ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
Семинары
doc
администрации
Взрослым
21.02.2020
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основные задачи общества: диагностика одаренных детей и подростков; раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности; формирование системы научных взглядов учащихся; создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся; развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры; участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах; содействие эффективности профориентации
Статья Особенности организации внеурочн..doc

Сичинская Н. М.

г. Челябинск, МБОУ гимназия № 10

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (п.16) определены направления развития личности, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе, а именно: спортивно-оздоровительное направление; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. При этом формы реализации внеурочной деятельности очень разнообразны. Дадим характеристику некоторых форм организации внеурочной деятельности в начальной общеобразовательной школе.

Для организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению рекомендуются следующие формы как в семье, так в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования детей и т.д. Это могут быть:

- утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками;

- прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр;

- прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность;

- детские спортивные секции, кружки;

- разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря).

Духовно-нравственное направление включает широкий спектр видов деятельности. Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.

Формы организации по духовно-нравственному направлению:

- кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью»;

- лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву;

- бумажная пластика, холодный батик, витраж, работа с кожей, с соломкой и др.;

- кружки технического творчества (лего-конструирование), домашних ремесел;

- посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре, художественные акции школьников в окружающем школу социуме;

- игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ;

- компьютерные игры (специально отобранные специалистом);

- игра на инструменте;

- прослушивание музыкальных произведений и т. д

Общеинтеллектуальное направление, отмечает Степанов П. В. реализуется через  такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др. Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. В процессе работы над проектом к младшему школьнику предъявляются определённые требования.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления по утверждению Степанова П. В. может быть положена общественно-полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно-потребностную сферу растущего человека.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

При создании образовательной программы ОУ необходимо учитывать требования ФГОС НОО, где общественно-полезная деятельность включена в одно из направлений внеурочной деятельности.

Формы организации по социальному направлению: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.

По мнению Степанова П.В., перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

-                    целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

-         эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-                    навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-         установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-         способности принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности;

-                     умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-         умения активно использовать речевые средства для решения

коммуникативных и познавательных задач;

-                     способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-                     логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-         умения договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-                     способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

-                     пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

-                    значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

-                    уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-                     навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

-                     умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности, которые очень чётко определят федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: экскурсии, кружки, секции, “круглые столы”, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др. Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

          Кружок форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы. Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:

·  специфические образовательные задачи;

·  принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;

·  ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;

·  демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

При организации работы секции должны соблюдаться принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторяемости, наглядности и индивидуализации.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии

Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Школьное научное общество учащихся – это добровольное, неполитическое, научно-творческое объединение учеников 1-11 классов, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Идея создания такой формы деятельности учеников позволит повысить самооценку детей, комфортность их самореализации.

Цель НОУ – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учащихся, повышение социального статуса знаний.

Основные задачи общества: диагностика одаренных детей и подростков; раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности; формирование системы научных взглядов учащихся; создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся; развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры; участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах; содействие эффективности профориентации.

         Общественно полезные практики – такой вид деятельности, в ходе которой человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям. 

         Таким образом, общественно-полезная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

В педагогической деятельности активно используются возможности развития социальной компетентности через организацию общественно-полезных практик (например, деятельность по профилактике социальных пороков (курения, наркомании), участие в музейной работе школы, организация помощи ветеранам, шефство старшеклассников над младшими школьниками и т.д.). В ходе такой практики происходит отработка социальных навыков, познание социальной действительности.

 


Сичинская Н. М. г. Челябинск,

Сичинская Н. М. г. Челябинск,

Общеинтеллектуальное направление , отмечает

Общеинтеллектуальное направление , отмечает

Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов)

Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов)

КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др

КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др

России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; - умений…

России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; - умений…

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата

Идея создания такой формы деятельности учеников позволит повысить самооценку детей, комфортность их самореализации

Идея создания такой формы деятельности учеников позволит повысить самооценку детей, комфортность их самореализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020