|
Образовательная программа
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
«Технология проектирования деятельностных уроков в соответствии с требованиями ФГОС»
2018г.
Пояснительная записка
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.
Поэтому педагоги должны использовать технологии проектирования деятельностных уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Технология проектирования деятельностных уроков в соответствии с требованиями ФГОС» имеет прикладной характер и предполагает практическое овладение способами работы и конкретными техниками деятельностных уроков.
Объем программы может варьироваться в зависимости от готовности слушателей к освоению данной темы и может быть рассчитан на 22 часа.
Категория слушателей: организаторы различных уровней системы общего образования, а также студенты-педагоги и уже действующие учителя, продолжающие профессиональный поиск и развитие.
Цель курса:
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области проектирования деятельностных уроков, обеспечивающих соответствие их квалификации новым условиям профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования.
Задачи курса:
- Согласовать представления об особенностях деятельностных уроков, выявить отличительные признаки деятельностных уроков.
- Согласовать критерии оценки деятельностного урока, получить опыт критериального анализа образовательной практики.
- Освоить технологию проектирования разных типов уроков по ФГОС.
- Получить опыт проектирования деятельностных уроков разных типов.
- Уточнить функции современного педагога, работающего в деятельностно-развивающей парадигме.
- Развить опыт проведения рефлексии собственной деятельности «здесь и теперь».
- Увидеть зону своего ближайшего развития в плане освоения инструментария деятельностного подхода.
Планируемые результаты
Знание и понимание:
Нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс организации образовательной деятельности в условиях ФГОС.
Основы деятельностного подхода. Этапы цикла развития учебной деятельности Основы целеполагания в деятельностном подходе. Функции и роли педагога в деятельностом подходе.
Современные методики и технологии обучения. Современные активные методы обучения. Особенности организации учебной деятельности в деятельностном подходе. Методы организации учебной деятельности.
Методы оценки образовательных результатов. Правила и методы организации рефлексии учебной деятельности. Современные активные методы обучения. Особенности организации учебной деятельности в деятельностном подходе. Структуру образовательных результатов по ФГОС.
Особенности и содержание метапредметных результатов: познавательных, регулятивных, коммуникативных. Особенности личностных результатов. Методы диагностики метапредметных и личностных результатов.
Практические (профессиональные) умения и навыки:
Проектировать образовательный процесс на основе требований, изложенных в нормативно-правовых актах и образовательных стандартах
Применять знания об особенностях учебной деятельности по ФГОС в качестве инструментария для проектирования образовательных программ.
Применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса.
Проектировать образовательный процесс, направленный на достижение трех групп образовательных результатов.
Разрабатывать контрольно-измерительные материалы для диагностики трех групп образовательных результатов.
Универсальные умения и компетентности (изучение дисциплины способствует формированию следующих универсальных компетентностей):
позитивно взаимодействовать при работе в группе;
осуществлять поиск, отбор и систематизацию информации, получаемой из различных информационных источников;
осуществлять эффективную устную и письменную коммуникацию.
Форма обучения: заочная с применением дистанционных технологий.
Трудоемкость программы: 24 часов.
Итоговая аттестация осуществляется в форме интерактивного теста в личном кабинете на сайте http://www.web-school-detsad.ru/
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа обучения: «Технология проектирования деятельностных уроков в соответствии с требованиями ФГОС»
№ |
Наименование темы |
Количество часов
|
Форма работы |
1 |
Тенденции развития современного образования |
8 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
1.1 |
Современные требования к системе образования. Особенности ФГОС ООО |
2 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
1.2 |
Реализация компетентностного и личностно-ориентированного подходов |
2 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
1.3 |
Деятельностный подход как основа организации учебной деятельности по ФГОС |
2 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
1.4 |
Требования к деятельности современного педагога |
2 |
Практическая самостоятельная работа |
2 |
Технология и инструментарий для проектирования деятельностных уроков по ФГОС ООО |
16 |
|
2.1 |
Типология уроков по ФГОС ООО |
2 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
2.2 |
Особенности целеполагания в деятельностной парадигме |
2 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
2.3 |
Проектирование процесса и этапов деятельностных уроков |
2 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
2.4 |
Техники, формы и методы деятельностного образования |
2 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
2.5 |
Система образовательных результатов, представленных во ФГОС и методы их оценки |
2 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
2.6. |
Формирующее оценивание образовательных результатов обучающихся в современной школе |
4 |
Лекция- вебинар с элементами обсуждения |
|
Итоговая аттестация |
2 |
Практическая самостоятельная работа |
|
Всего |
24 |
|
Содержание курса
1.Тенденции развития современного образования
Тема 1.1. Современные требования к системе образования. Особенности ФГОС
Образование с точки зрения требований, предъявляемых к нему со стороны: современного государства; общества; родителей.
