Образовательный минимум по литературному чтению 2 класс
2022-2023 учебный год.
Устное народное творчество. |
|
Жанры устного народного творчества: |
потешки, частушки, прибаутки, песни, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины. |
Виды сказок: |
бытовые (об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными) «Каша из топора», волшебные (присутствует волшебство) «Гуси - лебеди» и о животных (главные герои сказки – животные) «Лиса и Журавль». Волшебные сказки состоят из присказки, зачина, троекратного повторения и концовки.
|
Присказки |
- предисловие к сказке. «Это присказка не сказка, сказка будет впереди», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». |
Зачин |
вступление/начало сказки «Жили – были …».
|
Троекратный повтор |
- Число «три» считается «магическим» в сказках. Трижды происходят походы за тридевять земель, три героя, три испытания и т.д. |
Концовка |
- завершение сказки «Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец». |
Должны знать произведения: |
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди» |
Люблю природу русскую. Осень. |
|
Стихотворный текст |
- это написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. (С. Есенин) |
Прозаический текст |
– это произведение, написанное в прозе (не в стихах). Осеннее утро Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой – мотыльком, какой – винтиком. А между тем… (М. Пришвин) |
Стихотворная рифма |
- это созвучие концов стихотворных строк. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
|
Стихотворная ритм |
- это чередование ударных и безударных слогов в строке. Ту-ча не-бо кро-ет, (У-Б-У-Б-У-Б) Солн-це не блес-тит. (У-Б-Б-Б-У) Ве-тер в по-ле во-ет, (У-Б-У-Б-У-Б) Дож-дик мо-ро-сит. (У-Б-Б-Б-У)
|
Должны знать произведения: |
Поэзия Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…», А.Фет «Ласточки пропали…» (наизусть), А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» (наизусть), И. Токмакова «Опустел скворечник…» |
Проза М. Пришвин «Осеннее утро» |
|
Русские писатели.
|
|
Сказки |
Народная сказка - это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил. Русская народная сказка «Хаврошечка» |
Литературная (авторская) сказка - это авторское, художественное или поэтическое произведение. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
Иллюстратор |
- это художник, который делает рисунки-иллюстрации к литературным произведениям. |
Басни |
– это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» |
Должны знать произведения: |
Поэзия А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» (наизусть), «Вот север, тучи нагоняя» (наизусть), «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» |
Литературная сказка А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
|
Басни И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука». |
|
Проза Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок», «Котёнок». |
|
О братьях наших меньших
|
|
В художественном тексте |
писатель изображает всё, что волнует и интересует человека, с помощью слова. Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
В научно- познавательном тексте |
учёный на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты. Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. (Из энциклопедии) |
Должны знать произведения: |
Поэзия И. Пивоварова «Жила-была собака…», В. Берестов «Кошкин щенок» |
Проза М. Пришвин «Ребята и утята», Е.Чарушин «Страшный рассказ», Б. Житков «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант», «Сова». |
|
Из детских журналов
|
|
Детские журналы |
– печатные периодические издания для детей. «Колобок», «Весёлые картинки», «Мурзилка». |
Рубрики |
– разделы журнала. «Поиграем в слова», «Зеленый мир», «Галерея искусств Мурзилки», «Путешествия и открытия». |
Статья |
– короткое произведение, которое не относится к художественному жанру. |
Должны знать произведения: |
Поэзия: Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..», «Что это было?», Д.Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи», Н.Гернет, Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог», А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
Люблю природу русскую. Зима.
|
|
Мелодика стихотворения |
– повышение и понижение интонации (голоса) |
Должны знать произведения: |
Поэзия И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Светло-пушистая, снежинка белая…» Я. Аким «Утром кот принёс на лапах…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…» (наизусть), С. Есенин «Берёза» (наизусть). |
Русская народная сказка «Два Мороза» |
|
Проза С. Михалков «Новогодняя быль» |
|
Писатели – детям.
|
|
Смысл произведения |
– это то главное (главная мысль), что хочет донести писатель до читателя.
|
В юмористическом стихотворении |
автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает свое добродушное, немного насмешливое отношение к ним. С.Маршак «Кот и лодыри»
|
Должны знать произведения: |
Поэзия К.И.Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе», С.Я. Маршак «Кот и лодыри», С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок», А.Л. Барто «Веревочка», «В школу», «Вовка – добрая душа». |
Проза Н.Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».
|
|
Я и мои друзья
|
|
Должны знать произведения: |
Поэзия Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду…», В. Лунин «Я и Вовка».
|
Проза Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных», В.Осеева «Волшебное слово», «Почему?».
|
|
Люблю природу русскую. Весна
|
|
Должны знать произведения: |
Поэзия Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» (наизусть), А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…», И. Бунин «Матери», Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» |
И в шутку и всерьёз
|
|
Должны знать произведения: |
Поэзия Б. Заходер «Что красивей всего?», «Песенки Винни -Пуха», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память», В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». |
|
Проза Э. Успенский «Чебурашка», Г. Остер «Будем знакомы», В. Драгунский «Тайное становится явным». |
Литература зарубежных стран
|
|
Пьеса |
- это драматическое произведение для театрального представления
|
Должны знать произведения: |
Е. Шварц «Красная Шапочка» Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» Английская народная песенка «Перчатки» Английская народная песенка «Храбрецы» Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» Шарль Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка» Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине» Эни Хогарт «Мафин и паук»
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.