Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций
Оценка 4.8

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология
1 кл
30.04.2018
Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций
В статье рассматриваются вопросы организационно-методической работы учителя -логопеда в средней общеобразовательной школе. Статья носит практический характер и направлена на организацию образовательной среды логопедического кабинета в соответствии с требованиями ФГОС. Основной элемент образовательной среды - средовой ресурс, понимаемый как влияние и условия, в которых происходит образование личности. Учителю-логопеду необходимо знание средовых ресурсов и умение их организовать в коррекционоо-развивающем процессе. В данной работе представлен анализ предметно-пространственной среды.Исследовательская работа по изучению эффективности организации образовательной среды кабинета учителя-логопеда как средства формирования коммуникативных и познавательных компетенций обучающихся первых классов.
Среда ВВ Власова.docx
Образовательная среда логопедического кабинета как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций Актуальность. Для системы Российского образования актуально внедрение образовательных  Для системы Российского образования актуально внедрение образовательных  стандартов нового поколения, которые определяют систему требований к структуре,  стандартов нового поколения, которые определяют систему требований к структуре,  результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое  результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое  внимание уделяется формированию универсальных учебных действий на начальном  внимание уделяется формированию универсальных учебных действий на начальном  периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего  периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего  успешного обучения. У учащихся формируется базовое умение – учиться, в основе  успешного обучения. У учащихся формируется базовое умение – учиться, в основе  которого лежат: коммуникативные и познавательные УУД,  способствующие регуляции  которого лежат: коммуникативные и познавательные УУД,  способствующие регуляции  поведения и  деятельности, познанию мира. Особое значение придается коррекционной  поведения и  деятельности, познанию мира. Особое значение придается коррекционной  работе с детьми группы риска. ФГОС указывает на обязательный учет индивидуальных  работе с детьми группы риска. ФГОС указывает на обязательный учет индивидуальных  возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость  возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость  создания условий для их обучения и воспитания. создания условий для их обучения и воспитания. Цель логокоррекционной работы: оказание помощи детям, испытывающим трудности  Цель логокоррекционной работы: оказание помощи детям, испытывающим трудности  в достижении метапредметных результатов, предполагающих формирование  в достижении метапредметных результатов, предполагающих формирование  коммуникативных компетенций, и предметных результатов в формировании учебных  коммуникативных компетенций, и предметных результатов в формировании учебных  навыков по чтению и письму в условиях мультисенсорной среды. навыков по чтению и письму в условиях мультисенсорной среды. Объект ­ образовательная среда.  Объект ­ образовательная среда.  Предмет ­ коррекционно­развивающая среда  логопедического кабинета в  Предмет ­ коррекционно­развивающая среда  логопедического кабинета в  общеобразовательной школе.  общеобразовательной школе.  Задачи: Задачи: 1.1.  Изучение теоретической основы вопроса о среде;  Изучение теоретической основы вопроса о среде; Организационная деятельность – пространственные,  предметные,  2.2. Организационная деятельность – пространственные,  предметные,  организационные и социально­психологические ресурсы; организационные и социально­психологические ресурсы; Содержание и оформление логопедического кабинета в соответствии с  3.3. Содержание и оформление логопедического кабинета в соответствии с  требованиями ФГОС. требованиями ФГОС. 4.4. Анализ коррекционно­развивающей среды. Анализ коррекционно­развивающей среды. Гипотеза: трудности формирования  коммуникативных и познавательных   Гипотеза: трудности формирования  коммуникативных и познавательных   коспетенций будут минимизированы в результате логокоррекционной работы в условиях  коспетенций будут минимизированы в результате логокоррекционной работы в условиях  специально организованной коррекционно­развивающей среды. специально организованной коррекционно­развивающей среды. Методы исследования: теоретический (анализ педагогической литературы, синтез,  Методы исследования: теоретический (анализ педагогической литературы, синтез,  обобщение); обобщение); ­ эмпирические (анкетирование). ­ эмпирические (анкетирование). База исследования:  База исследования:  МБОУ «Боградская сош», обучающиеся 1­х классов, дети с ОВЗ.  