Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости "- такое определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс. Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал: "Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни.
Иконка файла материала Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы.doc
Образование как составная часть воспроизводства рабочей силы. "Под   рабочей   силой,     или   способностью   к   труду   мы   понимаем   совокупность физических и   духовных   способностей,   которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз,  когда  он  производит  какие­либо потребительные   стоимости "­ такое определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс. Рабочая сила,  представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство  означает  прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение   его   нормальной   жизнедеятельности.     К.   Маркс   отмечал:   "Рабочая     сила существует  только как способность живого индивидуума.    Производство рабочей силы предполагает, следовательно,  существование последнего. Раз существование индивидуума дано,     производство   рабочей   силы   состоит   в   воспроизводстве   самого   индивидуума,   в поддержании   его   жизни.   В   воспроизводстве   рабочей   силы,     кроме   необходимости поддержания,  непрерывного  возобновления  и  совершенствования способности к труду, обязательны постоянное приобретение  и развитие работниками знаний и умений.  Таким образом образование ­ важная составная часть воспроизводства рабочей силы. К. Маркс подчеркивал   участие   образования в воспроизводстве рабочей силы: "Покупка же таких услуг,     которые   выражаются     в   обучении   рабочей   силы,     которые   сохраняют   ее, видоизменяют   и   т.   д.,     словом,   дают   ей   специальность   или   же   только   служат   ее сохранению...например, услуг школьного учителя...­   все   это есть покупка таких услуг, которые дают взамен себя "пригодный для продажи товар и т. д.",  а именно самое рабочую силу,   в     издержки   производства   или   воспроизводства   которой   эти   услуги   входят".   В качестве   главного   источника   воспроизводства   рабочей   силы   ­   примерно   3/4   от   общей суммы реальных доходов семьи трудящихся  ­ служит индивидуальная оплата работника по  результатам   его   трудового   вклада,   а   общественные   фонды   потребления   составляют около 1/4. Повышение уровня образования, приобретение новой специальности,  смежных профессий    способствует  росту трудоотдачи и доходов индивидуальной  рабочей силы, получаемых по ее трудовому вкладу. Воспроизводство   рабочей     силы     в   процессе   воспроизводства   общественного продукта происходит непрерывно, также как непрерывно и само производство. К.Маркс подчеркивал,   что   благодаря   производству   индивид   "становится   actu   (   на   деле   ) осуществляющей себя рабочей силой, рабочим, между тем как раньше он был таковым лишь potencia ( потенциально )". Рабочая сила   как   субъективная   основа человеческого фактора производства проявляется в трудовой деятельности,   причем   именно рабочая сила   является   главным   элементом производительных сил, т.к. средства производства сами по себе, вне человеческого труда, ничего произвести не могут. Под воздействием научно­технического   прогресса   повышаются   требования     к     уровню   интеллектуального развития   рабочей   силы,   к   уровню   ее   образования.     Новые   средства   труда   по   своим качествам должны   превосходить заменяемые ими старые средства труда, а в создании новых, более совершенных , огромную роль играет наука и непрерывно связанное с ней образование.     Кроме   того,   применение   новой   техники   требует   от   людей,     занятых   в производстве,   более   высокой   квалификации,   которая   обеспечивается   специальным   ивысшим   образованием.     Взаимосвязь   производства   и   образования   будет   рассмотрена   в следующей главе.