Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ СО
«Камышловский гуманитарно-
технологический техникум»
_______________ Е.Е.Бочкарева
__. __.2023 г.
РАБОЧАЯ программа
Учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 16. «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
основной
образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по профессии
43.01.09 Повар, кондитер
(профессия)
профиль обучения: естественнонаучный
уровень образования: базовый
Камышлов, 2023 г.
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель ________________ Л.А. Цытыркина
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР ______________ Н.А. Польдяева |
|
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР ______________ Т.А. Мадыгина |
Составитель: Меньшенин С.А., преподаватель/высшая кв. категория
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер (профессия).
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………......... 8
Общая характеристика учебной дисциплины «История» ................................... 8
Место учебной дисциплины в учебном плане ......................................................... 10
Результаты освоения учебной дисциплины ............................................................. 10
Содержание учебной дисциплины ............................................................................. 11
Тематическое планирование ………………………………………………………… 31
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов …………. 35
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «История родного края» …………………………………………………. 66
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «История родного края» разработана на основе:
ü федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
ü примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО);
ü федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 43.01.09 «Повар, кондитер»;
ü примерной рабочей программы «История родного края» написана на основе рабочей программы под редакцией Н.Г.Чагина, А.В.Шкерина, Л.А. Обухова, Екатеринбург;
ü учебного плана по специальности 43.01.09 «Повар, кондитер»;
Программа общеобразовательной дисциплины «История родного края» реализуется на основе следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ), принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года (в действующей редакции);
Государственный образовательный стандарт (НРК) (2006), предусматривающий в рамках художественной культуры содержательной линии реализацию курсов «История Урала» и «Культура Урала».
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного студента.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки 43.01.09. «Повар, кондитер».
Содержание программы «История родного края» направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного представления об исторический прошлый регион, подведение обучающихся к самостоятельным оценочным выводам о культурно-историческом и научном вкладе родного края в общероссийское мировое наследие, о современном состоянии родного края и перспективах его развития;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание ценностно-ориентированной личности, способной к разностороннему самоопределению и самореализации на основе идей гуманизма, гражданственности и патриотизма;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Система исторического образования в России должна продолжить формирование и
развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном
мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.
Содержание учебной дисциплины «История родного края» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
При отборе содержания учебной дисциплины «История родного края» учитывались следующие
принципы:
- многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
- ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Основой учебной дисциплины «История родного края» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:
- эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития
производительных сил и характера экономических отношений;
- процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;
- образование и развитие государственности в последовательной смене форм и
типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;
- социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;
- эволюция международных отношений;
- развитие культуры разных стран и народов.
В процессе изучения истории рекомендуется посещение:
• исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных комплексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.);
• исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);
• мест исторических событий, памятников истории и культуры;
• воинских мемориалов, памятников боевой славы;
• мест археологических раскопок.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История Родного края» завершается подведением итогов в форме итоговой контрольной работы в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «История родного края» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «История родного края» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «История родного края» — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «История родного края» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
ЛР1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны;
ЛР5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России;
ЛР3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;
ЛР8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;
ЛР23 Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную трудовую активность;
ЛР7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;
ЛР6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях;
ЛР17 Обладающий экономической и финансовой культурой, экономической грамотностью, а также собственной адекватной позицией по отношению к социально-экономической действительности;
ЛР31 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации.
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
• предметных:
− сформированность представлений о хронологии, периодизации, характерных событиях, процессах, их последовательности;
− владение комплексом знаний об истории родного края, географическом и административном делении Уральского региона, особенностях климата, ландшафтных зонах и полезных ископаемых, памятниках природы, археологических памятниках, основных зонах горнозаводского производства, центрах социальной и революционной активности, историко-краеведческой терминологии;
− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике, давать описание экскурсии, историко-краеведческой композиции;
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Часть 1. Урал с древнейших времен до конца 19 века
Концепция, цели и задачи курса. Географическое положение Уральского региона. Понятие «Урал»: историческое измерение. Происхождение топонима «Урал».