МБОУ «Боградская сош», обучающиеся 1­х классов, дети с ОВЗ. 1. Образовательная среда  «Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная  совокупность условий и влияний, окружающих человека» (Маркович, 1991). Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и  социальных факторов, которые могут влиять на жизнь и деятельность людей. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит её  свободное и активное саморазвитие. «…Человек одновременно является продуктом и  творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие» (Введение к  Стокгольмской декларации, принятой на Конференции Объединенных Наций в 1972 г). Человек для другого человека так же выступает как элемент окружающей среды, оказывая  на него влияния своими отношениями и действиями. Как подчеркивает Д.Ж.Маркович:  «Каждый из нас поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения. В связи, с чем и  говорится, что социальное (общественное) поведение возникает как следствие того, что  один человек важен для другого как часть его среды. Вот почему важно изучать влияние  социальной среды на поведение человека, как и влияние поведения человека на  общественную среду» (1991, с. 53). Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также  В.В.Рубцовым (1997): «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека  среда — это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который  существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других  процессах». Межчеловеческие отношения могут складываться в отношения взаимной  терпимости и сотрудничества; превосходства и эксплуатации; подавления и подчинения  или же заботы и поддержки. Во всех этих случаях личность будет находиться в совершенно различной социальной среде, соответственно по­разному будет проходить и процесс ее  развития и становления. Таким образом, для дальнейшего анализа нам будет достаточно  понимания, что среда человека — это его естественное и социальное окружение,  обладающее комплексом влияний и условий. В.И. Слободчиков выделяет два основных показателя образовательной среды — ее  насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации). В.А. Ясвин подчёркивает, что «Идея развивающей образовательной среды, столь  привлекательная сегодня для творчески мыслящих учителей, родителей и, главное, самих  детей (пусть и на неосознаваемом уровне), не всегда была популярной в умах даже самых  выдающихся педагогов прошлого. Педагог как субъект, управляющий образовательным процессом, выполняет систему  действий  по превращению среды в средство развития и получение задуманного результата. Взаимодействие косвенное, через среду, позволяет стимулировать различные виды  деятельности, обеспечивающие благоприятный социальный статус ребёнка. Организационная деятельность – пространственные,  предметные, организационные  2.2. Организационная деятельность – пространственные,  предметные, организационные  и социально­психологические ресурсы. и социально­психологические ресурсы. Первым фактором  личностного развития ребёнка является среда (как совокупность  окружающих ребёнка обстоятельств), содержащая: предметно­пространственное,  информационное, социально­поведенческое окружение. В специальной среде  организуется совместная деятельность  детей – как второй  фактор личностного развития.  Эта деятельность носит развивающий, обучающий и  воспитывающий характер. В процессе активного взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит  осмысление и среды, и деятельности, и себя – это третий фактор развития личности. Это  способствует формированию ценностного отношения ребёнка к себе, к другим учащимся (т.е. установлению поддерживающих межличностных отношений), к  собственной  деятельности, к действительности, которая его окружает.  Создание поддерживающей и стимулирующий процесс социализации образовательной среды, является актуальным аспектом развития личности. Вопросы, связанные с такими  понятиями, как «образовательная среда», «ресурсы образовательной среды», широко  обсуждаются педагогами в последнее время. В соответствии с основными сферами  образовательной среды Н.Н. Баль выделяет следующие группы средовых ресурсов:  пространственные, предметные, организационные, социально­психологические.  Перечень средовых ресурсов, их составляющие Составляющие средовых ресурсов Основные средовые ресурсы Пространственные ресурсы (В пространстве, прилегающем к  кабинету, размещаются стенды с  детскими работами,  занимательная информация для  детей, родителей, педагогов,  фотоотчеты о проектах и т.п.) Предметные ресурсы (Используемый материал  отвечает техническим  требованиям: качественное  полиграфическое исполнение,  безопасность для детей).      