"Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости "- такое определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс. Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал: "Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни.
Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы.
"Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем совокупность
физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность
человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какиелибо
потребительные стоимости " такое определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс.
Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее
производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека,
сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал: "Рабочая сила
существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы
предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума
дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в
поддержании его жизни. В воспроизводстве рабочей силы, кроме необходимости
поддержания, непрерывного возобновления и совершенствования способности к труду,
обязательны постоянное приобретение и развитие работниками знаний и умений. Таким
образом образование важная составная часть воспроизводства рабочей силы. К. Маркс
подчеркивал участие образования в воспроизводстве рабочей силы: "Покупка же таких
услуг, которые выражаются в обучении рабочей силы, которые сохраняют ее,
видоизменяют и т. д., словом, дают ей специальность или же только служат ее
сохранению...например, услуг школьного учителя... все это есть покупка таких услуг,
которые дают взамен себя "пригодный для продажи товар и т. д.", а именно самое рабочую
силу, в издержки производства или воспроизводства которой эти услуги входят". В
качестве главного источника воспроизводства рабочей силы примерно 3/4 от общей
суммы реальных доходов семьи трудящихся служит индивидуальная оплата работника
по результатам его трудового вклада, а общественные фонды потребления составляют
около 1/4. Повышение уровня образования, приобретение новой специальности, смежных
профессий способствует росту трудоотдачи и доходов индивидуальной рабочей силы,
получаемых по ее трудовому вкладу.
Воспроизводство рабочей силы в процессе воспроизводства общественного
продукта происходит непрерывно, также как непрерывно и само производство. К.Маркс
подчеркивал, что благодаря производству индивид "становится actu ( на деле )
осуществляющей себя рабочей силой, рабочим, между тем как раньше он был таковым
лишь potencia ( потенциально )". Рабочая сила как субъективная основа человеческого
фактора производства проявляется в трудовой деятельности, причем именно рабочая
сила является главным элементом производительных сил, т.к. средства производства
сами по себе, вне человеческого труда, ничего произвести не могут. Под воздействием
научнотехнического прогресса повышаются требования к уровню интеллектуального
развития рабочей силы, к уровню ее образования. Новые средства труда по своим
качествам должны превосходить заменяемые ими старые средства труда, а в создании
новых, более совершенных , огромную роль играет наука и непрерывно связанное с ней
образование. Кроме того, применение новой техники требует от людей, занятых в
производстве, более высокой квалификации, которая обеспечивается специальным ивысшим образованием. Взаимосвязь производства и образования будет рассмотрена в
следующей главе.