Тема: «Образование в России при Петре I»
Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, решения проблемных задач и обсуждения проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста.
Цель урока: формировать знания об особенностях образования в России при Петре I.
Задачи:
-создать условия для развития интереса к истории русского народа;
- расширить исторические представления учащихся о родной стране и крае;
- формировать знания об особенностях образования в России при Петре I;
- показать значимость образования 18 века в развитии просвещения России.
Планируемые результаты (предметные):
- уметь находить в тексте исторический материал;
- анализировать данную информацию, выбирать нужную, заполнять таблицу самостоятельно;
- устанавливать зависимость между историческим прошлым нашей страны и ее настоящим.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы; уметь осуществлять контроль в форме сличения результата с эталоном.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; формировать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах; развивать речь.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; умение устанавливать связи и зависимости, высказывать предположения.
Личностные: проявлять познавательный интерес, осуществлять личностный моральный выбор, положительное отношение к школе, одноклассникам.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» - 4 класс, авторы: Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова (Начальная школа XXI века. М.Вентана-Граф, 2015 г).
|
1.Настрой на работу перед уроком -Ребята, прежде чем начать наш урок, давайте поиграем в игру |
|
|
«Хлопни в ладоши, если фраза о тебе». Я пришел сегодня в школу с отличным настроением (хлопают) У меня есть одноклассники, с которыми приятно общаться Больше всего на свете я люблю смотреть телевизор У меня есть домашнее животное Я люблю читать Я люблю разбрасывать свои вещи где попало Я готов помогать своим товарищам в трудную минуту Я люблю капризничать Я люблю знакомиться с историей своей страны - Хорошо! Мне тоже интересно узнавать новые факты из истории Российского государства. Но, прежде чем мы с вами перелистнём очередную страницу, давайте вспомним то, что мы уже знаем и выполним тест. |
|
|
2.Актуализация знаний, проверка домашнего задания |
|
Ход урока:
- Перед вами информационная папка. В ней возьмите карточки с тестом (карточка №1) для проверки домашнего задания. Обведите букву с правильным ответом.
- А теперь, пожалуйста, обменяйтесь карточками и проверьте тесты по эталону. Правильные ответы помечайте плюсом, неправильные минусом.
- А теперь оцените работу, для этого возьмите в информационной папке карточку №2 с критериями оценки и посмотрите, когда ставится 5, когда 4, когда 3, когда 2.
«5» - 8 правильных ответов
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» более четырех ошибок
- Верните карточки освоим одноклассникам.
- Поднимите руки те, у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки, у кого 3-4 ошибки. Ребята возникли ли вопросы по выполнению теста? Молодцы, карточки свои отложите пока в сторону.
3.Постановка темы, формулировка вопросов.
- Итак, мы с вами вспомнили некоторые исторические факты об образовании на Руси до 17 века.
- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Но, прежде чем вы это сделаете мне бы хотелось дать вам маленькую подсказку. Определите, о ком идет речь?
Разносторонний человек
Умел он строить, плавать, править.
Останется в истории навек,
Сумел Россию он прославить.
(Ответы детей)
- Вы правы, речь идет о Петре I.
-Ребята, а кто такой Петр 1? (Царь, Первый Император Всероссийский. Из династии Романовых. Был назван также Петром Великим. Правил страной 43 года).
- Вспомните, в каком веке он правил?
Верно, в 18.
- А знаете ли вы, почему при Петре I называют время «эпоха преобразований» и реформ? (ответы детей)
- Как вы понимаете значение слов: «эпоха», «преобразование», «реформа»?
-Ребята, а где мы сможем проверить подтверждение своих доводов?
Где мы можем найти и узнать, что означают эти слова. Правильно в словарях. (Словарь на партах). Давайте найдем значение этих слов в словаре Ожегова. Первый ряд будет искать слово «эпоха», второй ряд слово «преобразование», третий ряд слово «реформа». Даю вам на работу 2 минуты.
Эпоха – длительный период времени, выделяемый по определенным характерным событиям.
Реформа - преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь.
Преобразовать – совершенно переделать, изменить к лучшему.
