В жизни общества важно не только производство материальных благ, значительную роль играет и непроизводственная сфера, так называемая "сфера услуг". Изменение характера труда резко увеличивает долю затрат психических, умственных усилий и снижает долю затрат физических сил, а следовательно, потребление духовных услуг в принципе становится таким же необходимым для воспроизводства рабочей силы, как и питание. Понятно, что прекращение "духовного производства" будет столь же губительным для общества, как и прекращение вещевого, поскольку услуги так же необходимы сами по себе, как и для производства материальных благ.
Образование и сфера услуг.
В жизни общества важно не только производство материальных благ, значительную
роль играет и непроизводственная сфера, так называемая "сфера услуг". Изменение
характера труда резко увеличивает долю затрат психических, умственных усилий и
снижает долю затрат физических сил, а следовательно, потребление духовных услуг в
принципе становится таким же необходимым для воспроизводства рабочей силы, как и
питание. Понятно,
что прекращение "духовного производства" будет столь же
губительным для общества, как и прекращение вещевого, поскольку услуги так же
необходимы сами по себе, как и для производства материальных благ.
Часть сферы услуг тесно связана со сферой материального производства и
участвует в создании новой стоимости, другая не имеет отношения к производству и
существует за счет перераспределения стоимости. К первой относятся услуги
материально вещественного характера, а также услуги в области деятельности, без
современного производства: наука, образование,
которых
здравоохранение. Ко второй относятся
аппарат, “индустрия
развлечений", торговля, сфера быта.
государственный
невозможно
развитие
В таблице 2 приведен удельный вес специалистов, работающих в сфере услуг, по
отношению ко всему экономически активному населению некоторых стран мира (данные на
1970г.).
.
ТАБЛИЦА 2
Страна Число специалистов в сфере услуг, тыс.чел.
США 5030,4
Япония 1803,6
Англия 1363,7
Франция 1159,9
Голландия 293,0
Мексика 280,6
Пакистан 396,0
Во многих областях сферы услуг работают специалисты с высшим образованием.
Конечно, встречаются "самородки", т.е.люди талантливые по природе своей, для которых
высшее образование может служить только дополнением, своеобразной "шлифовкой" их
таланта. Например, есть лекари "от Бога", т.е.человек может и не иметь высшего
медицинского образования, но помогать больным результативнее,
чем иной
дипломированный специалист. И всетаки, такие случаи единичны, а в основном все мы
доверяем больше врачам, имеющим высшее образование (а еще лучше какуюнибудь
ученую степень ). Аналогичная ситуация и в области педагогики. Преподаватель с высшимобразованием, конечно, предпочтительнее и любому учебному учреждению, и родителям
( если иметь в виду личные интересы ). Ну, а наука тем более требует высокообразованных
специалистов с широким кругозором ( который, в свою очередь обеспечивается уровнем
образования ). Эти требования вытекают из самого характера научных исследований и из
растущего оснащения их современной техникой. В одном из обзоров ЮНЕСКО
отмечается, что "наука и технология развиваются настолько быстро, что техника,
используемая в фундаментальных и прикладных исследованиях, подвержена резким
изменениям не в меньшей степени, чем
хорошо
приспособляющийся к этим изменениям персонал ( т.е. персонал образованный )
представляет собой ценнейшую гарантию ритмичной и непрерывной работы." ^ Под
влиянием научнотехнической революции производство все более превращается в сферу
деятельности, требующую огромных затрат интеллектуальных, психических усилий.
Это обусловливает повышение роли потребления духовных услуг в воспроизводстве
рабочей силы. Следовательно, непроизводственная сфера помимо своего социального,
культурного значения приобретает большую производственную важность и как рычаг
развития производства, и как фактор воспроизводства рабочей силы.
производство.
Поэтому