикса. |
Регулятивные |
Закрепление |
Ребята, откройте учебник на странице 25. Обратите внимание на 23 номер. Кто хочет прочитать стихотворение?
Выпишите выделенные слова в столбик. Разберём данные слова по составу. Как мы находим окончание в слове?
Найдите окончание у слова домик.
Что будет основой слова? Какую часть слова осталась? Разберите остальные слова по составу самостоятельно в тетрадях. Давайте проверим, что у вас получилось. Какое окончание в слове паучок? Что будет основой слова? Какой корень в слове паучок? Какая часть слова будет суффиксом? Проверим слово чердачок. Как вы определили, что будет окончанием слова. Какая основа слова? Что будет корнем? Какая часть осталась?
Какое окончание в слове сучок? Что будет основой слова? Как вы определили, что будет корнем? Что будет суффиксов слова? Проверим разбор слова гамачок. Какое окончание у слова гамачок? Какая часть слова является основой? Что будет конем слова? Какая часть слова является суффиксов? От каких слов образовались эти слова? Верно. С помощью какой части слова образовались ласковые слова? Давайте покажем это на схеме (слова написаны на доске в два столбца). Стрелка показывает от какого слова образовалось ласковое слово. Например, слово домик образовалось от слова дом (стрелка и суффикс слова домик показаны на доске). Ребята, обратите внимание, что стрелка должна показывать от какого слова образовалось ласковое слово, но слова могут быть написаны в разном порядке. Ребята, покажите на доске стрелкой от какого слова образовалось слово и суффикс с помощь которого образовалось слово паучок. Покажите стрелкой от какого слова и с помощь какого суффикса образовалось слово чердачок? От какого слова образовалось слово сучок и с помощь какого суффикса? От какого слова образовалось слово гамачоки с помощью какого суффикса? Итак, с помощь какого суффикса образовывались данные слова? Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 18, обратите внимание на 23 задание. Прочитайте задание.
Кому не понятно задание? Приступайте к выполнению. Какие слова у вас получились? Верно. Физкультминутка Ребята, откройте страницу в учебнике 26. Прочитайте, как образуются новые слова с помощью суффикса про себя. Поднимите руку те, кто уже прочитал? Чего сначала лишается слово? Что прикрепляется затем к основе слова? Что затем прикрепляется к основе? Проведём пальчиковую гимнастику (выполняю одновременно с детьми). Быстро складывайте руки в замок. Надавите кончиками пальцев друг на друга. Положите ладони на стол, поднимайте пальцы по очереди, не отрывая ладони от стола. Сложите пальцы, сделайте волну. Быстро сжимайте и разжимайте пальцы.
Что бы закрепить это, выполним 24 задание. Вам надо письменно показать, как образовалось слово шубка. Для этого в тетради напишите слово, от которого образовалось слово шубка. Затем зачеркните окончание слова. С помощью знака + прикрепите нужный суффикс, затем с помощью знака + прикрепите окончание. Также покажите письменно, как образовалось слово трубка. Приступайте к работе. Два человека пусть покажут, как образовалось слово шубка и трубка на закрытой доске? (в это время пишу на доске слово лоб, таз, ёж) Открывай доску. Проверим что получилось. Правильно ли написано на доске образование слова шубка, а слова трубка? Поднимите руку, у кого получилось также. Молодцы. Ребята, посмотрите на доску, кто хочет показать, как образуется слово лобик от слова лоб? Чем это слово отличается от слова шубка и трубка? Покажите нулевое окончание знаком. Чего лишается слово сначала? Зачеркните окончание. У нас получилась основа слова лоб. Что затем прикрепляется к основе слова? Какой суффикс нужно прикрепить к слову? Верно. Допиши суффикс ик с помощью знака +. Кто желает на доске записать, как образуется слово тазик? Рассуждай самостоятельно, остальные запишите схему в тетрадках (в это время записываю суффиксы онк, очк, к, ок, ёк, чик, инк, иц на обратной доске). Итак, давайте проверим. У кого получилось так же, поднимите руку? Молодцы. Быстро встаньте. Быстро встаньте, улыбнитесь, Обратите внимание на доску. На ней написаны суффиксы, с помощью которых вам нужно будет в парах придумать слова, образованные с помощью этих суффиксов. Записывать слова в тетрадь можно в строчку, если вы не знаете слова с каким либо суффиксом, то пропустите его и придумывайте слова с другими суффиксами. Кто может напомнить правила работы в парах? Верно. Приступайте к работе. Когда вы завершите работу, поднимите руки верх. Проверим, как вы выполнили задание. Какие слова у вас получились с суффиксом онк? Какие слова у вас получились с суффиксом очк? Какие слова вы придумали с суффиксом к? С суффиксом ок, а суффиксом ёк?
Какие слова у вас получились с суффиксом чик? Какие слова вы придумали с суффиксом иц? Молодцы. Какие суффиксы вы использовали для образования слов? |
Строил домик паучок. Комнату и чердачок Он повесил на сучок – Получился гамачок. Покачался, покачался… И по воздуху помчался.
Что бы выделить окончание нужно изменять слово. Изменяемая часть слова будет окончанием. В слове домик окончание нулевое. Основой слова будет домик. Остался суффикс ик.
В слове паучок окончание нулевое. Основа слова паучок. Корень пауч. Суффикс ок. Окончание слова нулевое. Основа слова чердачок. Корень слова чердач. Остался суффикс ок. Окончание нулевое. Основа слова сучок. Корень слова суч. Суффикс ок.
Окончание нулевое. Основа слова гамачок. Корень слова гамач. Суффикс ок.
Эти слова образовались от слов дом, паук, чердак, сук, гамак.
С помощью суффикса.
С помощь суффикса ок.
Вместо слов в скобках впиши родственные слова с суффиксом ок.
У нас получились волчок, бочок, лесок, кусток.
Сначала слово лишается окончание. К основе слова прикрепляется суффикс. Затем прикрепляется окончание.
Окончание у слова лоб нулевое, а у слов трубка и шубка окончание а. Сначала лишается окончание. Затем прикрепляется суффикс. Суффикс ик.
Работать вместе. Не мешать работать другим. Не перебивать своего товарища. Выслушивать своего товарища.
У нас получились слова мальчонка, девчонка, ручонка. Мы придумали слова ножка, ручка, голубка. Мы придумали слова сундучок, башмачок, пенёк, денёк. У нас получились слова карманчик, стаканчик. Мы придумали слова лужица, креслице.
Суффиксы онк, очк, к, ок, ёк, чик, иц. |
Познавательные |
Рефлексия |
Ребята, какая тема сегодняшнего урока?
Чему мы сегодня учились?
С помощью каких суффиксов можно образовывать слова? |
Тема нашего сегодняшнего урока «образование слов с помощью суффикса». Мы учились образовывать новые слова с помощью суффикса. С помощью суффиксов ок, онк, очк, к, ок, ёк, чик, иц. |
Регулятивные |
Итог урока |
Ребята, встаньте те, кто хорошо понял тему нашего урока. Встаньте те, кому нужно ещё поработать. |
|
Регулятивные |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.