Древнейшее прошлое. Этническая карта древнего Урала
Каменный век. Палеолит. Начало и пути заселения края. Занятия первых обитателей Урала. Источники сырья и приемы обработки камня. Древнейшее пещерное искусство: Капова и Игнатиевская пещеры. Мезолит. Традиционные занятия: охота и рыболовство. Появление на Южном Урале земледелия и скотоводства. Гончарное производство. Увеличение численности населения и расширение ареала его обитания.
Энеолит – от камня к меди. Проникновение на Урал скотоводческих племен. Бронзовый век. Влияние открытия металла на жизнь людей. Роль металлургии в становлении культуры. Планировка протогородов, занятия их жителей. Погребения с колесницами. Железный век. Преимущества железных изделий. Ананьинская археологическая культура. Торговые связи Урала.
Этнические процессы. Этногенез коренного населения Приуралья. Население Зауралья: предки хантов и манси. Самодийцы. Формирование башкирского этноса. География размещения этносов на территории Урала. Влияние на народы Урала соседних государств. Торговые и культурные связи. Народы Южного Урала в составе Золотой орды.
Современная этническая ситуация в Уральском регионе.
Колонизация Урала русскими (конец XI – XVI вв.)
Летописи о походах новгородцев и дружин владимиро-суздальских князей на Урал в конце XI — XIII вв. Присоединение к Москве пермских и вятских земель (вторая половина XV в.). Изменение обстановки в Поволжье после падения Казанского и Астраханского ханств. Строгановы и их роль в освоении Приуралья. Начало заселения русскими Южного Урала.
Первые русские экспедиции на восточный склон Урала. Ситуация в Зауралье до прихода русских: тюркские государства и угорские княжества. Поход дружины Ермака: дискуссионные вопросы. Продвижение русских в Зауралье и разгром Сибирского ханства. Поиск более удобных путей через Урал. Строительство Бабиновской дороги и ускорение общероссийского миграционного процесса в «восточном» направлении. Верхотурье —
«ворота в Сибирь». Верхотурская таможня. Создание условий для массовой колонизации Урала.
Урал в составе Московского государства (XVII в.)
Уральские города — военно-административные, экономические и религиозные центры. Особенности планировки уральских городов. Возвышение Соли Камской и Верхотурья. Права и обязанности городского населения. Развитие ремесел: судостроение и кузнечное производство. Поиски и освоение рудных месторождений. Уральские рудознатцы Тумашевы. Появление первых металлургических производств мануфактурного типа.
«Невьянское рудное и железное дело». Развитие торговли. Ирбитская ярмарка. Власть и общество: народные движения. «Сибирские гарнизоны»: формирование и расположение вооруженных сил. Условия и задачи военной службы.
Церковь и освоение Урала. Создание епархий.
Формирование и развитие Уральского горнозаводского района в XVIII – первой половине XIX вв.
Предпосылки создания на Урале горнозаводской промышленности. Государственная промышленная политика и строительство первых казенных заводов. Формирование органов управления заводским делом. Роль В.Н.Татищева и В.Геннина в создании уральской горнозаводской промышленности. Монетное производство в Екатеринбурге. Заводовладельцы: Демидовы, Строгановы, Шаховские, Всеволожские, Яковлевы, М. Походяшин и др. Превращение Урала введущий горнозаводской район России. Причины постепенного снижения уровня и темпов развития уральской металлургии к концу XVIII в. Изменение управления горными заводами Урала в первой половине XIX в. Складывание системы горных округов. Начало технической перестройки уральских заводов. Промышленный переворот на Урале. Внедрение паровых двигателей, пудлингования. Изменение характера труда в связи с промышленным переворотом.
Промышленность Урала в XVIII - первой половине XIX вв.
Заселение и аграрное освоение новых территорий. Открытие золота на Урале. Золотодобыча. Солеварение – старейшая отрасль промышленности Урала. Большой Сибирский тракт. Дорожная сеть Урала.
Торговля. Возрастание роли региона в экономической интеграции страны. Ярмарки и торжки – центры торговли. Ирбитская, Крестовско-Ивановская ярмарки. Роль городов в развитии торговли (Екатеринбург, Оренбург, Троицк). Экспорт уральской продукции за рубеж.
