Образовательная программа «Экопластика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей, по программе происходит на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности - музыки, ритмики, пения, фольклорного театра. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, методистам учреждений дополнительного образованияОбразовательная программа "Экопластика"
Администрация города Хабаровска
Управление образования
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровска
«Детский экологический центр «Косатка»
Рекомендовано
Методическим советом
Протокол № от
Утверждено
На педагогическом совете
Протокол № от___________
Образовательная программа
«Экопластика»
(художественное направление,
возрастной состав обучающихся 67 лет,
срок реализации программы 1 год)
Педагог: Ермакова Елена Юрьевна
Хабаровск2016
Пояснительная записка
Образовательная программа «Экопластика»
направлена на
всестороннее, гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Обучение детей, по программе происходит на основе взаимодействия и
взаимопроникновения различных форм художественной деятельности
музыки, ритмики, пения, фольклорного театра. Фольклорный материал
включает в себя и объединяет различные виды и жанры народного творчества
– это песни, танцы, игры, декламация, элементы театрального искусства,
прикладное творчество (изготовление народных костюмов, атрибутов,
игрушек, шумовых музыкальных инструментов и пр.). Занятия по программе
дают возможность добровольного объединения педагогов, родителей и детей
на почве освоения народной культуры.
Содержание программы способствует укреплению здоровья,
психомоторных навыков, развитию творческих и
совершенствованию
созидательных способностей детей.
Освоение детьми фольклора дает им возможность лучше понять и
узнать историю своего народа, родного края, ощутить свою сопричастность к
огромному целому, называемому Родиной, Россией, глубже прочувствовать
значение понятия «Малая родина».
Образовательная программа «Экопластика» опирается на достижения
русского вокальнохорового исполнительства,
традиции певческой
этнопедагогической и музыковедческой российской школы. Учебный
репертуар программы включает лучшие образцы песенноигрового фольклора,
элементы ритмики, гимнастики и игры.
Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания
цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности,
защиты и развития ее духовности.
Значимость программы состоит в том, что традиционная культура
рассматривается здесь как знание, без которого общество не может
развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель
построения неконфликтных коммуникативных ситуаций,
способ
прогнозирования их развития. Ритмика способствует правильному
физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается
эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно
творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается
кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной,
гармонически развитой личности.
Новизна программы состоит в образовательных технологиях, позволяющих
достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение
по программе организовано с учётом событий русского календарнообрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе
народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве
формируют ее содержательную и методическую части.
Основной целью данной программы является этнокультурное образование
детей через изучение и освоение традиций русского фольклора,
эмоциональное обогащение.
Программа эффективно реализует многоцелевую направленность:
способствует формированию художественного вкуса, развитию
музыкальных способностей, формирует нравственные качества;
обеспечивает приобретение социального опыта в процессе подготовки и
участия в календарных праздниках, концертах, экскурсиях;
развивает навыки самовыражения, познавательной деятельности.
В процессе достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
образовательные:
изучение основных русских обрядов, праздников, жанров народной
песни и танца;
формирование элементарных навыков ритмических движений;
развивающие:
выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных
способностей в процессе изучения народной культуры;
практическое освоение традиционного русского музыкального,
пластического (танцевального) и поэтического творчества;
развитие самостоятельности и инициативы;
развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения
согласовывать движение с музыкой;
формирование навыков самостоятельного выражения движений под
музыку;
укрепление физического здоровья: формирование правильной осанки,
развитие гибкости, пластичности, выносливости, силы, координации
движений, ориентировки в пространстве;воспитательные:
привитие детям любви к народной культуре через народное пение,
танец;
формирование интереса, бережного отношения, уважения и любви к
традиционной русской культуре и культуре других народов; воспитание
чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
формирование
эстетического и художественного вкуса,
познавательного интереса.
Программа «Экопластика» охватывает детей старшего дошкольного
фронтальные, комплексные,
возраста 67 лет.
Основные формы работы – групповые,
интегрированные занятия.
Режим занятий: групповые занятия 1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Контроль усвоения программы обучающимися проводится на обобщающих
занятиях в конце каждого полугодия и на отчетном концерте коллектива в
конце учебного года. Способы проверки усвоения программы: педагогическое
прослушивание и наблюдение, педагогический анализ и самоанализ
выступлений.
