Образовательное событие как инновационная технология литературного развития дошкольников

  • docx
  • 10.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья 2023.docx

 

Образовательное событие как инновационная технология

литературного развития дошкольников

 

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, как часто и каким образом читают детям.

 

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно - образовательными задачами и возрастом детей. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосозна­ние, формирует мировоззрение.

Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками [5,8].

Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой активно изучалась на протяжении всего периода развития отечественной педагогической науки. Анализ научно-методической литературы показал, что основная цель приобщения к книге остается неизменной – это воспитание любви и интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя. Однако в различные периоды в центре внимания исследователей и педагогов практиков оказывались различные аспекты проблемы. Так, в 20–30 годы 20-го века большое внимание уделялось проблеме отбора произведений для чтения детям, вопросам художественного чтения (Е.А. Флерина). В 40–60 годы особое внимание обращалось на роль книги в нравственном воспитании дошкольников (Н. Карпинская, М. Конина, Р. Жуковская). В 70–90 годы активно разрабатывались вопросы художественно-эстетического воспитания в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (Л.М. Гурович, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко).

Вместе с тем тенденцией современного времени является уменьшение времени общения дошкольника с книгой. По данным исследований, первые места в рейтинге любимых занятий дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а чтение (слушание) лишь четвертое – пятое места, до 40 процентов детей дошкольников возраста не испытывают устойчивого интереса к книге, не проявляют инициативы в общении с книгой [8].

Данное положение связано с изменением места и роли книги в обществе, снижением интереса к книге, чтению; утрате традиций семейного чтения; появлением новых, разнообразных источников информации (Интернет, экранные средства), успешно конкурирующих с книгой в борьбе за внимание и место в жизни ребенка.

Новая «социокультурная ситуация развития детства» определяет необходимость поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего читателя в изменившихся условиях [6].

Современная образовательная система характеризуется различными подходами к решению задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2014 году именно стандарт определяет приоритетные направления работы по приобщению дошкольников книге в ДОО [9].

Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценирование, словесном творчестве на основе произведения).

Введение в действие новых образовательных стандартов в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до самого образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.

Образовательное событие – это одна из форм организации детей в дошкольной организации. В основе образовательного события лежит игра – развивающая, протяженная во времени и пространстве, с множеством связанных между собой сюжетов. Жизнь ребенка всегда наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (осенний поход или путешествие на море). Это такой факт, который может запомниться на всю жизнь, и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.

 В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие — это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности. За кажущимся, на первый взгляд, исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция), так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.

В своей деятельности педагоги нашего детского сада внедряют данную технологию как календарные образовательные события. Конструирование календарных образовательных событий не представляет сложности. Детские сады давно следуют общим календарным праздникам, таким как Новый год, Международный женский день, День космонавтики, дни рождения детей. Это ожидаемые праздники. Подготовка к ним имеет свои традиции. Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно придумать, чтобы порадовать детей, чем их заинтересовать, поддержать их инициативу и самостоятельность. И здесь мы нашли выход, заглянув в наш календарь событий. Ведь кроме общеизвестных праздников существует масса интересных дат, которые посвящены великим писателям и поэтам, и могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов взрослых и детей.

Для реализации данной технологии в детском саду с прошлого учебного года создается и постоянно пополняется совместными усилиями педагогов, родителей и детей детский календарь событий «Этот день в календаре: читаем вместе».  Изначально интересная информация по дням рождениям великих писателей подбирается педагогом в совместной работе с родителями воспитанников. Оказалось, что в мире ежедневно отмечают свои дни рождения один, два автора, с которым дети уже знакомы или они им совсем не известны. И вот здесь начинается наше событийное образование через литературное развитие. Вместе с воспитанниками выбираем автора. который нас заинтересовал, знакомимся с его творчеством, выбираем особенно понравившееся произведение, готовим по выбору и предложениям детей форму проведения празднования дня рождения автора. Продумываем. Какую информацию еще необходимо найти. Заполняем наш календарь.

Оформление в группах, атрибутика, творческие задания и представление информации, индивидуальны для каждого праздника. Большое значение придается тому, насколько современны и насыщены предметно-развивающая среда в детском саду, степень заинтересованности и вовлеченности родителей в жизнь детского сада.

Форма проведения праздничных дней может быть самой различной.

Мы привлекаем наших воспитанников к реализации намеченного плана по проведению праздничных дней, поддерживаем творческую активность детей, создаем условия, позволяющие им самостоятельно определить содержание предстоящей деятельности. Игровая форма реализации образовательного события приобщает ребят к различным видам творческой деятельности, способствует формированию у них различных компетенций, уверенности в себе, позитивного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств личности.

Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого – это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его и не перестать удивляться. Для ребенка- возможность заявить о том, что он вовсе не чистая доска, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Эти способы не неправильные, а другие, а значит, и взаимодействовать с ним нужно не как с «неправильным», которого требуется подогнать под общепринятые рамки, а по-другому.

Организация жизни в детском саду в событийной форме – это как раз и есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный возраст.

Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.