Художественные промыслы и прикладное искусство. Камнерезное и ювелирное производство. Художественная обработка металла: златоустовское холодное оружие, искусство златоустовских граверов на металле. Художественная роспись по металлу – тагильские подносы. Невьянские сундуки.
Социальные отношения и конфликты на Урале в XVIII в. - первой половине XIX вв. Башкирское восстание 1705 — 1711 гг. «Крестьянская война 1773 — 1775 гг. и особенности ее хода на Урале. Волнения горнозаводского населения Урала в первой половине XIX в. Декабристы на Урале. Уральские вольнодумцы. Дело А. Лоцманова.
Социокультурные процессы на Урале в XVII — XVIII вв.
Строгановская вотчина как «культурное гнездо»: книжные собрания, иконописные мастерские, певческая школа, прикладное искусство.
Устная и письменная словесность Урала в XVII — XVIII вв. Фольклор. Легенды об Урале, запечатленные в русских летописях. Народные предания о богатствах Урала. Фольклорный цикл о Ермаке. Сборник русского былинного эпоса Кирши Данилова. Фольклор горнозаводских рабочих: семейные предания, лирические песни. Общерусский характер семейных и календарных обрядов. Зарождение литературной жизни на Урале.
«Наказы» В.Н. Татищева. Складывание системы просвещения и профессиональной подготовки на Урале в XVIII в. Развитие научных и технических знаний. Изучение Урала научными экспедициями.
Архитектура. Крепостное и острожное деревянное строительство. Начало каменного строительства на Урале. Кремль г. Верхотурья – яркий пример каменного зодчества первой четверти XVIII в. Планировка и застройка заводских поселений. Памятники гражданской архитектуры: административные и заводские здания, усадьбы. Невьянская наклонная башня.
Складывание местных иконописных школ. Пермская деревянная скульптура.
Быт и нравы населения Урала. Жилище, интерьер, одежда, пища. Календарные обычаи и обряды, праздники, увеселения, зрелища, досуг. Роль церкви в повседневной жизни уральцев.
Социокультурные процессы на Урале в первой половине XIX в.
Развитие системы образования: создание начальных школ, уездных училищ, гимназий. Подготовка профессиональных кадров. Поэт и «ревнитель свободы» А.В.Лоцманов. Начало книгоиздания на Урале. Светские библиотеки. Работа научных экспедиций с участием естествоиспытателя. Утверждение классицизма в архитектуре Урала. Государственная регламентация строительства. Развитие промышленной архитектуры. Деятельность архитекторов Уральского горного правления (И.И.Свиязев, М.П.Малахов). Планировка и застройка крупнейших городов Урала.
Художественные промыслы. Роспись по дереву. Изделия уральских камнерезов.
Златоустовская гравюра по металлу. Чугунное художественное литье.
Часть 2 Урал в 20—21 вв.
Социально-экономическое развитие Урала в пореформенный период
Административно-территориальные изменения. Реформы 60-70-х гг. XIX в. и их влияние на все стороны жизни общества. Кризис уральской промышленности и его преодоление в пореформенный период. Сохранение полукрепостнических пережитков. Форсированные темпы и половинчатость процессов модернизации на рубеже XIX – XX вв. Новые явления в социальной и экономической жизни Урала. Внедрение акционерного капитализма в промышленность края. Проникновение иностранного капитала на Урал. Столыпинская аграрная реформа и сельское хозяйство Урала. Влияние Первой мировой войны на экономику Урала. Милитаризация промышленности и ее последствия. Усиление кризисных явлений в экономике и социальных отношениях на Урале.
Развитие культуры и науки Урала во второй половине XIX – начале XX вв.
Изменения в системе образования. Участие земств в просвещении населения. Открытие первого на Урале университета в Перми. Создание публичных библиотек. Оживление литературной жизни в пореформенный период. Вклад писателей Урала в российскую литературу. Творчество Ф.М.Решетникова и Д.Н.Мамина-Сибиряка. Творчество писателей демократического направления.