Результаты диагностики фиксируются в диагностической карте по
десятибалльной шкале, где “10” оптимальный уровень знаний, умений и
навыков, “1” низкий уровень знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты
В конце обучения дети будут:
иметь представление о: разнообразии фольклорных жанров;
некоторых народных обрядах и праздниках: жатве, зимних и “зеленых”
святках, Масленице, встрече весны;
иметь начальные навыки: фольклорного интонирования; владения
простейшими элементами фольклорной хореографии; игры на простых
изученных народных инструментах;
уметь: вести себя на занятиях; быстро переходить из активного
состояния (игровые или хореографические движения) в состояние
внимания (слушать педагога); спокойно брать дыхание; в ритме напева
четко декламировать тексты изученных песен; исполнять фольклорныйматериал пройденных жанров; ритмично ходить под музыку и исполнять
простейшие элементы русского танца.
У детей будут воспитаны: интерес к народной культуре; умение видеть
прекрасное в народном творчестве; основы норм поведения в быту и
обществе.
Учебный план
Тема
Количество часов
Общее Теория Практика
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого:
Вводное занятие
Введение в мир фольклора
Ознакомление с основными русскими народными
праздниками.
Развитие голоса и слуха на фольклорной основе.
Песенные ритмотексты
Развитие чувства ритма на основе фольклорной
хореографии. Основные элементы русского
народного танца
3накомство с русскими народными инструментами.
(Ударные и шумовые)
Песни игры
Концертные выступления
Обобщающее занятие
2
2
4
18
18
10
12
4
2
72
2
1
1
1
1
1
1
8
1
3
17
17
9
11
4
2
64Содержание занятий
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Порядок занятий. Составление
расписания. Инструктаж по технике безопасности. Начальный мониторинг
выявление музыкальных способностей.
Прослушивание детей: пение
знакомых вокальных упражнений с целью определения музыкальных данных
(интонации, чувства ритма, музыкальной памяти), определения тембра и
диапазона голоса каждого ребенка. Условное распределение по партиям
(сопрано и альты).
2. Введение в мир фольклора. Жанры фольклора. Фольклор «взрослых
для детей» и непосредственно детское творчество. Разнообразие
фольклорных жанров. Фольклор «взрослых для детей» (колыбельные песни,
пестушки, потешки, прибаутки). Непосредственно детское творчество
(словесные игры, молчанки, голосянки, сечки, скороговорки, сказки детские и
сказки взрослых для детей, детские календарные песни). Игровой фольклор.
Практическая часть.
Разучивание скороговорок на глухие согласные,
сонорные звуки, четкое произношение звука «р». Пение простых распевок,
состоящих из примарных и секундовых интервалов («Андрей – воробей»).
Работа над чистым интонированием в потешках, прибаутках в диапазоне
терции.
3. Ознакомление с основными русскими народными праздниками.
Жатва, зимние святки, Масленица, встреча весны. Начальные понятия о
земледельческом круге на Руси. Знакомство с народными обрядами,
традициями, праздниками согласно тематическому плану календарных
праздников и обрядов. Народные праздники и обряды: жатва, зимние святки,
Масленица, встреча весны. Ознакомление с народными традициями
празднования Пасхи, Троицы («Зеленые» святки).
Практическая часть. Прослушивание и пение соответствующих календарных
песен. Исполнение приуроченных к праздникам песен в небольшом диапазоне
(терции, кварты). Подготовка, проведение и участие в праздниках: «Жатва»,
«Зимние святки», «Масленица», «Встреча весны».
4. Развитие голоса и слуха на фольклорной основе.
Песенные
ритмотексты. Знакомство с голосовым аппаратом человека, органами
дыхания. Значение правильного дыхания для пения.Практическая часть. Импровизация вопросноответных фраз, попевок на
фольклорном материале. Варьирование мелодий на интонации народного
трихорда, на данные народные двустишия. Коллективная и индивидуальная
декламация текстов и песенных ритмотекстов. Отработка навыков: точного,
«чистого» интонирования, правильного дыхания, слушать и слышать друг
друга в ансамбле, управлять своим голосом. Пение и декламация упражнений:
для развития дыхания «Насос», «Шарик», на развитие дикции и голосового
аппарата (элементы подражательных звуков): «Куку», «Вой ветра», «Гудение
шмеля», «Тушение свечи», для формирования свободного, естественного
пения («Пою, как говорю», «речь нараспев»). Работа над дикцией в играх и
попевках: «Ходит Ваня», «Тетёра», воспитание бережного и внимательного
отношения к слову. Пение простейших традиционных детских песен, попевок
и считалок. Соединение слова с музыкой и движением.
