ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»
Оценка 5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
21.01.2018
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»
Занятие.docx
Тема занятия. Исследование в начальной школе.  Занятие № 4 Цель занятия: ознакомление с этапами реализации исследовательского проекта в урочной и   внеурочной   деятельности,   формирование   учебных   универсальных   действий   у обучающихся младших классов. Как выбрать тему исследования? Информация для обучающихся младших классов Начало любого исследования – это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в настоящий момент. Если Ты не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.) Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками.   Может   быть,   кто­то   подскажет   тебе   интересную   идею,   тему   твоего будущего исследования. Какими могут быть темы исследования Все  возможные темы можно  условно распределить на три  группы: фантастические ­ темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; экспериментальные    ­   темы,   предполагающие проведение   собственных  наблюдений, опытов   и экспериментов;  теоретические   ­   темы   по   изучению   и   обобщению   сведений,   фактов,   материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках. Примеры тем исследования: 1. Кто зажигает звезды? 2. Почему надуваются мыльные пузыри? 3. Кто построил пирамиды? ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования ­ значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Примеры формулировки цели исследования: 1. Выяснить, почему зебре нужны полоски. 2. Расследовать, почему репейник колючий. 3. Узнать, что делает под водой водолаз. Задачи   исследования   уточняют   цель.   Цель   указывает   общее   направление   движения,   а задачи описывают основные шаги. ГИПОТЕЗА  ИССЛЕДОВАНИЯ Гипотеза   ­   это   предположение,   рассуждение,   догадка,   ещё   не   доказанная   и   не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis ­ основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого­либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: * предположим... допустим... * возможно... что, если... Примеры формулировки гипотезы: Почему самолет оставляет в небе след? Допустим, потому, что он разрезает небо Возможно, чтобы не заблудиться на обратном пути Что, если это послание инопланетян Что такое хлебное дерево? Предположим, оно выросло из сухарей Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез­ предположений по теме твоего исследования. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Как составить план работы. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что­то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) ­способ, приём познания явлений окружающего мира. Список доступных методов исследования. 1. Подумать самостоятельно. С  этого  надо   начинать  любую   исследовательскую работу? Задай себе вопросы: ­ Что я знаю об этом? ­ Какие суждения я могу высказать по этому поводу? ­ Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? 2. Посмотреть книги о том,  что исследуешь. Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: кратко, точно, доступно обо всём. 3. Спросить у других людей. Людей,   с   которыми   следует   побеседовать   о   предмете   исследования,   можно   условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.  Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто­то из них знает нечто очень важное о том, что ты изучаешь. 4. Познакомиться с кино­ и телефильмами по теме своего исследования; Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно­популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний! Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или диски с учебными фильмами.) 5. Обратиться к компьютеру,  посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; Сегодня ни один учёный не работает без компьютера ­ верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и видеоинформацию можно найти на компакт­ дисках.  Также  с  помощью  компьютерных  программ ты  сможешь  посетить  виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников. 6. Понаблюдать. Интересный   и   доступный   способ   добычи   новых   знаний   ­   наблюдение.   Для   наблюдений человек   создал   множество   приспособлений:   простые   лупы,   бинокли,   подзорные   трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, ­ всё это также можно использовать в исследованиях. Подумай,   какими  приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений. 7. Провести эксперимент. Эксперимент (от латинского слова experimentum) ­проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент ­ значит выполнить какие­то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. 8.   Продумай   план   эксперимента.   Может   быть,   ты   проведёшь   не   один,   а   несколько экспериментов.   Вспомни,   может   быть,   ты   уже   имел   возможность   наблюдать   за   ходом какого­то опыта, эксперимента. Воспользуйся теми методами,  которые  помогут проверить твою гипотезу (гипотезы). Схема эксперимента: ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется. 1. Выделить из текста основные понятия  и дать им определения. 2. Классифицировать (разбить на группы)  основные предметы, процессы, явления и  события. 3. Выявить  и обозначить все  замеченные  тобой парадоксы. 4. Выстроить  по   порядку   (ранжировать)   основные идеи. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. 8. Подготовить текст сообщения. 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 10. Приготовиться к ответам на вопросы.   Понятия  ­  это  краткие  и  точные  характеристики  предметов,  явлений.  Самые  важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить. Как   научиться   давать   определения   понятиям?   Существуют   приёмы,   очень   похожие   на научное определение понятий, можно воспользоваться ими. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Описание   ­   это   простое   перечисление   внешних   черт   предмета   с   целью   нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описать объект ­ значит ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?»  Характеристика предполагает перечисление лишь  некоторых  внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов. Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко ­ фрукт, а помидор ­ овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор ­ другой... Классификацией   (от   латинского   classis   ­   разряд   и   facere   ­   делать)   называют   деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает   рассматриваемые   объекты   на   группы   (разряды),   чтобы   их   упорядочить,   и придаёт нашему мышлению строгость и точность. Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» образовано от греческого paradoxos   ­   неожиданный,   странный,   невероятный.   Парадокс   возникает,   когда исследователь приходит к выводу, не соответствующему обычным представлениям. Ранжирование ­ от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг ­ это звание, чин, разряд,   категория.   Ранжировать   идеи   ­   значит   выстроить   их   по   степени   важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д. Умение отделять  главные  идеи от второстепенных ­важнейшая особенность мыслящего ума. Примеры. Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления. Выводы. Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги.   Для   этого   надо   сделать   умозаключения   и   высказать   суждения.   Суждение   ­это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего­ либо. Мыслить ­ значит высказывать суждения. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось. Пути дальнейшего изучения. Для настоящего исследователя завершение одной работы ­ это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше (по выбранной теме). Как подготовить текст? Для   того   чтобы   лучше   и   полнее   донести   свои   идеи   до   тех,   кто   будет   рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану: 1. Почему избрана эта тема. 2. Какую цель преследовало исследование. 3. Какие ставились задачи. 4. Какие гипотезы проверялись. 5. Какие использовались методы и средства исследования. 6. Каким был  план исследования. 7. Какие результаты получены. 8. Какие выводы сделаны по итогам исследования. 9. Что  можно исследовать  в этом направлении дальше.  Запиши текст доклада. Схемы,   чертежи,   рисунки,   макеты.   Доклад   будет   понят   и   воспринят   лучше,   если   его проиллюстрировать   рисунками,   чертежами,   макетами.   Например,   вы   исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке  ­ нарисуйте  карту­схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего ­ сделайте его рисунок. Вами создан   проект   космического   корабля   для   туристических   поездок   или   новая суперсовременная   подводная   лодка   ­   склейте   макет.   А   если   вы   изучали,   как   влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете   новые   способы   расстановки   столов   в   классной   комнате,   то   обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.   Подготовиться   к   ответам   на   вопросы.   В   научном   мире   принято,   что   защита исследовательской работы ­ мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод. Исследователю на заметку. Оформление проектной папки Проектная папка  – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.  Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:  чётко организовать работу каждого участника проектной группы;  стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;  объективно оценить ход работы над завершённым проектом;  судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении его выполнения. В состав проектной папки входят: 1)  паспорт   проекта,   листы  «портфолио»  с   пошаговым   планом   выполнения   проекта   и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления; 2)  вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета; 3) результаты исследований и анализа; 4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии; 5) материалы к презентации (сценарий); 6) другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. Паспорт проекта Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов: 1. Название проекта. 2. Руководитель проекта. 3. Консультант(ы) проекта. 4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту. 5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект. 6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс). 7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. 8. Типология проекта. 9. Цель проекта (практическая и педагогическая). 10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах). 11.Необходимое оборудование.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я – исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018