Научные изыскания. Вклад геологов А. Карпинского, В. Вернадского, Ф. Чернышова, А. Ферсмана, математика И. Первушина. Уральское общество любителей естествознания. Организация музеев. Деятельность ученых архивных комиссий. Д. Менделеев об Урале. Медицинские научные объединения.
Расцвет изобразительного искусства в пореформенный период. Творчество живописцев А.И.Корзухина, А.К. Денисова-Уральского, П.П.Верещагина, Л.В.Туржанского, М.В.Нестерова, Л.В.Попова. Музыкальная культура Урала. Хоровая культура. А. Городцов. Театральная жизнь. Каслинский чугунный павильон –шедевр уральского художественного литья.
Творческие поиски в архитектуре рубежа XIX – ХХ вв. Появление новых материалов и технологий в строительстве. Проявление стиля «модерн» в городских постройках начала ХХ в. Усадьбы Екатеринбурга. Новые явления в бытовой культуре горожан. Сохранение форм традиционной культуры.
Революционные события 1917 г. и гражданская война на Урале
Своеобразие политической обстановки на Урале после свержения самодержавия. Установление советской власти на Урале. Атаман А. Дутов и сопротивление казаков большевикам на Южном Урале. Создание аппарата государственной власти. Первые преобразования советской власти. Национализация уральской промышленности и организация управления ею. Осуществление советского декрета о земле.
Причины гражданской войны на Урале. Выступление Чехословацкого корпуса и развертывание крупномасштабной гражданской войны на Урале. Организация Северо- Урало-Сибирского фронта. Антисоветские выступления. Свержение советской власти в Ижевске и Воткинске. Расстрел семьи последнего российского императора. Поражение войск Красной армии летом 1918 г. Ситуация на оккупированной территории края, деятельность Временного областного правительства Урала, Прикомуча, Уфимской Директории. Партизанское и подпольное движение в тылу белогвардейских войск. Рейд отряда В. Блюхера. Переворот А. Колчака и оккупация всего Урала зимой 1918/19 г. Деятельность большевиков по освобождению Урала в марте-августе 1919 г. Восстановление советской власти на Урале. Последствия гражданской войны на Урале.
Ускоренная советская модернизация на Урале (20 – 30 гг. ХХ в.)
Всеобщий политический, социально-экономический кризис и его проявление на Урале. Недовольство рабочих и служащих. Выступления крестьян против политики большевиков. Западно-Сибирское восстание. Переход к Новой экономической политике. Организация восстановительных работ в промышленности и в сельском хозяйстве. Восстановление транспорта. Борьба с голодом. Первые итоги НЭПа
Генеральный план хозяйства страны. Завершение восстановления народного хозяйства Урала. Итоги НЭПа.
Развертывание ускоренной советской индустриализации. Решение проблемы Урало- Кузбасса. Мобилизация коммунистов и комсомольцев на стройки первой пятилетки. Развитие и укрепление предприятий военно-промышленного комплекса.
Насильственная коллективизация, административно-приказное вовлечение крестьян в колхозы. Голод 1932 – 1933 гг., развал сельского хозяйства, раскрестьянивание деревни. Организационно-хозяйственное укрепление колхозов путем создания в деревнях чрезвычайных органов – политотделов МТС и совхозов. Завершение коллективизации и закрепление земель за колхозами.
Утверждение в стране авторитарного режима личной власти Сталина. Идеологический прессинг. «Воинствующий» атеизм. Отсутствие социальной защищенности граждан. Массовые репрессии интеллигенции, партийных, советских, комсомольских, научных и военных кадров на Урале Спецпереселенцы, заключенные ГУЛАГа, депортированные народы на Урале.
Культурное строительство в 20-30-ые гг. ХХ в.
Культурно-просветительская работа и ее идеологическая направленность. Центры культурной жизни – избы-читальни, клубы и Дворцы культуры. Развитие средств массовой информации и политизация населения. Возникновение новых периодических изданий. Деятельность Уральской ассоциации пролетарских писателей. Возникновение Уральского отделения Союза писателей СССР. Социалистические преобразования – ведущая тема в литературном творчестве. Творчество П.П. Бажова, А.П. Бондина и др. Творческий поиск театральных коллективов Урала.