Примерный репертуар для разучивания: песниигры: «Шла коза по лесу»,
«Заинька», «БабаЯга», считалки: «На златом крыльце», «Вышел зайчик»,
попевки и песни: «Осень», «Дождик», «Посмотрите, как у насто в
мастерской», «Дева Мария», «Ой, каледа», «У нашего пана», «Гогого коза»,
«Наша масленица годовая», «Блины», «Ты, прощай, наша масленица»,
«Жаворонки», «Мы шли пошли волочебники», «Батюшка Егорий».
Музыкальный материал основан на детских играх, считалках, несложных
обрядовых песнях, связанных с речевыми интонациями.
5. Развитие чувства ритма на основе фольклорной хореографии.
Основные элементы русского народного танца. Знакомство с основными
элементами русского народного танца.
Практическая часть.
мышц тела,
координацию движений, постановку корпуса, рук, ног, комбинаторику,
развитие мягкости, плавности линии рук. Развитие чувства ритма через
освоение простейших элементов русского народного танца (притопывание,
хлопки, ритмическая ходьба). Хлопки в ладоши простые и скользящие,
притопы на сильную долю, ровные притопы на обе доли. Переменный шаг.
Шаг с поворотом корпуса на каждый шаг то вправо, то влево, соответственно
ногам. Ход с выносом пятки вперед или в сторону на последнюю счетную
долю «и», повороты на месте. Движение по кругу. Знакомство с основными
фигурами хоровода. Работа над простым хороводным шагом, каждый шаг
отсчитывает восьмые доли песни, что способствует коллективному пению в
движении. Второй шаг более широкий, но медленней. Исполнение основных
фигур хоровода отдельно. Соединение отдельных фигур в композицию:
Упражнения на раскрепощение«круг», «два круга», «круг в круге», «стенка змейка». Соединение рук в
хороводах. Положение корпуса и рук в хороводах. Народный костюм и его
влияние на манеру держаться, «выходку». Исполнение простейших
хореографических композиций.
Освоение танцевальных движений,
сопровождающих разучиваемые песни.
Примерный репертуар для разучивания: «Во поле березка стояла», «Шла
коза по лесу», игровые хороводы: «Изза городу гуляет», «Где был,
Иванушка», пляска по кругу «Калинка», плясовые песни: «Ты зимушка
зима», «Как на тоненький ледок», массовый перепляс под песню: «Изпод
дуба», полька «Бабочка», танцы «Сени», «Реченька».
6. 3накомство с русскими народными инструментами. Ударные и
шумовые инструменты. Разные виды русских народных инструментов:
ударные, шумовые, духовые, струнные и пр.
Различие шумовых и
музыкальных звуков. Русские народные инструменты: ложки, различные
трещотки, треугольник, колотушка, рубель, свистульки.
Демонстрация
педагогом художественных возможностей инструментов.
Практическая часть. Освоение свистулек и простых ударных и шумовых
русских народных инструментов: ложек, различных трещоток, треугольника,
колотушки, рубеля.
Ритмическое сопровождение ими песен и танцев.
Отстукивание слов считалок и попевок на ударных и шумовых инструментах.
Повтор ритмических рисунков на инструментах.
Импровизация игровых движений.
7. Песни – игры. Детский игровой фольклор. Значение игры в жизни
человека. Драматизированная игра.
Практическая часть. Разучивание различных детских музыкальных игр (с
движениями, хороводных, словесных, с предметами). Освоение навыка
обыгрывания песен.
Выполнение
творческих заданий.
Примерный репертуар для разучивания: «Море волнуется», «Дрёма», «Где
был, Иванушка», «У медведя во бору».
8. Концертные выступления. Правила поведения на сцене и за кулисами.
Традиционные коллективные мероприятия и концерты.
