Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся»
Составила:
Некипелова Лариса Иннокентьевна
учитель иностранного языка
первой категории
2014
Пояснительная записка
В современном, стремительно меняющемся мире, исследование
рассматривается не только как узкоспециальная деятельность, но и как
неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека.
Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро
поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования.
В этих условиях эффективной технологией, позволяющей опираться на
самостоятельную активную деятельность учащихся в процессе обучения и
способствовать становлению их компетентности, является исследовательская
деятельность на основе использования информационных технологий.
Для построения образовательного процесса, направленного на
развитие исследовательской компетентности, используются различные образовательные
среды, в том числе одна из перспективных для системы образования в школе –
научное общество учащихся.
Предпосылками для разработки данной программы стали:
Направленность программы - социально-педагогическая. Каждый
участник программы имеет возможность выстраивать процесс обучения в
соответствии с индивидуальным предпочтениями, с непосредственным опытом, их
потребностями и интересами.
В качестве ожидаемого образовательного продукта выступают
исследовательские работы учащихся в различных научных областях: математике,
физике, химии, иностранных языках, русском языке и литературе, техническом
творчестве, биологии, экологии, истории, историческом краеведении, культуре и
культурологии Бурятии.
Сопровождающую роль в учебно-исследовательской работе
выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую
личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются
учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования,
стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации,
организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных
исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена
мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам,
предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.
Цели:
Становление исследовательской компетентности школьников через
включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом
учащихся, их жизненными потребностями и интересами;
Создание условий для всестороннего и наиболее полного
развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.
Задачи:
Участники программы:
При
выборе направления исследования учитываются: возрастные особенности,
познавательный интерес.
Обучение организовано с учетом следующих приоритетов:
Схема обучения:
Обучение
распределено по 3-м этапам (3 модуля):
1 этап организационно - подготовительный « Первые шаги в науке»;
2 этап: технологический « Школа исследователя»;
3 этап: презентативный «Мой мир, мои открытия».
В течение каждого модуля (один - два месяца) в отведенное время,
участник научного общества занимается по теме модуля.
Модульность программы позволяет учащимся осваивать
содержание модулей в произвольном порядке. При оценке результатов оценивается
не только качество исследовательской работы, но и личная деятельность
учащегося. Перевод успехов учащихся в НОУ в успешность в рамках учебных
дисциплин в школе можно отследить по выступлениям на занятиях, использованию
научной терминологии и элементов научного стиля изложения учебного материала,
по участию в школьных научно-практических конференциях, олимпиадах,
соревнованиях, конкурсах.
Ожидаемые результаты и механизм отслеживания результатов:
В качестве образовательной продукции для учащихся научного
общества «Форвард» выступают их идеи решения проблем, сконструированные модели,
обнаруженная в источниках, в сети Интернет и систематизированная определенным
образом информация, результаты участия в мероприятиях по исследовательской
деятельности (научно-практические конференции, конкурсы).
При отслеживании результатов учитываются особенности
взаимодействия школьника с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения»
изучаемых тем модулей, степень отличия предъявляемых результатов от типовых и
общедоступных данных и т.д. Оценке подлежат как информационные, так и
деятельностные результаты обучения, интеллектуальный уровень развития
мыслительных процессов и исследовательская активность:
Фиксируемые умения:
Результаты освоения программы определяются по трем уровням :
· недостаточный;
· допустимый;
· оптимальный.
Недостаточный:
только внешний мотив; отсутствует стремление к самообразованию; редкое
обращение к научной литературе в процессе исследования; низкая активность и
самостоятельность; учащиеся воспроизводят знания и умения на репродуктивном
уровне по известному алгоритму; отсутствует необходимость в самоанализе и
самооценки.
Допустимый: ситуативный интерес к исследованию:
непоследовательность в действиях; эпизодическое изучение научной литературы;
невысокая степень активности и самостоятельности в решении проблемных ситуаций;
удовлетворенность результатами; эпизодичный самоанализ, самооценка.
Оптимальный: познавательные,
профессионально-ценностные и личностные мотивы; последовательность в действиях;
стремление к самообразованию; постоянное изучение научной литературы; устойчивый
интерес; высокая активность и самостоятельность в рамках выполнения
исследования; неудовлетворенность результатами деятельности; самоанализ и
самооценка проведенного исследования.
Содержание программы
Первый этап: «Первые шаги в науке»
Задачи: Главной задачей данного организационно-образовательного этапа
«Первые шаги в науке» является вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую
деятельность.
Наименование модуля |
Тематика модуля |
1модуль |
|
Содержание и формы организации:
|
Содержание |
Форма |
Блок понятийной работы |
Цель
включения в программу. |
Обоснование
темы, направления работы. |
Блок деятельности |
Целеполагание. |
Ответы
на вопросы. |
Рефлексивный этап. |
Рефлексия этапов. |
|
Ожидаемый результат:
Второй
этап: «Школа исследователя»
Задачи: Главной задачей данного технологического «Школа
исследователя» является создание учащимися в учебно-исследовательской
деятельности основной части своей работы.
Наименование модуля |
Тематика модуля |
2модуль.Информационно-аналитический |
Работа с информацией:
|
3модуль. Доказательство |
Подтверждение гипотезы в опытно-экспериментальной работе:
Классификация
типов и задачи эксперимента. |
4модуль. |
Научное консультирование. |
Содержание и формы организации:
|
Содержание |
Форма |
Блок понятийной работы |
Основные понятия исследования |
Работа с информационными источниками |
Блок деятельности |
Поиск
информации по теме. |
Работа
с литературой, в |
Рефлексивный этап |
Рефлексия этапов, модулей |
|
Ожидаемый результат:
Третий этап: «Мой мир, мои открытия»
Задачи: Главной задачей данного презентативного «Мой мир, мои
открытия» является обобщение учащимися результатов учебно-исследовательской
деятельности и представление их .
Наименование модуля |
Тематика модуля |
4модуль.
|
|
Содержание и формы организации:
|
Содержание |
Форма |
Блок понятийной работы |
Анализ
выполненной работы |
Взаиморецензирование,
обсуждение критериев оценки |
Блок деятельности |
Оформление
работы в виде исследования |
Общение
с консультантом |
Рефлексивный этап |
Рефлексия этапов, модулей |
|
Ожидаемый результат:
Методическое обеспечение
Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно - методического обеспечения:
Методическое обеспечение
Требования к оформлению списка литературы и других источников по теме исследования.
Литература
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29.
2. Гоман И. Г. Исследовательская работа на уроках английского языка. Новокузнецк, 2006
3. Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.- 40с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.