Борьба на «фронте искусств». Поиски новых форм в изобразительном и монументальном искусстве. Реализация идеи монументальной пропаганды. Творчество С. Эрьзи, И. Шадра. Социалистическая тематика в художественных произведениях. Конструктивизм в архитектурном облике уральских городов.
Урал в годы Великой Отечественной войны
Перестройка экономики Урала на военный лад. Прием эвакуированных предприятий. Транспорт и связь на обслуживании нужд фронта и народного хозяйства. Трудности аграрного сектора экономики. Военно-организационная работа. Формирование соединений и частей для фронта. Подготовка боевых резервов. Добровольцы и добровольческие воинские соединения и части. Всенародная помощь фронту. Сбор средств на вооружение Красной Армии.
Урал – база восстановления хозяйства на пострадавших от врага территориях. Условия труда, заработная плата, жилищно-бытовые условия, прием эвакуированного населения. Медицинская помощь раненым и инвалидам. «Все для фронта, все для победы!»: наука, образование и культура на Урале.
Социально-экономическое развитие Урала во второй половине ХХ в.
Развитие уральского промышленного района. Конверсия. Укрепление военно- промышленного комплекса. Становление крупнейшего центра атомной промышленности. Освоение новых видов машиностроительной продукции. Опережающее развитие военно- промышленного комплекса. Экологические проблемы Урала.
Послевоенный кризис сельского хозяйства. Голод 1946 - 1947 гг. Государственная политика ограничения индивидуальных приусадебных хозяйств. Уровень жизни в деревне. Освоение целинных и залежных земель. Попытки реформирования аграрных отношений в 50-е – 80-е гг.
Общественно-политическая жизнь Урала во второй половине ХХ в.
Послевоенная общественно-политическая жизнь Урала. Основные проявления культа личности Сталина. Военнопленные на Урале. Общественная обстановка и социально- культурные условия в годы деятельности Н.С. Хрущева. Отказ от процесса демократизации брежневским руководством. Создание показного благополучия. Активизация общественно-политической жизни во второй половине 80-х гг. Зарождение неформальных движений и политических партий. Феномен Б.Н. Ельцина.
Образование и наука во второй половине ХХ в.
Переход к всеобщему среднему образованию. Школьная реформа конца 80-90-х гг. Развитие средне-специального и высшего образование. Либерализация гуманитарной науки.
Вклад уральских ученых в развитие новых отраслей промышленности. Развитие академической науки на Урале: Уральский научный центр и Уральское отделение Российской академии наук. Возникновение и развитие научных школ
Развитие культуры Урала во второй половине ХХ в.
«Хрущевская оттепель» и оживление культурных процессов. Создание региональных журналов «Урал» и «Уральский следопыт». Творчество детских писателей.
Художники-шестидесятники: Е.И. Гудин, Г.С. Мосин, И.И. Симонов, М.Ш. Брусиловский, В.М. Волович и др. Организация художественных выставок. Творчество Э. Неизвестного. Музыка, театр, кинематография.
Итоговое обобщение - 1 час.
НРК. Этнокультурные особенности региона. Нравственно-этические и эстетические нормы культуры различных этнических групп, населяющих Средний Урал. Основные художественные и этнокультурные памятники Среднего Урала и своего населенного пункта. Основные жанры местного Фольклора, виды декоративно-прикладного искусства Урала. Условия становления ремесел и промыслов на Среднем Урале в прошлом и их развитие в настоящее время. Основные виды художественного творчества на Среднем Урале: история и современность. Развитие видов творчества (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного) народов Урала во взаимосвязи с процессами, происходящими в стране, мире. Тенденции развития художественной культуры в контексте социально-политической и экономической жизни региона. Культурные связи Среднего Урала с другими регионами страны и мира.
Специфика становления и развития художественной культуры на Урале (музыка, литература, театр, изобразительное искусство).
Роль личности в сохранении и развитии художественной культуры Среднего Урала и отдельных муниципальных образований в Свердловской области: история и современность. Выдающиеся деятели художественной культуры Урала (биография, творческие достижения, произведения). Практическое участие в сохранении памятников художественной культуры региона и отдельных муниципальных образований.