Практическая часть. Подготовка к концерту: репетиции в костюмах, на
сцене, участие в сводных репетициях. Выступления на праздниках, массовых
школьных мероприятиях, концертах. Анализ выступлений.9. Обобщающее занятие проводится в конце учебного года. Обобщение
полученных знаний. Повторение теоретического и практического материала,
пройденного за учебный год. Подведение итогов работы за учебный год.
Планы работы на будущий учебный год. Задания на лето. Результаты
заносятся в диагностические карты воспитанников. Повторяются все темы
года.
Методическое обеспечение
Работа по программе ведется в двух основных направлениях:
формирование музыкальноритмического, исполнительского мастерства детей
и информационнопросветительская работа.
Оба направления работы служат в равной степени как приобщению к
традициям, так и качественному исполнению детьми фольклорного материала
на различных концертах и выступлениях. Направление “Информационно
просветительская работа” является необходимой теоретической базой для
работы с фольклорным материалом, т.к. сценическое воплощение песни
полностью отражает содержание и идею песни лишь в том случае, если дети
знают, в какой ситуации и по какому поводу песня исполнялась нашими
предками, для чего служила.
Творческое развитие детей опирается на принципы дидактики и
возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат народной
педагогике.
Методика проведения занятий состоит из:
развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных
особенностей детей;
творческих заданий;
работы над певческими и танцевальными навыками;
развитие ритмических движений под музыку.
Включение такого материала обогащает представления обучающихся об
атмосфере того или иного фольклорного явления и способствует
формированию “фольклорного” кругозора. Специфика фольклорного
материала дает возможность проведения учебных занятий в форме
путешествий, народных игр, обрядовых действий.
Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:
разминка, распевка; показ и разучивание нового музыкального материала;закрепление пройденного; слушание музыки и анализ прослушанного;
теоретические сведения; повторение.
Примерный план разучивания песни: прочесть внимательно текст песни;
прослушав,
проанализировать жанровые особенности и обрядовую
принадлежность; разучить текст песни и мотив с детьми; обдумать
художественное оформление.
Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх,
хороводах обязательно их гармоничное соединение. Исполнители народно
певческого коллектива должны не только иметь вокальные данные и уметь
петь, но и красиво двигаться. Программа включает работу над элементами
народного танца и бытовой хореографии.
Материальнотехнические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
удобный, хорошо проветриваемый кабинет для групповых занятий; народные
костюмы; народные музыкальные инструменты; фортепиано; пюпитры; нотная
и справочная литература; репродукции, альбомы, фотографии аутентичного
материала; аудио и видеоаппаратура; аудио и видеозаписи с
этнографическим материалом.
Методическая литература
Литература для педагогов (методический раздел)
Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П. , Круглов Ю.Г. Русское
1
народное поэтическое творчество. – Л., 1983.
2 Жилибыли…: Произведения устного народного творчества для детей /
сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – М., 1988.
3
4
Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1981.
Круглый год.
Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф.
Некрылова. – М., 1991.
5
Куприянова Л.Л.
Формирование исполнительскотворческой
деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное
воспитание в школе. Вып. 17. – М., 1986.
6
Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе М., 2002.7 Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. Методическое
пособие. – М., 1985.
Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические
8
рекомендации к занятиям 1го года обучения по программе факультатива
«Введение в народоведение». – М., 1994.
9
Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1998.
10 Программа для средних общеобразовательных учебных заведений:
Музыкальный фольклор. М., 1992.
11 Русский фольклор в современных образовательных структурах / Сост.
Л.Л. Куприянова. – Кемерово, 1996.
Хрестоматия по
12 Русское народное поэтическое творчество.
фольклористике: Учебн. пособие для филолог. спец. пед. интов / Сост. Ю.Г.
Круглов. – М., 1986.
13 Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. – М., 1990.
14 Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). М., 2002.
15 Фольклор в школе: Русские песни Западной России, часть II. / Под общей
редакцией профессора Шаниной Л. – М., 1993.
16 Фольклор Московской области: календарный и детский фольклор / Сост.
В.Б. Сорокин. – М., 1979.
17 Широков А. Русские народные песни и частушки. М., 2002.
18 Школа русского фольклора: обучение в младших классах / Под общей
редакцией профессора Картавцевой М.Т. – М., 1994.