Изменения социально-экономических условий и характера производства в России, происходящие на фоне глобального перехода к постиндустриальному обществу. Наиболее актуальные изменения в системе образования. Основные ожидания, или социальный заказ к системе общего образования.
Новые подходы к образованию, отвечающему потребностям личности, общества, организаций и государства. Подходы, лежащие в основе современных образовательных технологий.
Смена образовательных парадигм: предпосылки, тенденции. Особенности традиционной и развивающей образовательных парадигм.
Особенности ФГОС. Основные подходы, лежащие в основе учебной деятельности по ФГОС. Основные принципы организации учебной деятельности по ФГОС. Преемственность начального и основного уровней образования.
Самостоятельная работа (2 ч.) Напишите рефлексивное эссе на тему «Мои индивидуальные затруднения при реализации ФГОС».
1.2. Реализация компетентностного и личностно-ориентированного подходов на уровне основного общего образования.
Личностно-ориентированный подход в образовании. Компетентностный подход в образовании. Основные образовательные модели: объяснительно-иллюстративное обучение, программированное обучение, проблемно-ориентированное образование, развивающее образование, контекстное обучение.
Цикл учебной деятельности по развитию компетентности; типы и виды учебной деятельности, соответствующие уровням «знать», «уметь», «владеть», «быть». Моделирование циклов учебной деятельности студентов по развитию компетентности.
1.3. Деятельностный подход как основа организации учебной деятельности по ФГОС.
Концептуальные основы деятельностной модели образования. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе. Общие понятия о деятельности. Психологическая структура деятельности и "деятельностная" трактовка психики. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность.
Учебная деятельность и ее структура; ученик как субъект учебной деятельности. Уровни целеполагания, шкала целей; цели-ориентиры; планируемые образовательные результаты. Рефлексия как основное условие полноты и успешности учебной деятельности; виды и технология организации рефлексии.
1.4. Требования к деятельности современного педагога
Особенности профессиональной деятельности современного педагога. Ключевые качества профессионального педагога. Требования к компетентностным характеристикам педагога общего образования. Педагогическое общение. Основные функции педагога в работе с обучающимися. Основные роли педагога в образовательном процессе. Управление взаимоотношениями с обучающимися. Основы организации работы обучающихся в рамках различных форм совместной деятельности. Стили педагогического общения и руководства. Техники вовлечения обучающихся в образовательный процесс
Самостоятельная работа: Нарисуйте образ учителя, реализующего деятельностный подход.
2. Технология и инструментарий для проектирования деятельностных уроков по ФГОС ООО
2.1 Типология уроков по ФГОС.
Понятие «технология» как деятельностная категория. Отличия технологии от методики. Непрерывность и инвариантность технологии обучения. Система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником в рамках разных типов уроков.
Типы уроков по ФГОС: урок открытия нового знания (ОНЗ), урок отработки навыков и рефлексии, урок творчества, урок развивающего контроля, урок обобщения знаний и способов деятельности, урок общеметодологический направленности. Цели, содержание, особенности каждого типа урока. Сочетание шести типов уроков как цикл учебной деятельности по развитию учащихся.
2.2 Особенности целеполагания в деятельностной парадигме.
Система образовательных результатов в соответствии с ФГОС: предметные, метапредметные, личностные. Особенности каждой группы образовательных результатов: структура и содержание. Взаимосвязь трех групп образовательных результатов. Требования к формулировке целей, уровни целеполагания, шкала целей в соответствии с трёхуровневой системой образовательных результатов. Сквозное проектирование целей (образовательных результатов). Место каждой из трех групп образовательных результатов в структуре учебной деятельности. Особенности организации образовательного процесса, направленного на достижение трех групп образовательных результатов.
2.3 Проектирование процесса и этапов деятельностных уроков.
Понятие «проект». Отличия проекта от плана урока. Основные принципы проектирования. Технология проектирования уроков. Основные этапы деятельностного урока: вхождение в деятельность («размораживание»), актуализация, совместное целеполагание, проблематизация, поиск и оценка решения, применение способа решения в стандартной ситуации (решение задач), применение способа решения в нестандартной ситуации (решение проблем), рефлексия (результатов, найденных решений, способов работы и взаимодействия, самоизменений).
Основные проектные линии: цели занятия, мотивация обучающихся; содержание занятия; учебная деятельность обучающихся; деятельность педагога; рефлексия деятельности; обратная связь с обучающимися. Задачи учителя как проектировщика.
2.4 Техники, формы и методы деятельностного образования
Основания для классификации - типы деятельности (задачная и проблемная) и виды деятельности (объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, проблемно-исследовательская, коммуникативная, рефлексивная). Технологии и техники проведения очных и дистанционных учебных занятий. Образовательные возможности объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемно-поисковых, коммуникативных, имитационно-ролевых и рефлексивных технологий. Характеристика техник постановки и решения проблем, проведения диалога, дискуссии, работы с кейс-стади, мозгового штурма, «аквариума» и др. Техники организации рефлексии. Критерии выбора образовательных технологий, техник, методов, средств
2.5. Система образовательных результатов, представленных во ФГОС и методы их оценки.