Примерные темы рефератов (докладов), исследовательских проектов
1. Происхождение человека и первобытные стоянки на Урале: дискуссионные вопросы.
2. Мой родной населенный пункт (город, село и т.п.) в истории Урала (по выбору студентов).
3. Генеалогическое древо моей семьи.
4. Наш край в ХVIII веке. Наш край в ХIХ веке.
5. Экологические проблемы нашего города.
6. Великая российская революция в исторических событиях на Урале.
7. Наш край в 1920—1930-е годы.
8. Урал – кузница победы.
9. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
10. Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
11. Восславим красоту родного края.
12. Наш край на рубеже ХХ—ХХI веков.
13. Города Среднего Урала.
14. Колонизация Урала
15. Великие люди земли Уральской.
16. Мастера нашего города.
17. Литературное наследие наших земляков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История родного края» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ, ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет по специальностям СПО естественнонаучного профиля профессионального образования - 52 часа. Из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 48 часов, (из них: теоретических занятий – 24 часа, практической работы – 24 часа и 4 часа консультаций;), контрольная работа в конце 4 семестра.
Форма контроля: Контрольная работа в конце 4 семестра.
№ урока |
Наименование тем и разделов |
Количество часов |
Коды общих компетенций и личностных результатов. |
||||
Объем образовательной нагрузки |
Консультации |
Всего часов |
Кол-во аудиторных часов теории |
Практические занятия |
|||
2 курс |
|
||||||
4 семестр ( 48 часов.) |
|
||||||
Тема 1. Древнейшее прошлое. Этническая карта древнего Урала |
2 |
|
2 |
2 |
|
|
|
1-2 |
Концепция, цели и задачи курса. Периодизация и археология Урала. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
Тема 2. Колонизация Урала русскими (конец XI – XVI вв.) |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
3-4 |
Освоения края, вхождение в состав России. Основные занятия Народов Урала. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
5-6 |
Практическая работа. Доклады: Идолы уральских жителей. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 3. Урал в составе Московского государства в XVI – XVII вв. |
4 |
|
4 |
4 |
2 |
|
|
7-8 |
Колонизационные процессы на Урале в XVI в. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
9-10 |
Уральский край в составе Русского государства в XVII в. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
11-12 |
Практическая работа. Строительство за Уралом первых русских городов и острогов. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 4. Формирование и развитие Уральского горнозаводского района в XVIII веке. |
2 |
|
2 |
2 |
|
|
|
13-14 |
Экономическое развитие Урала в XVIII в. Крестьянская война Е. И. Пугачева на Урале. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
Тема 5. Промышленность и социальные процессы на Урале в XVIII – XIX вв. |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
15-16 |
Социально-политические и культурные процессы на Урале в XVIII - XIX вв. Декабристы на Урале. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
17-18 |
Практическая работа. Горнозаводской Урал в XIXв. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 6. Революционные события 1917 г. и гражданская война на Урале. |
8 |
2 |
6 |
2 |
4 |
|
|
19-20 |
Практическая работа. Урал в период Первой мировой войны. Быт и культура уральцев в начале XX в. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
|
Групповая консультация. Быт и культура уральцев в начале XX в. |
|
2 |
|
|
|
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 09 |
21-22 |
Уральский край на рубеже XIX – XX вв. Революция 1917 г. и гражданская война на Урале. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
23-24 |
Практическая работа. Белые и красные участники гражданской войны. Красный и белый террор на Урале. Трагедия Романовых. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 7. Ускоренная советская модернизация на Урале (20 – 30 гг. ХХ в.) |
7 |
1 |
6 |
2 |
4 |
|
|
25-26 |
Урал в 1920 – 1930-е годы. Быт и культура населения Урала в 1920-1930-е гг. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
27-28 |
Практическая работа. Индустриальные победы на Урале: мифы и реальность. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
29-30 |
Практическая работа. Урал в годы индустриализации – голод, террор. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 8. Урал в годы Великой Отечественной войны |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
31-32 |
Урал «Опорный край державы»: 1941-1945 гг. Вклад наших земляков в разгром фашистской Германии. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
33-34 |
Практическая работа. Трудовой и военный подвиг земляков. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 9. Социально-экономическое развитие Урала во второй половине ХХ в. |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
35-36 |