Зона для индивидуальных занятий; Зона для групповых занятий (столы, стулья,  настенные доски (грифельные, магнитные,  фланелеграф и др.) Зона для рабочего места учителя­логопеда (стол с компьютером и другой оргтехникой, шкаф для пособий  и др.) Зона для проведения логоритмики (мягкие  модули, фитбол и др.) Зона для проведения дыхательной гимнастики,  индивидуального логопедического массажа и   релаксационных упражнений Предусмотрены подпространства: ­ для уединения и общения, учитывая  предрасположенность детей с нарушениями речи к  быстрой истощаемости и утомляемости; ­ для проведения кукло­ и сказкотерапии с целью  развития связной выразительной речи, преодоления  логофобии и др. ­ для песочной терапии, игр с различными сыпучими  материалами и водой (пальчиковый бассейн) с целью  развития мелкой моторики и ручного праксиса,  являющиеся средством стимуляции речи, повышения  работоспособности и др. ­ Помещение (объём, освещенность, цветовое решение,  наполненность, оформление); мебель (размер,  функциональность, комфорт); оборудование  (персональный компьютер и обучающие программы). ­ Демонстрационное оборудование: настенная доска,  наборное полотно, фланелеграф, на которых  размещаются буквы, карточки, картинки и т.д. ­ Наборы цветных маркеров, мелков, карандашей,  ручек. ­ Дидактический материал: альбомы, наглядно­ иллюстративный материал (настенная касса букв,  слоговая таблица, звуковые и слоговые схемы; пособия, книги для чтения, различные игры, тренажеры для  развития речи, мелкой моторики, мыслительных Организационные ресурсы  (система требований в виде  правил речевого поведения ­  речевые памятки, регулирующие  режим, дозировку речевой  нагрузки, отношения ребёнка с  окружающими) Социально­психологические  ресурсы (сочетание разных форм  взаимодействия учителя­ логопеда) операций), счетный материал. Целями организационных ресурсов являются: ­ установление единого речевого режима на  логопедических занятиях, в урочной и внеурочной  деятельности и семье, который направлен на  закрепление усвоенных детьми правильных  произносительных навыков; ­ предоставление детям образцов речи педагогов:  орфоэпическая правильность и достаточная громкость, неторопливость темпа, выразительность и слитность и  т.д.    с ребёнком: моделирование форм общения  ребёнка с микросоциумом, установление  доброжелательных отношений, усвоение  социально одобряемых форм речевого  поведения, создание ситуаций успеха и т.д. с членами семьи ребёнка: формирование у  родителей  позитивной позиции в отношении  наличия речевого нарушения у ребёнка,   создания условий, обеспечивающих  заинтересованность и активное участие всех  членов семьи в совместной работе при оказании  логопедической помощи ребёнку; со специалистами службы психолого­ педагогического и социального сопровождения  школы, с педагогами, администрацией школы,  логопедами других ОУ. Кабинет обеспечен необходимым и в нужном количестве демонстрационным  оборудованием; максимально содержательными, систематизированными и  предусматривающими различные  виды работы учебными пособиями. Пособия   используются в готовом виде или изготавливаются с детьми в ходе занятия (что дает  больший развивающий эффект, улучшает запоминание и понимание материала, так как  применение обобщенных познавательных действий обеспечивает усвоение информации  вместе с методами её структурирования и способами использования).  По субъекту деятельности средства делятся на средства преподавания – для  объяснения, закрепления, повторения по усвоению материала, и средства учения,  используемые учащимися для формирования правильных навыков, их применения,  усвоения знаний. При отборе средств руководствуемся следующим:  средства должны быть многофункциональными, выполняющими функции  наглядности; интерактивными, воздействующими на аудиальный, визуальный,  кинестетический каналы восприятия, с учетом механизмов нарушения и  доминирующего сохранного канала восприятия. Такие средства являются  оптимальными, позволяющими учителю­логопеду при минимальных усилиях  достигать максимальных результатов;  средства определяют последующий выбор форм, являющихся внешним выражением  содержания работы, и должны быть отобраны согласно методам как моделям  организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребёнка, как способам достижения цели и решения задач, поставленных на данный период работы с детьми. При использовании новых средств традиционная форма видоизменяется и  преобразуется в инновационную, что свидетельствует о взаимодействии и взаимовлиянии  всех составляющих процесса коррекционно­развивающей учебно­воспитательной работы и  инициирует учителя –логопеда на поиск новых средств, поддерживающих познавательные  интересы учащихся, активирующих самостоятельную работу и позволяющих  её вести в  индивидуальном темповом режиме, т.е. оптимизирующих, интенсифицирующих  коррекционных процесс в целом. 