-Ребята, привлекло ли что-то ваше внимание в значениях данных слов?
-Да, действительно слова реформа и преобразование имеют схожее значение. Оба они говорят об изменении.
- Ребята, при Петре 1 в России начался продолжительный период изменений к лучшему. Так как Россия отставала от других стран, не развито было образование, нет армии, отсутствует флот, не развивается торговля и так далее. Поэтому Петр 1 решает провести в стране ряд изменений, ряд реформ и преобразований. Их было много, но мы с вами разберем сегодня одну из них. И, пожалуй, самую важную. Какую, как вы думаете?
(Ответ детей: Образование.) Молодцы! А почему я считаю ее самой важной, как вы думаете? (ответы детей). Действительно без образования просто не возможны перемены к лучшему. (слайд образование и наука)
-Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Обратите внимание на экран (на слайде предполагаемые темы)
«Преобразование Петра 1»
«Образование вчера, сегодня, завтра»
«Чему и как учились в России при Петре I»
- Вы абсолютно правы. Тема сегодняшнего нашего урока «Чему и как учились в России при Петре I».
- Говоря об образовании при Петре I, какие вопросы мы можем затронуть на уроке? (ответы детей). Мы будем говорить о школах при Петре I, о предметах, которые изучали в те времена, о том, кто обучал детей в школах. --А как вы думаете, узнав о школах при Петре и особенностях обучения в них, с какими школами мы их сможем сравнить? (ответы детей). Верно, сравним сегодняшние школы с петровскими, а образование 18 века с сегодняшним образованием.
4.Изучение нового материала
- Давайте, сейчас откроем учебники и прочитаем. (Читают по абзацам).
- Обратите внимание на иллюстрацию. Изображены страницы букваря.
Прежде чем мы с вами приступим к следующему заданию, нам нужно немного отдохнуть. Я прошу вас встать. Проведем физминутку.
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево и на право.
И направо, и еще.
Через левое плечо. (повторить 2 раза)
- Молодцы, кто хорошо отдыхает, тот хорошо и работает!
- А работать вы сейчас будете в парах. Вам необходимо заполнить таблицу. В информационных папках урока возьмите карточку под номером 3 и приложение к таблице. Вы будете анализировать текст из учебника, который мы с вами сейчас прочли, а также документы, вложенные в ваши папки. У вас будет 5-7 минут для того, чтобы прочитать данные тексты, ответить на вопросы и заполнить таблицу. Не забывайте, что вы работаете в паре. Какое правило нужно соблюдать, работая в парах?
(Слайд) Вывод: Петр 1 - крупный государственный деятель, который переживал за судьбу своей страны, многое делал, чтобы Россия стала сильной, образованной державой. Он любил свою Родину! И был истинным патриотом своего Отечества!
- Согласны ли вы с этим выводом? Почему? Докажите с помощью информации в таблице.
5. Закрепление изученного материала. Рефлексия
- Ну, что же наш урок подходит к концу. Я порошу вас сейчас выразить своё мнение, как вы оцениваете свою работу на уроке? Для этого так же воспользуйтесь информационной папкой. В ней находятся флажки разного цвета. «Оценка урока». (Слайд критерии). Там три флажка. Если вы считаете, что вам понравился урок и у вас всё получилось – то возьмите красный флажок; если вы считаете, что вам понравился урок и у вас всё получилось, но остались ещё какие-то вопросы – то синий; и белый – если не все удалось, есть над чем работать.
- На доске вы видите корабль времен Петра Великого. Приклейте флажки с нужной оценкой на парус! Соответствующего цвета. (Дети клеят флажки)
Как вы думаете, почему мы на уроке использовали только три цвета – синий, белый и красный? (Дети отвечают) Да, верно! Это цвета нашего Российского флага! Обратите внимание, каких флажков больше всего?
6.Домашнее задание
Д/з читать учебник с. 94-100. Подготовить сообщение о личности М. В. Ломоносова и его вкладе в развитие русской науки, литературы и искусства.
- Наш урок окончен, оценки за урок. Вы все молодцы! Спасибо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.