Структура системы образовательных результатов. Ожидаемый уровень актуального развития. Ближайшая перспектива развития. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты общего образования. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Дифференциация требований к подготовке обучающихся. Оценка достижения образовательных результатов. Методы оценки образовательных результатов. Формирующее оценивание образовательных результатов, техники формирующего оценивания. Проектирование заданий для оценки образовательных достижений учащихся. Задания для организации промежуточного и итогового контроля. Использование портфолио для оценки достижений учащихся. Рефлексия как метод оценки образовательных результатов. Методы организации рефлексии.
Итоговая работа: Проанализируйте принципы построения деятельностных уроков по ФГОС. Составьте свою точку зрения относительно подходов к проектированию процесса достижения трех групп образовательных результатов каждого типа урока. Выберите все методические «инструменты», которые потребуются Вам для проектирования и реализации деятельностных уроков по ФГОС. Для каждого «инструмента» опишите контекст применения (на каком этапе проектирования и для каких целей он может быть использован).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Назовите несколько наиболее важных для Вас сегодня образовательных результата.
2. Напишите рефлексивное эссе на тему «Мои индивидуальные затруднения при реализации ФГОС».
3. В какой степени сегодняшний вебинар соответствовал требованиям ФГОС и признакам деятельностной модели?
4. Почему мы начали обучение с выявления Ваших затруднений и Ваших ожиданий?
5. На какие образовательные результаты направлен вебинар как оргформа (проанализируйте свой опыт)?
6. Оцените свой опыт проектирования уч. занятий, сопоставив с технологией, принципами проектирования и комментариями: что удалось? что не удалось? точки роста?
7. Проанализируйте функции и роли педагога в деятельностной парадигме.
8. Сформулируйте перечень учебных целей в терминах образовательных результатов для каждого типа уроков. Выделите самые ключевые результаты: предметные, метапредметные, личностные.
9. Покажите место данного типа урока в цикле деятельности по освоению содержания образования.
Литература
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 - ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 г. № 598 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
6. Методические рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
Основная литература:
- Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В. Миронов. - Изд-е 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2015.
- Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. - М.: Педагогическое общество России, 2016.
Дополнительная литература:
- Образовательные системы современной России: Справочник. - М.: РГГУ, 2010.
- Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход: материалы очнодистантной педагогической конференции, 17 декабря 2010 г. Под ред. А.В.
Хуторского. - Москва, 2010.
- Павлова Л.А. Сетевая организация инновационной деятельности как механизм развития муниципальной системы образования: автореф. дисс. на соискание ст. к.п.н., по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 2010.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Чернявская А.Г. Деятельностный подход в обучении взрослых. Инструментарий успешного тьютора: Учебное пособие / А.Г. Чернявская. - М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2013. - 200 с.
Интернет-ресурсы:
• Федеральные государственные образовательные стандарты. - http://mon.gov.ru.
• Содержание и порядок введения ФГОС, ключевые понятия ФГОС. - http://standart.edu.ru.
• Издательство «Просвещение». - http://www.prosv.ru.
• Методические рекомендации по реализации основной образовательной программы // сайт Московского центра оценки качества. - http://www.mcko.ru.
• Сайт открытого института «Развивающее образование». - http://www.ouro.ru.
• Индивидуальные дистанционные консультации специалистов по проблемам внедрения ФГОС. - http://www.school2100.ru.
Приложение 1
Реализация программы через вебинары, разработанные и требующие разработки
№ |
Содержание |
Количество часов
|
Наименование темы
|
1 |
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области проектирования деятельностных уроков, обеспечивающих соответствие их квалификации новым условиям профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования |
2 |
Системно-деятельный подход как средство реализации современных целей образования |
2 |
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области проектирования деятельностных уроков, обеспечивающих соответствие их квалификации новым условиям профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования |
2 |
Типология урока в дидактической системе деятельностного метода |
3 |
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области проектирования деятельностных уроков, обеспечивающих соответствие их квалификации новым условиям профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования |
2 |
Моделирование урока с позиции системно-деятельностного подхода |
4 |
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области проектирования деятельностных уроков, обеспечивающих соответствие их квалификации новым условиям профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования |
2 |
Технология смыслового чтения |
5 |
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области проектирования деятельностных уроков, обеспечивающих соответствие их квалификации новым условиям профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования |
2 |
Формирующее оценивание образовательных результатов обучающихся в современной школе |
|
|
|
|
*Общее число прослушанных вебинаров в рамках программы должно составлять 24 часа. Вы можете составить индивидуальный маршрут из вебинаров, представленных в Приложении 1, комбинируя их по своему усмотрению.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.