Новый виток репрессий на Урале. Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1940 – 1960-е годы. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
37-38 |
Практическая работа. Уральский край в первое послевоенное двадцатилетие (1945 – 1964 гг.) |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 10. Урал в период усиления кризисных процессов в жизни советского общества. |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
39-40 |
Экономическое развитие региона в 1965-м – 1980-е гг. Период перестройки на Урале. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
41-42 |
Практическая работа. Социально-политическая и культурная жизнь региона в 1965 – 1985 гг. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 11. Урал в условиях перестройки. |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
|
43-44 |
Практическая работа. Политическое развитие и культурная жизнь региона в период перестройки. |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 12. Урал на рубеже тысячелетий (1991 – 2003 гг.) |
5 |
1 |
4 |
2 |
2 |
|
|
45-46 |
Социально-политическое развитие региона в 1991-1999 гг. |
|
|
|
2 |
|
ЛР1 ЛР5 ЛР3 ЛР8 ОК 5 ОК 6 |
47-48 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
2 |
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
|
Групповая консультация. Урал в современных социально-политических условиях. Итоговое обобщение. |
|
2 |
|
|
|
ЛР8 ЛР5 ЛР1 ЛР23 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Итого |
52 |
4 |
48 |
24 |
24 |
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (основные виды учебной деятельности) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; |
Тестирование. Оценка выполненной самостоятельной работы. Оценка практической работы, выполненной на практическом занятии. |
Умение критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); |
Тестирование. Оценка выполненной самостоятельной работы. Оценка практической работы, выполненной на практическом занятии. |
Умение анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах); |
Тестирование. Оценка выполненной самостоятельной работы. Оценка практической работы, выполненной на практическом занятии. |
Умение различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; |
Оценка практической работы, выполненной на практическом занятии. |
Умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; |
Оценка практической работы, выполненной на практическом занятии. |
Умение участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; |
Оценка практической работы, выполненной на практическом занятии. |
Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; |
Тестирование. Оценка выполненной самостоятельной работы.
|
Знание периодизации всемирной и отечественной истории; |
Тестирование. Оценка выполненной самостоятельной работы.
|
Знание современных версии и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории; |
Тестирование. Оценка выполненной самостоятельной работы.
|
Знание исторической обусловленности современных |
Тестирование. |
общественных процессов; |
Оценка выполненной самостоятельной работы.
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только освоенные умения и усвоенные знания, но и развитие общих компетенций
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Организует собственную деятельность, определяет методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество |
Интерпретация результатов наблюдений деятельностью обучающегося процессе освоен образовательной программы. |
|
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Интерпретация результатов наблюдений деятельностью обучающегося процессе освоен образовательной программы. |
за в ия |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Освоение программы учебной дисциплины «История Родного края» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио-логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «История Родного края» входят:
· многофункциональный комплекс преподавателя;
· наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
· информационно-коммуникационные средства;
· экранно-звуковые пособия;
· комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
· библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «История Родного края», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «История» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Алексашенко Н.А., Огоновская И.С.Попов Н.Н. История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: ИД «Сократ»., 2018.
2. Обухов Л.А., Шкерин ВА., Шкребень Г.С. История Урала. Учебное пособие для основной школы. - Екатеринбург: Изд-во «Сократ»,2005.
Для студентов:
1.Змеева Л.М. Край родной, Екатеринбург, Сократ, 2001
2.Чагин Н.Г. История Урала с древних времен по 21 век, Екатеринбург.
3.Сократ, 2005 3. Чагин Н.Г. Художественная культура Урала, Екатеринбург.
4.Чагин Н.Г, Мурзина И.Я., Народы и культура Урала в 19 – 20 вв., Екатеринбург.
5.Кулагина Т.А. История родного края, Екатеринбург, Сократ, 2002.
6.Огоновская И.С. История Урала. Программа учебного курса, Екатеринбург, Сократ,2000.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.