Литература для воспитанников (репертуарный раздел)
1. Будем песни петь / Сост. П. Сорокин. – М., 1998.
2. Багрий Ю.А. Песни Северного Подмосковья. – М., 1989.Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки,
3.
календарные песни / Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова.
– М., 1983.
4.
Гилярова Н. Детский фольклор Рязанской области. – Рязань, 1992.
5. Жаворонушки (в пяти частях) / Сост. Г.М. Науменко – М., 1977 – 1987.
6. Поют дети / Сост. Е.А. Краснопевцева. М., 1989.
Родные просторы. Русские народные песни для детского хора / Сост. Л.
7.
Куприянова. – М., 1979.
Русская народная песня. Антология / Сост. С. Браз. – М., 1993.
8.
9. Свитова К. Народные песни Брянской области. – М., 1966.
10. Фольклор в школе. Вып. 1 4 / Сост. Л.Л. Куприянова М., 1991.
Тематический план детских календарных обрядов и праздниковСентябрь
летопроводец
Октябрь
грязник
Ноябрь
ледень
Декабрь
стужайло
Январь
просинец
Февраль
сечень
Март
протальник
Апрель
снегогон
Семен летопроводец (14.09), ПетрПавел рябинники (23.09).
Жнивные обряды: оспоженки, овсяницы. Пословицы, поговорки,
загадки о хлебе, урожае. Народные игры, хороводы. Сказки о
животных.
Ерофей мученик (11.10): проделки лешего сказки и поверья.
Праздник урожая «Осенины».
Сорчий праздник (01.11), Кузьминки встреча зимы (14.11):
пословицы, поговорки, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель.
Святочные обряды колядования и засевания. Зимние святочные игры,
песни, пляски. Колядки, овсени, виноградья. Сказки про зверей.
Катерина санница (07.12), Спиридон солнцеворот (25.12)
заклички солнца. Новогодний праздник «Рождество Христово»:
театрализованное обрядовое действие. История русского народного
костюма. Многообразие и разнообразие народного костюма,
региональные особенности. Различия женского и мужского костюма.
Детская одежда.
Январь Новолетье открывает. День памяти Ильи Муромца.
Богатырские сказки, былины. Празднование «Святок», крещенский
сочельник, подготовка к Масленице. Рассказы о масленичных
обрядах. Символика ручной вышивки, обереги дома.
Сретение (15.02): встреча зимы с летом. Починки: подготовка
хозяйства к весне, лету. Масленичные игры, песни, пляски. Праздник
«Широкая Масленица»: театрализованное обрядовое действие,
«Лакомка» чаепитие с блинами.
Тимофей весновей (06.03). Грачевники (17.03) рассказы о
кикиморах. Весеннее равноденствие, Сороки (22.03): обычаи, поверья.
Поговорки, приметы, загадки о весне.
Заклички жаворонков.
Поделки из глины, выпечка из теста.
«1 апрель никому не верь»: дразнилки, мирилки, перевертыши,
докучные сказки, частушки. Благовещение (07.04) обряд
освобождения птиц. Сказка о встрече солнца с месяцем. Весенние
хороводы, песни, игры. «Красная горка» театрализованное
обрядовое действие, выставка народных игрушек, детских поделок и
рисунков.
Майтравень Ведьмины хороводы (05.05), Егорий вешний (06.05): праздник
пастухов. Русальная неделя: обряды, поверья, волшебные сказки.
Знакомство с обрядом русской свадьбы, гостьбы. Семицко троицкие
ритуалы. Символика ритуальной еды. «Семик»: театрализованное
обрядовое действие. Обзор календарных особенностей летних
месяцев.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТАобучающегося объединения «Экопластика»
Педагог ___________
Обучающийся________________
№/
№
п/п
Параметры оценки качества
ЗУН
обучающегося
Оценочные показатели
нач. года
конец года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Владение певческим голосом
Чистота и точность
интонирования
Владение навыком варьирования
напева
Владение фольклорной
хореографией
Умение воплощать фольклорный
материал в ансамбле
Владение народными
инструментами
Теоретические знания
Участие в концертах и массовых
мероприятиях
Участие в конкурсах, наличие
дипломов и призов