3.3.  Содержание и оформление логопедического кабинета в соответствии с  Содержание и оформление логопедического кабинета в соответствии с  требованиями ФГОС. требованиями ФГОС. Кабинет учителя­логопеда  предназначен для групповой формы работы с учащимися,  удобен для проведения консультативной работы с родителями и методической работы с  учителями начальных классов по вопросам коррекции, развития, воспитания и обучения  учащихся. При организации пространственной и предметной среды учтена общая цветовая  гамма. Цвет жалюзи, ковровых покрытий, элементов внутреннего интерьера оказывает  успокаивающее воз действие или активизирующее, в зависимости от функции каждого  подпространства.  В целом пространство кабинета оформлено гармонично и эстетично.  Стилистически нейтрален ­ информационное содержание соответствует возрастной  категории детей, без лишнего демонстрационного материала, не имеющего  информационного содержания. Таким образом, логопедический кабинет – это смоделированная учителем­логопедом  образовательная среда, обучающая, развивающая и воспитывающая, а также  профессионально интерпретированная, т.е. коррекционная направленность содержания  имеет скрытый характер; это комфортное и одновременно рабочее пространство для  совместной деятельности учителя, ученика и родителей. 4. Анализ коррекционно­развивающей среды Анализ коррекционно­развивающей среды Карта анализа коррекционно­развивающей среды Критерии  Кол­во баллов  нач. года  Кол­во баллов конец года 1. Предметно­пространственные ресурсы 1.1. Наличие структурирования  пространственных ресурсов на специально  организованные зоны и их использование на  логопедических занятиях 1.2. Наличие подпространств, различающихся по функциям и атмосфере 1.3. Комплексная возможность использования  предметов, демонстрационного оборудования,  дидактического материала  1.4. Полифункциональность используемых  предметов 1.5. Наличие худ. литературы, учеб. пособий,  1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5. 1. 3. 5. 1. 3. 5. 1. 3. 5. 1. 3. 5. изобразительных средств, аудио­, видеопособий  для использования в различных видах  коммуникации 1.6. Динамичность (изменчивость) среды 1.7. Эмоционально­поведенческий компонент  среды 1.8. Возможность включения учащихся в  преобразование среды 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5. 1. 3. 5. 1. 3. 5. Сумма баллов 14/8=1,75 24/8=3,0 2. Социально­психологические ресурсы 2.1. Возрастная адресованность 2.2. Индивидуальная адресованность 2.3. Педагогическая направленность среды 2.4. Обеспеченность разностороннего развития  ребенка 2.5. Установление единого речевого режима 2.6. Возможность преобразования среды  педагогом в зависимости от ситуации и задач 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5 1. 3. 5. 1. 3. 5. 1. 3. 5. 1. 3. 5. 1. 3. 5. 1. 3. 5. Сумма баллов 14/6=2,3 22/6=3,6 Анализ   осуществляется   по   трем   критериям,   каждый   из   которых   имеет   свои составляющие   —   они   оцениваются   в   баллах   (1   —   не   реализовано,   3   —   реализовано частично, 5 — реализовано полностью). Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на их количество, т.е. в первом критерии   на   8,   во   втором   на   5.   Средний   балл   позволяет   судить,   благоприятствует   ли данная   коррекционно­развивающая   среда  формированию   коммуникативных   и формированию   коммуникативных   и познавательных компетенций обучающихся.  Если результат 3,5 < 1 < 5, то коррекционно­ познавательных компетенций обучающихся.  развивающая среда реализована полностью; 2,5<1<3,5­ частично реализована, допущены лишь   небольшие   неточности,   не  влияющие   на  общее   состояние   показателя;   1   <  2,5  — коррекционно­развивающая   среда   должным   образом   не   реализована,   требования, заключенные в формулировке показателя, выполняются не полностью, эпизодически либо формально. Из приведённых данных, собранных в результате анкетирования, видим, что предметно­ развивающая среда развивается и способствует формированию коммуникативных и  познавательных компетенций.  Таким образом, логопедический кабинет рассматривается  как особая образовательная среда, в которой организована специальная помощь ребёнку и  его окружению, а средовые ресурсы – как комплексы, обеспечивают решение специальных  задач. Используемые источники: 1. О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук Логопедическая работа в школе, М.,  «Просвещение», 2012 г. 2. В.А.Ясвин Образовательная среда.  http://parhomenko.pro/d/965353/d/_yasvinv.a.obrazovatelnayasreda.pdf 3. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/#51275

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций

Образовательная среда как средство формирования коммуникативных и познавательных компетенций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018